ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14770/17 от 27.09.2017 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-14770/2017

04 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 04 октября 2017 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Саломая В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Рябко,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Находкинского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (<...>),

о признании незаконным отказа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю от 18.04.2017 № 25/17-16428, обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю аннулировать и исключить из ГКН сведения об объекте недвижимости (земельном участке) с кадастровым номером 25:31:010305:717, сведения ГКН о котором имеют статус «ранее учтенный»,

при участии в заседании: от заявителя ФИО1,

у с т а н о в и л :

Администрация Находкинского городского округа обратилась в суд с заявлением о признаниинезаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю об отказе в снятии с учета объекта недвижимости от 18.04.2017 № 25/17-16428, как несоответствующее Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости». Обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости (земельный участок) с кадастровым номером 25:31:010404:779, сведения о котором имеют статус «ранее учтенный».

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте предварительного судебного разбирательства, в заседание суда представителей не направил, отзыв не представил, требования не оспорил, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные требования в полном объеме.

Судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты уточненные требования заявителя, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, а доказательств иного суду не представлено.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

12.01.2017 администрация Находкинского городского округа обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 25:31:010404:779.

Решением от 18.04.2017 № 25/17-16428 Управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю отказано в осуществлении кадастрового учета.

Пунктом 3 статьи 70 Федерального закона 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» ( далее -Порядок) установлены правила ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Пунктом 171 Порядка указано, что внесение в Федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведений государственного кадастра недвижимости, которые с 1 января 2017 г. считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, не требующими дополнительного подтверждения, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Порядком.

В соответствии с пунктом 177 Порядка, при включении в ЕГРН сведений из государственного кадастра недвижимости сведениям со статусом "ранее учтенный" присваивается статус сведений "актуальные", за исключением случаев, предусмотренных пунктом 179 Порядка, а также сведений со статусом "ранее учтенный" в отношении земельных участков, учтенных в установленном порядке до 1 марта 2008 которым при отсутствии в реестре прав на недвижимость (ЕГРН) записи о праве на такой земельный участок, в том числе о его правообладателях, после соблюдения процедуры, предусмотренной пунктом 181 Порядка, присваивается статус записи "архивная".

Пунктом 181 Порядка определена следующая процедура:

- в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок:

- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 марта 2008 г., отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо в случае непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке после внесения в соответствующий раздел ЕГРН присваивается статус "архивная".

В соответствии с пунктом 12 Порядка определено, что статус "архивная" присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта недвижимости.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 25:31:010404:779 от 10.01.2017г. № 25/ИСХ/17-1320:

- государственный кадастровый учет земельного участка осуществлен до 1 марта 2008 г., а именно 20.07.2006;

-информация о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок отсутствует (что также подтверждается выпиской из ЕГРП от 04.05.2017г. № 25/000/002/2017-129710 на такой земельный участок);

-сведения о земельном участке, из которого образован земельный участок отсутствуют;

- сведения о наличии на земельном участке объектов недвижимости отсутствуют (что также подтверждается выписками из ЕГРП от 04.05.2017г. № 25/000/002/2017-129716 и от 04.05.2017г. № 25/000/002/2017-129714 об объектах недвижимости).

Согласно сведениям, представленных управлением землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа и управлением имущества администрации Находкинского городского округа, правоустанавливающие документы в отношении такого земельного участка отсутствуют, оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок не имеется.

Полномочия администрации Находкинского городского округа по распоряжению земельными участками определены в пункте 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», где установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.05.2017 № 25/000/002/2017-129710 информация о зарегистрированном праве на земельный участок с кадастровым номером 25:31:010305:717 отсутствует, что свидетельствует о том, что земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, препятствий для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года и присвоения статуса записи "архивная" не имеется.

16.12.2016 (вх. № 14-3025) в адрес администрации Находкинского городского округа обратилось ООО «Профит» с заявлением о снятии земельный участка с кадастровым номером 25:31:010404:779 с кадастрового учета для дальнейшего формирования такого земельного участка на аукцион.

На территорию, в границы которой входит испрашиваемый земельный участок, разработан проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицей Вознесенской и береговой линией бухты Прогулочной в г. Находке и утвержден постановлением администрации Находкинского городского округа от 07.05.2014 № 869 «Об утверждении документации по планировке территории».

В соответствии с указанным проектом, в границы формируемого испрашиваемого земельного участка входит земельный участок с кадастровым номером 25:31:010404:779, который препятствует образованию испрашиваемого земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Росреестром отказано в снятии с учета объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010404:779, следовательно, образование испрашиваемого земельного участка по заявлению заинтересованного лица невозможно.

Согласно статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества.

Соответственно, у заявителя отсутствует возможность передачи в возмездное пользование испрашиваемого земельного участка, что ведет к систематическому недополучению дохода в бюджет.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем, кадастровая палата не представила каких-либо доказательств соответствия оспариваемого решения закону, а наоборот требования не оспорила.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявление Администрации Находкинского городского округа подлежит удовлетворению.

На основании статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю об отказе в снятии с учета объекта недвижимости от 18.04.2017 № 25/17-16428, как несоответствующее Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости».

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости (земельный участок) с кадастровым номером 25:31:010404:779, сведения о котором имеют статус «ранее учтенный».

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия.

Судья Саломай В.В.