ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14833/11 от 17.10.2011 АС Приморского края

$!90A2FB-iahaaj!

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-14833/2011

20 октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 20 октября 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карпачевым М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ООО «Проектно-геодезическое бюро» (ИНН <***>, , ОГРН <***>, )

о привлечении к административной ответственности по протоколу от 12.09.2011 № 24-13/264,

встречный иск ООО «Проектно-геодезическое бюро»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю

о признании незаконным протокола от 12.09.2011 № 24-13/264 о привлечении к административной ответственности

при участии: от заявителя – ФИО1 – специалист-эксперт отдела правого обеспечения от 31.08.2011 № 10-50; от ответчика – ФИО2 – директор, приказ от 27.8.2003 № 1.

установил: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту – управление Росреестра) обратилось с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) общества с ограниченной ответственностью «Проектно-геодезическое бюро» (далее по тексту – общество).

Общество с ограниченной ответственностью «Проектно-геодезическое бюро» обратилось со встречным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным протокола от 12.09.2011 № 24-13/264 о привлечении к административной ответственности.

Управление Росреестра в судебном заседании заявление о привлечении общества к административной ответственности поддержало, указав, что в результате проверки межевых планов земельных участков, составленных ООО «Проектно-геодезическое бюро», был установлен факт отсутствия регистрации геодезических работ при межевании земельных участков, а также незаконность использования координат пунктов государственной геодезической сети без разрешения пользования координатами органами госгеонадзора и оплаты за их пользование. Указало на нарушение требований и условий, предъявляемых к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности.

Дополнительно пояснило, что ранее общество к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось.

Поскольку в действиях общества усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, управление просит привлечь правонарушителя к административной ответственности.

Общество первоначальное требование не признает, указало, что для осуществления кадастровых работ не требуется наличия лицензии, следовательно, общество не может быть привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель общества пояснил, что у Управления Росреестра отсутствуют надзорные функции в связи с чем, им превышены полномочия при осуществлении проверки и составлении протокола об административном правонарушении.

Кроме того, по мнению общества, в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.

Считает, что кадастровый инженер вправе выбрать формы организации своей кадастровой деятельности как в качестве индивидуального предпринимателя, так и в качестве работника юридического лица на основании трудового договора.

По мнению ответчика, законом оговорена унифицированная специальная форма межевого плана и приложения к нему со ссылками на кадастрового инженера, выполнившего работы, однако требований о наличии какого-либо разрешения на выполнение геодезической и картографической деятельности в нормативных актах не содержится.

Общество в судебном заседании указало, что не требуется регистрация и выдача разрешений в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры при выполнении работ, связанных с выносом в натуре границ землепользований, если для выполнения таких работ не требуется создания геодезических сетей и производства топографической съемки.

Общество также пояснило, что при кадастровой деятельности использовались координаты государственных геодезических пунктов.

На основании изложенного, ответчик считает, что заявленное Управлением Росреестра требование удовлетворению не подлежит.

Общество поддержало встречное требование, считает незаконным факт составления протокола об административном правонарушении. Представитель общества указал, что геодезическая деятельность не подлежит лицензированию, в связи с чем неправомерно составлен протокол.

Кроме того, представитель общества пояснил, что протокол обязывает общество нести административную ответственность.

Управление Росреестра требование о признании незаконным протокола не признает, считает, что протокол составлен в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Из материалов дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Проектно-геодезическое бюро» зарегистрировано в качестве юридического лица 26 августа 2003 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 12 по Приморскому краю за основным государственным регистрационным номером <***>, о чем выдано свидетельство серии 25 № 02169806.

На основании лицензии от 08.04.2009 №ДВГ-00726Г обществу предоставлено право на осуществление геодезической деятельности.

Обществом  28.07.2011 года в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю были сданы межевые планы (регистрационные номера 2500/101/11-29833 и 2500/101/11-29842), подготовленные по земельным участкам, расположенным по адресам: Приморский край, г. Артем, урочище «Соловей Ключ», с/т «Эврика», ул. Солнечная, участок № 240; Приморский край, г. Артем, снт «Шахтер-2», участок № 145.

Судом установлено, что управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 15 августа 2011 года была произведена выгрузка из АИС Государственного кадастра недвижимости информации о поступлении 28.07.2011 заявлений регистрационные номера 2500/101/11-29833 и 2500/101/11-29842.

В ходе проверки межевых планов Росреестром установлено, что исполнителем кадастровых работ являлось ООО «Проектно-геодезическое бюро». В состав кадастровых работ по данным межевым планам входит геодезические работы, выраженные в определении координат точек границ земельных участков. При подготовке межевых планов в качестве геодезической основы были использованы пункты и знаки государственной геодезической сети. Исходные геодезические данные указаны в пункте 2 листа 3 межевых планов. Координаты вышеуказанных пунктов и знаков государственной геодезической сети использованы для геодезических построений и определения координат точек границ земельных участков межевых планов.

Проверка осуществлялась на основании книг регистрационного учета, в том числе их копий, полученных в Дальневосточном окружном управлении геодезии и картографии.

Указанные нарушения были обнаружены непосредственно ведущим специалистом-экспертом отдела геодезии и картографии УправленияРосреестра по Приморскому краю.

Установив, что общество за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату не производило, геодезические работы при межевании земель не были зарегистрированы в органе госгеонадзора, Управление Росреестра пришло к выводу, что общество нарушило требования и условия, предъявляемые к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности.

Данные факты явились основанием для составления 12.09.2011 в отношении ООО «Проектно-геодезическое бюро» протокола об административном правонарушении № 24-13/264, в котором деяние общества квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Материалы дела в порядке части 3 пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены на рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Исследовав представленные документы, заслушав пояснения сторон, суд находит обоснованным требование заявителя о привлечении общества к административной ответственности по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.12.1995 №209-ФЗ «О геодезии и картографии», пунктами 42,43 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» геодезическая и картографическая деятельность, за исключением геодезической, картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах (статья 3 ФЗ №209-ФЗ).

В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит схема геодезических построений (приложение № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляющаяся, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической и подлежит лицензированию.

Статьей 2 Закона №128-ФЗ установлено, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан выполнять лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 N 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии» являются соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О геодезии и картографии».

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», геодезической основой государственного кадастра недвижимости являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения.

Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат (часть 4 статьи 6).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее – Закон о геодезии и картографии), геодезические и картографические работы являются процессом создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных.

Согласно части 2 статьи 13 Закона о геодезии и картографии, подпункту 3 пункта 5 Положения о государственном геодезическим надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 № 273, регистрация геодезических и картографических работ, за исключением указанных работ в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, является одной из основных задач государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью. В силу пункта 6 названного Положения органы государственного геодезического надзора в соответствии с основными задачами государственного геодезического надзора выдают в установленном порядке разрешения на пользование материалами и данными федерального и территориальных картографо-геодезических фондов.

Следовательно, получение и использование координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана должно осуществляться на основании разрешения уполномоченного органа, а проведение геодезических и картографических работ подлежит обязательной регистрации в уполномоченном органе. Незаконное использование координат государственных геодезических пунктов при подготовке межевого плана земельных участков, а также отсутствие обязательной регистрации геодезических работ является нарушением требований и условий, предъявляемых к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности.

Общество за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату за пользование материалами и данными не производило.

Поскольку нарушение ответчиком лицензионных требований подтверждено имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12.09.2011 № 24-13/264, межевыми  планами от 28.07.2011 № 2500/101/11-29833 и № 2500/101/11-29842, пояснениями сторон, зафиксированными в протоколе судебного заседания, суд считает обоснованными выводы административного органа о наличии в деянии общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 настоящего Кодекса вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 № 705 лицензирование геодезической деятельности возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Приказом Минэкономразвития от 14.05.2010 № 178 утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях. В соответствии с данным перечнем начальники отделов территориальных органов Федеральной службы и их заместители, другие должностные лица территориальных органов, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также контроль за соблюдением лицензионных требований при проведении работ, относящихся к геодезической и картографической деятельности вправе в пределах своей компетенции составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Кроме того, приказом Управления Росреестра от 01.07.2010 № 405-к подтверждается принятие ФИО3 на должность ведущего специалиста-эксперта отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Приморскому краю. Следовательно, протокол об административном правонарушении от 12.09.2011 № 24-13/264 составлен уполномоченным лицом.

На основании изложенного, судом отклоняется довод ответчика о том, что Управлением Росреестр по Приморскому краю не подтверждены полномочия по контролю в отношении кадастровой деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 209-ФЗ от 26.12.1995 «О геодезии и картографии» к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.

Согласно пункту 3.2.1 Стандарта отрасли «Виды и процессы геодезической и картографической производственной деятельности. Термины и определения» ОСТ 68-14-99 геодезические работы - категория полевых и камеральных работ, основным назначением которых является сбор данных для определения фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени.

Пунктом 7 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В межевых планах в качестве геодезической основы использовались местные системы координат. В то же время, на листе 3 межевых планов, составленных обществом указаны пункты государственной геодезической сети. Согласно выписке каталогов координат геодезических пунктов государственной геодезической сети, все указанные в межевых планах пункты являются пунктами государственной геодезической сети. Каталоги координат являются материалами федерального картографо-геодезического фонда, находящегося на хранении в Управлении Росреестра по Приморскому краю. Таким образом, фактически при подготовке межевых планов использовалась государственная система координат.

При этом, не имеет значение какая использовалась система координат местная или государственная, эти координаты принадлежат пунктам государственной геодезической сети и использование их без разрешения и оплаты не допускается.

Таким образом, использование координат пунктов, указанных в межевых планах в любой системе координат разрешается только при получении разрешения и оплаты.

Следовательно, деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляемая, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической деятельностью, подлежащей лицензированию.

При таких обстоятельствах суд считает доказанными факт правонарушения и вину общества, выразившуюся в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, данное лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В части встречного требования ООО «Проектно-геодезическое бюро» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным протокола от 12.09.2011 № 24-13/264 о привлечении к административной ответственности производство по делу подлежит прекращению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению административного дела является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Статьей 28.2 КоАП РФ определен порядок составления протокола и его содержание.

В соответствии с положениями статьи 30.1 КоАП РФ обжалованию по делу об административном правонарушении подлежат постановление по делу об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Возможность обжалования протокола об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрена.

Следовательно, протокол о возбуждении дела об административном правонарушении не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования.

Довод общества о том, что протокол об административном правонарушении обязывает нести административную ответственность судом отклоняется, поскольку данный акт по правилам статьи 28.2 КоАП РФ не влечет каких-либо материально-правовых последствий для лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, так как наличие либо отсутствие нарушения законодательства (состава административного правонарушения) устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого принимается соответствующее решение. Указанным протоколом на заявителя не возложены какие-либо обязанности, создающие препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, дело в части требования общества о признании незаконным протокола об административном правонарушении от 12.09.2011, вынесенного Управлением Росреестра, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по настоящему делу в указанной части подлежит прекращению.

Подобная правовая позиция согласуется с подходами Конституционного Суда, изложенными в определении от 18.04.2006г. № 107-О, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенными в постановлении от 17.02.2009г. № 14338/08.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек. Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением установленного КоАП РФ порядка.

Проверив наличие нарушения требований КоАП РФ, допущенных со стороны административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд не установил таковых.

Оценив конкретные обстоятельства совершения данного правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия ответчиком всех зависящих от него мер по соблюдению лицензионные требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление геодезической деятельности, в материалы дела не представлено, в связи с чем общество признается виновным в совершении данного административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение, допущенное обществом, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность.

Вместе с тем суд, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, а так же совершение правонарушения впервые, считает необходимым и достаточным применить меру ответственности, в пределах санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Руководствуясь статьями 150, 151, 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Проектно-геодезическое бюро», зарегистрированное в качестве юридического лица 26 августа 2003 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №12 по Приморскому краю за ОГРН <***>, расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам: наименование получателя платежа - УФК по Приморскому краю (Управление Росреестра по Приморскому краю), ИНН <***>, КПП 254001001, номер счета получателя платежа - 40101810900000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю, БИК 040507001, код бюджетной классификации: 32111690040040000140 Код ОКАТО 05401000000, назначение платежа - административный штраф за нарушение законодательства о геодезической и картографической деятельности.

Квитанцию об уплате штрафа в трехдневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение.

В случае неуплаты штрафа в 30-дневный срок и непредставление доказательств уплаты (квитанции об уплате штрафа) суду направить судебный акт в отдел судебных приставов по месту нахождения ответчика для принудительного исполнения.

Прекратить производство по делу по встречному заявлению общества с ограниченной ответственностью «Проектно-геодезическое бюро» о признании незаконным протокола об административном правонарушении от 12 сентября 2011 года № 24-13/264.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья Чугаева И.С.

Судья Чугаева И.С.