АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-15040/2018
01 августа 2018 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Куприяновой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С.Кулеш ,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :
Центрального банка Российской Федерации в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 10.01.2003, место нахождения 690990, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью страховая компания «ДАЛЬАКФЕС» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 26.12.2003, юридический адрес 690003, <...>)
о привлечении общество с ограниченной ответственностью страховая компания «ДАЛЬАКФЕС» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
При участии в заседании:
от Заявителя: ведущий юрисконсульт отдела административного производства Юридического управления ФИО1 по Дов. Серия 25АА № 2342892 от 18.01.2018, паспорт.
от лица, привлекаемого к ответственности – не явился, извещен,
установил:
Центральный банк Российской Федерации , в лице Дальневосточного главного управления (далее Центробанк России, Заявитель) обратился в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью страховая компания «ДАЛЬАКФЕС» (далее Страховщик, Общество, ООО СК «ДАЛЬАКФЕС») о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (Протокол №ТУ-05-ЮЛ-18-10814/1020-1 об административном правонарушении от 11.07.2018 года).
Страховщик в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Признав дело подготовленным, и учитывая отсутствие возражений сторон относительно рассмотрения дела в их отсутствие , суд, на основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению спора в судебном заседании в первой инстанции.
Суд также учитывает, что определением суда от 18.07.2018 сторонам было указано на возможность проведения судебного разбирательства в судебном заседании 01.08.2018 при отсутствии возражений сторон относительно рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала, полагает, что обществом своевременно не направлен электронный полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств , чем нарушен пункт 7.2 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО). Полагает, что данное обстоятельство указывает на нарушение Страховщиком законодательства в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и, соответственно, условий осуществляемой им лицензируемой деятельности.
В этой связи Заявитель настаивает на наличии в деянии ООО СК «ДАЛЬАКФЕС» признаков совершения им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание не прибыл, факт совершения Обществом административного правонарушения не оспорил, связи с чем, дело рассмотрено судом без участия лица, привлекаемого к ответственности, по имеющимся в материалах дела документам.
При рассмотрении дела судом установлено следующее:
ООО СК «ДАЛЬАКФЕС» осуществляет страховую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС № 2214-03, выданной Центральным банком Российской Федерации 17.11.2015.
Отделением Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Банка России рассмотрена жалоба ФИО2 от 06.12.2017 № ОЭТ-4858 по вопросу нарушения ее прав ООО СК «ДАЛЬАКФЕС», допущенного при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа.
Согласно письменным пояснениям и представленным документам, ФИО2 04.12.2017 совершила все необходимые действия, предусмотренные требованиями нормативных актов Российской Федерации, с целью заключения со Страховщиком договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа, в том числе оплатила страховую премию, однако, Страховщик не направил ФИО2 электронный полис ОСАГО.
Представленные документы свидетельствовали, что 04.12.2017 ФИО2 оплатила страховую премию за договор в размере 2 944,37 руб., а из письма Страховщика от 23.01.2018 № 695/18 следовало, что по причине настройки программного обеспечения е-ОСАГО в период с 04.12.2017 по 05.12.2017 наблюдались сбои в отправке по электронной почте заключенных полисов ОСАГО.
Страховщиком только 11.12.2017 ФИО2 отправлена электронная версия полиса серии XXX № 0020018090 b 16:01.
Выявленное нарушение послужило основанием для вывода Банком России о нарушении Страхователем условий выданной ему лицензии и наличии признаков совершения административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
11.07.2017 Центробанк России в отношении ООО СК «ДАЛЬАКФЕС» составил протокол об административном правонарушении №ТУ-05-ЮЛ-18-10814/1020-1.
Заявление и материалы дела об административном правонарушении в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Арбитражный суд Приморского края.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) установлено, что лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно части 3 статьи 2 указанного Федерального закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 статьи 2 ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона № 99-ФЗ, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 которой осуществление страховой деятельности подлежит лицензированию.
Общие требования к лицензированию субъектов страхового дела определены в статье 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1).
Специальные требования к осуществлению деятельности в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Законом об ОСАГО.
Названные законы содержат нормы, устанавливающие требования к лицензиату и его деятельности, в том числе к квалификации его работников, организационно-правовой форме, условиям осуществления деятельности.
При этом действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) к страховой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4014-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
В соответствии со статьей 1 Федеральный закон № 40-ФЗ договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 15 Федерального закона № 40-ФЗ, и является публичным.
Пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона № 40-ФЗ установлено, что договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 40-ФЗ.
Согласно пункту 10.1 статьи 15 Федерального закона № 40-ФЗ , при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 40-ФЗ, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является Российский Союз Автостраховщиков (далее - PC А).
Порядок действий страховой организации при заключении договора ОСАГО в электронной форме , а также требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования установлен Указанием Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 4190-У).
Пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона № 40-ФЗ предусмотрено, что непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 40-ФЗ, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления.
Пунктом 1.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (далее - Правила страхования) также установлено, что незамедлительно после исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, направляется страхователю по указанному им адресу электронной почты, а также посредством размещения в личном кабинете страхователя ОСАГО.
В соответствии с пунктом 9 Указания № 4190-У, страховщик после уплаты страховой премии в соответствии с Правилами страхования направляет сведения об уплате страховой премии по договору в АИС ОСАГО, в которой регистрируется договор с присвоением уникального номера и сообщением его страховщику.
После получения уникального номера , присвоенного АИС ОСАГО договору, формирует в сроки, установленные пунктом 1.11 Правил страхования, страховой полис, направляет его, а также экземпляр заявления и уведомление, подтверждающее факт заключения договора на основании данного заявления (далее - уведомление), в виде электронных документов на указанный страхователем адрес электронной почты, размещает их в личном кабинете страхователя ОСАГО, а также, в случае отсутствия волеизъявления страхователя о получении страхового полиса дополнительно на бланке строгой отчетности, информирует о возможности и порядке доставки указанного в настоящем абзаце страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, и порядке оплаты его доставки.
Таким образом, Страховщик обязан был направить Заявителю электронный страховой полис серии полис XXX № 0020018090 незамедлительно после оплаты страховой премии, то есть 04.12.2017.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом из материалов дела и представленных письменных пояснений и документов установлено, что ООО СК «ДАЛЬАКФЕС» в нарушение пункта 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО электронный страховой полис серии XXX № 0020018090 незамедлительно после оплаты страховой премии не был направлен Страховщиком страхователю.
Документов, подтверждающих невозможность исполнения Страхователем в установленный срок обязанности по направлению электронного страхового полиса серии XXX № 0020018090 незамедлительно после оплаты страховой премии, в материалы дела не представлено.
Таким образом, нарушение Страхователем законодательно установленного срока осуществления направления электронного страхового полиса подтверждено фактическими обстоятельствами дела.
Факт нарушения Обществом условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) установлен судом, подтверждается материалами административного дела и не оспаривается обществом.
Кроме того , суд учитывает, что Указанием Банка России от 14.11.2016 № 4191-У «О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов» (далее — Указание) установлены требования к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ.
Согласно пункту 1 Указания, Страховщики, профессиональное объединение страховщиков для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования сайтов в целях заключения договоров обязаны, в том числе:
иметь резервные технологические и операционные средства, обладающие необходимым для заключения договоров функционалом, и обеспечивать их надлежащее функционирование;
не допускать суммарную длительность перерывов в работе своих сайтов более 30 минут в сутки. Плановые технические работы могут проводиться в период с 22.00 до 08.00 по московскому времени не чаще одного раза в календарный месяц;
принимать иные меры, в том числе направленные на недопущение возникновения условий, при которых возможно необеспечение страховщиком и (или) профессиональным объединением страховщиков функционирования их сайтов, информационных систем, приведшее к невозможности заключения договора в течение 30 минут с момента направления через сайт страховщика и (или) профессионального объединения страховщиков надлежащим образом оформленного заявления о заключении договора (независимо от того, на какой из указанных сайтов пользователь направил соответствующее заявление о заключении договора) и (или) невозможности надлежащим образом заполнить и направить заявление о заключении договора и (или) получить ключ простой электронной подписи, получение которого предусмотрено Указанием № 4190-У, а также проводить и документировать на постоянной основе анализ произошедших нарушений БФС и прогнозирование вероятности наступления нарушений БФС, выработку и реализацию мер по устранению причин данных нарушений.
В соответствии с пунктом 22 Указания № 4190-У Страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с названным Указанием.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности факта совершения ООО СК «ДАЛЬАКФЕС» рассматриваемого правонарушения и верной квалификации Банком России рассматриваемого деяния по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На момент совершение правонарушения ООО СК «ДАЛЬАКФЕС» осуществляло страховую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление страхования по виду деятельности - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС №2214-03 от 17.11.2015, отозвана приказом Банка России от 27.04.2018 № ОД-1120. Кроме того, приказом Банка России от 17.04.2018 № ОД-978 «О назначении временной администрации общества с ограниченной ответственностью страховой компании «ДАЛЬАКФЕС» с 18.04.2018 назначена временная администрация ООО СК «ДАЛЬАКФЕС» сроком на шесть месяцев.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих ООО СК «ДАЛЬАКФЕС» соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия названным лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии вины юридического лица в совершении вменяемого ему правонарушения (статьи 2.1 и 2.2 КоАП РФ).
Суд проверил соблюдение административным органом порядка составления процессуальных документов и не установил каких-либо нарушений, влекущих отказ в привлечении общества к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ составляет 1 год (как за нарушение в сфере законодательства о страховании, посягающее на права потребителя) и на момент рассмотрения дела не истек.
Судом не установлено обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное обществом деяние как малозначительное в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В пункте постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъясняется, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного имеет место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ не исключена возможность применения данной нормы к какой-либо категории правонарушений, предусмотренной КоАП РФ, в зависимости от предмета посягательства. При этом только оценка конкретных обстоятельств дела позволяет сделать вывод, оправдано ли применение административного наказания в каждом конкретном случае.
Критериями определения малозначительности правонарушения должны являться объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении страховщика к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере обязательного страхования гражданской ответственности, учитывая цели законодательного установления лицензионных требований к страховщикам, направленные на формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и юридических лиц, сохранение баланса интересов участников дорожно-транспортного происшествия путем своевременного возмещения пострадавшему в нем лицу причиненного ущерба.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Несоблюдение сроков страховой выплаты нарушает базовый принцип правового регулирования в сфере страхового дела - об обеспечении гарантий возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью и имуществу потерпевшего.
На основании вышеизложенного суд полагает, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения положений о малозначительности совершенного правонарушения.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом определение характера совершенного правонарушения предполагает установление следующих обстоятельств: содержит ли правонарушение какую-либо угрозу для личности, общества и государства.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание, что обществом вменённое ему правонарушение совершено не впервые и ранее общество уже привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение (решения суда по арбитражным делам № А51-27250/2016 от 09.01.2017 (не обжаловано, вступило в законную силу 31.01.2017), №А51-2984/2017 от 13.03.2017 (не обжаловано, вступило в законную силу 14.04.2017)А51-68/2018 от 26.01.2018 не обжаловано, вступило в законную силу), суд считает возможным наложить на общество взыскание, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере 30 000 рублей.
При этом, суд исходит из того, что наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Вопрос о распределении расходов по уплате госпошлины арбитражным судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ при подаче в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не оплачивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, суд
р е ш и л:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью страховая компания «ДАЛЬАКФЕС» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 26.12.2003, юридический адрес 690003, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам: Получатель платежа: Межрегиональное операционное УФК (Банк России), ИНН: <***>, КПП: 770201001, расчетный счет: <***>, Банк получателя платежа: Операционный департамент Банка России г. Москва 701, БИК: 044501002, ОКТМО: 45379000, КБК: 999 116 900 100 16000 140, ЕИП: 225 361 411 342 540 01001, УИН: 035 526 250 050 6110 71810 8146, назначение платежа – административный штраф по делу №А51-15040/2018.
Платежный документ об уплате штрафа в 10-дневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение.
В случае неуплаты штрафа и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Н.Куприянова