ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-15054/19 от 19.11.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-15054/2019

26 ноября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.Г. Клёминой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Е. Озеровой, рассмотревв судебном заседании дело по иску Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Дальневосточное ГУ Банка России)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)

о признании недействительным решения ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока о государственной регистрации ликвидации юридического лица ООО «Ломбард+Заклад» и незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ликвидатор ООО «Ломбард+Заклад» ФИО1, учредитель ООО «Ломбард+Заклад» ФИО2,

при участии в судебном заседании:

от истца - ФИО3, доверенность 25АА 2786726 от 10.07.2019, паспорт;

от ответчика - ФИО4, доверенность № 21-10/14285 от 18.04.2019, служебное удостоверение;

от третьих лиц:

от ФИО1 – представитель ФИО5, доверенность от 14.06.2019, паспорт;

от ФИО2 – представитель не явился, извещен.

установил: Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Дальневосточное ГУ Банка России) (далее-истец; ЦБ РФ) обратился с исковым заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока о признании недействительным решения ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока (далее- регистрирующий орган) от 05.06.2019 о государственной регистрации ликвидации юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Ломбард+Заклад» (далее- общество; ООО «Ломбард+Заклад») и незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица ГРН 2192536427411 от 05.06.2019.

Определением суда от 15.08.2019 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ликвидатор ООО «Ломбард+Заклад» ФИО1, учредитель ООО «Ломбард+Заклад» ФИО6.

Определением суда от 08.10.2019 г. суд с учетом поступивших сведений изУВМ УМВД Российской Федерации по Приморскому краю, руководствуясь ст.124 АПК РФ, изменил ФИО третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, учредителя ООО «Ломбард+Заклад» ФИО6 на ФИО2.

Третье лицо ФИО2, надлежащим образом извещенная о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явилась, ходатайств и заявлений о причинах неявки не представила.

Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, приступил к проведению судебного заседания в отсутствие указанного лица.

Представитель истца поддержал доводы иска в полном объеме, дополнительных доводов не имеет.

Представитель ответчика дополнительных доводов не имеет.

Представитель ФИО1 дал устные пояснения по делу, представил на обозрение суду копию постановления о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении, ответил на вопросы суда.

Судом исследован представленный третьим лицом документ и приобщен к материалам дела.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав доводы и возражения сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно частям 1, 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (часть 3 статьи 27 АПК РФ).

В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Частью 6 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен перечень дел, отнесенных к компетенции арбитражного суда, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что компетенция спора арбитражному суду соблюдена.

Частью 4 стать 198 АПК РФ определено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В регистрирующий орган 15.02.2019 в электронном виде поступило уведомление по форме №15001 вх. 2668А о ликвидации юридического лица ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД». Заявителем при данном виде регистрации выступал ФИО1 (далее - ФИО1). В соответствии с решением единственного участника ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД» от 15.02.2019 на должность ликвидатора ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД» назначен ФИО1

На основании представленных документов и в соответствии со ст. 8 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом 22.02.2019 было принято решение № 2668, в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2192536173102 от 22.02.2019.

Объявление о ликвидации ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД» о порядке и сроке заявления требований кредиторами было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 1 № 9 (725) от 06.03.2019 /460.

Опубликование в журнале «Вестник государственной регистрации» является публичным, следовательно, кредиторы именно с даты публикации должны знать о принятом решении о ликвидации юридического лица.

07.05.2019 ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД» представлено уведомление по форме Р15001 внесение сведений о промежуточном ликвидационном балансе вх.8892А. С вышеуказанным заявлением было представлено решение единственного учредителя ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД» об утверждении промежуточного ликвидационного баланса от 07.05.2019, промежуточный ликвидационный баланс от 07.05.2019. Согласно промежуточного ликвидационного баланса, представленного на государственную регистрацию, баланс не содержал перечень предъявленных кредиторами требований и, соответственно, результат их рассмотрения.

Регистрирующим органом было принято решение № 8892 от 16.05.2019 о государственной регистрации ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД», в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2192536378263 от 16.05.2019.

17.05.2019 (вх. 9506А) ликвидатором ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД» ФИО1 в регистрирующий орган было представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № 16001, решение единственного учредителя ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД» об утверждении ликвидационного баланса от 17.05.2019, ликвидационный баланс от 17.05.2019. Согласно ликвидационного баланса представленного на государственную регистрацию, задолженность перед кредиторами отсутствовала.

Регистрирующим органом 24.05.2019 было принято решение о приостановлении государственной регистрации в отношении ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД» для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений в связи с наличием задолженности у ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД» перед бюджетом Российской Федерации.

На основании представленных документов ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД» о погашении имевшейся задолженности регистрирующим органом было вынесено решение от 05.06.2019 года о ликвидации юридического лица за № 9506 и внесена запись в ЕГРЮЛ за № 2192536427411 от 05.06.2019.

Заявитель, считая, что действия регистрирующего органа по исключению ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД» из ЕГРЮЛ не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела документы, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).

В силу положений пункта 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган промежуточного и ликвидационного балансов, не отражающих действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.

Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Согласно пункту 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отношения, возникающие, в том числе, в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, изменений сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее –Закон о государственной регистрации).

Согласно статье 4 Закона о государственной регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности (статья 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и защиты информации»).

Согласно пункту 5.3.1. Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, уполномоченным органом по внесению соответствующих сведений в ЕГРЮЛ является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.

Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона о государственной регистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.

Так, в частности, в соответствии с пунктами «а», «б» части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется, помимо прочего, заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

Таким образом, при условии представления в регистрирующий орган соответствующего заявления о государственной регистрации и документов, необходимых для государственной регистрации, удовлетворяющих требованиям действующего законодательства Российской Федерации, регистрирующий орган в установленный законом срок обязан принять решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.

Согласно статье 2 Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах), ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

В соответствии с частью 9.1 статьи 4, статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» (далее - Закон о Банке России) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Некредитными финансовыми организациями признаются, в том числе, лица, осуществляющие деятельность ломбардов.

Статьей 76.5 Закона о Банке России установлено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

В соответствии с пунктом 3 части 3 и пунктом 5 части 4 статьи 2.3 Закона о ломбардах Банк России получает от ломбардов необходимую информацию об их деятельности, а также осуществляет надзор за выполнением ломбардами требований, установленных Законом о ломбардах, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России и дает ломбарду обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Как следует из представленных документов: ЦБ РФ были вынесены постановления № 19-2686/3110-1 от 06.03.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-05-ЮЛ-19-2686 в размере 50 000 рублей и № 19-5228/3110-1 от 22.04.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-05-ЮЛ-19-5228 в размере 350 000 рублей.

Копия постановления от 06.03.2019 № 19-2686/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-05-ЮЛ-19-2686 в размере 50 000 рублей получена лично ликвидатором общества ФИО7 06.03.2019.

Копия постановления от 22.04.2019 № 19-5228/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-05-ЮЛ-19-5228 в размере 350 000 рублей направлена в адрес общества письмом Дальневосточного ГУ Банка России от 25.04.2019 № Т7-6-2-5/11866 и получена согласно уведомлению о вручении ликвидатором общества ФИО7 30.04.2019.

Не согласившись с вынесенными постановлениями, общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлениями об их оспаривании. Определениями Арбитражного суда Приморского края от 10.06.2019, 13.06.2019 производство по судебным делам № А51-5401/2019, А51-10253/2019 прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с ликвидацией ООО «Ломбард+Заклад».

На основании решения ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока от 05.06.2019 о государственной регистрации ликвидации ООО «Ломбард+Заклад» в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности ООО «Ломбард+Заклад» в связи с его добровольной ликвидацией (ГРН 2192536427411 от 05.06.2019).

Вместе с тем, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений (пункт 1 статьи 4, пункт «а» статьи 12, пункт 1 статьи 14, пункты 1, 2 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ).

Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ.

Данная позиция нашла отражение в Определении Верховного суда РФ от 15.10.2015 № 305-КГ-7112.

Общий правовой подход Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенный в Постановлении от 13.10.2011 № 7075/11, сводится к недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Данный правовой подход также изложен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

В силу положений части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, на момент составления ликвидатором промежуточного ликвидационного баланса (07.05.2019 г.), исходя из того, что в производстве арбитражного суда Приморского края находились на рассмотрении судебные дела № А51-5401/2019, А51-10253/2019 по исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Ломбард+Заклад" о признании незаконным и отмене вышеуказанных постановлений, ликвидатор, действуя разумно и добросовестно, не мог не знать о наличии вынесенных постановлений заявителем.

Исходя из вышеизложенного следует, что ООО «Ломбард+Заклад» активно отстаивало свою процессуальную позицию, путем подачи заявлений о признании незаконным и отмене постановления № 19-2686/3110-1 от 06.03.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-05-ЮЛ-19-2686 в размере 50 000 рублей и № 19-5228/3110-1 от 22.04.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-05-ЮЛ-19-5228 в размере 350 000 рублей.

Согласно положениям ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях и ликвидационный баланс.

Заявление ликвидатора ООО «Ломбард+Заклад» по форме № 16001, поданное в налоговую инспекцию содержит ссылку на соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с его кредиторами.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 05.03.2013 № 14449/12, согласно положениям статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия и ликвидатор, прежде всего, должны совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах срока, установленного ликвидационной комиссией, ликвидатором.

В силу пункта 2 части 1 статьи 63 ГК РФ ликвидатор общества помимо размещения сведений в органах печати должен был письменно уведомить заявителя о начале ликвидации юридического лица.

Сам по себе факт публикации в органах печати информации о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами не свидетельствует о соблюдении ликвидатором установленного порядка ликвидации.

Суд считает, что самостоятельное отслеживание кредиторами статуса должника - юридического лица не исключает обязанность ликвидатора совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах срока, установленного ликвидационной комиссией.

С учетом изложенного, суд находит обоснованными выводы ЦБ РФ о том, что ликвидация общества произведена с нарушением закона, в период ее осуществления имелось вступившее в силу постановление о привлечении общества к административной ответственности, о чем обществу и его ликвидатору было достоверно известно, в связи с чем ликвидация юридического лица не могла быть завершена, представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс являлся недостоверным.

Установление несоответствия представленных документов по содержанию требованиям нормативных документов, недостоверности сведений относительно соблюдения порядка ликвидации юридического лица, в данном случае наличие невыполненных обязательств по уплате административного штрафа, фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления и непредставление ликвидационного баланса.

Суд считает, что подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, сама по себе не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Представление промежуточного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

По правилам статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом такое прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает добросовестные действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставление кредиторам возможности заявить свои требования; составление ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.

Если при ликвидации должника ликвидатор нарушил вышеуказанные правила, то добросовестный кредитор вправе оспорить в судебном порядке запись, внесенную в Единый государственный реестр юридических лиц, о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 11925/12, Определение ВАС РФ от 26.10.2012 N ВАС-11925/12).

При ликвидации ООО «ЛОМБАРД+ЗАКЛАД» ликвидационный баланс составлен был без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица: налоговый орган осуществил государственную регистрацию прекращения юридического лица при отсутствии достоверных сведений. При этом достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Исходя из изложенного, суд считает, что требования заявителя о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока от 05.06.2019 № 9506А о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Ломбард+Заклад» и незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока от 05.06.2019 по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 05.06.2019 ГРН 2192536427411 о ликвидации юридического лица, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение (пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ).

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц об отказе в совершении действий должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Истребуемая истцом мера по восстановлению нарушенного права соответствует установленным по делу обстоятельствам, вышеприведенным нормам права, положениям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ и является правильной.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что требования Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Дальневосточное ГУ Банка России) законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Поскольку требования заявителя удовлетворены, суд обязывает Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о недействительности записи государственный регистрационный номер (ГРН) 2192536427411 от 05.06.2019 года о прекращении деятельности путем ликвидации юридического лица – ООО «Ломбард+Заклад» (основной государственный регистрационный номер 1162536068364).

В силу подпунктов 1.1, 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд РФ, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно пункту 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк РФ. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Поскольку в рассматриваемом случае ЦБ РФ обратился в арбитражный суд с заявлением с целью защиты государственных интересов и, соответственно, освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по её уплате за подачу заявления судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока от 05.06.2019 № 9506А о государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Ломбард+Заклад» и незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока от 05.06.2019 по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 05.06.2019 ГРН 2192536427411 о ликвидации юридического лица.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о недействительности записи государственный регистрационный номер (ГРН) 2192536427411 от 05.06.2019 года о прекращении деятельности путем ликвидации юридического лица – ООО «Ломбард+Заклад» (основной государственный регистрационный номер 1162536068364).

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Клёмина Е.Г.