АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-15058/2011
14 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2011 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2011 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Андросовой Е.И.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Шульпиной С.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Примстройсервис»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Приморскому краю (ИНН 9002759 , ОГРН 2501902640 )
о признании незаконным решения от 16.03.2011 № 9144,
при участии:
от заявителя – не явились, извещены;
от налогового органа – ФИО1 по доверенности от 26.09.2011 № 02-21/14869
установил: общество с ограниченной ответственностью «Примстройсервис» (далее «заявитель», «общество», «налогоплательщик», «ООО «Примстройсервис») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Приморскому краю (далее «налоговый орган», «инспекция») о признании незаконным решения от 16.03.2011 № 9144 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», принятого по результатам камеральной налоговой проверки (акт от 01.02.2011 № 9144).
Общество считает неправомерным отказ налогового органа в применении льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), согласно которой операции по реализации на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), по основаниям отсутствия у общества лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов.
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома чертях металлов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 № 766. требование о лицензировании не распространяется на реализацию лома черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
Налогоплательщик полагает, что поскольку оспариваемое решение не соответствует закону и незаконно возлагает на него обязанность по уплате НДС по операциям, не подлежащим налогообложению, данное решение подлежит признанию незаконным.
Общество также указало, что оно в порядке разовой сделки приобрело лом цветных металлов (в виде металлоконструкций) без НДС для собственного производства – строительства цеха по производству паркета и пиломатериалов. Остатки, образованные в результате производства, реализованные в отчётном периоде.
По мнению заявителя, доказательством использования лома чёрных металлов в строительстве является факт списания металлолома в 4 квартале 2010 года со счёта 10.1.1 «Сырьё и материалы (Металлолом)» на счёт 08.3 «Строительство объектов основных средств» на сумму 587 126,40 рублей. Общество не осуществляло переработку лома чёрных металлов, хранение, сортировку, резку, разделку, прессование, брикетирование, такие затраты в учёте не отражены.
В связи с изложенным налогоплательщик не согласен с дополнительным начислением НДС по налоговой ставке 18% в сумме 396 309 рублей с выручки, полученной от реализации лома черных металлов в размере 2 201 716 рублей и просит отменить оспариваемое решение.
Налоговый орган представил отзыв на заявление, из которого следует, что требование заявителя он не признает, поскольку считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Инспекция считает, что применение налогоплательщиком, льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поставлено в зависимость от наличия у него соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исключение составляют операции по реализации лома чёрных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства, не подлежащие лицензированию (пункт 6 статьи 149 НК РФ). Однако общество не представило подтверждающих документов о том, что металлолом получен в процессе собственного производства, в связи с чем налогоплательщик должен был исчислить и уплатить НДС в бюджет.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 19.10.2010 третьей уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2010 год.
В ходе проверки налоговый орган установил неуплату НДС в сумме 396 309 рублей за 1 квартал 2010 года.
Так как у общества отсутствует соответствующая лицензия, реализация лома чёрных металлов облагается НДС по ставке 18%.
Налогоплательщик нарушил статью 149 НК РФ, неправомерно применил льготу, что привело к занижению на налоговой базы в сумме 396 309 (2 201 716х18%).
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией был составлен акт от 01.02.2011 № 9144 и на основании статьи 101 НК РФ вынесено решение от 16.03.2011 № 14814 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
В соответствии с указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС в результате занижения налоговой базы, в размере 91 862 рублей.
В порядке статьи 75 НК РФ налоговым органом начислены пени в сумме 29 177, 16 рублей.
Кроме того, решением от 16.03.2011 № 14814 обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 396 309 рублей.
Обществом на решение от 16.03.2011 № 14814 была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган.
Решением по апелляционной жалобе от 12.05.2011 № 13-11/223 Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю решение от 16.03.2011 № 14814«О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» оставлено без изменения,жалобаООО «Примстройсервис» - без удовлетворения.
Заявитель не согласился с решением налогового органа от 16.03.2011 № 14814, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с главой 21 НК РФ общество является плательщиком НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2009 года) предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
Пунктом 6 статьи 149 НК РФ определено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.
Деятельность в сфере заготовки, переработки и реализации лома черных металлов подлежит лицензированию на основании подпункта 82 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 766 определяет порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не распространяется на реализацию лома черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства, о чем указано в пункте 1 данного Положения.
Из содержания приведенных норм следует, что применение налогоплательщиком льготы по НДС, предусмотренной статьёй 149 НК РФ, поставлено в зависимость от наличия у него соответствующей лицензии. Исключение составляют операции по реализации лома черных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства, не подлежащие лицензированию (пункт 6 статьи 149 НК РФ).
Судом установлено, что в разделе 7 представленной обществом 19.10.2010 уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2010 года отражены операции, по коду 1010274 (операции, указанные в подпункте 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов на сумму 2 201 716 рублей.
То есть в нарушение положений подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ стоимость реализованного металлолома неправомерно отнесена налогоплательщиком к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), поскольку операции по реализации лома черных металлов осуществлялись при отсутствии лицензии на соответствующий вид деятельности. Указанное нарушение привело к занижению НДС, подлежащего уплате в бюджет, на сумму 396 309 рублей (2 201 716 х 18%).
Также проверкой установлено, что по договору поставки от 05.08.2009 № 198 ООО «Примстройсервис» приобрело у ОАО «ТрансКонейнер» лом черных металлов (металлоконструкции), образованный из вагонов, исключенных из инвентарного парка поставщика, НДС покупателю не предъявлялся.
К проверке представлены счета - фактуры от 14.12.2009 № 15/12/0000000026 и от 30.12.2009 № 15/12/0000000059, выставленные поставщиком на общую сумму 2 421 720 рублей (без НДС) за поставку 1153,2 тонн по цене 2 100 рублей за 1 тонну (при этом, в августе-декабре 2009 года поставщику перечислено за металлолом 4 942 910 рублей по другим счетам-фактурам, не представленным к проверке, что указывает на фактическое приобретение металлолома в большем количестве).
Согласно представленным к проверке выставленным счетам-фактурам в 1 квартале 2010 года ООО «Примстройсервис» реализовало лом черных металлов в виде металлоконструкций в количестве 1215,2 тонн по цене приобретения на общую сумму 2 551 723 рублей без НДС покупателям ООО «Стил энд Вуд Трейдинг» и ООО «Приморский Метало Экспорт» (из них в льготируемый оборот включено 2 201 716 рулей, а с выручки в размере 350 007 рублей исчислен НДС).
По данным Главной книги по состоянию на 01.01.2010 на счете 10.1.1 «Сырье и материалы (металлолом)» числились остатки на сумму 3 138 849 рублей, в 1 квартале 2010 года металлолом не приобретался, выбытие в связи с реализацией отражено на 2 551 723 рублей, остаток на 01.04.2010 составляет 587 126 рублей.
После получения акта проверки от 01.02.2011 № 9144 обществом 21.02.2011 представлена уточненная декларация за 4 квартал 2010 года и выписка из Главной книги за данный период, в которой отражен факт списания металлолома в 4 квартале 2010 года со счета 10.1.1 «Сырье и материалы (Металлолом)» на счет 08.3 «Строительство объектов основных средств» на сумму 587 126,40 рублей, что, по мнению налогоплательщика, указывает на наличие у него правовых оснований для применении нормы подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Как указывалось выше, реализация отходов и лома черных и (или) цветных металлов, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и освобождается от обложения НДС.
При этом, основанием для применения освобождения от налогообложения НДС операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов являются первичные учетные документы, подтверждающие факт образования лома и отходов черных и цветных металлов в процессе собственного производства.
В частности, для подтверждения того, что хозяйствующий субъект реализует лом цветных и (или) черных металлов, образовавшийся у него в процессе собственного производства, необходимо, чтобы в учете были отражены операции по приобретению металла, использованию его в производстве, а также операции по учету возвратных отходов с исключением данной суммы из расходов, участвующих в налогообложении прибыли (то есть стоимость возвратных отходов уменьшает себестоимость продукции). В качестве документов, подтверждающих образование лома в процессе собственного производства могут также рассматриваться акты списания материалов, металлоконструкций, демонтирования оборудования и другого имущества, непригодного к дальнейшему использованию.
Документы, подтверждающие, что реализованный металлолом получен обществом в процессе собственного производства, в материалах дела отсутствуют, в ходе рассмотрения материалов проверки и суду не представлены.
Боле того, факт списания в 4 квартале 2010 года остатков нереализованного металлолома в размере 587 126, 40 рублей на строительство объектов основных средств не является подтверждением того, что в более раннем периоде - 1 квартале 2010 года организацией реализованы остатки, образованные в результате собственного производства.
Таким образом, налоговый орган правомерно установил в ходе проверки занижение обществом налоговой базы по НДС на сумму 2 201 716рублей, полученную им от реализации лома чёрных металлов ООО «Стил энд Вуд Трейдинг» и ООО «Приморский Метало Экспорт» и исчислил НДС по ставке 18 % только от суммы 350 007 рублей.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов позже установленного законом срока. При этом сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего установленного законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Поскольку налогоплательщик нарушил сроки уплаты НДС, налоговый орган правомерно начислил пеню в размере 29 177,16 рублей.
Пункт 1 статьи 122 НК РФ предусматривает, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Учитывая изложенное, суд считает, что налогоплательщик на законных основаниях привлечён к ответственности за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 91 862 рублей.
Таким образом, суд делает вывод о том, что налоговый орган правомерно привлёк предпринимателя к налоговой ответственности за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы, начислил соответствующие пени, а также доначислил к уплате НДС, в связи с чем суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения от 16.03.2011 № 9144.
Руководствуясь статьями 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.
Судья Андросова Е.И