ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-15091/18 от 19.12.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-15091/2018

26 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2018 года.

Полный текст решения изготовлен26 декабря 2018 года.

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Беспаловой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Филатовой К.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рента-Восток" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 16.11.2012)

к  Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.06.2007)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока»,  АО «Изумруд», Независимая профсоюзная организация работников ОАО «Изумруд», Краевое государственное казенное учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края»

о признании незаконным отказа в утверждении схемы размещения земельного участка

при участии:

от заявителя – (после перерыва) представитель ФИО1, по доверенности от 15.07.2018, паспорт;

от ответчика – ведущий консультант отдела ФИО2 по доверенности от 15.11.2018 № 20/40014, служебное удостоверение;

от АО «Изумруд» - не явился, извещен;

от АО «КРДВ» – ФИО3, по доверенности от 08.11.2018 № 171/2018, паспорт;

от НПОР ОАО «Изумруд» - не явился, извещен;

от КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» - ФИО4 по доверенности от 09.01.2018 № 02/2018, паспорт.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Рента-Восток" (далее – ООО «Рента-Восток», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – Департамент)  о признании незаконным отказа от 16.02.2018       № 20/4788 по заявлению от 16.01.2018 вх. № 20-1768 и обязании Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в 10-дневный срок, с момента вступления решения суда в законную силу, подготовить распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 18 584 кв.м., расположенного по адресу: <...> в районе д. 3 по заявлению от 16.01.2018 вх. № 20-1768 (с учетом уточнения предмета спора).

Определениями от 13.08.2018, от 03.09.2018, от 03.10.2018, от  11.11.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее – АО «КРДВ»),  АО «Изумруд», Независимая профсоюзная организация работников ОАО «Изумруд» (далее – НПОР ОАО «Изумруд»), Краевое государственное казенное учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» (далее – КГКУ «УЗИ»).

Третьи лица -  АО «Изумруд»,  НПОР ОАО «Изумруд», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств в материалы дела не представили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ, судебное разбирательство проводится в их отсутствие.

В судебном заседании 12.12.2018 судом, на основании статей 163, 184, 185 АПК РФ, объявлялся перерыв до 10.00 час. 19.12.2019. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле,  уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

Представитель ответчика в судебном заседании 12.12.2018 ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица – Департамента Лесного хозяйства ПК в связи с нахождением земельного участка на землях лесного фонда, осуществлять распоряжение в отношении которых Департамент не вправе. После перерыва в судебном заседании ответчик указанное ходатайство не поддержал.

В судебном заседании после перерыва представитель общества ходатайствовал об уточнении предмета спора в части способа восстановления нарушенного права, просит обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Рента-Восток" от 16.01.2018 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 18 584 кв.м, расположенного по адресу: <...> в районе д. 3  на границе с участком 25:28:050083:1.

Суд, рассмотрев ходатайство заявителя, в соответствии со статьей 49 АПК РФ, удовлетворяет его.

Представитель общества заявленные требования поддержал, в обоснование пояснил, что отказ Департамента в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка по основанию совпадения с местоположением земельного участка, предоставленного АООТ «Изумруд» по договору аренды земельного участка № 2258 является незаконным, поскольку согласно выписки из ЕГРН от 13.06.2018 земельного участка с кадастровым номером 25:28:050083:3 к которому применим испрашиваемый обществом земельный участок, какие-либо зарегистрированные права отсутствуют.

АО «КРДВ» требования заявителя поддержала, пояснив, что 16.01.2018 резидент к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <...> в районе д. 3, площадью 18 584 кв.м., приложил схему его расположения. Схема с данными координатами не налагается на другие участки, поставленные на государственный кадастровый учет, и, кроме того, в выписке из ЕГРН от 13.06.2018 относительно земельного участка с кадастровым номером 25:28:050083:3 зарегистрированные права отсутствуют, а согласно выписке от 30.08.2018 вышеуказанный участок снят с кадастрового учета. На основании вышеизложенного, АО «КРДВ» просит требования ООО «Рента-Восток» удовлетворить.

  Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился, полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, поскольку спорный участок налагается на земельный участок, предоставленный на праве постоянного бессрочного пользования акционерному обществу открытого типа «Изумруд» государственным актом от 25.08.1996 № 668 на основании постановления Главы администрации города Владивостока от 13.05.1996 № 599 для размещения детского оздоровительного центра «Бриз». Пояснил, что, несмотря на отсутствие государственной регистрации права собственности и проведенного государственного кадастрового учета у АО «Изумруд» возникли права на предоставленный земельный участок, поэтому Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в пользовании третьих лиц. Пояснил, что согласно отчету КГКУ «УЗИ» спорный участок полностью находится в границах водоохранной зоны, поэтому оценивая возможность размещения на спорном земельном участке базы отдыха с учетом положений частей 1, 15, 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, Департамент считает, что это приведет к нарушению правового режима водоохранной зоны и невозможности строительства на таком земельном участке объектов, в назначении которых не указаны сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.

Указал, что согласно Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа в редакции от 28.03.2018, спорный   участок   находится   в   двух территориальных зонах: Р3 (зона объектов отдыха и туризма) и Т4 (зона улично-дорожной сети), что влечет невозможность формирования испрашиваемого земельного участка; в границах испрашиваемого участка расположено ограждение и строения, что также свидетельствует о невозможности использования такого участка по назначению и объективно будет препятствовать строительству на этом участке планируемого заявителем объекта.

Более того, представитель Департамента указал, что согласно сведений публичной кадастровой карты, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в районе падения отделяющихся частей ракет, что указывает на невозможность строительства объектов в данной зоне.

Представитель АО «Изумруд» с требованиями общества не согласился, в письменном отзыве, представленном по существу требований, пояснил, что письмом от 06.12.2010 № 80/1812 выразило отказ от права постоянного бессрочного пользования 5,9026 гектаров земель в районе бухты Маньчжур, предоставленного на основании Государственного акта ПК-28 № 00668 в пользу независимой профсоюзной организации. Право на земельный участок перешло независимой профсоюзной организации на основании ст. 35 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ. Площадь и границы земельного участка подтверждены кадастровым паспортом от 02.11.2010 № 25/00-55806. Данный факт подтверждается решением Арбитражного суда Приморского края от 10.07.2011 по делу № А51-6717/201. Кроме того, согласно данным публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050083:1 поставлен на кадастровый учет 25.12.2005 г. и находится в частной собственности.

Представитель КГКУ «УЗИ» с требованиями общества также не согласился, пояснив, что спорный земельный участок находится в территориальных зонах Р3 (зона объектов отдыха и туризма) и Т4 (зона улично-дорожной сети). В ходе визуального осмотра установлено, что земельный участок представляет территорию, расположенную в лесном массиве, в границах которых, расположены строения.

Из материалов дела судом установлено, что ООО «Рента-Восток» является резидентом свободного порта Владивосток на основании заключенного с АО «КРДВ» 10.01.2018 соглашения № СПВ-436/18 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток (далее - соглашение).

 12.01.2018 ООО «Рента-Восток» внесено в реестр резидентов свободного порта Владивосток и выдано свидетельство № 25000000436.

Согласно пункту 1.1 соглашения резидент принял на себя обязательства по реализации инвестиционного проекта в период с 2018 по 2019 гг. «База отдыха». Инвестиционный проект реализуется в соответствии с планом-графиком и бизнес-планом, являющимися приложениями к соглашению.

В пункте 1.4 соглашения указано, что резидент планирует осуществлять деятельность, указанную в пункте 1.3 настоящего Соглашения, на территории несформированного земельного участка расположенного по адресу: г. Владивосток, кадастровый квартал 25:28:050083, на границе с участком 25:28:050083:1.

16.01.2018 резидент обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением (вх. № 20-1768) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <...> в районе д. 3, площадью 18 584 кв.м., с приложением схемы расположения земельного участка.

Письмом от 16.02.2018 № 20/4788 Департамент отказал ООО «Рента-Восток» в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка площадью 18 584 кв.м по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ  в связи с совпадением местоположения земельного участка с местоположением земельного участка, предоставленного по договору аренды земельного участка № 2258 АООТ «Изумруд».

Отказ департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 16.02.2018 № 20/4788 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения был получен представителем резидента 05.06.2018.

Не согласившись с отказом от 16.02.2018 № 20/4788, посчитав его незаконным и нарушающим его права и законные интересы, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, изучив доводы и возражения сторон, считает заявленное требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решения органа государственной власти незаконным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.

Так, в соответствии с пунктом 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Рента-Восток» является резидентом свободного порта Владивосток, следовательно, имеет право на заключение договора аренды земельного участка на территории свободного порта Владивосток без проведения торгов с учетом соблюдения необходимой процедуры предоставления таких земельных участков.

Согласно части 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в определенном названной статьей порядке и включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 – 13, 15 – 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 – 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Приказом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 31.08.2017 № 139 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, резидентам свободного порта Владивосток» (далее – Регламент № 139), которым определяется состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, при осуществлении департаментом полномочий по предоставлению государственной услуги, а также, порядок взаимодействия между структурными подразделениями департамента, взаимодействие департамента с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.

Согласно пункту 7 Регламента № 139 в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Департамент принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ или в соответствующем Законе Приморского края, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, по основаниям, установленным ЗК РФ, а также при наличии на земельном участке обременений (ограничений), предусмотренных действующим законодательством и (или) не позволяющих его использовать в соответствии с целевым назначением и (или) видом разрешенного использования (пункт 1 статьи 4 Закон № 638-КЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов  в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, отзывая ООО «Рента-Восток» в письме от 16.02.2018 № 20/4788 в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка площадью 18 584 кв.м, Департамент сослался  на совпадение местоположения испрашиваемого земельного участка с местоположением земельного участка, предоставленного по договору аренды земельного участка № 2258 АООТ «Изумруд». Кроме того, в отзыве на заявление Департамент в обоснование невозможности предоставления земельного участка указал на наложение земельного участка на участок, предоставленный на праве постоянного бессрочного пользования акционерному обществу открытого типа «Изумруд» государственным актом от 25.08.1996 № 668

Между тем, при рассмотрении материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

На основании пункта 2 Постановления Главы администрации г. Владивостока от 13.05.1996 № 599 АООТ «Изумруд» был предоставлен земельный участок в районе бухты Маньчжур для размещения комплексной базы отдыха матери и дитя и детского оздоровительного центра «Бриз») общей площадью 82 914 кв.м, в том числе: площадью 59025 кв.м в бессрочное (постоянное) пользование (пункт 2.1); площадью 23 788 кв.м в аренду сроком на 5 лет (пункт 2.2.).

Во исполнение данного постановления, между администрацией г. Владивостока и АООТ «Изумруд» был заключен договор аренды земельного участка площадью 23 788 кв.м, расположенный в районе бухты Маньчжур с правом аренды земли сроком на 5 лет, для размещения детского оздоровительного лагеря «Бриз», кадастровый номер участка ПК:28:5:204:0000:003, зарегистрированный за номером 2258 от 22.05.1996, а также выдан государственный акт ПК-28 № 00668 на основании которого АООТ «Изумруд» было предоставлено 5,9026 га земель в районе бухты Маньжур в бессрочное пользование для размещения детского оздоровительного лагеря «Бриз», кадастровый номер участка ПК:28:5:204:0000:172.

Судом также установлено, что из содержания выписки из ЕГРН земельный участок, предоставленный АООТ «Изумруд» площадью            23 788 кв.м, с ранее присвоенным кадастровым номером участка 5:204:0000:003 на основании договора аренды № 2258 был поставлен на кадастровый учет 25.12.2005 с присвоением кадастрового номера 25:28:050083:3, какие-либо права в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050083:3 не зарегистрированы. На момент рассмотрения дела, земельный участок, 24.08.2018 был снят с кадастрового учета.

Согласно сведений публичной кадастровой карты, какие-либо земельные участки и сведения о зарегистрированных в отношении них прав отсутствуют в отношении испрашиваемого ООО «Рента-Восток» земельного участка также отсутствуют.

15.04.2002 в Едином государственном реестре  прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности открытого акционерного общества «Изумруд» на объекты недвижимого имущества одно и двухэтажные здания, расположенные на  участке, предоставленном обществу в постоянное (бессрочное) пользование на основании Государственного акта ПК-28 №00668.

По договору пожертвования от 22.09.2003 ОАО «Изумруд» передало указанное имущество Независимой профсоюзной организации работников ОАО «Изумруд» в собственность. В тот же день имущество передано профсоюзной организации по акту приема-передачи, а 05.12.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи о переходе права.

В связи с заключением договором пожертвования от 22.09.2003  ОАО «Изумруд» письмом от 06.12.2010 № 80/1812 выразило отказ от предоставленного обществу в постоянное (бессрочное) пользование на основании Государственного акта ПК-28 №00668 земельного участка в пользу независимой профсоюзной организации.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.06.2011 по делу № А51-6717/2011, вступившим в законную силу были признаны незаконными действия Департамента, оформленные письмом от 16.03.2011 № 29/02/02-13/3146 выразившиеся в отказе НПОР ОАО «Изумруд»  в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 25:28:050083:1 площадью 59026 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир земельный участок с почтовым адресом г. Владивосток, бухта Маньчжур, для дальнейшей эксплуатации детского оздоровительного центра «Бриз», в связи с их несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации.

На основании указанного решения НПОР ОАО «Изумруд» было зарегистрировано право собственности указанного лица в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050083:1, предоставленного изначально АООТ «Изумруд» на основании Государственного акта ПК-28 № 00668. 

Таким образом, земельный участок, предоставленный изначально АООТ «Изумруд» в постоянное (бессрочное) пользование в настоящий момент находится в собственности НПОР «Изумруд» и поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 25:28:050083:1.

Факт отсутствия наложения границ земельного участка испрашиваемого ООО «Рента-Восток» площадью 18584 кв.м. на границы земельного участка, предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования АООТ «Изумруд» на основании государственного акта от 25.08.1996 № 668 подтверждается также заключением кадастрового инженера от 09.11.2018.

При таких обстоятельствах, ссылка ответчика на невозможность предварительного согласования ООО «Рента-Восток» схемы расположения спорного земельного участка в связи с совпадением земельного участка с участком, предоставленным АООТ «Изумруд» по договору аренды земельного участка № 2258, а также предоставленным на основании акта постоянного бессрочного пользования от 25.08.1996 № 668 является необоснованной и несоответствующей пункту 2 статьи 39.16 ЗК РФ, ввиду чего суд удовлетворяет требование заявителя о признании отказа, оформленного письмом от 16.01.2018 № 20-4788 недействительным.

Судом отклоняется довод Департамента о невозможности согласования схемы предварительного расположения земельного участка в связи с нахождением участка в водоохранной зоне, ввиду строительства на таком земельном участке объектов, в назначении которых не указаны сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения.

Частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее -ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных  водных  объектов  и  истощения  их  вод,  а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 ВК РФ).

В соответствии с частью 16 этой же статьи в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1)     централизованные системы водоотведения (канализации),

централизованные ливневые системы водоотведения;

2)     сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3)     локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4)     сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

По правилам пункта 4 части 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянка на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Доказательств того, что строительство базы отдыха на испрашиваемом обществом земельном участке приведет к нарушению правового режима водоохранной зоны, Департамент в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представил. Кроме того, суд полагает, что указание Департамента на невозможность строительства на земельном участке объектов, в назначении которых не указаны сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод на стадии предварительного согласования схемы размещения земельного участка является преждевременным.

Далее, из материалов дела  судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что испрашиваемый обществом земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером  25:28:050083:1, находящимся в собственности  Независимой профсоюзной организации работников ОАО «Изумруд» на котором размещен детский оздоровительный  лагерь «Бриз», поэтому ссылки Департамента и КГКУ «УЗИ» о наличии ограждения на земельном участке и невозможности проведения полноценного осмотра земельного участка по причине отказа в доступе лицом, представившимся собственником земельного участка, не принимаются судом в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с нахождением на спорном участке имущества третьих лиц.

В письме КГКУ «УЗИ» от 26.01.2018 № 777/06, оформленном в адрес Департамента имеется ссылка, согласно которой, местоположение испрашиваемого земельного участка совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с заявлением от 30.10.2017 № 20/41089. В судебном заседании на вопрос суда представитель Департамента пояснил, что данное обстоятельство не рассматривается Департаментом в качестве основания для отказа в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка.

Что касается ссылки представителя Департамента о нахождении испрашиваемого земельного участка согласно сведений публичной кадастровой карты в зоне с особыми условиями использования территории – в районе падения отделяющихся частей ракет, что указывает на невозможность строительства на спорном земельном участке, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 92 ЗК РФ, землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 92 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются (пункт 3 указанной статьи).

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, наличие в публичной кадастровой карте сведений о ЗОУИТ - районе падения отделяющихся частей ракет, которая распространяется в том числе на весь Владивостокский городской округ не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании земельного участка в аренду и невозможности строительства объектов недвижимого имущества на таком земельном участке.

Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462 в рамках предоставленных полномочий утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.

В связи с вступлением в силу Закона Приморского края от 18.11.2014 №497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" в целях формирования и развития Владивостокской агломерации перераспределены полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Приморского края по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Приморского края.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 названного Закона администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки городских округов, а также по внесению в них изменений. Полномочия перераспределены с 01.03.2015.

Таким образом, с момента передачи полномочий в указанной сфере администрация Приморского края самостоятельно или в лице уполномоченных органов (в настоящее время - департамент градостроительства Приморского края) регулирует вопросы землепользования и застройки в границах Владивостокской агломерации, и, в частности, на территории города Владивостока.

С учетом изложенного издано распоряжение департамента градостроительства Приморского края от 28.03.2018 №14 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа".

Следовательно, в настоящее время необходимо руководствоваться названными Правилами в редакции от 28.03.2018 №14, вступившей в силу 04.04.2018.

Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной   зоне.   Формирование   одного   земельного   участка   из нескольких     земельных     участков,     расположенных     в     различных территориальных зонах, не допускается.

Как следует из материалов дела, на дату рассмотрения заявления ООО «Ренессанс-Актив» испрашиваемый земельный участок полностью находился в территориальной зоне Р-2 (основной вид разрешенного использования: туристические базы, кемпинги, гостиницы).

Между тем, на момент рассмотрения данного спора, в связи с внесением изменений в ПЗЗ от 28.03.2018, земельный участок располагается в двух территориальных зонах: Р3 (зона объектов отдыха и туризма), а также в зоне Т4 (зона улично-дорожной сети).

Между тем, при исследовании справки ИСОГД судом установлено незначительное вхождение земельного участка в территориальную зону Т4 в связи с наложением на грунтовую дорогу.

Суд учитывает, что, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, принимается на этапе формирования земельного участка, когда уполномоченный орган должен оценить принципиальную возможность образования земельного участка в заданных заинтересованным лицом параметрах. Спорный земельный участок находится в стадии формирования, что не препятствует Департаменту установить границы испрашиваемого земельного участка в измененных границах, исключив его расположение в территориальной зоне Т4.

Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующих статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса. Избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен допущенному нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения. При этом суд вправе самостоятельно определять способ восстановления нарушенного права заявителя.

В качестве способа восстановления нарушенного права общество  заявило об обязании Департамента повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Рента-Восток" от 16.01.2018.

Поскольку на момент принятия оспариваемого отказа, испрашиваемый обществом земельный участок территориально располагался в одной территориальной зоне Р3, а на момент рассмотрения данного спора в связи с внесением изменений в ПЗЗ спорный земельный участок стал незначительно налагаться на территориальную зону Т4,          суд считает необходимым в целях надлежащей защиты интересов заявителя в качестве восстановления нарушенного права обязать Департамент повторно рассмотреть заявление общества с учетом уже установленных в рамках настоящего дела обстоятельств.

Понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ взыскиваются в его пользу с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 16.02.2018 № 20/4788 как несоответствующее Земельному кодексу РФ.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Рента-Восток" от 16.01.2018 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 18 584 кв.м, расположенного по адресу: <...> в районе д. 3  на границе с участком 25:28:050083:1 в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Рента-Восток" судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья                                                                             Беспалова Н.А.