АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-15197/2023
25 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2023 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2023 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горудько В.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива № 109 г. Владивостока (ИНН 6058609 , ОГРН 2501277016 )
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 0108490 , ОГРН 2504382931 )
3-е лицо: Центр по Приморскому краю Восточно-Сибирского Филиала ППК «Роскадастр»
об оспаривании решения, оформленного уведомлением от 22.08.2023 № КУВД-001/2023-3652964/1, об отказе в исправлении технической ошибки в отношении помещения с кадастровым номером 25:28:010038:1306, обязании,
установил: заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В ходе судебного разбирательства заявитель требования поддержал, указав, что по окончании строительства многоквартирного дома спорное помещение было передано кооперативу по акту-приема-передачи как диспетчерская, при приемке здания площадь диспетчерской исключена из числа жилых и указана как нежилая (встроенное помещение). В материалах инвентарного дела имеются документы с исправлением назначения этого помещения площадью 54,4 кв.м на нежилое, что было сделано до приемки здания в эксплуатацию. В связи с этим заявитель полагает, что фактически имеет место техническая ошибка, которая должна быть исправлена регистрирующим органом.
Ответчик в письменном отзыве с требованиями не согласился, указывая на то, что при исправлении технической ошибки происходит лишь корректировка записи в ЕГРН, а сведения, содержащиеся в соответствующих правоустанавливающих, регистрационных, технических документах, должны оставаться неизменными.
При рассмотрении дела суд установил, что согласно акту от 29.12.1997 принят и введен в эксплуатацию законченный строительством монолитный жилой дом по ул. Владикавказской, № 1а, 1б в г. Владивостоке, построенный генеральным подрядчиком ОАО «Стройтрест № 8» для заказчика ОАО ХК «Дальзавод».
По акту приема-передачи Жилищно-строительный кооператив № 109 принял от ТОО «Дальзаводстрой» 130 квартир общей площадью 7994,8 кв.м и помещение диспетчерской, расположенной на 1-м этаже в двухкомнатной квартире № 2 общей площадью 54,4 кв.м.
В соответствии со справкой БТИ от 30.03.1998 № 2051 жилой дом по ул. Владикавказская, 1 в г. Владивостоке зарегистрирован за Жилищно-строительным кооперативом № 109.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.11.2023 № КУВИ-001/2023-253126525 на государственном кадастровом учете состоит объект с кадастровым номером 25:28:010038:1306: жилое помещение квартира, площадью 54,4 кв.м, расположенное <...>.
18.08.2023 ЖСК № 109 обратился в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением об исправлении технической ошибки в части назначения и наименования объекта, указав: вид нежилого помещения - диспетчерская.
Уведомлением от 22.08.2023 № КУВД-001/2023-36524964/1 Управление Росреестра сообщило кооперативу об отказе в исправлении технической ошибки, указав, что согласно техническим документам, хранящимся в делах правоустанавливающих документов, вид объекта с кадастровым номером 25:28:010038:1306 – квартира.
Полагая, что отказ в исправлении технической ошибки не основан на законе и нарушает права и законные интересы кооператива, последний обжаловал его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно части 1 статьи 14 данного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены в части 2 статьи 14 этого закона.
Частью 4 статьи 18 Закона о регистрации установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Закон № 218-ФЗ разграничивает понятие технической и реестровой ошибок.
Так, согласно части 1 статьи 61 данного закона под технической ошибкой понимается описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (техническая ошибка в записях). Такая ошибка исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
В силу части 3 этой же статьи реестровая ошибка – это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным законом. Она подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Следовательно, поданное ЖСК № 109 заявление подлежало удовлетворению в случае, если сведения об объекте кадастрового учета, отраженные в ЕГРН, не соответствуют сведениям об этом объекте, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН.
Как пояснял представитель Управления в ходе судебного разбирательства, сведения о спорном объекте были внесены в ЕГРН путем выгрузки сведений, содержавшихся в базе данных органа технического учета на момент формирования кадастра недвижимости. При этом, проанализировав документы инвентарного дела, ответчик пришел к выводу о том, что на момент выгрузки сведений в кадастр недвижимости спорное помещение значилось как жилая квартира.
В сведениях ЕГРН отражено, что объект недвижимости квартира с кадастровым номером 25:28:010038:1306 поставлена на кадастровый учет 25.06.2012.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в настоящее время – Федеральный закон «О кадастровой деятельности»), действовавшего на момент постановки спорного объекта на государственный кадастровый учет, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 7 данного Закона № 221-ФЗ было предусмотрено, что в ГКН вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно части 2 статьи 16 названного закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 этого закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 этого закона (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 данного закона (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено данным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона № 221-ФЗ необходимыми для кадастрового учета документами являлись, в частности, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона № 221-ФЗ (в редакции до 01.01.2017) кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В срок до 01 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 3 статьи 45 Федерального закона № 221-ФЗ).
Таким образом, при внесении в ГКН сведений о виде и назначении объекта недвижимого имущества (здание, сооружение, помещение), как и иных сведений об этом объекте, должны были быть учтены результаты ранее проводившегося в отношении данного объекта технического учета.
Под техническим учетом недвижимости понимается подробное описание технических характеристик объекта и его индивидуализация органами, осуществляющими технический учет, которыми являлись Бюро технической инвентаризации.
Результат технической работы по осмотру, измерению объекта и его техническому описанию оформлялся техническим паспортом объекта.
Порядок технической инвентаризации зданий гражданского назначения осуществлялся в соответствии с Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятыми Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991 и согласованными с Госкомстатом РСФСР, Госстроем РСФСР, Минфином РСФСР и Минюстом РСФСР (далее - Рекомендации).
В силу пункта 1.2 данных Рекомендаций техническая инвентаризация представляет собой систему сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объектов на основе результатов периодических обследований в натуре.
Согласно пункту 1.1 Рекомендаций в порядке, устанавливаемом данными Рекомендациями, технической инвентаризации подлежат здания административного, бытового, лечебного, оздоровительного, спортивного, культового и другого назначения, подпадающие под общепринятые понятия "гражданские здания" или "объекты соцкультбыта".
Пунктом 1.5 прямо предусмотрено, что предметом технической инвентаризации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства является строительная продукция на стадии распределения или эксплуатации (принимаемые, принятые или эксплуатируемые здания, сооружения и передаточные устройства).
Незавершенное производство, а также передвижные и временные строения предметом технической инвентаризации не являются.
Единицей учета и наблюдения является инвентарный объект.
В соответствии с пунктом 1.6 Рекомендаций в ходе технической инвентаризации комплексно или частично решаются в том числе следующие задачи:
выявляется и определяется основное строение (главная вещь), образующее инвентарный объект и определяющее его назначение;
выявляются и определяются вспомогательные служебные строения и сооружения (принадлежности), входящие в состав инвентарного объекта;
выявляется дата начала эксплуатации объектов;
замеряется в натуре и графически фиксируется плановое положение основного строения, служебных строений, сооружений и передаточных устройств;
замеряются в натуре и графически фиксируются конструктивные и функциональные части основного строения;
формируется инвентарное дело на каждый инвентарный объект, организуется информационное обслуживание органов управления и владельцев.
Согласно пункту 2.1 «б» одним из неотъемлемых признаков инвентарного объекта как единицы учета и статистического наблюдения является наличие основного строения, для целей строительства или эксплуатации которого был выделен земельный участок.
Инвентарный объект без основного строения не образуется.
В состав инвентарного объекта может входить несколько основных строений одноцелевого назначения (несколько торговых зданий, несколько административных зданий и т.д.). Совокупность нескольких основных строений образует единую главную вещь.
Основное строение может быть смежной конструктивной частью здания, отделенной от других конструктивных частей физическими границами (стеной, деформационно-осадочным швом) таким образом, что снос этой части не изменит смежных конструктивных частей и их функционального назначения. Если часть здания не удовлетворяет этим требованиям, то для выделения ее в отдельный инвентарный объект необходимо разработать проект и выполнить соответствующие строительные работы, позволяющие физическое разделение.
Таким образом, объекты незавершенного строительства не являлись предметом технической инвентаризации; эти объекты не могли выступать в качестве инвентарного объекта.
Кроме того, в силу пункта 2.4 Рекомендаций состав строений и сооружений инвентарного объекта, а также состав помещений, входящих в основное строение, отражается в инвентарной документации в соответствии с назначением, указанным в чертежах (исполнительных рабочих чертежах строительной организации или инвентарных планах, разработанных БТИ), на основе которых было принято решение о приемке объекта в эксплуатацию или решение исполкома местного Совета народных депутатов о регистрации объекта.
Классификация зданий, сооружений, строений, помещений и комнат по фактическому использованию задачей технической инвентаризации не является (пункт 2.9)
Согласно пункту 9.1 Рекомендаций технический паспорт инвентарного объекта является сводным документом, отражающим инвентарный объект по состоянию на конкретную дату и содержащим сведения о местоположении объекта (п. 1 и п. 4 раздела "А" паспорта), классификации (п. 2 раздела "А" паспорта), периоде эксплуатации (п. 3 раздела "А" паспорта), границах и обслуживающей объект площади земельного участка (раздел "Б"), составе объекта (раздел "В"), учетно-технических характеристиках, необходимых для целей учета и составления отчетности по данному классу объектов (раздел "Г"), стоимости и износе объекта в целом и его составляющих (раздел "Д"), учетном фонде (форме) собственности (п. "а" раздела "Е"), владельцах объекта и доле их затрат на содержание и эксплуатацию (п. "б" раздела "Е"), ограничениях распоряжения объектом (п. "в" раздела "Е" технического паспорта).
Согласно пунктам 9.5, 9.6.3 Рекомендаций вся информация, вносимая в паспорт, берется из полевых материалов или документов, разработанных на их основе, в том числе:
состав объекта - по экспликации к инвентарному плану;
учетно-технические характеристики - по экспликациям к инвентарному плану и планам строений.
Инвентарный объект считается установленным (выявленным) с момента определения его состава и местоположения, зафиксированных в форме инвентарного плана и экспликации к нему (пункт 10.2 Рекомендаций).
В материалах реестрового дела спорного объекта имеется две экспликации к поэтажному плану жилого дома по ул. Владикавказской, 1. В экспликации, составленной 15.06.1997, помещение площадью 54,4 кв.м на первом этаже дома указано как квартира, при этом запись зачеркнута, приложена экспликация от 05.12.1997, согласно которой данное помещение обозначено как нежилое помещение – диспетчерская.
Вместе с тем, материалы инвентаризации, проведенной в июне 1997 года, следует рассматривать как предварительные, не имеющие определяющего значения для целей последующего кадастрового учета, поскольку отсутствуют основания полагать, что по состоянию на июнь 1997 строительство спорного здания было завершено.
Первичной инвентаризацией здания по ул. Владикавказской, 1 как единицы технического учета (инвентарного объекта) следует считать техническую инвентаризацию, проведенную в декабре 1997 года.
Следовательно, поскольку на момент проведения первичной инвентаризации здания, завершенного строительством и принятого в эксплуатацию, назначение спорного помещения было определено как диспетчерская, нежилое, именно данная информация должна была быть перенесена в кадастр недвижимости при передаче сведений от органа технической инвентаризации в 2012 году.
Однако при переносе сведений была допущена ошибка, вследствие которой сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, то есть техническая ошибка в записях.
При изложенных обстоятельствах такая ошибка подлежала исправлению, принимая во внимание, что ЖСК № 109, подавший в регистрирующий орган соответствующее заявление, документально подтвердил свою заинтересованность в исправлении технической ошибки и указал на документы технического учета, содержащие необходимые для исправления записи об объекте недвижимости.
Отказ ответчика в исправлении технической ошибки нарушил права и законные интересы кооператива, ввиду чего суд на основании части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворяет требование ЖСК № 109 и в соответствии с пунктом 3 части 4 названной статьи возлагает на Управление обязанность устранить допущенное нарушение.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, оформленного уведомлением от 22.08.2023 № КУВД-001/2023-3652964/1, об отказе в исправлении технической ошибки в отношении помещения с кадастровым номером 25:28:010038:1306, - как не соответствующее Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю исправить техническую ошибку в отношении помещения с кадастровым номером 25:28:010038:1306 путем указания назначения объекта: нежилое помещение.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в пользу Жилищно-строительного кооператива № 109 г. Владивостока 3000 руб. (Три тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить Жилищно-строительному кооперативу № 109 г. Владивостока из федерального бюджета 3000 руб. (Три тысячи рублей) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному документу от 29.08.2023 номер платежа 802431603003WFEW, плательщик ФИО1, платеж включен в платежное поручение от 30.08.2023 № 40186740.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.