ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-15316/18 от 24.06.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-15316/2018

01 июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи   Кирильченко М.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевой Д.С., рассмотрев исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Фермерское хозяйство "Восток" (ИНН 2508025746, ОГРН 1032500696194)  к Администрации Находкинского городского округа (ИНН 2508020000, ОГРН 1022500699704) третье лицо: Управление Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю

о признании права собственности на самовольную постройку - нежилое здание магазин продовольственных и промышленных товаров, расположенное по адресу: <...>, с кадастровым номером 25:31:010401:7939, общей площадью 742,80 кв.м.

при участии в заседании:

от истца – директор общества ФИО1, выписка из ЕГРЮЛ, приказ о назначении директором, паспорт; представитель ФИО2, доверенность от 16.05.2019,

от ответчика –  представитель ФИО3 доверенность от 08.05.2019, паспорт; 

от третьего лица – не явились, извещены;

установил: истец - общество с ограниченной ответственностью "Фермерское хозяйство "Восток" (далее – ООО "Фермерское хозяйство "Восток", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к ответчику - Администрации Находкинского городского округа (далее – администрация) о признании права собственности на самовольную постройку - нежилое здание магазин продовольственных и промышленных товаров, расположенное по адресу: <...>, с кадастровым номером 25:31:010401:7939, общей площадью 742,80 кв.м. (далее – спорный объект, магазин).

Исковые требования заявлены со ссылками на статьи 130, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункт 25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее – Постановление Пленумов № 10/22), статью 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункт 10 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и обоснованы отсутствием правоустанавливающих документов на спорный объект в его настоящем виде, отказом администрации на выдачу разрешения на ввод спорного объекта капитального строительства в эксплуатацию, в связи с чем, у истца отсутствует законная возможность во внесудебном порядке зарегистрировать право собственности на спорный объект, обратился в суд с настоящим исковым заявлением. Истцом в процессе рассмотрения дела заявлено ходатайство о назначении судебной пожарной и строительной экспертизы.

Администрация представила отзыв на иск, полагает заявленное требование не подлежащим удовлетворению, поскольку истцом не соблюдено условие о наличии права в отношении земельного участка, допускающего строительство спорного объекта, не предоставлено доказательств, что на день обращения в суд постройка соответствует установленным строительным нормам и требованиям. Кроме того ответчик указывает, что часть объекта самовольной постройки расположена в границах территории общего пользования красной линией дороги. По ходатайству истца о назначении судебных экспертиз ответчик возражал, считает, что поскольку спорный объект возведен с нарушением градостроительного законодательства, проведение экспертизы нецелесообразно.

Определением от 24.09.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – управление Росреестра).

Представители третьего лица в судебное разбирательство не явились, явку компетентных представителей в заседание суда не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 не является препятствием для проведения заседания в отсутствие указанных лиц. Третье лицо отзыв на иск не представило, требования не оспорило.

В настоящем судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, настаивали на ранее заявленном ходатайстве о назначении судебной строительной и пожарной экспертизы.

Позиция ответчика в отношении заявленного требования и ходатайства о назначении экспертизы осталась неизменной.

Из материалов дела и пояснений сторон и их представителей следует, что 06.07.1998 Мэром города Находки Приморского края издано постановление №1034 о передаче земельных участков ООО "Фермерское хозяйство "Восток" в районе ул. Малиновского, 21.

В соответствии с пунктом 4 постановления от 06.07.1998 № 1034 глава города постановил передать ООО "Фермерское хозяйство "Восток" с 01.05.1998 из земель городской застройки земельный участок площадью 0,1356га в районе улица Малиновского, 21 в аренду на период до 31.12.1999 под установку торговых павильонов в границах. Согласно прилагаемому плану.

В соответствии с пунктом 7 постановления от 06.07.1998 № 1034 ООО "Фермерское хозяйство "Восток" обязано заключить договор аренды на земельные участки, выполнить проект павильонов, благоустройство территории включая расширение улицы Малиновского до трех полос, выполнить строительные работы в соответствии с проектом, который предъявить к сдаче в инспекцию ГАСН.

17.07.1998 истец (арендодатель) и ответчик (арендатор) заключили договор № 1399 аренды земельного участка, площадью 1356кв.м., расположенный в экономической зоне №5, в районе ул.Малиновского, 21, под установку торговых павильонов, на срок 1 год 8 месяцев.

Постановлением главы города Находки от 21.03.2000 №427 обществу продлен срок аренды земельного участка в районе ул. Малиновского, 21 с 01.012000 по 01.07.2000, площадью 0, 1356га под завершение проектирования торговых рядов в границах, согласно прилагаемому плану, действие договора от 17.07.1998 № 1399 прекращено.

Постановлением главы города Находки от 18.08.2000 №1285 обществу продлен срок аренды земельного участка в районе ул. Малиновского, 21 с 01.01.2000 по 01.06.2002, площадью 0,1356га под строительство торговых рядов в границах, согласно прилагаемому плану, постановление главы города Находки от 21.03.2000 №427 утратило силу.

На основании постановления от 18.08.2000 №1285 истец и ответчик заключили договор № 1849 аренды земельного участка, площадью 0,1356га, в районе ул. Малиновского, 21, под строительство торговых рядов.

10.09.2001 Мэром города Находки Приморского края издано постановление № 1394, в соответствии с которым подлежат передаче обществу земельные участки из состава земель городской застройки по адресу в 35 метрах к юго-востоку от жилого дома по ул.Малиновского, 21 в г.Находка в границах согласно прилагаемому плану под завершение строительства торгового комплекса и благоустройство прилегающей территории, площадью 0,1934га и площадью 0,1958га, постановление главы города Находки от 18.08.2000 №1285 утратило силу, договор №1849 прекращен.

В соответствии с пунктом 4 постановления администрации № 1394 от 10.09.2001 на общество возложена обязанность, в том числе выполнить межевание и кадастровый учет земельных участков, осуществить государственную регистрацию прав на земельные участки.

10.09.2001 на основании постановления Мэра города Находки Приморского края № 1394 от 10.09.2001 истец (арендодатель) и ответчик (арендатор) заключили договор № 2149 аренды земельного участка (далее – договор № 2149), площадью 1934кв.м., расположенный в экономической зоне 4 по адресу в 35 метрах к юго-востоку от жилого дома по ул. Малиновского д.21 в г.Находка, в границах в соответствии с прилагаемой схемой, на срок с 01.07.2001 по 01.07.2003, под завершение строительства торгового комплекса и благоустройства прилегающей территории (пункты 1.1, 1.2, 1.3 договора).

Согласно пункту 1.2 договора №2149 изменение целевого назначения земельного участка допускается лишь с письменного согласия арендодателя в виде постановления главы города.

Постановлением от 21.08.2003 № 1662 главы города Находки Приморского края срок действия договора аренды от 10.09.2001 № 2149 продлен на пять лет.

В соответствии с постановлением от 21.08.2003 № 1662 стороны договора от 10.09.2001 № 2149 заключили соглашение о внесении изменений в указанный договор, указав срок действия с 01.07.2003 по 30.06.2008, под завершение строительства торгового комплекса и обустройство прилегающей территории.

17.05.2005 Постановлением главы города Находки № 820 «О присвоении категорий улицам и дорогам города Находки» утвержден перечень улиц города Находки и их классификации по категориям», в соответствии с которым улица Малиновского отнесена к категории магистральная пешеходно-транспортная улица районного значения общегородского значения, ширина улицы в красных линиях определена 40 метров.

Соглашением от 23.07.2008 к договору № 2149 от 10.09.2001 стороны продлили действие договора до 30.06.2009, с указанием в приложении №2 к соглашению целевого использования земельного участка – под завершение строительства торгового комплекса и благоустройство прилегающей территории

В 2011 году по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью «Примпроект» подготовлен комплект рабочей документации  2010.99-1-КЖ спорного объекта.

14.08.2012 ООО "Фермерское хозяйство "Восток" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством, сроком на 49 лет, площадью 1934кв.м., расположенный по ул. Малиновского г. Находка в 35 метрах к юго-востоку от жилого дома, в целях эксплуатации торгового павильона.

В 2012 году по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью подготовлен технический отчет 12062.Н0764.ПЗ.ИС спорного объекта.

20.11.2012 постановлением Администрации НГО № 2024 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 25:31:010401:93 – киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживание населения.

22.07.2013 управлением землепользования и застройки администрации НГО обществу выдана справка об адресе спорного объекта, в соответствии с которой объект – павильон (магазин продовольственных и промышленных товаров) зарегистрирован по адресу: <...> (врем.).

26.08.2013 отделением №8 филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» по Приморскому краю  с целью постановки на кадастровый учет, составлен технический план нежилого здания.

18.09.2013 нежилое здание, этажность – 2, расположенное в пределах земельного участка с кадастровым номером :31:010401:93 , местоположения нежилого здания: ул. Малиновского, дом 21а, г.Находка Приморского края, индекс 692919, поставлено на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 25:31:010401:7939, номер регистрационной записи 25/00-13-253850.

19.09.2014 в администрацию поступило заявление ООО "Фермерское хозяйство "Восток" о выдаче акта ввода в эксплуатацию торгового комплекса по ул. Малиновского, 21А, в связи с окончанием строительства, благоустройством прилегающей территории и оформлением права собственности.

16.11.2016 общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта.

Письмом от 29.11.2016 администрация отказала обществу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства  - магазина продовольственных и промышленных товаров, расположенного на земельном участке по адресу, примерно в 35 метрах к юго-востоку от жилого дома по ул.Малиновского, 21, в связи с непредставлением обществом документов в соответствии с требованиями части 3 статьи ГрК РФ.

22.11.2017 в администрацию поступило заявление ООО "Фермерское хозяйство "Восток" о выдаче акта ввода в эксплуатацию магазин продовольственных и промышленных товаров по ул. Малиновского, 21А, на земельном участке с кадастровым номером 25:31:010401:93.

Письмом от  22.11.2017 № 13.17-7841 администрация ответила отказом на обращение общество о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта, в связи с непредставлением полного пакета предусмотренных законодательством документов, в том числе разрешения на строительство, акта приемки объекта капитального строительства, градостроительного плана, документация о соответствии объекта нормам технической и пожарной безопасности и др.

23.03.2018 администрацией НГО Приморского края издано постановление № 457 «О предоставлении разрешений на условно разрешительный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства» (далее – постановление № 457).

В соответствии с пунктом 1 постановления № 457 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования участка площадью 1933кв.м. с кадастровым номером 25:31:010401:93 площадью 1933кв.м., расположенного в 35 метрах на юго-восток от жилого дома по ул. Малиновского, 21 в городе Находке, с видом разрешенного использования – торговые объекты.

08.06.2018 в администрацию поступило заявление ООО "Фермерское хозяйство "Восток" о выдаче акта ввода в эксплуатацию магазин продовольственных и промышленных товаров по ул. Малиновского, 21А, на земельном участке с кадастровым номером 25:31:010401:93.

Письмом от  15.06.2018 № 13.17-3456 администрация ответила отказом на обращение общество о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта, в связи с непредставлением документов в соответствии с частью 3 статьи 55 ГрК РФ, что в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта.

10.10.2018 истец обратился в администрацию с запросом о предоставлении информации о предоставлении обществу разрешения на строительство объекта в 35 метрах к юго-востоку от жилого дома по ул.Малиновского 21 в Находке.

13.11.2018 администрация письмом № 1317-6926 ответила на заявление общества от 10.10.2018 об отсутствии в управлении землепользования и застройки НГО сведений о выдаче разрешения на строительство спорного объекта.

Письмом от 13.03.2019 администрация НГО округа в лице управления землепользования и застройки сообщила правовому управлению НГО о расположении земельного участка с кадастровым номером 25:31:010401:93 в территориальной зоне О-2 (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения), основные виды разрешенного использования включают  - магазины.

В соответствии с письмом от 13.03.2019 администрация НГО округа в лице управления землепользования и застройки разрешения на строительство спорного объекта управлением землепользования и застройки администрации НГО не выдавались.

Ссылаясь на отказ администрации, договор аренды от 10.09.2001 № 2149, эскизный проект, технический отчет 2012 года, комплекты рабочей документации 2009 и 2011 годов, приложив договоры энергоснабжения, водоснабжения на обслуживание спорного объекта истец обратился в суд с настоящими требованиями.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, их доводы и возражения, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает требования не подлежащими удовлетворению.

Проанализировав представленные в материалы дела сторонами  договоры: от 17.07.1998 № 1399, от 18.08.2000 № 1849 аренды земельного участка, площадью 1356кв.м., расположенный в экономической зоне №5, в районе ул.Малиновского, 21; от 10.09.2001 № 2149 (в редакции дополнительных соглашений от 21.08.2003, от 23.07.2008) аренды земельного участка, площадью 1934кв.м., расположенный в экономической зоне 4 по адресу в 35 метрах к юго-востоку от жилого дома по ул. Малиновского д.21 в г.Находка, суд приходит к выводу, что между истцом и ответчиком сложились договорные отношения, связанные с исполнением обязательств по аренде земельного участка с кадастровым номером 25:31:010401:93, которые подлежат регулированию главой 34 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с условиями договора от 10.09.2001 № 2149 (в редакции дополнительного соглашения от 23.07.2008) срок аренды земельного участка  установлен до 30.06.2009.

Сославшись на то, что возведенная постройка является самовольной, находится на земельном участке, принадлежащем обществу на праве аренды и предоставленном с целью под завершение строительства торгового комплекса и благоустройство прилегающей территории, а при строительстве объекта были соблюдены градостроительные и строительные нормы и правила, угроза жизни и здоровью граждан отсутствует, общество обратилось в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Правовые последствия самовольной постройки определены в пункте 2 статьи 222 ГК РФ, в соответствии с которым лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.

В пункте 3 статьи 222 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Иск о признании права собственности на самовольную постройку может быть удовлетворен при установлении в совокупности фактов, перечисленных в указанной статье, отсутствие одного из них влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

Согласно абзацу 3 пункта 26 постановления Пленумов № 10/22, если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, был предоставлен истцу на праве аренды по договору от 10.09.2001 № 2149 (в редакции дополнительного соглашения от 23.07.2008), сроком аренды земельного участка установлен до 30.06.2009, под завершение строительства торгового комплекса и благоустройства прилегающей территории (пункты 1.1, 1.2, 1.3 договора).

Договор от 10.09.2001 № 2149 заключен на основании постановления главы НГО от 10.09.2001 № 1394.

В соответствии с пунктом 4 постановления администрации № 1394 от 10.09.2001 на общество возложена обязанность, в том числе, выполнить межевание и кадастровый учет земельных участков, осуществить государственную регистрацию прав на земельные участки.

Согласно пункту 1 статьи 130, пункту 1 статьи 131 ГК РФ (ред. от 08.07.1999) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 609 ГК РФ (ред. от 17.12.1999) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 № 1103-1 (в ред. от 24.12.1993) для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Согласно статье 70 Земельного кодекса РСФСР все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

Согласно ранее действовавшей ст. 31 ЗК РСФСР имеющееся право на земельный участок удостоверяется государственным актом. В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЗК РФ, п. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на земельные участки, предусмотренные Земельным кодексом, удостоверяются свидетельством. В силу п. 1 ст. 1 того же Закона государственная регистрация является единственным доказательством существования именно зарегистрированного права.

Таким образом, государственный акт и свидетельство о праве на землю являются документами, подтверждающими право землепользования.

Однако истцом в материалы дела ни государственный акт, ни свидетельство о праве аренды, в соответствии с требованиями земельного законодательства на момент заключения договора аренды в материалы дела не предоставлены.

Согласно пункту 1 и 2 статьи 25, пункту 1 статьи 26 ЗК РФ (в редакции от 25.10.2001) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Таким образом, в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств наличия вещных прав на данный участок истец не представил.

В абзаце 58 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, далее - Обзор) указано, что право собственности на самовольное строение может быть признано и в случае возведения его без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен гражданину по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, если строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно положениям абзаца 59 Обзора при разрешении данной категории споров, помимо требований, установленных пунктом 3 части 222 ГК РФ, необходимо учитывать условия договора аренды. В случае, если участок предоставлен в аренду для возведения временных строений либо легковозводимых конструкций, основания для признания права собственности на фактически возведенное строение капитального типа отсутствуют. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа (пункт 59 Обзора).

По условиям договора 10.09.2001 № 2149 аренды земельный участок с кадастровым номером 25:31:010401:93 передан обществу под завершение строительства торгового комплекса и благоустройство прилегающей территории, площадью 0,1934га и площадью 0,1958га, а так же на условии осуществления государственной регистрации  права аренды.

29.09.2010 решением думы Находкинского городского округа № 578-НПА «О генеральном плане Находкинского городского округа» утвержден генеральный план НГО, содержащий схему существующих и планируемых границ земель промышленности, энергетики, транспорта и связи города Находка.

23.10.2015 постановлением администрации НГО № 1440 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории НГО (далее – схема НТО).

В соответствии с пунктом 365 схемы НТО  по адресу в районе р.Каменка через дорогу от дома №21 по ул. Малиновского в границах земельного участка с кадастровым номером 25:31:010401:93, площадью 1933,2кв.м., утверждено размещение павильона, площадью 270кв.м., смешанные товары.

Более того, как следует из содержания договоров от 17.07.1998 №1399, от 18.08.2000 № 1849 аренды земельного участка, площадью 1356кв.м., расположенный в экономической зоне №5, в районе ул.Малиновского, 21, под установку торговых павильонов – нестационарных торговых объектов.

Таким образом, суд, оценив представленную в материалы дела совокупность доказательств, приходит к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером 25:31:010401:93 в период с 1998 предоставлялся обществу (в том числе, правопредшественнику) в целях для размещения нестационарного торгового объекта – торгового павильона, то есть временного объекта. Указание в договоре 2001 года в качестве цели «под завершения строительства» не свидетельствует, что участок был предоставлен в установленном в тот период порядке именно под строительство капитального объекта

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от 17.11.1995 № 169-ФЗ строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил. Разрешение на строительство выдается соответствующим органом архитектуры и градостроительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Из материалов дела видно, что технические параметры построенного истцом объекта отражены в техническом плане от 26.08.2013, составленном отделением №8 филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ» по Приморскому краю  с целью постановки на кадастровый учет, в соответствии с которым нежилое здание., расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 25:31:010401:93, местоположение: <...>, количество этажей – 2, площадь здания – 742,8кв.м., год завершения строительства 2013.

27.07.1999 и.о. начальником государственной вневедомственной экспертизы проектов администрации Приморского края утверждено заключение № 42099 по рабочему проекту на строительство торгового комплекса по ул.Малиновского в г.Находке, в соответствии с которым предусмотрено строительство четырех магазинов, площадью застройки 367кв.м., этажность 1, при этом экспертизой установлено, что в проекте не решен вопрос отопления объекта, в связи с чем заказчику необходимо получить технические условия на централизованное теплоснабжение торгового комплекса, сделан вывод, что рабочий проект рекомендуется к утверждению при условии доработки замечаний.

Однако, как следует из материалов дела и пояснений сторон замечания, указанные в заключении от 27.07.1999 № 42099, не устранены.

В 2009 году по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью «Ризали» составлен эскизный проект «Магазин продовольственных и промышленных товаров в районе жилого дома по ул. Малиновского, 21 в г. Находка (далее – эскизный проект), комплект рабочей документации спорного объекта. В соответствии с общими указаниями эскизного проекта проектируемое здание располагается в красных линиях ул. Малиновского и будет иметь статус временного.

Действительно, 21.09.2009 ООО "Фермерское хозяйство "Восток" администрацией выдано разрешение №2148 на размещение отдельно стоящего нестационарного объекта, в соответствии с которым обществу предоставлен объект: павильон с реализацией товаров общего назначения, площадью 270кв.м., разрешено производство земляных монтажных и благоустроительных работ по согласованному проекту, сроком с 21.09.2009 по 01.11.2010.

В месте с тем, истцом доказательств наличия согласованного проекта на производство земляных монтажных и благоустроительных работ суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах, учитывая наличие арендных правоотношений между сторонами спора в период с 1998 года по предоставлению спорного земельного участка под размещение НТО; отсутствие согласованного проекта на проведение земляных и монтажных работ на данном участке, в соответствии с указаниями разрешения № 2148 администрации;  возражения ответчика в данной части, суд не расценивает имеющееся в договоре аренды от  10.09.2001 № 2149 условие о цели предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:31:010401:93 в аренду - под завершение строительства торгового комплекса и благоустройство прилегающей территории, а так же наличие разрешения администрации № 2148, как соблюдение требований гражданского, земельного, градостроительного законодательства и  использование земельного участка в соответствии с целями его предоставления, равно как и получение разрешения на строительство спорного объекта.

Таким образом, суд установил, что истец не получал в установленном порядке разрешение, дающее ему право начать работы по возведению двухэтажного нежилого здания - склада общей площадью 742,8кв.м, а земельный участок предоставлен истцу под размещение НТО.

Доказательства обращения  общества за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с приложением необходимого пакета документов в материалах дела отсутствуют.

Более того, как следует часть спорного объекта - нежилое здание магазин продовольственных и промышленных товаров расположенное по адресу: <...> расположена в границах территории общего пользования определенной красной линией дороги.

В соответствии с схемой подготовленный отделом информационного обеспечения и геослужбы управления землепользования и застройки администрации НГО в Ml :500 градостроительного зонирования объекта капитального строительства (нежилое здание) к кадастровым № 25:31:010401:7939 расположенного в границах земельного участка с кадастровым № 25:31:010401:93.

Постановлением главы города Находки от 17.05.2005 г. № 820 «О присвоении категорий улицам и дорога города Находки» был утвержден перечень улиц и город города Находки и их классификация по категориям. Улица Малиновского отнесена к категории магистральная пешеходно-транспортная улица районного значения общегородского значения. Ширина улицы в красных линиях определена 40 метров.

Решением Думы Находкинского городского округа от 29.09.2010г. № 578-НПА «О генеральном плане Находкинского городского округа» был утвержден документ территориального планирования - генеральный план НГО.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 18 ГрК РФ одним из документов территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа

Подготовленный на основании: ГрК РФ от 29.12.2004№ 190-ФЗ (в редакции от 27.07.2010) и утвержденный в 2010 генеральный план содержит схему существующих и планируемых границ земель промышленности, энергетики, транспорта и связи Находка,

Подпункта 2 пункта 3 статьи 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа.

Подпункт 2 пункта 2 статьи 26 ГрК РФ реализация генерального плана осуществляется на основании плана реализации генерального плана в котором содержатся сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства местного значения, па основании которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения таких объектов.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В соответствии с подпунктом 1 а - б пункта 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.

В соответствии с п. 6.17 раздела 6 (транспорт и улично-дорожная сеть. Сеть улиц и дорог) строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» утвержденного постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989г. № 78 улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в табл.7, в соответствии с которой в состав категории дорог и улиц входят магистральная улица районного значения транспортно-пешеходная.

В соответствии с пунктом 6.18*. СНиП 2.07.01-89* расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по табл.8*, в соответствии с которой ширина улиц и дорог в красных линиях принимается для магистральных улиц- 40м-80м

Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010г. № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) за порядковым № 57, раздел 6 пункты 6.1-6.41 СНиП 2.07.01-89* включены в данный перечень национальных сводов правил (действующее на момент утверждения генерального плана 2010) .

Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ (РДС 30-201-98) утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998г. № 18-30 и  разработанной с учетом требований нормативных документов СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (часть 2), определено, что красные линии - это границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях (пункт 3.3.)

Как установлено судом на основании документов территориального планирования – Генерального плана Находкинского городского округа и в целях его реализации постановлением Администрации НТО от 06.10.2014 № 1841 был утвержден проект планировки и межевания красных линий Находкинского городского округа.

Согласно проекта планировки перечня улиц и дорог <...> относится к магистральной пешеходно-транспортной улицы районного значения с шириной улицы в красных линий 40 метров.

Нормативным основанием для подготовки проекта планировки и межевания послужили ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, а также постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002г. № 150 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации.

Согласно статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые  (изменяемые,  вновь образуемые)  границы территорий  общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).

Следовательно, красные линии отделяют территорию общего пользования, которыми может беспрепятственного пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые находится или могут находится в собственности физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Тем самым, в границах автомобильной дороги не может быть возведен объект недвижимости объекта - нежилое здание магазин продовольственных и промышленных товаров.

Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ - земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно разъяснениям, указанными в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016, при совокупности статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Порядок, установленный указанными нормами ГрК РФ, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В связи с приведенными обстоятельствами суд не усматривает правовых оснований для признания за истцом права собственности на спорный объект в порядке статьи 222 ГК РФ.

Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе в случае, если ее назначение предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы.

Истцом заявлено ходатайство о проведении судебной строительной технической экспертизы по вопросам соответствия спорного объекта градостроительным и строительным, санитарным правилам, а так же по вопросу отсутствия наличия угрозы жизни и здоровью граждан и судебной пожарной экспертизы.

Поскольку в рамках рассмотрения дела установлено, что спорный объект возведен истцом на земельном участке в отсутствии прав, допускающим строительство на нем спорного объекта, с нарушением градостроительного и земельного законодательства, суд приходит к выводу о нецелесообразности проведения судебной экспертизы, поскольку при сложившихся обстоятельствах не имеет значения, соблюдены ли строительно-технические, санитарные и противопожарные нормы и правила.

Установив обстоятельства дела, исследовав и оценив в совокупности представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании права собственности ООО "Фермерское хозяйство "Восток" на самовольную постройку - нежилое здание магазин продовольственных и промышленных товаров, расположенное по адресу: <...>, с кадастровым номером 25:31:010401:7939, общей площадью 742,80 кв.м.

Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина по иску распределяется между сторонами  пропорционально удовлетворенным требованиям.

Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано, расходы по уплате государственной пошлины отнесены на истца на основании статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                            Кирильченко М.С.