ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-15357/18 от 16.10.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-15357/2018

24 октября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2018.

Полный текст решения изготовлен октября 2018 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филатовой К.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью "Галактика" (ИНН 2502032761, ОГРН 1062502019172, дата государственной регистрации 18.09.2006)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.06.2007)

о признании незаконным решения

при участии: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 22.08.2018), от ответчика – главный специалист отдела правового обеспечения ФИО2 (доверенность от 13.12.2017 № 20/46592),

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Галактика» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 12.02.2018 № 20/4126 о рассмотрении обращения, обязании предоставить в аренду земельный участок площадью 2300 кв.м, с кадастровым номером 25:27:030103:4621, расположенного в районе ул. Совхозная, 4 в г. Артёме для строительства магазина, подготовить проект договора аренды и направить его заявителю.

В ходе рассмотрения спора Общество заявленное требование поддержало по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере осуществляемой им экономической деятельности, поскольку он вправе претендовать на предоставление ему земельного участка, схема расположения которого на кадастровом плане территории ранее была утверждена органом местного самоуправления в установленном порядке. Утверждает, что в 2015 году было изменено территориальное зонирование в отношении спорной территории, обнаружившее противоречие между Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа, а впоследствии полномочия по распоряжению земельными участками переданы Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края. Данные обстоятельства в совокупности объективно препятствовали подаче заявления о предоставлении ранее согласованного земельного участка в течение 3-х лет с момента издания распоряжения об утверждении схемы. Кроме того, заявление было рассмотрено Департаментом с нарушением строка, установленного статьей 32 ЗК РФ.

Ответчик с заявленным обществом требованием не согласился,  указав на тот факт, что к моменту обращения заявителя за предоставлением земельного участка на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого до 01.03.2015, истек 3-летний срок, предусмотренный переходными положениями Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ. По мнению Департамента, по истечении указанного срока граждане и юридические лица лишаются права на заключение с ними договора аренды земельного участка, предварительно согласованного ранее. Более того, решение о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с ранее действовавшей редакцией ЗК РФ само по себе действовало в течение 3-х лет, данный срок также истек.

При рассмотрении дела суд установил, что постановлением Администрации Артемовского городского округа от 14.07.2011 № 1199-па по результатам рассмотрения ходатайства Общества с ограниченной ответственностью «Галактика» была утверждена схема расположения земельного участка площадью 2300 кв.м, расположенного примерно в 100 м к юго-западу от жилого дома по адресу <...>, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-3), с основным видом разрешенного использования «магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 200 кв.м».

Затем постановлением от 31.12.2014 № 4957-па Администрация Артемовского городского округа утвердила акт о выборе земельного участка для строительства и предварительно согласовала ООО «Галактика» место размещения объекта на выбранном земельном участке. В данном постановлении также отражено нахождение земельного участка в территориальной зоне Ж-3.

09.02.2015 спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 25:27:030103:4621, о чем выдан кадастровый паспорт № 25/00-15-41797.

22.01.2018 ООО «Галактика» обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером  25:27:030103:4621 для строительства магазина, в связи с принятыми изменениями генерального плана Артемовского городского округа и правил землепользования и застройки.

Письмом от 12.02.2018 № 20/4126 Департамент отказал обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, сославшись на отсутствие правовых оснований его предоставления без проведения торгов ввиду истечения 3-летнего срока для реализации постановления органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта.

ООО «Галактика» не согласилось с изложенным в письме Департамента отказом, сочтя его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере осуществляемой им экономической деятельности, и оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле,  проанализировав на соответствие закону оспариваемое решение, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования заявителя в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ),  продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

Глава V.1 Земельного кодекса РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной муниципальной собственности», установившая новые правила предоставления этих земельных участков, была введена в действие с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 21 статьи 1).

Этим же законом предусматривались переходные положения, регулирующие в том числе вопросы, связанные с использованием земель, определенные процедуры в отношении которых были начаты в период до внесения соответствующих изменений.

В частности, согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Каких-либо условий продления данного срока законом не предусмотрено.

Кроме того, как было определено пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент издания постановления 31.12.2014 № 4957-па, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Таким образом, учитывая, что постановление о предварительном согласовании места размещения объекта было принято органом местного самоуправления в декабре 2014 года, ООО «Галактика» вправе было поставить вопрос о предоставлении ему земельного участка, согласованного данным постановлением, в пределах указанных сроков.  

Заявитель указывает на то, что существовали объективные причины, препятствовавшие предоставлению спорного земельного участка в аренду, однако затруднился пояснить, какие именно обстоятельства он рассматривает в качестве таких причин.

Из материалов дела следует, что на момент постановки земельного участка 25:27:030103:4621 на кадастровый учет он располагался как в территориальной зоне городского озеленения, так и в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, что отражено в графе 14 «Особые отметки» кадастрового паспорта данного земельного участка с указанием на то, что сведения о территориальных зонах внесены на основании протоколов верификации ошибок пересчета координат.  

При этом пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Однако заявитель не указал, какие меры принимались им с целью корректировки границ земельного участка либо границ территориальных зон, при том, что согласно пункту 4 части 4 статьи 5 ПЗЗ АГО с предложениями о внесении изменений в Правила могут выступать в том числе физические или юридические лица в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения Правил земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

В силу пункта 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов относятся к документами территориального планирования муниципальных образований.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план городского поселения содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

В свою очередь, правила землепользования и застройки муниципального образования относятся к документам градостроительного зонирования и включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (статья 30 ГрК РФ). Их подготовка осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).

Генеральный план Артемовского городского округа был утвержден решением Думы Артемовского городского округа от 30.09.2009 № 237.

Впоследствии постановлением Администрации Приморского края от 07.07.2017 № 277-па в него были внесены изменения, обусловленные в том числе целями приведения его в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, документов стратегического планирования АГО и муниципальных образований, вошедших во Владивостокскую агломерацию, создания условий для устойчивого развития территории АГО, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для планировки территории муниципального образования, корректировки электронной версии действующего генерального плана на основе современных информационных технологий и программного обеспечения с учетом требований к формированию ресурсов информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и обеспечения взаимодействия с Федеральной геоинформационной системой территориального планирования Российской Федерации, реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1336-р, за счет обеспечения взаимной согласованности решений градостроительной документации.

Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа утверждены Решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 № 497.

В данные Правила впоследствии также были внесены изменения, в том числе распоряжением Департамента градостроительства Приморского края от 28.07.2017 № 41.

Заявитель утверждает, что в 2015 году Правила землепользования и застройки АГО были изменены таким образом, что земельный участок с кадастровым номером 25:27:030103:4621 стал относиться к территориальной зоне общественно-деловой застройки ОД-1.

Вместе с тем, в 2015 году какие-либо изменения в ПЗЗ АГО не вносились. Согласно опубликованным для всеобщего сведения нормативным правовым актам в Правила, утвержденные Решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 № 497, внесены изменения следующими документами: решения Думы Артемовского городского округа от 15.03.2012 № 645, от 19.12.2012 50, от 24.04.2014 № 291, от 25.09.2014 № 358, Распоряжение Департамента градостроительства Приморского края от 28.07.2017 № 41.

Из решений Думы АГО от 24.04.2014 № 291, от 25.09.2014 № 358 видно, что они не касались изменения территориальных зон с Ж-3 на ОД-1 в отношении каких-либо земельных участков.

Действительно, как было установлено пунктом 1 решения Думы АГО от 24.02.2016 № 579,  Правила землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденные решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 № 497 (с последующими изменениями) действовали на территории Артемовского городского округа в части, не противоречащей изменениям генерального плана Артемовского городского округа, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 19.02.2016 № 69-па до утверждения Правил землепользования и застройки в новой редакции.

 Вместе с тем, редакция ПЗЗ с учетом изменений, внесенных в генеральный план АГО, начала действовать со 02.08.2017.

Следовательно, в случае, если действительно имели место противоречия между генеральным планом АГО и правилами землепользования и застройки АГО, каким-либо препятствовавшие предоставлению земельного участка с кадастровым номером 25:27:030103:4621, с августа 2017 ООО «Галактика» имело возможность подать заявление о предоставлении ему данного земельного участка без проведения торгов, однако не сделало этого до истечения срока действия постановления Администрации АГО от 31.12.2014 № 4957-па и 3-летнего срока, установленного частью 1 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ.         

Перераспределение публичных полномочий по предоставлению земельных участков также не могло создать препятствия к своевременной реализации ООО «Галактика» своего права на получение в аренду земельного участка, предварительно согласованного данным постановлением.

Так, Законом Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основного общего, среднего общего образования), в том числе по обеспечению подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов.

Указанные полномочия предоставлены Департаменту в силу соответствующих норм Положения о нем (постановление Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 374-па в соответствующей редакции).

Более того, при перераспределении полномочий также предусматривались переходные положения, регулирующие вопросы передачи из органов местного самоуправления в Департамент нерассмотренных заявлений граждан и юридических лиц.

Таким образом, поскольку на момент обращения ООО «Галактика» в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края за предоставлением в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:27:030103:4621 без проведения торгов на основании постановления Администрации АГО от 31.12.2014 № 4957-па истек срок его действия и 3-летний срок, установленный частью 1 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ, ответчик правомерно отказал заявителю в предоставлении земельного участка.

При этом оснований для рассмотрения заявления в сроки и в порядке, предусмотренном статьей 32 ЗК РФ в ранее действовавшей редакции, не имелось, поскольку по смыслу части 1 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона) без проведения торгов, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта данному лицу  принято до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Оспариваемое решение не нарушило прав и законных интересов заявителя, который в случае сохранения заинтересованности в предоставлении спорного земельного участка не лишен возможности ставить вопрос о проведении торгов на право заключения договора аренды этого земельного участка и участвовать в них наравне с иными лицами.

В силу изложенного у суда отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого решения незаконным и возложения на ответчика обязанности совершить действия, направленные на восстановление нарушенных прав ООО «Галактика».

Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Отказать в признании незаконным отказа           Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленного письмом от 12.02.2018 № 20/4126, - проверенного на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, и в обязании ответчика совершить действия.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Галактика» из федерального бюджета 3000 руб. (Три тысячи рублей) государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру Приморского отделения № 8635 филиал № 7 Сбербанка России от 17.07.2018 № 262 на общую сумму 6000 руб., находящемуся в материалах дела.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.  

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Нестеренко Л.П.