*!9I7G6A-ahaaag!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-153/2011
06 апреля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2011 г.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Голоузовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лесной квартал»
к администрации Артемовского городского округа
о признании незаконным отказа в возмещении недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений по адресу: <...> , 11/2 в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год, изложенного в письме от 01.11.2010 г. № 19-950 за подписью и.о. главы Артемовского городского округа, и об обязании предоставить обществу договор о предоставлении субсидии из бюджета Артемовского городского округа на возмещение обществу недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в г.Артеме Приморского края по ул.Ульяновской в домах №№ 9/1, 11/1 , 11/2 в сумме 68 804 440,5 руб.
при участии в заседании:
от заявителя: адвокат Бурлак О.В. (дов. от 24.12.2010 г., уд. № 123 от 10.12.2002 г.);
от ответчика: гл. специалист ФИО1 (дов. № 01 от 11.01.2011 г., паспорт <...>, выдан 16.05.2002 г. УВД г. Артема Приморского края)
протокол судебного заседания на компьютере вел секретарь судебного заседания Столярова А.А.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Лесной квартал» (далее по тексту – «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Артемовского городского округа в предоставлении обществу договора о предоставлении субсидии из бюджета Артемовского городского округа на возмещение обществу недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в г.Артеме Приморского края по ул.Ульяновской в домах №№ 9/1, 11/1 , 11/2 в сумме 68 804 440,5 руб. в рамках адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год и об обязании администрации Артемовского городского округа (далее по тексту – «ответчик», «Администрация») предоставить обществу вышеуказанный договор.
Письмом от 11.02.2011 г. общество уточнило заявленные требования: просит признать незаконным отказ Администрации в предоставлении обществу договора о предоставлении субсидии из бюджета Артемовского городского округа на возмещение обществу недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в г.Артеме Приморского края по ул.Ульяновской в домах №№ 9/1, 11/1, 11/2 в сумме 68 804 440,5 руб. в рамках адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год, выразившийся в письме Администрации № 19-950 от 01.11.2010 г., и об обязании предоставить обществу вышеуказанный договор.
В судебном заседании 30 марта 2011 г. общество уточнило, что обжалует отказ Администрации в возмещении недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений по адресу: <...> , 11/2 в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год, изложенный в письме от 01.11.2010 г. № 19-950 за подписью и.о. главы Артемовского городского округа.
В обоснование требований заявитель указал, что на основании государственных контрактов, заключенных в 2009 году с департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Администрации Приморского края, им были построены квартиры для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья на территории Артемовского городского округа. Пояснил, что многоквартирные жилые дома, в которых находятся квартиры, были введены в эксплуатацию, квартиры переданы в муниципальную собственность и заселены жильцами, однако субсидии на возмещение недополученных доходов до настоящего времени заявителю не выплачены.
Заявитель считает, что у Администрации отсутствуют основания для отказа в предоставлении субсидий, поскольку им для получения данных субсидий в Администрацию были представлены все необходимые документы. Полагает, что выявление недостатков выполненных работ не является основанием для отказа в предоставлении субсидий.
По мнению заявителя, отказ Администрации нарушает его права и законные интересы в экономической деятельности.
Ответчик по заявленным требованиям возразил. В письменном отзыве на заявление, поддержанном представителем в судебном заседании, пояснил, что письмом № 19-950 от 01.11.2010 г. не отказал в выдаче договора о предоставлении субсидий, а предложил устранить нарушения, допущенные при производстве строительных работ. Пояснил, что заявителем в адрес Администрации был направлен лишь расчет размера субсидий, иные документы, предусмотренные постановлением Администрации от 01.04.2010 г. № 448–па, в адрес Администрации не направлялись, поэтому отдел учета и распределения жилья Администрации не имел возможности согласовать расчет субсидий и предоставить заявителю соответствующий договор.
Кроме того, Администрация указала, что на основании жалоб жильцов муниципальных квартир, построенных обществом, была проведена проверка состояния данных квартир, в ходе который выявлены недостатки в связи с ненадлежащим выполнением заявителем строительно-монтажных работ. Пояснила, что в адрес общества была направлена претензия об исправлении данных недостатков, однако на сегодняшний день выявленные недостатки не устранены, что свидетельствует о неисполнении обществом условий государственного контракта.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Лесной квартал» зарегистрировано в качестве юридического лица 30 января 2006 г. ИФНС по Советскому району г.Владивостока за основным государственным регистрационным номером 1062539003691.
В целях реализации постановления Администрации Приморского края от 02.03.2009 г. № 50-па «Об адресной программе Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год» между обществом и департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края были заключены государственные контракты № 4 от 26.06.2009 г., № 8 от 17.08.2009 г., № 9 от 30.11.2009 г. на приобретение жилищных помещений в многоквартирных жилых домах по адресу: <...>, 11/2 для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Всего по данным контрактам было приобретено 128 квартир общей стоимостью 203 523 300 руб.
08 декабря 2009 г. многоквартирные жилые дома по адресу: <...>, 11/2 были введены в эксплуатацию.
29 декабря 2009 г. построенные квартиры были переданы обществом департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края по актам приема-передачи.
На основании распоряжения департамента имущественных отношений Приморского края от 28.12.2009 г. № 584-р квартиры были переданы в муниципальную собственность Артемовского городского округа.
Письмом от 27.01.2010 г. № 65 общество обратилось в Администрацию за заключением договора, гарантирующего софинансирование государственных контрактов № 4 от 26.06.2009 г., № 8 от 17.08.2009 г., № 9 от 30.11.2009 г.
15.04.2010 г. обществом в управление бухгалтерского учета и выплат Администрации был представлен расчет размера субсидий.
В связи с неполучением ответа по результатам рассмотрения данного расчета 18.06.2010 г. в Администрацию поступило письмо общества № 141 от 15.06.2010 г., в котором общество просило предоставить договор о предоставлении субсидий либо вернуть расчет с указанием причин его возврата.
Письмом от 23.06.2010 г. № 18-459 Администрация возвратила расчет заявителю по причине его несоответствия пункту 5.2 постановления Администрации от 01.04.2010 г. № 448-па.
06 июля 2010 г. расчет размера субсидий был повторно сдан в Администрацию.
В связи с неполучением ответа письмами от 24.08.2010 г. № 218, от 24.09.2010 г. № 24 общество запросило Администрацию о результатах рассмотрения расчета субсидий.
Письмом от 01.11.2010 г. № 19-950 Администрация сообщила обществу о том, что в результате обследования жилых домов по адресу: <...>, 11/2 был выявлен ряд дефектов, допущенных в ходе выполнения строительных работ, в связи с чем в адрес общества была направлена претензия об их устранении, и предложила обществу согласовать график субсидирования недополученных доходов после удовлетворения требований, указанных в претензии.
Расценив данное письмо как отказ, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и документы, представленные в материалы дела, суд считает требования общества не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Администрации Приморского края от 02 марта 2009 г. № 50-па была утверждена Адресная программа Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009-2010 годы.
Пунктом 6.5 Программы предусмотрено, что приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда планируется осуществлять путем запроса котировок цен в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При этом цена государственного контракта будет формироваться исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае, утвержденной Минрегионом России.
В рамках реализации данной программы между обществом и департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края были заключены государственные контракты № 4 от 26.06.2009 г., № 8 от 17.08.2009 г., № 9 от 30.11.2009 г. на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах по адресу: <...>, 11/2 для последующего использования в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Цена одного квадратного метра площади квартир по контрактам № 4 от 26.06.2009 г., № 8 от 17.08.2009 г. составила 31 800 руб., по контракту № 9 от 30.11.2009 г. – 30 000 руб., что ниже фактически сложившейся средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае.
На основании распоряжения Администрации Приморского края № 263-ра от 01.06.2009 г. «О мерах по созданию благоприятных условий деятельности организаций-застройщиков на рынке жилья Приморского края в 2009 году» администрацией Артемовского городского округа было принято решение о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования с целью возмещения организациям-застройщикам недополученных доходов, возникших в связи с исполнением государственного контракта, заключенного в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, из расчета разницы средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае, установленной Минрегионом на первый квартал 2009 года, и фактически сложившейся средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае, предоставленной Примкомстатом, общего объема площади приобретаемых жилых помещений по государственному контракту.
Порядок предоставления субсидий из бюджета Артемовского городского округа на возмещение организациям-застройщикам недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещении в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости стимулирования рынка жилья на 2009 год (далее по тексту «Порядок») был установлен постановлением Администрации от 01.04.2010 г. № 448-па.
Статьей 2 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим с департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края государственные контракты на приобретение помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Артемовского городского округа.
Статьей 4 Порядка установлены следующие условия предоставления субсидий:
заключение организацией-застройщиком государственного контракта с департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Артемовского городского округа, для последующего использования в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
исполнения государственного контракта в полном объеме;
передачи в муниципальную собственность Артемовского городского округа жилых помещений, приобретенных по государственному контракту, подтвержденной свидетельством о праве собственности.
Последовательность действий по предоставлению субсидий установлена статьей 5 Порядка и состоит в следующем.
Организации-застройщики, отвечающие критериям и относящиеся к лицам, перечисленным в пункте 2 настоящего Порядка, для получения субсидии предоставляют в управление бухгалтерского учета и выплат Администрации следующие документы:
а) расчет размера субсидии по формуле, установленной в пункте 5.2 настоящего Порядка;
б) копию государственного контракта, заверенную департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края;
в) акт приема-передачи жилых помещений, подписанный в соответствии с государственным контрактом;
г) оригиналы счета и счета-фактуры на оплату;
д) копию разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома;
е) справку, подтверждающую стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилого помещения (пункт 5.3).
Судом установлено, что для получения субсидии на возмещение организациям-застройщикам недополученных доходов обществом был составлен расчет размера субсидии от 15.04.2010 г., который был представлен в управление бухгалтерского учета и выплат Администрации 26.04.2010 г. Факт представления данного расчета подтвержден материалами дела и не оспаривается Администрацией.
В ходе рассмотрения дела заявитель настаивал, что 26.04.2010 г. в Администрацию им был представлен полный пакет документов, необходимый для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии, который был вручен лично начальнику управления бухгалтерского учета и выплат Администрации ФИО2
Вместе с тем вызванная в качестве свидетеля и допрошенная в судебном заседании 30 марта 2011 г. ФИО2 пояснила, что получила от общества только расчет размера субсидий от 15.04.2010 г., который вернула обществу обратно письмом от 23.06.2010 г. № 18-459. Факт передачи иных документов ФИО2 не подтвердила. Указала, что в журналах учета входящей корреспонденции Администрации информация о поступлении от общества иных документов также отсутствует.
06.07.2010 г. общество повторно представило в Администрацию расчет размера субсидий, к которому были приложены копия дополнительного соглашения от 25.12.2009 г. к государственному контракту № 8 от 17.08.2009 г., а также копии платежных поручений № 2805 от 16.03.2010 г. и № 2813 от 16.03.2010 г.
Копии государственных контрактов, заверенные департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, акты приема-передачи жилых помещений, подписанные в соответствии с государственными контрактами, и иные документы, предусмотренные пунктом 5.3 Порядка, при подаче уточненного расчета также не были представлены обществом в Администрацию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обществом было допущено нарушение порядка получения субсидии.
Пунктом 5.4 Порядка предусмотрено, что Управление бухгалтерского учета и выплат Администрации в течение 12 рабочих дней со дня предоставления документов, указанных в пункте 5.3 настоящего Порядка, проверяет расчет, согласовывает и направляет его в отдел учета и распределения жилья Администрации или возвращает его организации-застройщику с указанием причин возврата.
Договор о предоставлении субсидии предоставляет организациям-застройщикам отделом учета и распределения жилья Администрации в течение 20 календарных дней со дня согласования расчета (пункт 5.5).
Поскольку расчет субсидий согласован не был по причине непредставления обществом всех необходимых документов, основания для направления в адрес заявителя договора о предоставлении субсидий у Администрации отсутствовали.
В судебном заседании общество представило письмо от 14.03.2011 г. о направлении в адрес Администрации пакета документов для предоставления субсидий, на котором имеется отметка о получении его Администрацией 23.03.2011 г. Представитель Администрации подтвердила получение 23.03.2001 г. указанных документов, однако пояснила, что срок рассмотрения указанного заявления вместе с приложенным пакетом документов в настоящее время не истек, документы находятся в работе.
Учитывая данные обстоятельства, суд принимает доводы Администрации в указанной части и считает, что документы, представленные заявителем в Администрацию 23.03.2011 г., не могут повлиять на правомерность позиции Администрации, изложенной в оспариваемом письме от 01.11.2010 г.
Суд также учитывает, что в соответствии со статьей 4 Порядка необходимым условием предоставления субсидий является исполнение организацией-застройщиком государственного контракта.
Пунктами 6.1.6 государственных контрактов предусмотрено, что в случае выявления заказчиком недостатков передаваемых (переданных) квартир, застройщик обязуется устранить за свой счет такие недостатки в течение 1 месяца с даты получения претензии заказчика.
В соответствии с пунктами 8.1 государственных контрактов застройщик несет ответственность за недостатки передаваемых квартир в соответствии с законодательством.
Судом установлено, что многоквартирные жилые дома по адресам: <...> д.№№ 9/1, 11/1, 11/2 были введены в эксплуатацию 08.12.2009 г., о чем в материалах дела имеются соответствующие разрешения на ввод в эксплуатацию.
Согласно актам приема-передачи от 22.12.2009 г. все квартиры были переданы обществом заказчику – департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края. При этом в актах приема-передачи указан целый ряд недостатков, выявленных при приемке квартир, которые застройщик был обязан устранить в срок до 28.12.2009 г. К числу таких недостатков отнесены дефекты стеклопакетов, подтеки приборов отопительной системы, сантехнического оборудования и канализации и т.д.
Как установлено судом из материалов дела и не оспаривается обществом, данные недостатки устранены не были.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что в связи с обращениями граждан, переселенных из аварийного жилого фонда в квартиры по адресам: <...> д.№№ 9/1, 11/1, 11/2, Администрацией дважды проводилось обследование данных жилых домов на наличие недостатков строительных работ, возникших в ходе гарантийного срока. В ходе обследования были выявлены дефекты при установке кровли, пластиковых окон, недоделки, связанные с благоустройством многоквартирных жилых домов (отсутствие козырьков, бельевой площадки, поручней на лестничных маршах между домами №11/1 и №11/2).
Общая стоимость работ, которые необходимо выполнить для устранения дефектов, выявленных в процессе эксплуатации домов, согласно локального ресурсного сметного расчета составила 1910,532 тыс.руб.
Судом установлено, что письмом от 01.11.2010 г. № 19-951 Администрация направила в адрес общества претензию, в которой предлагала обществу устранить выявленные нарушения в месячный срок в соответствии с пунктами 6.1.6 государственных контрактов.
Общество данную претензию отклонило со ссылкой на то, что недостатки будут устранены после установления причин и вины общества в данных недостатках в срок до 30.11.2010 г.
Как пояснила в судебном заседании представитель заявителя, недостатки в строительно-монтажных работах до настоящего времени устранены не были. Данный факт, по мнению суда, свидетельствует о неисполнении обществом условий государственного контракта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения данного спора в суде общество не отвечает условиям предоставления субсидий, предусмотренных статьей 4 Порядка, в связи с чем считает позицию Администрации правомерной а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Пунктом 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом установлено нарушение обществом требований Порядка предоставления субсидий из бюджета Артемовского городского округа на возмещение организациям-застройщикам недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещении в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости стимулирования рынка жилья на 2009 год, суд отказывает в удовлетворении требований общества в полном объеме.
Согласно статьи 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
В силу статей 101 и 110 АПК РФ судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Лесной квартал» о признании незаконным отказа администрации Артемовского городского округа в возмещении недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений по адресу: <...> , 11/2 в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год, изложенный в письме от 01.11.2010 г. № 19-950 за подписью и.о. главы Артемовского городского округа, и об обязании предоставить договор о предоставлении субсидии из бюджета Артемовского городского округа на возмещение обществу недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в г.Артеме Приморского края по ул.Ульяновской в домах №№ 9/1, 11/1, 11/2 в сумме 68 804 440,5 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья О.В. Голоузова