г. Владивосток Дело № А51–15443/06
«28» марта 2007 г. 8–370/8
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Голоузовой,
рассмотрев в судебном заседании 28 февраля 2007 дело по заявлению ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Приморского края,
к Межрайонной инспекции ФНС РФ №9 по Приморскому краю,
3-е лицо – ГУ Управление федеральной почтовой связи по Приморскому краю,
о признании недействительным решения №19/072 от 13.11.2006,
при участии в заседании:
от заявителя – нач. юр. отдела ФИО1 (дов. от 29.08.2006 паспорт <...> выдан Ленинским РУВД г. Владивостока 21.07.1999);
от налогового органа – спец. 1 разряда ФИО2 (дов.№05/8 от 09.01.2007);
от третьего лица – представитель ФИО1 (паспорт <...> выдан Ленинским РУВД г. Владивостока 21.07.1999);
протокол судебного заседания вёл судья О.В. Голоузова,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице филиала УФПС Приморского края (далее – «заявитель, предприятие») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ №9 по Приморскому краю (далее – «налоговый орган, инспекция») №19/072 от 13.11.2006 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Резолютивная часть была оглашена и оформлена судом в судебном заседании 28.02.2007, а изготовление решения в мотивированном виде было отложено судом в порядке статьи 176 АПК РФ.
Как следует из текста искового заявления, предприятие оспаривает решение налогового органа о доначислении земельного налога, пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, поскольку считает неправомерным вывод инспекции о том, что у предприятия почтовой связи отсутствует право на применение льготы по земельному налогу, в связи с чем они являются плательщиками налога на землю согласно Федерального Закона от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю».
Заявитель считает, что государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
Заявитель указал, что все земельные участки под объектами недвижимости почтовой связи в 2005 г. были закреплены за федеральными государственными учреждениями Управлениями федеральной почтовой связи по соответствующим субъектам Российской Федерации на праве бессрочного (постоянного) пользования. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования и передача земельных участков от ГУ УФПС к ФГУП «Почта России» не производились. Следовательно, ФГУП «Почта России» является государственным предприятием связи, и соответственно, в случае если бы оно имело правоустанавливающие документы на земельные участки и признавалось налогоплательщиком земельного налога, в силу пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю» предприятие было бы полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Налоговый орган против удовлетворения требований заявителя возражает, в материалы дела представил письменный отзыв, в котором указал, что Уссурийскому почтамту УФПС Приморского края – филиала ФГУП «Почта России», для осуществления своей деятельности было передано имущество, в том числе здания. Права на земельные участки, на которых располагаются подразделения организации, не переоформлены, в свидетельствах о государственной регистрации права, объектами права являются земельные участки для размещения и эксплуатации зданий отделениями связи Управления Федеральной почтовой связи.
При этом Уссурийский почтамт ФГУП «Почта России» после реорганизации занимает те же самые земельные участки, на которых осуществляет свою деятельность, что подтверждается актами о приеме-передаче объектов недвижимости. Правоустанавливающих документов на пользование и владение земельными участками предприятие не имеет. Однако, отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого землепользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю. Таким образом, право собственности на земельный участок перешло к покупателю момента перехода права собственности на само здание, следовательно, плательщиком земельного налога становится новый собственник земельного участка, то есть организация - преемник.
Налоговый орган считает, что заявитель в нарушение ст. 16 Закона РФ от 11.10.1991г. №1738-1«О плате за землю» не исчислил налог на землю с земельного участка, подлежащий уплате в бюджет в сумме 178832 руб.
В судебном заседании 15.01.2007 суд по ходатайству налогового органа в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - 3-е лицо – Государственной учреждение Управление федеральной почтовой связи по Приморскому краю.
Представитель ГУ Управление федеральной почтовой связи по Приморскому краю в судебном заседании 28.02.2007 представил в материалы дела документы, свидетельствующие о принадлежности земельных участков ГУ УФПС по Приморскому краю.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Налоговым органом на основании решения от 18.10.2006 в порядке ст. 89 НК РФ в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице филиала УФПС Приморского края была проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 по 31.12.2005.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом был составлен акт №87 от 19.10.2006.
Рассмотрев материалы налоговой проверки, налоговый орган 13.11.2006 принял решение №19/072 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с резолютивной частью решения заявитель был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 35766 руб. по основаниям п.1 ст. 122 НК РФ.
Кроме того, предприятию был доначислен налог на землю в сумме 178832 руб., а также пени в сумме 27949 руб.
По мнению налогового органа, у предприятия почтовой связи отсутствует право на применение льготы по земельному налогу, поскольку Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 «О плате за землю» льгота по земельному налогу для таких предприятий почтовой связи, как заявитель, не установлена.
Не согласившись с решением налогового органа в полном объеме, заявитель обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании ненормативного акта инспекции недействительным.
Оценив доводы заявителя, возражения налогового органа, исследовав материалы дела по существу, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как установлено судом, Государственное учреждение Управление федеральной почтовой связи было создано в 1993 г. на основании Приказа Минсвязи РФ № 433 от 24.11.1992. В состав учреждения входили филиалы, в том числе Уссурийский городской узел федеральной почтовой связи.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 июня 2002 г. № 885-р на базе имущества ранее действовавших федеральных государственных учреждений Управлений федеральной почтовой связи по соответствующим субъектам Российской Федерации (далее – «ГУ УФПС») было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России».
В соответствии с положением от 25.09.2003 г. №87 об Управлении Федеральной почтовой связи Приморского края – филиала ФГУП «Почта России» утвержден Перечень обособленных структурных подразделений УФПС Приморского края - почтамты, согласно которому по г.Уссурийску и Уссурийскому району утвержден Уссурийский Почтамт УФПС Приморского края – филиал ФГУП «Почта России», с одновременной передачей для осуществления своей деятельности имущества реорганизованных подразделений.
Как видно из материалов выездной налоговой проверки филиал ФГУП «Почта России» - Уссурийский почтамт УФПС Приморского края предоставил в налоговую инспекцию 24.06.2005 налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год, в которой заявил льготу, установленную п.12 ст.12 Закона РФ «О плате за землю».
14.10.2005 г. предприятие представило в налоговый орган уточненную декларацию, в которой отсутствовали объекты налогообложения по земельному налогу.
Суд считает ошибочным вывод налогового органа о том, что у предприятия почтовой связи отсутствует право на применение льготы по земельному налогу, предусмотренной Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 «О плате за землю».
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В 2005 году до введения в действие главы 31 Налогового Кодекса, исчисление и уплата земельного налога осуществлялись на основании Закона РФ от 11.10.1991г. № 1738-1 «О плате за землю».
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Исходя из смысла этой статьи, льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога распространяется на государственные предприятия связи во всех случаях, а на акционерные общества связи, контрольный пакет акций, которых принадлежит государству, лишь при условии распространения (трансляции) ими государственных программ телевидения и радиовещания.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» является федеральной государственной организацией связи, имеющей в своем составе на правах филиалов подразделения связи (узлы почтовой связи, почтамты).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
В той же статье указано, что к организациям связи относятся юридические лица, осуществляющие деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Следовательно, к предприятиям связи относятся, в том числе и предприятия почтовой связи.
В статье 10 Федерального закона от 07.07.03 N 126-ФЗ «О связи» (действующего с 01.01.2004) указано, что в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.99 N 176-ФЗ «О почтовой связи» земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Как установлено судом, имущество предприятия является федеральной собственностью, все земельные участки под объектами недвижимости почтовой связи в 2005 г. были закреплены за ФГУ Управление федеральной почтовой связи по соответствующим субъектам Российской Федерации на праве бессрочного (постоянного) пользования. Фактически прекращение права постоянного (бессрочного) пользования и передача земельных участков от ГУ УФПС к ФГУП «Почта России» не производились.
Довод налогового органа о том, что льгота может быть предоставлена только государственным предприятиям связи, обеспечивающим распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющим деятельность в интересах обороны Российской Федерации, опровергается вышеприведенными нормами права.
Требование закона, на которое ссылается налоговый орган, относится к акционерным обществам, а не к государственным предприятиям связи.
Таким образом, налогоплательщик обоснованно использовал льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 «О плате за землю».
С учетом вышеизложенных обстоятельств, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст.ст. 104, 110 АПК РФ уплаченная заявителем при подаче заявления в суд госпошлина подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России №9 по Приморскому краю №19/072 от 13.11.2006 «О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», как не соответствующее Налоговому Кодексу Российской Федерации.
Возвратить ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Приморского края из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб. (две тысячи рублей 00 коп.), уплаченную платежным поручением №10490 от 04.12.2006 через Приморский филиал ОАО АКБ «Связь Банка» г. Владивосток.
Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.