АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-15473/2011
13 октября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 12.10.2011
Полный текст решения изготовлен 13.10.2011
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.И. Голуб
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаровой О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Азия-Лайн» (ИНН 2537062911, ОГРН 1092537005076)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
при участии в заседании:
от заявителя – адвокат Кузнецов А.Н. на основании доверенности от 10.05.2011, рег. уд. №25/444;
от таможни – зам. начальника ОАР Трубачев Ю.А. на основании доверенности от 21.03.2011 № 11-31/05583
установил: общество с ограниченной ответственностью «Азия-Лайн» (далее – заявитель, ООО «Азия-Лайн», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее – таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа от 13.09.2011 по делу об административном правонарушении №10702000-481/2011.
В судебном заседании общество, заявленные требования поддержало, указав на то, что таможенным органом необоснованно не принято во внимание и не дана оценка дополнению № 03-05 от 03.05.2011 к контракту при подаче ЭД № 10714040/280711/0024394, согласно которого «за одну единицу товара необходимо считать тюк, баул, мешок» и т.д. состоящей из 25 штук тентов. Несовпадение стоимости одного тента в ЭД по сравнению с заключением эксперта вполне укладывается в заявленную обществом стоимость товара с учетом возможной корректировки, и свидетельствует об отсутствии фактов не декларирования товара. Таким образом административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 16.2 КоАП, совершено не было, товар был задекларирован по установленной электронной форме в полном объёме. В тоже время в обжалуемом постановлении не указано о размере причиненного вреда, либо иных негативных последствиях сложившейся ситуации. Общество также пояснило, что предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Таким образом, у таможенного органа были все основания признать наличие смягчающих обстоятельств по делу. ООО «Азия-Лайн» в связи с этим полагает, что правонарушение следует квалифицировать как малозначительное, согласно статье 2.9 КоАП РФ.
Находкинская таможня в судебном заседании заявление отклонила, указав на то, что в ходе производства по делу об административном правонарушении таможней были собраны достаточные доказательства совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, а также доказана вина общества в его совершении. Таможня полагает, что заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности при декларировании товара, которая необходима для строгого соблюдения требований закона, соответственно привлечение заявителя к административной ответственности является законным и обоснованным. Возражает против признания административного правонарушения малозначительным. Кроме того, таможенный орган считает, что заявителем пропущен 10 дневный срок для обращения в суд об оспаривании постановления об административном правонарушении.
Судом установлено, что с постановление по делу об административном правонарушении вынесено Находкинской таможней 13.09.2011, а заявление ООО «Азия-Лайн» направлено в арбитражный суд согласно штемпелю на конверте 23.09.2011, таким образом, заявитель обратился в суд в пределах срока, установленного статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственности «Азия-Лайн» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.11.2009 ИФНС по Первомайскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 №003321012 и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092537005076.
Между ООО «Азия-Лайн» и компанией «World Trade Hong Kong Group Linited» заключен внешнеторговый контракт от 15.01.2010 № W-AL-15-01 о купле-продаже на условиях поставки CFR - граница России (порт Восточный, Владивосток, Находка. Зарубино) товаров производства Китая, Японии, Кореи, других стран Азии, а также товар производства Америки и Европы, в ассортименте, количестве и по ценам, согласно Приложениям (Спецификациям) к контракту на каждую отдельную поставку. Дополнением от 25.12.2010 № 25-12 к указанному контракту изменены условия поставки на CFR граница России (порт Восточный, Владивосток, Находка, Зарубино).
27.07.2011 в порт Восточный из китайского порта Ксинганг на борту теплохода «Golden Express» по коносаменту №SNKO022110769048 в контейнере WSCU8820342 в адрес ООО «Азия-Лайн» ввезены товары: ткань, тент-навес, пресс-форма в количестве 1103 грузовые места общим весом брутто 25882,9 кг.
В целях таможенного оформления товара ООО «Азия – Лайн» подало в Находкинскую таможню электронную декларацию на товары (далее – ЭД) № 10714040/280711/0024394.
В ходе проведения таможенного досмотра (акт таможенного досмотра №10714040/030811/003741) от 03.08.2011 Находкинской таможней был выявлен незадекларированный товар: заявленый товар № 2 (тент-навес для кемпинга, материал 100% полиэстер) - 188 шт., фактически в контейнере WSCU8820342 находится товар № 2 (тент-навес для кемпинга) в количестве 188 грузовых мест по 25 тентов в каждом, то есть 4700 тентов. ООО «Азия-Лайн» не задекларировало по установленной электронной форме товар тент-навес для кемпинга в количестве 4512 шт.
По факту недекларирования товаров 09.08.2011 года в отношении ООО «Азия-Лайн» было вынесено определение №10714000-481/2011 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования 12.08.2011 таможенным органом была назначена товароведческая стоимостная экспертиза, производство которой поручено Приморской Тргово-промышленной палате, перед экспертом был поставлен вопрос: какова свободная (рыночная) стоимость 28.07.2011 товара: тент-навес для кемпинга, материал 100% полиэстер – 4215 шт.
Согласно заключению эксперта Приморской Торгово-промышленной палаты от 30.08.2011 № 0201500447-Н свободная рыночная стоимость предмета данного административного правонарушения по состоянию на 28.07.2011 составила 451200 рублей.
По окончанию административного расследования 02.09.2011 уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Находкинской таможни Синичниковой У.В. в отношении ООО «Азия-Лайн» был составлен протокол №10714000-481/2011 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела 13.09.2011 Находкинской таможней было вынесено постановление №10714000-481/2011, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью «Азия-Лайн» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и на общество было наложено административное взыскание в виде штрафа в размере одной второй стоимости товаров, являющихся предметами административного правонарушения, что составило 225600 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, ООО «Азия-Лайн» обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив законность оспариваемого постановления в полном объеме, в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнении лицом требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктами 1 и 3 статьи 179 ТК ТС предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяется в том числе, и следующий вид таможенной декларации: декларация на товары.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются следующие основные сведения о товарах, в том числе в кодированном виде: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 187 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе, в том числе : осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;
Статья 189 ТК ТС предусматривает, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Таким образом, в данном случае объективная сторона административного правонарушения, выразилась в заявлении ООО «Азия-Лайн» при декларировании товаров по ЭД № 10702030/110211/0007347 недостоверных сведений о количественных характеристиках товар в установленной электронной форме, подлежащих декларированию.
Из материалов дела следует, что 28.07.2011 декларантом в Находкинскую таможню была подана электронная декларация на товары №10714040/280711/0024394, в которой заявлены: ткань палаточная из синтетических комплексных нитей, окрашенная, содержащая 100 мас.% текстурированных полиэфирных нитей (100% полиэстер), поверхностная плотность 90 г/м2, размеры: длина 100м, ширина 1,5м - 910 рулонов, изготовитель «НаrbinJiavileiTradingCo.. Ltd (136500 м2) (товар №1); тент-навес для кемпинга, материал - 100% полиэстер, изготовитель «НагЫп JiayileiTradingCo.. Ltd» - 188 шт. (товар №2); литейная пресс-форма из стали для изготовления изделий из пластмасс выдуванием, габаритные размеры: 440x730x350мм, изготовитель «TianjinU-TeamMetalIndustryCo.. Ltd» - 5 шт. (товар №3).
В результате досмотра Находкинской таможней было выявлено, что в ДТ ООО «Азия-Лайн» не задекларировало по установленной электронной форме товар тент-навес для кемпинга в количестве 4512 шт., чем совершило административное правонарушение, выразившееся в недекларировании по установленной электронной форме товаров, подлежащих декларированию,
Согласно показаниям представителей общества Вяткина Д.В., Кузнецова А.Н. и Березина А.В. следует, что ООО «Азия-Лайн» заявило весь товар, прибывший в адрес общества, поскольку согласно дополнению № 03-05 от 03.05.2011 к контракту № W-AL-15-01 от 15.01.2010 штукой товара тент-навес для кемпинга следует считать тюк. баул, штуку, упаковку; в данной 1 единице товара всего 20 или 25 тентов.
Однако, указанное дополнение не было представлено в таможенный орган одновременно с подачей таможенной декларации, а было представлено в ОТО и ТК таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни только спустя два дня после проведения таможенного досмотра.
Таможня посчитала, что данный документ не вносит ясности, какое количество тентов должно было находиться в поставке товаров согласно приложению № 291 от 15.06.2011 к контракту от 15.01.2010 №W-AL-15-01 (20 или 25 шт.). Во всех представленных ООО «Азия-Лайн» в Находкинскую таможню при подаче ЭД №10714040/280711/0024394 документах (заявка на приобретение товаров от 10.05.2011, подтверждение заявки от 11.05.2011, проформа инвойс от 13.06.2011 № W-AL-15-01-291, коммерческий инвойс от 15.06.2011 № W-AL-15-01-291, упаковочный лист от 15.06.2011) количество товара тент-навес для кемпинга указано: «188 шт.». Оговорок о том, что необходимо понимать под штукой, данные документы не содержат.
Кроме того, таможенному органу в ЭД № 10714040/280711/0024394 были заявлены тенты-навесы для кемпинга, а не мешки с тентами по 20 или 25 шт.
ООО «Азия-Лайн» в отношении всех товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза 27.07.2011 по коносаменту № SNKO022110769048 в контейнере WSCU8820342 заявило в ЭД № 10714040/280711/0024394 код упаковки «NE» - товары не упакованы, следовательно, в данном случае не возможно сказать, что обществом задекларирован товар в мешках: из заявленных в ДТ сведений в таможенных целях понимается 1 тент, всего заявлено 188 тентов без упаковки.
Помимо этого, согласно упаковочному листу от 15.06.2011 № W-AL-15-01-291 под упаковкой следует понимать 118 шт. тентов, каждая единица товара упакована в мешок из полимерного материала.
Следовательно, обществом таможенному органу задекларировано именно 188 штук тентов, а не 188 мешков по 25 тентов в каждом.
Таким образом, в данном случае административное правонарушение, выразилось в недекларировании в электронной форме подлежащий декларированию товар (тент-навес для кемпинга – 4512 шт.) при декларировании товаров по ЭД № 10714040/280711/0024394.
При изложенных обстоятельствах основаниях таможенный орган правомерно посчитал имеющим место факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств объективно препятствующих ООО «Азия-Лайн» соблюсти требования таможенного законодательства, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии вины общества. Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом соблюден.
Проверив наличие нарушений требований КоАП, допущенных со стороны таможенного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд не установил таковых.
Вместе с тем, суд полагает, что совершенное ООО «Азия Лайн» правонарушение является малозначительным в силу следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
По мнению суда, для квалификации нарушения в качестве малозначительного не имеет правового значения тот факт, что нарушителем не выполнены императивно установленные требования закона, в связи с чем, выявленное отклонение от них должно влечь административную ответственность. В соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ не исключена возможность применения данной нормы к какой-либо категории правонарушений, предусмотренной Кодексом, в зависимости от предмета посягательства. При этом только оценка конкретных обстоятельств дела позволяет сделать вывод, оправдано ли применение административного наказания в каждом конкретном случае.
Любой состав административного правонарушения характеризуется общественной опасностью, поскольку это основное условие включения его в КоАП РФ. Следовательно, невозможно указать главы КоАП РФ или категории статей, в которых отсутствует общественная опасность. Общественная опасность и угроза общественным отношениям презюмируются для любого содержащегося в КоАП РФ состава правонарушения.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос целесообразности привлечения к административной ответственности.
Материалами дела установлено, что действия правонарушителя не направлены на продолжение нарушения, нарушение устранено, что не оспаривается таможенным органом и по мнению суда, привлечение к ответственности не будет оправдывать установленной законом цели.
С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд приходит к выводу, что привлечение к ответственности не будет оправдывать установленной законом цели. Применение статьи 2.9 КоАП РФ соответствует не только интересам лица, привлекаемого к ответственности, но и интересам государства, поскольку нерационально принимать административные меры, необходимость в которых отсутствует. Охраняемым правоотношениям обеспечивается адекватная защита, в то же время факт возбуждения административного дела и объявление устного замечания выполняют предупредительную функцию.
В данном случае, отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а также не имеет места пренебрежительное отношение ООО «Азия-Лайн» к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере экономической деятельности.
На основании изложенного, учитывая установленный Конституцией Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, суд расценивает допущенное нарушение как малозначительное и освобождает лицо, его совершившее, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием (статьи 2.9, 3.1, 4.2, 29.9 КоАП РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления и решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 2.9 КоАП РФ, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным и отменить постановление Находкинской таможни от 13.09.2011 № 10714000-481/2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Азия Лайн» к административной ответственности по статье 16.2 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Объявить ООО «Азия Лайн» устное замечание.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Судья Е.И. Голуб