АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-156/2020
04 февраля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена января 2020 года .
Полный текст решения изготовлен февраля 2020 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазуровой Л.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (ИНН 2539063082, ОГРН 1042504058343 дата государственной регистрации 26.07.2004)
к Акционерному обществу «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 01.10.2019)
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности,
от ответчика – не явились, извещен надлежащим образом,
установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее – заявитель, административный орган, Роскомнадзор) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Почта России» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания, в судебное заседание своих представителей не направил, возражений относительно перехода к судебному разбирательству не представил, в связи с чем, предварительное судебное заседание проведено в порядке части 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Представитель Роскомнадзора в заявлении и в судебном заседании указал, что собранным административным материалом установлен факт (событие) совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществление ответчиком предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель ответчика в письменном отзыве, представленном в материалы дела, факт нарушения не оспорил, просил освободить общество от административной ответственности, применив положения законодательства о малозначительности административного правонарушения.
При отсутствии возражений сторон суд в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд установил, что ФГУП "Почта России" имеет лицензию на осуществление услуг почтовой связи от 11.04.2018 № 162571 сроком до 11.04.2023.
В период с 01.10.2019 по 25.12.2019 в результате планового мероприятия систематического наблюдения в отношении АО «Почта России» за соблюдением нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки, доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции без взаимодействия с проверяемым лицом на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю от 07.10.2019 № 89-нд и от 30.09.2019 № 88-нд выявлены нарушения абзаца 1 части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», нормативов частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции, утверждённых Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 №257, пунктов 5, 6, 7, 8, 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, пункта 5 лицензионных требований № 162571.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, 27.12.2019 Управлением Роскомнадзора по Приморскому краю в отношении общества составлен протокол №АП-25/7/3567 об административном правонарушении.
Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях (далее - КоАП) установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 статьи 2 ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации № 99-ФЗ лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона № 99-ФЗ. В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 12 указанного Закона осуществление деятельности по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 46 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 № 126-ФЗ в силу которых, оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
АО "Почта России" осуществляет свою деятельность на основании лицензии на оказание услуг почтовой связи от 11.04.2018 №162571.
В соответствии с пунктом 5 лицензионных требований приложения к лицензии № 162571 на оказание услуг почтовой связи - лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 № 176-ФЗ (далее - Закон № 176-ФЗ) услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 «Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции», утвержденных приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 №257, нормативы частоты сбора изпочтовых ящиков письменной корреспонденции расположенных вне объектов почтовой связи:
- на внутригородской территории городов федерального значения, на территорииадминистративных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день;
в |
-на территории административных центров муниципальных районов, городских округов - не реже 4 дней в неделю не менее 1 раза в день;
-на территории иных поселений - не реже 2 дней в неделю не менее 1 раза в день.
Из материалов административного дела следует, что из п/я №220, расположенного по ул. Ударная, д. 4, г. Партизанск, из п/я №264, расположенного по ул. Щорса, д. 1, г. Партизанск, из п/я №31, расположенного по ул. Свердлова, д.41, г. Находка, по пять контрольных писем опущены в указанные п/я 13.11.2019. Выемка контрольных писем по указанным п/я произведена 14.11.2019. В соответствии с расписанием выемка письменной корреспонденции из данных п/я осуществляется ежедневно, следовательно, выемку контрольных писем должны были осуществить - 13.11.2019. Задержка контрольных писем на выемке составила один день, что подтверждается оттисками календарного штемпеля на конвертах.
Из п/я №6, расположенного по ул. Постышева, д. 57, г. Дальнереченск, из п/я №10, расположенного по ул. Плеханова, д. 41, г. Дальнереченск, из п/я №13, расположенного по ул. Мира, д.9, г. Дальнереченск, контрольные письма опущены в указанные п/я 12.11.2019. Выемка контрольных писем по указанным п/я произведена 13.11.2019. В соответствии с расписанием выемка письменной корреспонденции из данных п/я осуществляется ежедневно, следовательно, выемку контрольных писем должны были осуществить - 12.11.2019. Задержка контрольных писем на выемке составила один день, что подтверждается оттисками календарного штемпеля на конвертах.
Факты нарушения нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков подтверждаются оболочками почтовых конвертов, опущенных в почтовые ящики, в которых пересылались контрольные письма Управления Роскомнадзора по Приморскому краю.
Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234 (далее – Правила № 234) регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7, 8 Правил № 234:
- у входа в объект почтовой связи либо на ином видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте на объекте почтовой связи, в том числе на автоматизированных пунктахпочтовой связи помещается вывеска с указанием наименования оператора почтовой связи, наименования и режима работы объекта, его почтового индекса (пункт 5);
- внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте должны находиться книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий:
а) наименование оператора почтовой связи и место его нахождения;
б) адрес объекта почтовой связи и его почтовый индекс;
в) сведения о месте приема и рассмотрения претензий;
г) перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них;
д) порядок адресования и выплаты почтовых переводов;
е) порядок адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса;
ж) срок хранения неврученных почтовых отправлений и невыплаченных почтовых переводов;
з) перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке;
и) перечень категорий пользователей услугами почтовой связи, которым предоставляются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
к) копию лицензии на оказание услуг почтовой связи;
л) настоящие Правила;
м) информацию об ответственности операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи;
н) иную информацию, связанную с оказанием услуг почтовой связи оператором (пункт 6);
- внутри объекта почтовой связи, в котором оказываются универсальные услуги почтовой связи, дополнительно размещается почтовый ящик для сбора письменной корреспонденции и указывается информация:
а) о нормативах частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки;
б) о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции;
в) о порядке оказания универсальных услуг почтовой связи (п.7);
-на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
В соответствии с подпунктами «а», «в» пункта 46 Правил № 234 операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В ходе проведения систематического наблюдения в отделениях почтовой связи административным органом выявлены следующие нарушения:
- в ОПС Владивосток 690065 отсутствует: адрес ОПС, номер почтового ящика; установлено нарушение порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, отсутствуют пороги внутри помещения, наименования организации и объекта почтовой связи, режим pаботы ОПС, почтовый индекс, режим выемки простой письменной корреспонденции;
- в ОПС Владивосток 690034 отсутствует: книга заявлений и предложений; установлено нарушение порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, не обеспечена достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей и площадок для передвижения кресел – колясок, наименования организации и объектапочтовой связи, режим работы ОПС, почтовый индекс, режим выемки простой письменной корреспонденции, номера телефона;
- в ОПС Владивосток 690012 отсутствует: информация о почтовом индексе ОПС, информация о нормативах частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки; информация о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции, информация о порядке оказания универсальных услуг почтовой связи, информация о порядке адресования и выплаты почтовых переводов, информация о сроках хранения в ОПС невыплаченных почтовых переводов;
- в ОПС Владивосток 690911 отсутствует: книга заявлений и предложений cведения о месте приема и рассмотрения претензий, перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них, порядок адресования, упаковывания и оплат пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса, информация о сроке хранения неврученных почтовых отправлений, перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке, перечень категорий пользователей услугами почтовой связи, которым предоставляются льготы в соответствии с законодательством РФ, правила оказания услуг почтовой связи, информация об ответственности операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи, на почтовом ящике отсутствует номер, информация о нормативах частоте сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки; информация о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции, информация о порядке оказания универсальных услуг почтовой связи, информация о порядке адресования и выплаты почтовых переводов, информация о сроках хранения в ОПС невыплаченных почтовых переводов. Установлено нарушение порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, отсутствует наименование организации и объекта почтовой связи, режим работы объекта почтовой связи, почтовый индекс, режим выемки простой письменной корреспонденции, номера телефона.
Таким образом, нарушение обществом нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, а также правил оказания услуг почтовой связи являются нарушением обеспечения качества услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи.
Факт нарушения ответчиком условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) установлен судом, подтверждается материалами административного дела и фактически ответчиком не оспорен.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих обществу соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия названным лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии вины юридического лица в совершении вменяемого ему правонарушения (статьи 2.1 и 2.2 КоАП РФ).
Проверив соблюдение административным органом требований процессуального законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд не установил каких-либо грубых, неустранимых нарушений, которые могли бы повлечь отказ в привлечении юридического лица к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Исследовав в совокупности все обстоятельства совершенного правонарушений, суд не установил основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, позволяющих квалифицировать совершенное обществом деяние как малозначительное в силу следующего.
Согласно требованиям пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 вышеуказанного Постановления, квалификация правонарушения как малозначительного имеет место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ не исключена возможность применения данной нормы к какой-либо категории правонарушений, предусмотренной КоАП РФ, в зависимости от предмета посягательства. При этом только оценка конкретных обстоятельств дела позволяет сделать вывод, оправдано ли применение административного наказания в каждом конкретном случае.
Критериями определения малозначительности правонарушения должны являться объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, возникающие в области предпринимательской деятельности.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей при осуществлении лицензируемой деятельности в сфере связи.
В силу изложенных обстоятельств, оценивая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Совершение административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в соответствии с санкцией данной нормы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Административным органом в материалы дела не представлено сведений о совершении обществом ранее однородных правонарушений, а также иных доказательств, свидетельствующих о наличии отягчающих ответственность обстоятельств.
Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает необходимым и обоснованным наложить на общество административный штраф в пределах санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Налагая на ответчика штраф в указанном размере суд, считает, что наказание в минимальном размере, установленном санкцией указанной статьи, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Привлечь Акционерное общество «Почта России» ((ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 01.10.2019, место нахождения: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию на расчетный счет <***> в Дальневосточное ГУ Банка России, БИК 040507001, получатель платежа - УФК по Приморскому краю (Управление Роскомнадзора по Приморскому краю, лицевой счет <***>), ИНН <***>, КПП 253901001, КБК 09611690040046000140, код ОКТМО 05701000, Уникальный идентификатор начисления (УИН) 09600000000023937516, назначение платежа – административный штраф по делу № А51- 156/2020.
Платежный документ об уплате штрафа в десятидневный срок представить арбитражному суду Приморского края.
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Тихомирова Н.А.