ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-156/2022 от 14.02.2022 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-156/2022

16 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2022 года .

Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Куприяновой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства промышленности и торговли Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной? регистрации 01.01.2020, юридический адрес: 690007, <...>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 22.01.2015, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения с. Гаджигасанлы, Таузский район, Азербайджанская ССР, адрес: <...>)

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,

при участии в заседании:

от заявителя: консультант ФИО2, доверенность № 12-01-26/1 от 14.02.2022, удостоверение, диплом;

от предпринимателя: не явились, надлежаще извещены,

у с т а н о в и л: Министерство промышленности и торговли Приморского края (далее – министерство, заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО3о, предприниматель) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Индивидуальный предприниматель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в заседание суда не явился. Поскольку суд не нашел препятствий для проведения судебного заседания, то оно проведено по имеющимся материалам дела в отсутствие ИП ФИО3о в порядке частей 3, 5 статьи 136, части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании представитель министерства поддержал заявленные требования, полагает, что собранным административным материалом установлен факт (событие) административного правонарушения, а также вина предпринимателя в его совершении.

Письменный отзыв в материалы дела ответчиком не представлен, требования не оспорены.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и доказательства, признав дело подготовленным к судебному разбирательству, суд в соответствии со статьей 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Из материалов дела следует, что на основании обращения гражданина от 07 декабря 2021 года № 52, поступившего на телефон «горячей линий» министерства промышленности и торговли Приморского края, организованной во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10 ноября 2011 года ЖПР-3379 по вопросам соблюдения

Федерального закона №171-ФЗ, 09 декабря 2021 года проведены мероприятия, в ходе которых выявлено следующее.

Должностными лицами министерства промышленности и торговли

Приморского края было установлено , что ИП ФИО3 09 декабря 2021 года в 12 часов 20 минут в помещении продовольственного магазина расположенного по адресу: <...> осуществил хранение алкогольной продукции (пива, пивные напитки), расфасованной в потребительскую полимерную тару различных объемов, которая обернута в прозрачную термо-усадочную пленку и гофро-тару. Упаковки с алкогольной продукцией уложены на стеллажах и в холодильных шкафах в общем количестве 1530 единиц, частично расформированы и подготовлены к перемещению в зал продаж магазина, без фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).

Информация об алкогольной (пивной) продукции не зафиксирована в ЕГАИС.

Документов, подтверждающих законность находящегося алкоголя ИП ФИО3 не предоставил.

Таким образом, на момент проведения осмотра, оборот алкогольной продукции в ЕГАИС не зафиксирован на: - пиво «Жигулевское приморское», светлое, 306 бут., алкоголь-4,5%, объем 1,30 л., по цене-98,0 рублей за бутылку; - пиво «Чешское», светлое, 306 бут., алкоголь-4,3%, объемом 1,25 л., по цене 98,0 рублей за бутылку; - пиво « Немецкое», светлое, 306 бут., алкоголь-4,5%, объемом 1,25 л., по цене -98,0 рублей за бутылку; пивной напиток нефильтрованный осветленный пастеризованный «Бочкарев Баварское», белое, 306 бут., алкоголь -4,5, объем 1,25 л., по цене 98,0 рублей за бутылку; - пиво «Жатецкий Гусь Чешский», 306 бут.,алкоголь-4,6%, объем 1,35-л., по цене - 98,0 рублей за бутылку. Товаросопроводительные документы на обнаруженную в ходе осмотра алкогольную продукцию предпринимателем не представлены.

Обнаруженная алкогольная продукция была изъята на основании протокола изъятия № 30-490 от 09 декабря 2021 года и помещена на ответственное хранение в Министерстве промышленности и торговли Приморского края по адресу: 690090, <...>.

По данному факту консультантом контрольного отдела управления торговли министерства ФИО5 15 декабря 2021 года был составлен административный протокол № 490 по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении ИП ФИО3

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении ИП ФИО3 к административной ответственности для рассмотрения по существу.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон №171-ФЗ) под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.

Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, образует, в том числе оборот, розничная продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов.

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В силу пункта 1 статьи 11 и пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области оборота алкогольной продукции запрещается ее оборот без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

- товарно-транспортной накладной;

- справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

- справки , прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

- уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции);

- заверенной подписью руководителя организации и ее печатью копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

В соответствии с пунктом 2 статьи 10.2 Федерального закона №171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Из анализа названных норм права в их взаимосвязи следует, что нарушения требований законодательства, регулирующего порядок производства, хранения и реализации алкогольной продукции, являются основанием для привлечения правонарушителя к административной ответственности.

В ходе административного расследования установлено, материалами дела подтверждено и лицом, привлекаемым к ответственности, не оспорено, что ИП ФИО3, фактически в нарушение статей 10.2, 11, 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ производил оборот спиротсодержащей продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности факта вменяемого Предпринимателю правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Данный вывод суда соответствует правовым позициям высших судов, изложенным в пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с учётом применения после 30.07.2017 части 3 статьи 14.17 КоАП РФ) и пункте 2 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприниматель должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.

Осуществляя деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, индивидуальный предприниматель должен был предвидеть неблагопринятные последствия, что фактически оставлено им без внимания.

Следовательно, предпринимателем не были предприняты необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение нарушения действующего законодательства в рассматриваемых правоотношениях.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих ИП ФИО3 соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия данным лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Доказательства, исключающие возможность предпринимателю соблюсти правила, за нарушение которых частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие обстоятельств непреодолимой силы, материалы дела не содержат.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии вины предпринимателя в совершении рассматриваемого правонарушения (статьи 2.1 и 2.2 КоАП РФ).

В соответствии в частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Суд проверил соблюдение административным органом порядка составления процессуальных документов и не установил каких-либо нарушений, влекущих отказ в привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Срок для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности не пропущен, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за ряд правонарушений, в том числе за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что вмененное ИП ФИО3 административное правонарушение было совершено и обнаружено административным органом 09 декабря 2021 года, следовательно, годичный срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Признаков малозначительности правонарушения судом не установлено.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Документов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предприниматель не представил.

Оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ суд также не усматривает, поскольку не установил наличие каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, предупреждение применяется при совокупности следующих условий: совершение административного правонарушения впервые и отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Между тем наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, в том числе отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, какими-либо доказательствами в материалах дела не подтверждено.

Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства ввиду высокой степени возможности причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, отсутствие негативных последствий совершенного правонарушения, суд считает необходимым применение к ИП ФИО3 административного наказания в виде штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в размере 15 000 рублей.

Санкция части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает также конфискацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Между тем, согласно части 1 статьи 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ предусматривает, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция являются самостоятельным (особым) предметом государственного контроля. При этом указанные в пункте 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные), основное технологическое оборудование, автомобильный транспорт находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию.

На основании части 3 статьи 29.10 КоАП РФ арбитражный суд в резолютивной части решения должен решить вопрос об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Таким образом, изъятый у предпринимателя товар подлежит в последующем направлению на уничтожение (пункт 3 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018).

В соответствии с главой 25 АПК РФ заявления о привлечении к административной ответственной государственной пошлиной не оплачиваются.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации , суд

р е ш и л:

Привлечь Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 22.01.2015, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: с. Гаджигасанлы, Таузский р-н, Азербайджанская ССР, адрес: <...> ) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в сумме 15 000 (пятнадцать тысяч).

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам: наименование получателя платежа – УФК по Хабаровскому краю (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу), ИНН <***>, КПП 272101001, расчетный счет <***>, кор. счет 40102810845370000014, банк получателя платежа – УФК по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 010813050, ОКТМО 08701000, КБК 16011601331010000140, назначение платежа: административный штраф по делу № А51-156/2022.

Алкогольную продукцию, изъятую из незаконного оборота на основании протокола изъятия товаров (этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция) явившихся предметом административного правонарушения №30-490 от 09.12.2021 и переданную на ответственное хранение в АО «Росспиртпром» (<...>), а именно:

№ п/п

Наименование

Емкость, л

Содержание спирта, %

Дата

розлива

Количество, шт.

Цена/сумма

пиво «Жигулевское приморское» светлое

не устан.

пиво «Чешское» светлое

не устан.

пиво «Немецкое» светлое

не устан.

пиво «Жатецкий Гусь Чешский»

Не устан.

пивной напиток нефильтрованный осветленный пастеризованный «Бочкарев Баварское»

Не устан.

направить для уничтожения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.Н.Куприянова