ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-15831/10 от 23.12.2010 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-15831/2010

30 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 23.12.2010. Полный текст решения изготовлен 30.12.2010.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Л.П.Нестеренко

при ведении протокола судебного заседания секретарем Карпачевым М.В.

рассмотрел в судебном заседании заявление Гаражно-строительного кооператива № 59 «Бриз» Фрунзенского района.

к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморского краю

о признании незаконным решения

при участии в заседании: от заявителя – Токарева Е.Б., доверенность от 11.09.2009, Осадчий В.Н., доверенность от 28.02.2009, Купенцов А.В., доверенность от 09.08.2010, от ответчика – заместитель начальника отдела Соколова А.С., доверенность от 26.11.2010.

Гаражно-строительный кооператив № 59 «Бриз» обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю от 08.09.2010 № Ф01/10-10441 в части отказа в выдаче кадастрового паспорта земельного участка и обязании выдать кадастровый паспорт на ранее учтенный объект недвижимости - на земельный участок с кадастровым номером 25:28:02:01:02, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Амурская, 25а.

В обоснование заявленных требований ГСК указал, что отказ в выдаче кадастрового паспорта не основан на законе. Считает, что поскольку земельный участок является ранее учтенным, ни местоположение, ни площадь его не менялись, то сомнения ответчика относительно изменений его характеристик безосновательны.

Ответчик требования заявителя не признал, пояснил, что причиной отказа послужило отсутствие сведений о координатах характерных точек границ спорного земельного участка в ГКН, что, по его мнению, соответствует требованиям части 12 статьи 45 Закона «О государственном кадастре недвижимости». Указал, что вид разрешенного использования - установка 104 металлических гаражей, что не является разрешенным использованием: «индивидуальное гаражное строительство».

При рассмотрении дела суд установил, что строительный кооператив № 59 по строительству гаражей для стоянки автомобилей индивидуальных владельцев образован в 1980 году на основании решения Исполнительного Комитета Фрунзенского районного Совета народных депутатов № 347 от 13.08.1980.

Решением Исполнительного Комитета Владивостокского городского совета народных депутатов № 1179 от 28.12.1981 за гаражно-строительным кооперативом № 59 закреплен земельный участок под установку 104 гаражей, площадью 3014,0 кв.м., расположенный в районе здания по адресу: г. Владивосток, ул. Амурская, 25.

В 1997 году Мэрией г. Владивостока произведена инвентаризация земельного участка, в результате проведения которой составлены технический отчет, обзорная схема, установлены координаты земельного участка.

23.11.1998 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока было выдано удостоверение о постановке на учет пользователя земельного участка и земельному участку присвоен кадастровый номер 25:28:02 01 01:02.

16.08.2010 ГСК № 59 обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» Приморского края с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке и получением кадастрового паспорта на этот объект недвижимости – земельный участок, расположенный в районе здания по адресу: г. Владивосток, ул. Амурская, 25а с кадастровым номером 25:28:02:01:02.

По данному заявлению ответчик 08.09.2010 принял решение № Ф01/10-10441 о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, выдаче кадастровой выписки, однако в выдаче кадастрового паспорта земельного участка заявителю было отказано.

ГСК № 59 «Бриз», посчитав, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, оспорил его в арбитражном суде.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в виду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.

В силу статьи 3 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно пункту 11 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 этого закона сведений об объекте недвижимости.

Пункт 1, 2 ст. 20 Федерального закона № 221-ФЗ устанавливает, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники объектов недвижимости или любые иные лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии с действовавшим на момент принятия оспариваемого решения, п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и в том числе документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; выписки из хозяйственной книги; договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета.

Из материалов дела судом установлено, что заявитель при обращении в ФГУ с письменным заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости представил, в числе прочих документов, решение о предоставлении земельного участка, изданного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством, а именно решение Владивостокского городского Совета народных депутатов от 28.12.19981 № 1179 «О временном закреплении земельного участка за правлением кооператива № 59 Фрунзенского района под установку металлических гаражей», в соответствии с которым до начала строительства грузовой автомагистрали Корейской слободы был закреплен земельный участок под установку гаражей, справку об адресной привязке, удостоверение о постановке на учет и технический отчет.

Материалами дела подтверждается, что за гаражно-строительным кооперативом № 59 «Бриз» Фрунзенского района зарегистрировано фактическое использование земельного участка, площадью 4372, 00 кв.м., расположенного в районе ул. Амурской для размещения металлических гаражей в количестве 130 боксов и земельному участку присвоен кадастровый номер 25:28:02 01 01:025, о чем Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока выдано удостоверение о постановке на учет.

В соответствии с письмом от 10.03.2010 № 14-1644-ГЕ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках» Решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и документов, перечисленных в п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 (далее - Порядок).

Решением Верховного суда Российской Федерации от 23.03.2009 по делу № ГКПИ08-2286 п. 21 Порядка признан недействующим в части, не предусматривающей возможность принятия решения о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном земельном участке на основании иных, не указанных в этом пункте документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок.

Для включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке вышеуказанные документы должны содержать описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в государственный кадастр недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Федерального закона N 221-ФЗ состава сведений (часть 3 статьи 45 данного закона), такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.

Таким образом, такой документ должен содержать сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о включении соответствующих сведений и документов в государственный кадастр недвижимости.

При проведении органом кадастрового учета проверки на предмет наличия в представленных документах оснований для включения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости принимается во внимание, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, являются не только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в государственном кадастре недвижимости, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.

Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в государственный кадастр недвижимости на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок.

Пункт 1 статьи 45 Федерального закона № 221-ФЗ устанавливает, что государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимости. Объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен,  но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В материалах дела имеются технический отчет от 08.10.1997, удостоверение, выданное Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока от 23.11.1998, подтверждающие, что земельный участок, расположенный в районе здания по адресу: г. Владивосток, ул. Амурская, 25 был поставлен на учет и ему присвоен кадастровый номер 25: 28:02 01 01:02.

Вывод о том, что указанный земельный участок является ранее учтенным, подтверждается также решением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2010 по делу № А51-8225/2010, вступившим в законную силу.

В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана, составляемого в результате выполнения кадастровых работ.

Ответчик указывает на то, что согласно пункту 2 статьи 22 Закона для кадастрового учета земельного участка необходим межевой план, который не был представлен заявителем.

Однако указанным пунктом предусмотрено, что предоставление межевого плана необходимо при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка.

В спорном же случае речь идет о ранее учтенном земельном участке, характеристики которого не изменились, в связи с чем у ГСК № 59 не возникла обязанность по представлению в орган кадастрового учета межевого плана земельного участка, при том, что был представлен технический отчет, содержащий сведения о координатах точек углов поворота земельного участка.

Довод ФГУ о невозможности выдачи кадастрового паспорта земельного участка в связи с отсутствием кадастровых сведений о координатах характерных точек, судом подлежит отклонению.

Пункт 4 статьи 14 Федерального закона № 221-ФЗ устанавливает, что кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона каждый объект недвижимости имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Таким образом, уникальность кадастрового номера заключается в том, что на территории Российской Федерации не может быть двух участков, имеющих одинаковые кадастровые номера.

Согласно пункту 11 статьи 45 Федерального закона № 221-ФЗ отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости.

При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 25 марта 2008 № ВК/1376 «О направлении разъяснений» внесение сведений о ранее учтенном земельном участке завершается подготовкой кадастрового паспорта земельного участка (при условии наличия кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке в объеме, необходимом для подготовки кадастрового паспорта, а также в случаях, предусмотренных частью 11 статьи 45 Закона).

Спорный земельный участок является ранее учтенным, площадь данного земельного участка и другие его характеристики не менялись и полностью соответствуют характеристикам, указанным в приложенных ГСК № 59 «Бриз» к заявлению от 16.08.2010 документах, следовательно, данные обстоятельства позволяют однозначно идентифицировать этот земельный участок как объект регистрируемых прав на недвижимое имущество.

При таких обстоятельствах у ФГУ отсутствовали основания для отказа в выдаче кадастрового паспорта земельного участка.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ при признании судом незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления суд в резолютивной части решения указывает на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и способ такого устранения.

В связи с тем, что отказ в выдаче кадастрового паспорта признан незаконным, следовательно, способом восстановления нарушенного права является понуждение ответчика совершить действия по выдаче кооперативу кадастрового паспорта спорного земельного участка в срок, оговоренный Федеральным законом № 221-ФЗ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю от 08.09.2010 № Ф01/10-10441 в части отказа в выдаче кадастрового паспорта земельного участка, в связи с его несоответствием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю выдать кадастровый паспорт ранее учтенного объекта недвижимости – земельного участка площадью 3014 кв.м. в районе ул. Амурская, 25а в г. Владивостоке, сведения о котором внесены в ГКН согласно решению от 08.09.2010 №Ф01/10-10441.

Решение подлежит немедленному исполнению. Выдать исполнительный лист.

Взыскать с ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю в пользу Гаражно-строительного кооператива № 59 «Бриз» Фрунзенского района г. Владивостока 2000 руб. (Две тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края и Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в 2-месячный срок с момента вступления его в законную силу в случае, если оно являлось предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Л.П. Нестеренко