АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-15864/2015
19 августа 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 19 августа 2015 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Черняк Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мясниковой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Строитель-43»
к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления № 04П-124П от 06.07.2015 о привлечении к административной ответственности;
о прекращении производства по делу;
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 18.06.2015, паспорт;
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 17.12.2014, служебное удостоверение;
установил: закрытое акционерное общество «Строитель-43» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 04П-124П от 06.07.2015, вынесенного Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении закрытого акционерного общества «Строитель-43» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ;
о прекращении производства по делу.
Представитель административного органа в заседании суда и в письменном отзыве требования оспорил, представил материалы административного дела, не возражает против снижения размера штрафа.
При отсутствии возражений представителей сторон, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ.
В обоснование требований заявитель ссылается на то, что производственные объекты повышенной опасности «Котельная» и «Площадка башенного крана» обществом не эксплуатируются, в силу чего у общества отсутствует обязанность представлять в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Также заявитель просит снизить размер штрафных санкций, назначенных административным органом в оспариваемом постановлении, поскольку на предприятии сложилось тяжелое финансовое положение: отсутствие положительных финансовых результатов от хозяйственной деятельности, отсутствие достаточных денежных средств, наличие задолженности по выплате заработной платы работникам предприятия, наличие множества возбужденных исполнительных производств.
Из материалов дела следует, что при анализе информации содержащихся в реестре Дальневосточного управления Ростехнадзора по приему сведений об организации производственного контроля выявлено, что ЗАО «Строитель-43» не представлены в срок до 1 апреля сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
На основании вышеизложенного в отношении ЗАО «Строитель-43» составлен протокол об административном правонарушении от 15.06.2015 № 04П-124 и вынесено постановление о назначении административного наказания от 06.07.2015 № 04П-124П, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности.
О времени и месте составления протокола юридическое лицо уведомлено надлежащим образом заказным отправлением с уведомлением. К моменту составления протокола в административный орган возвратилось уведомление с отметкой о вручении 05.05.2015 по юридическому адресу ЗАО «Строитель-43».
Определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении получено юридическим лицом 23.06.2015. Никаких ходатайств при рассмотрении дела не поступало.
Административный штраф ЗАО «Строитель-43» назначен в отсутствие представителя юридического лица, в размере 200 000 (двести тысяч) руб., что является нижним пределом санкции, предусмотренной ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ с учетом смягчающих обстоятельств в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, считая его нарушающим положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее - Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов), а также размером административного штрафа, считая размер штрафа завышенным, не соответствующим тяжести совершенного правонарушения, заявитель обратился с настоящими требованиями в суд.
Заслушав пояснения представителей заявителя и административного органа, исследовав представленные доказательства, суд считает возможным снизить размер административного штрафа в силу следующего.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.
Пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ обязывает организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ предусмотрено, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
ЗАО «Строитель-43», как организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты «Котельная» и «Площадка башенного крана», о чём имеется свидетельство о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов от 24.01.2014 № А74-01000, обязано ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года предоставлять сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Пунктом 14 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» предусмотрено, что эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в п. 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.
При анализе сведений содержащихся в реестре Дальневосточного управления Ростехнадзора по приему сведений об организации производственного контроля установлено, что обществом не представлены в срок до 1 апреля 2015 года сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
На основании вышеизложенного в отношении ЗАО «Строитель-43» составлен протокол об административном правонарушении от 15.06.2015 № 04П-124 и вынесено постановление от 06.07.2015 № 04П-124 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности.
Административный штраф обществу назначен в размере 200 000 руб., что является нижним пределом санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с учетом смягчающих обстоятельств в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии обязательства по предоставлению сведений относительно опасных производственных объектов в силу того, что опасный производственный объект (котельная) выведен из эксплуатации в связи с его консервацией 19.11.2014, а опасный производственный объект (площадка башенного крана) – с 2010 года, не состоятелен.
П. 14 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» предусматривает, что эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в п. 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.
Частью 1 статьи 8 № 116-ФЗ установлено, что техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Не допускается техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного промышленного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.
Ни при составлении протокола, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении ЗАО «Строитель-43» не было представлено никаких документов, подтверждающих вывод опасных производственных объектов из эксплуатации в связи с консервацией на законных основаниях.
Более того, свидетельство о регистрации А74-01000 на указанные опасные объекты выдано обществу 24.01.2014.
Таким образом, постановление вынесено законно и обоснованно, нарушений судом не установлено.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Не применимо в данном случае положение статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку у заявителя имеются в эксплуатации опасные производственные объекты, относящиеся к IV классу опасности (свидетельство о регистрации А74-01000), а ежегодное предоставление отчета организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект IV класса опасности, является единственной возможностью проконтролировать безопасность эксплуатации данного объекта.
Совершенное правонарушение имеет формальный состав, и ответственность за его совершение наступает вне зависимости от наступивших последствий. Допущенное обществом нарушение посягает на установленный законом порядок в области соблюдения требований технической безопасности производственных объектов, содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в указанной области.
Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер штрафных санкций ниже низшего предела в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения. Содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п. Составообразующего значения для квалификации совершенного юридическим лицом административного правонарушения эти обстоятельства не имеют, однако в правоприменительной практике назначения административного наказания их учет не лишен смысла.
Исходя из смысла положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ для применения возможности снижения штрафных санкций необходимо учитывать степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя.
С целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания, с учетом характера и степени общественной опасности, учитывая тяжелое финансовое положение заявителя (представлены финансовые документы), суд считает возможным снизить размер назначенного штрафа ниже низшего предела, до 100 000 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, суд не относит на стороны расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 150, статьями 151, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным и отменить постановление № 04П-124П от 06.07.2015, вынесенное Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части привлечения закрытого акционерного общества «Строитель-43» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в размере административного штрафа, превышающего 100 000 рублей.
Производство по делу в части требований о прекращении производства по административному делу прекратить.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в Арбитражный суд Дальневосточного округа по основаниям, предусмотренным АПК РФ.
Судья Черняк Л.М.