АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-15865/2015
24 сентября 2015 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н.Куприяновой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлениюФедерального казённого учреждения «Исправительная колония №31 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (ИНН <***>; ОГРН <***>)
к департаменту по тарифам Приморского края (ИНН <***>; ОГРН <***>)
об оспаривании постановления № 27-61П/2015 от 07.07.2015,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №31 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (далее по тексту – заявитель, учреждение, ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту по тарифам Приморского края (далее по тексту – административный орган, департамент) о признании действия ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю крайней необходимостью, отмене административного наказания в виду его малозначительности.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (сокращенно – АПК РФ) стороны надлежащим образом извещены о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу в порядке упрощенного производства.
В силу пункта 4 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей.
Учитывая вышеизложенную норму, а также тот факт, что заявитель оспаривает постановление о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), суд рассматривает настоящее заявление, в силу части 5 статьи 228 АПК РФ, в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Аргументируя заявленные требования, учреждение указывает на отсутствие умысла в непредставлении истребуемой информации.
При этом заявитель ссылается на письмо департамента по тарифам Приморского края от 19.01.2015, согласно которому необходимо было представить документы по водоснабжению для включения в реестр естественных монополий на 2016 год без указания конкретной даты, к которой необходимо представить такие сведения. Как считает заявитель, такие документы необходимо было представить лишь в случае внесения изменения в реестр, а поскольку таких изменений не было – не представил их вовсе.
Также в своем заявлении учреждение указало, что действия допущенного правонарушения характеризуются низкой степенью общественной опасности и не наносят значительного ущерба государственным органом и охраняемым общественным правонарушениям, в связи с чем просит признать малозначительными.
В порядке, установленном статьей 228 АПК РФ, во исполнение определения суда 27.08.2015 Департамент представил отзыв на заявление, в котором, возражает по существу предъявленных требований и указывает, что заявитель, являясь организацией, оказывающей услуги теплоснабжения, обязан раскрыть информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями.
Таким образом, выявленное в результате проведения контрольных мероприятий нарушение учреждением п. 3 Стандартов, образует состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, соответственно, законные основания для отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Ссылку заявителя на письмо департамента от 19.01.2015 считает несостоятельной, так как данное письмо носит информационный характер и не имеет отношения к стандартам раскрытия информации.
При рассмотрении материалов дела суд установил следующее.
В результате проведения контрольных мероприятий в форме наблюдения и анализа за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, оказывающими услуги водоснабжения и водоотведения, департаментом было выявлено нарушение ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю п. 3 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 (далее – Стандарт), а именно за период с 22.06.2014 по 22.06.2015 на официальном сайте департамента http://primorsky.ru не раскрыта следующая информация:
1. Информация о тарифах на регулируемые товары (услуги), предусмотренная пп. «а» п. 16, п. 17 Стандартов, информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, предусмотренная п. 24 Стандартов, и информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, предусмотренная п. 25 Стандартов, на 2015 год, которая должна быть раскрыта регулируемой организацией, согласно п. 28 Стандартов, не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов) на очередной период регулирования.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей ФКУ ИК-31 ГУФСИИ России по Приморскому краю на 2015 год установлены постановлением департамента от 12.11.2014 № 50/7. Соответственно, информация, предусмотренная пп. «а» п. 16, п. 17, п. 24 и п. 25 Стандартов, подлежала раскрытию учреждением в срок до 12.12.2014.
2. Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности), предусмотренная п. 19 Стандартов, информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям, предусмотренная п. 20 Стандартов, за 2014 год, которая подлежит раскрытию, согласно п. 28 Стандартов, не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, т.е. не позднее 30.04.2015.
3. Информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, предусмотренная п. 22 Стандартов, за 2, 3, 4 кварталы 2014 года и 1 квартал 2015 года, которая, согласно п. 33 Стандартов, должна быть раскрыта учреждением в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается, то есть в сроки до 30.07.2014, 30.10.2014, 30.01.2015 и 30.04.2015 (соответственно).
Установив перечисленные нарушениями, департамент письмом от 01.06.2015 №27/1999 пригласил учреждение 22.06.2015 в 15 час. 00 мин. для дачи пояснений по вопросу неисполнения требований Стандарта и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
22.06.2015 в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя учреждения составлен протокол об административном правонарушении №27-61П/2015.
07.07.2015 заместитель директора департамента по тарифам Приморского края, рассмотрев материалы административного дела №27-61П/2015, в присутствии представителя учреждения, вынес постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Учреждение, не согласившись с указанным постановлением по делу об административном правонарушении, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы заявителя и возражения административного органа, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя ввиду следующего.
По правилам части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно оспариваемому постановлению заявителю вменяется нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности.
Административным правонарушением в силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Как предусмотрено частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.
Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, а также органами регулирования установлен Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 (далее - Стандарты).
В соответствии с пп. «а» п. 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем, в частности, обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и (или) на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае их наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), и (или) на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения (п. 2 Стандартов).
Так, п. 16 Стандартов определено, что информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги) содержит сведения, в том числе, об утвержденных тарифах на тепловую энергию (мощность) (пп. «а»)
На основании п. 17 Стандартов в отношении каждой из групп сведений, указанных в пункте 16 настоящего документа, указывается информация:
а) о наименовании органа регулирования, принявшего решение об установлении цен (тарифов);
б) о реквизитах (дата и номер) такого решения;
в) о величине установленной цены (тарифа);
г) о сроке действия цены (тарифа);
д) об источнике официального опубликования решения.
Информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), содержит сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров (оказания регулируемых услуг), в том числе договоров о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения (п. 24 Стандартов).
В силу п. 25 Стандартов информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения, содержит:
а) форму заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
б) перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
в) реквизиты нормативного правового акта, регламентирующего порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, принятии решения и уведомлении о принятом решении;
г) телефоны и адреса службы, ответственной за прием и обработку заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством, в том числе, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок), органами местного самоуправления поселений, городских округов, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов, а также мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в коммунальном комплексе, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, на основании пп. «б» п. 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543.
На территории Приморского края органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением является Департамент по тарифам Приморского края, в силу Постановления Администрации Приморского края от 06.08.2007 № 214-па «О переименовании Региональной энергетической комиссии Приморского края и об утверждении Положения о Департаменте по тарифам Приморского края».
Невыполнение указанных требований образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в соответствии с которой непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, ФКУ ИК-31 ГУФСИИ России по Приморскому краю является организацией, оказывающей услуги теплоснабжения, в связи с чем обязано раскрывать информацию в объемах и сроки, предусмотренные соответствующими Стандартами.
В свою очередь, департаментом по тарифам Приморского края было выявлено, что требования указанных выше норм Стандартов учреждением не выполняются. Данный факт подтвержден материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 22.06.2015 №27-61П/2015, справками отдела правовой экспертизы.
То есть, установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заявителя формальных признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
При этом, заявитель не оспаривает факт установленных в ходе проверки нарушений в связи с не размещением информации на сайте в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения.
Довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения, в связи с тем, что в запросе департамента от 19.01.2015 №27/150 не был установлен срок предоставления документов для включения в реестр естественных монополий, суд не принимает.
Как установлено судом, указанным письмом учреждению предложено представить документы для включения в реестр естественных монополий, в то время как оспариваемым постановлением общество привлечено к ответственности за нарушение Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем письмо департамента от 19.01.2015 №27/150 не может являться доказательством, подтверждающим отсутствие вины учреждения во вменяемом правонарушении.
Кроме того, учреждение должно самостоятельно следить за сроками исполнения возложенных на него законом обязанностей.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В определении суда от 28.07.2015 о принятии заявления к производству у заявителя запрашивались сведения и документы о наличии смягчающих или исключающих вину обстоятельств; доказательства принятия мер к устранению допущенных нарушений и предотвращению лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; сведения, привлекался ли ранее к административной ответственности за однородное административное правонарушение; имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности сведения, однако, никаких дополнительных документов заявитель не представил.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий при совершении либо несовершении процессуальных действий.
На основании изложенного, суд делает вывод, что заявителем в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что им были приняты все зависящие от него меры, которые необходимы для надлежащего исполнения обязательств по раскрытию информации в сфере теплоснабжения, что свидетельствует о наличии его вины, при том условии, что обществом не оспорен сам факт выявленных нарушений.
Более того, административный орган указал, что выявленные нарушения не были устранены ни к моменту составления протокола об административном правонарушении, ни к моменту рассмотрения материалов административного дела; также указанные документы не были представлены в суд. Согласно справке департамента по тарифам от 09.09.2015 информация не раскрыта и на момент рассмотрения настоящего дела, что подтверждает пренебрежительное отношения учреждения к своим обязанностям.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, носит формальный характер, то есть, по мнению законодателя, наступление каких-либо негативных последствий от содеянного правового значения не имеет. Указанное свидетельствует о том, что законодатель придал особую значимость исполнению субъектами естественных монополий публичной обязанности и посчитал, что социальная опасность заключается как раз в нераскрытии информации.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. В рассматриваемом случае, пренебрежительность к своим публично-правовым обязанностям подтверждается и тем обстоятельством, что по настоящее время ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю так и не исполнило, возложенные на него как на субъект естественных монополий в сфере водоснабжения обязанности по раскрытию информации в соответствии с требованиями, установленными Стандартами.
Кроме того, в ходатайстве от 06.07.2015, поданном в департамент при рассмотрении дела об административном правонарушении, заявитель указал, что ввиду сокращения должности специалиста предоставляющего сведения в департамент по тарифам Приморского края, соответствующая информация не была предоставлена.
Тогда как суд считает, что указанные обстоятельства не являются обстоятельством, не зависящим от заявителя, находящимся вне его контроля. Учреждением не проявлена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка, в связи с чем, данное обстоятельство не освобождает заявителя от ответственности за совершенное правонарушение, а свидетельствует об отсутствии с его стороны надлежащего контроля за работой своих сотрудников. Заявитель имел реальную возможность для обеспечения исполнения возложенных не него законом обязанностей, однако, не принял надлежащих мер по ее реализации.
На основании изложенного отсутствуют основания для применения норм о малозначительности правонарушения и снижения штрафа. Соответственно, у департамента имелись основания для привлечения учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ за невыполнение требований Стандартов.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Санкция части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В данном случае административный штраф назначен в пределах санкции части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ - в минимальном размере 100 000 руб.
К административной ответственности заявитель привлечен в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, суд не усмотрев оснований для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении № 27-61П/2015 от 07.07.2015, в заявленных требованиях отказал.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
Отказать федеральному казённому учреждению «Исправительная колония №31 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» в удовлетворении заявления о признании действия ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю крайней необходимостью, отмене административного наказания в виду его малозначительности.
Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Н.Куприянова