ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-15898/16 от 24.10.2017 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-15898/2016

31 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2017 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2017 года .

          Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Чугаевой И.С,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовым В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ферра" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 06.06.1991)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 21.06.2007)

третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации; Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России; Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Владивостокского лесничества

об оспаривании решения, оформленного письмом № 20/03/02-13/20/10691 от 13.04.2016

при участии: от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 11.09.2017 сроком на 3 года; от ответчика – ФИО2, ведущий консультант по доверенности от 28.03.2017 №20/7499 сроком до 31.12.2017; от Минобороны РФ – ФИО3 по доверенности от 13.01.2017 №212/1/8, от ФГКУ «Дальневосточное ТУ имущественных отношений Минобороны РФ» - ФИО4 по доверенности от 07.11.2016 №100 сроком на 1 год; от Владивостокского лесничества – ФИО5 юрисконсульт по доверенности от 01.08.2017 сроком на 1 год

установил: общество с ограниченной ответственностью «Ферра» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – Департамент), оформленного письмом от 13.04.2016 №20/03/02-13/20/10691.

          Определением суда от 31.08.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство обороны России, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России; Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Владивостокского лесничества.

          В судебном заседании представитель заявителя ходатайствовал об отложении судебного разбирательства в связи с подготовкой ходатайства о проведении повторной судебной почерковедческой экспертизы.

Ответчик, третьи лица возражали против удовлетворения ходатайства заявителя об отложении судебного разбирательства, указав на затягивание спора и на необоснованность ходатайства.

          Судом ходатайство заявителя рассмотрено и признано не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

          В обоснование ходатайства об отложении судебного разбирательства заявитель указал на то, что намерен заявить ходатайство о проведении повторной почерковедческой экспертизы, поскольку полагает, что при проведении судебной почерковедческой экспертизы на основании определения суда от 09.06.2017 эксперту было предоставлено недостаточное количество образцов подписей, необходимых для проведения экспертизы. При этом указал на то, что не располагает образцами подписей, необходимых для проведения повторной экспертизы, однако ходатайствует об отложении судебного разбирательства с целью поиска образцов подписей, необходимых для проведения повторной экспертизы.

          Суд считает, что указанные причины отложения судебного разбирательства не могут быть признаны обоснованными, поскольку с момента назначения определением суда от 09.06.2017 судебной почерковедческой экспертизы, и до момента получения заключения эксперта от 08.08.2017, у заявителя была возможность представить эксперту дополнительные образцы подписей. Кроме того, учитывая, что заявитель не представил доказательств наличия у него образцов подписей для проведения повторной почерковедческой экспертизы, отложение судебного разбирательство ведет к затягиванию рассмотрения спора по существу.

На основании изложенного, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ, для отложения судебного разбирательства.

В обоснование заявленного требования общество указало на то, что оспариваемым отказом нарушено его право на переоформление испрашиваемого земельного участка в собственность, указав на использование спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного  акта на право пользования землей от 07.02.1992 серии I-1№660129.

Заявитель возражает против доводов Департамента, положенных в основу оспариваемого отказа о принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям обороны и отсутствии полномочий на распоряжение спорным земельным участком, указав на то, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, что опровергает доводы Департамента о принадлежности спорного земельного участка к землям обороны.

  Департамент возражает против заявленного требования, указав на то, что в Департамент заявитель не представил документов, подтверждающих право постоянного (бессрочного) пользования в отношении испрашиваемого земельного участка, так как в Департамент фактически был приложен иной документ, нежели, указанный в заявлении.

Кроме того, Департамент настаивает на доводы, положенного в основу принятия оспариваемого отказа, о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям обороны, в связи с чем у Департамента отсутствуют полномочия на распоряжение испрашиваемым земельным участком.

  Третьи лица возражают против заявленного требования, согласно доводам, изложенным в письменных отзывах, поддержали позицию Департамента.

Из материалов дела судом установлено следующее.

  17.08.2015 ООО «Ферра» обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением, в котором просило предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:64056 площадью 286 002 кв.м, расположенный по адресу: Приморский край, г.Владивосток, о.Русский, для целей: под ведение сельскохозяйственной деятельности на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов.

  В приложении к заявлению общество указало копию государственного акта на право пользования землей от 07.02.1992 серии I-1№660129 в подтверждение факта владения испрашиваемым земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Письмом от 13.04.2016 №20/03/02-13/20/10691 Департамент отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность без проведения торгов.

  В основу решения об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов Департамент указал на отсутствие полномочий по распоряжению испрашиваемым земельным участком, поскольку земельный участок, расположенный на о.Русский, отнесен к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности и земли специального назначения, либо к землям лесного фонда, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации. Также Департамент указал на то, что фактически в подтверждение факта владения испрашиваемым земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования приложен  государственный акт на право пользование землей от 07.02.1992 серии I-1 №629290, который согласно кадастровой выписке о земельном участке от 22.01.2016 №25/00-16-15457 является документом, удостоверяющим право ООО «Ферра» на иной земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65066.

Не согласившись с отказом Департамента, посчитав его незаконным и не нарушающим права и законные интересы, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

  Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что в основу оспариваемого решения Департамента об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:64056 для сельскохозяйственных целей, положен довод об  отсутствии полномочий на распоряжение указанным земельным участком, в связи с отнесением данного земельного участка к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения.

Давая оценку Департамента по указанному основанию, суд принимает во внимание следующее.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).

Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли населенных пунктов и земли обороны, безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли обороны и иного специального назначения).

В соответствии со статьей 93 ЗК РФ землями обороны признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно - территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статьей 83 ЗК РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Нормой подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено вхождение в состав земель населенных пунктов земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к следующим видам территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктуры, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.

В составе земель населенных пунктов могут располагаться земельные участки различных форм собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно п. 1 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Таким образом, при установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности для целей определения органа, обладающего правом распоряжения землей, необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка.

То есть, к федеральной собственности относится земельный участок, если на нем расположено здание, ранее относившееся к федеральному уровню собственности, или земельный участок первоначально предоставлен предприятиям, организациям, учреждениям, созданным федеральными органами государственной власти, либо земельный участок относился к землям федерального уровня (землям обороны и иного специального назначения).

При этом, пункт 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ) земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Согласно пункту 12 статьи 1 названного закона имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции и правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом "и" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

На основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс "О закреплении за Военно-Морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-Морских сил" территория остров Русский входит в состав Владивостокского военного лесничества и находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:64056 площадью 286 002 кв.м, расположен по адресу: Приморский край, г.Владивосток, о.Русский.

Из материалов дела следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок является частью земельного участка, расположенного в районе острова Русский, который был предоставлен в пользование Министерству обороны РФ на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс о закреплении за Военно-Морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных войсковым частям, учреждениям и организациям ВМС, в том числе площадью 50,87 га в Приморском крае.

Согласно акту на отвод площадей с исключением из государственного лесного фонда от 06.06.1955, Владивостокский лесхоз передал, а Квартирно-эксплуатационное управление ТОФ приняло в постоянное пользование участки гослесфонда на островах Русский и Попова.

Данный участок гослесфонда имеет определенные границы в пределах островной территории.

Доказательства того, что спорный земельный участок выбыл из состава имущества, закрепленного за Вооруженными силами, в материалы дела не представлены.

Соответственно, правомочия собственника в отношении спорного земельного участка осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Поскольку соответствующие полномочия на распоряжение спорным земельным участком у Департамента земельных и имущественных отношений отсутствуют, им правомерно вынесено решение, оформленное письмом от 13.04.2016 №20/03/02-13/20/10691 об отказе в предоставлении земельного участка, испрашиваемого обществом.

Кроме того, судом установлено, что, обращаясь в Департамент с заявлением от 17.08.2015 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:64056, в подтверждение факта владения указанным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, общество фактически представило в Департамент копию государственного акта на право пользование землей от 07.02.1992 серии I-1 №629290, который согласно кадастровой выписке о земельном участке от 22.01.2016 №25/00-16-15457 является документом, удостоверяющим право ООО «Ферра» на иной земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65066, о чем Департамент сообщил обществу в оспариваемом отказе.

В подтверждение факта наличия у общества  права пользования спорным земельным участком с кадастровым номером 25:28:000000:64056 заявитель представил в материалы дела государственный акт на право пользование землей от 07.02.1992 серии I-1№660129, указав на то, что фактически данный документ является документом, на основании которого общество обращалось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, что подтверждается указанием его в перечне документов, указанных в заявлении от 17.08.2015.

Третьим лицом - Федеральным государственным казенным учреждением «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Владивостокского лесничества заявлено ходатайство о фальсификации представленного в материалы дела государственный акт на право пользование землей от 07.02.1992 серии I-1№660129.

  В связи с отказом заявителя в ходе рассмотрения заявленного третьим лицом ходатайства о фальсификации доказательства, исключить из числа доказательств государственный акт на право пользование землей от 07.02.1992 серии I-1№660129, ответчик заявил ходатайство о проведении судебной почерковедческой экспертизы с целью проверки подлинности подписей должностных лиц, подписавших данный государственный акт.

  Определением суда от 09.06.2017 в целях проверки обоснованности заявленного ходатайства о фальсификации доказательств, назначена судебная почерковедческая экспертиза, производство по делу приостановлено до получения заключения эксперта.

  Определением суда от 12.09.2017 производство по делу возобновлено в связи с получением заключения эксперта.

Согласно представленному в материалы дела заключению эксперта Федерального бюджетного учреждения Приморская лаборатория судебной экспертизы  от 08.08.2017 №509/01-3, подпись от имени  Ефремова В..В., расположенная в государственном акте на право пользование землей от 07.02.1992 серии I-1№660129, выполнена не ФИО6, а другим лицом с подражанием его подлинной подписи. Подписи от имени ФИО7, расположенные в  государственном акте на право пользование землей от 07.02.1992 серии I-1№660129, выполнены не ФИО7, а другим лицом, с подражанием его подлинной подписи.

Поскольку выводы судебного эксперта являются определенными и не допускают двоякого толкования, заявление Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Владивостокского лесничества о фальсификации государственного акта на право пользование землей от 07.02.1992 серии I-1№660129 является обоснованным, в связи с чем указанный документ исключен судом из числа доказательств по настоящему делу.

Доказательств, опровергающих выводы эксперта, заявителем в установленном законом порядке суду не представлено.

При таких обстоятельствах, доказательства предоставления обществу испрашиваемого земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования отсутствуют.

В связи с вышеизложенным, поскольку оспариваемое обществом решение Департамента, выраженное письмом от  13.04.2016 №20/03/02-13/20/10691, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению согласно части 3 статьи 201 АПК РФ.

          В связи с чем суд отказывает обществу с ограниченной ответственностью «Ферра» в удовлетворении заявленного требования.

          Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

  В удовлетворении заявленного требования общества с ограниченной ответственностью "Ферра" отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

          Судья                                                                            Чугаева И.С.