ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-15922/20 от 28.10.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                         Дело № А51-15922/2020

05 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2020 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2020 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В.Колтуновой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.В.Тищенко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Акционерного общества «Сибирский горно-металлургический альянс» (ИНН 7702336131, ОГРН 1027702005760, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.10.2002)

к Дальневосточному межрегиональному управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.09.2004)

о признании незаконным приказа от 07.09.2020 № 496-КНД

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, паспорт, по доверенности №1 от 09.01.2020, диплом;

от ответчика не явились, извещены;

установил: акционерное общество «Сибирский горно-металлургический альянс» (далее – заявитель, общество, АО «СиГМА») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным приказа Дальневосточного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – ответчик, управление) от 07.09.2020 № 496-КНД о проведении внеплановой выездной проверки.

Обосновывая заявленные требования представитель общества пояснил, что оспариваемый приказ вынесен с нарушением положений статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Ограничение на проведение выездных проверок, установленное постановлением   Правительства  РФ       №       438, направлено на противодействие распространению коронавирусной инфекции. Выезд должностных лиц Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора на территорию АО «СиГМА» при таких условиях нарушает установленный режим осуществления контрольно-надзорной деятельности (запрет на проведение выездной проверки в отношении данной категории проверок), создает риски увеличения заболеваемости сотрудников предприятия.

Проведение выездной проверки в очной форме создает риски повышения заболеваемости сотрудников предприятия.

Цель введения моратория на проведение очных проверок - не допустить распространения коронавирусной инфекции, снизить количество контактов. А при проведении очной проверки сотрудники предприятия обязаны присутствовать во время контрольных мероприятий, оказывать содействие сотрудникам Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора. В условиях необходимости соблюдать меры профилактики распространения коронавирусной инфекции проведение проверки с выездом на территорию предприятия оказывает на АО «СиГМА» дополнительное административное воздействие, повышает риск заражения сотрудников истца коронавирусной инфекцией, что прямо противоречит цели введенного постановлением Правительства РФ №438 моратория.

Ограничение на проведение проверок по мнению заявителя преследует цель не подвергать сотрудников АО «СиГМА» повышенному риску заражения и выполнять требования установленного постановлением Правительства РФ №438 режима контрольно-надзорной деятельности в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Также заявитель указывает, что Распоряжение заместителя Председателя Правительства РФ от 18.08.2020 № ВА-П119540, на основании которого проводится проверка, противоречит постановлению Правительства РФ №438.

Представитель ответчика по требованиям заявителя возразил, пояснил, что в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, в связи с чем ответчик считает, что проверка проведена в пределах предоставленных полномочий.

Также ответчик считает, что при проведении проверки проверяющим органом не были допущены нарушения положений Федерального закона №294-ФЗ.

Исследовав материалы дела, суд установил, что общество на основании лицензии ПТР 00871 БР на право пользования недрами осуществляет геологическое изучение, разведку и добычу золота, серебра на участке недр Озерновское рудное поле, Камчатский край, Карагинский район. Дата окончания лицензии установлена 01.07.2030г.

18.08.2020 Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Росприроднадзору  и Ростехнадзору выдано поручение №ВА-П11-9540 об организации и проведении внеплановых выездных проверок  проведение которых необходимо в 2020г. в отношении недропользователей согласно прилагаемому перечню.

Во исполнение указанного поручения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования руководителям территориальных органов Росприроднадзора 25.08.2020 направлено поручение №43-р об организации и проведении территориальных органов Росприроднадзора: организовать проведение до 31 декабря 2020 года внеплановых выездных проверок в отношении пользователей недр с целью соблюдения ими условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, в технических проектах и иной документации на выполнение работ, выполнения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а также с целью выявления и пресечения самовольного пользования недрами, в соответствии с Графиком проведения проверок юридических лиц, согласно Приложению 1 к настоящему Распоряжению;

для реализации проверочных мероприятий обеспечить направление запросов в рамках межведомственного взаимодействия (территориальные органы Роснедр, ФНС, БВУ) с целью установления достоверности представляемых пользователями недр сведений;

обеспечить организацию и проведение осмотров лицензионных участков с фото и видеофиксацией;

обеспечить привлечение специалистов Федеральных государственных бюджетных учреждений Центров лабораторного анализа и технических измерений (далее - ФГБУ ЦЛАТИ) для инструментально-лабораторного сопровождения проверок с целью оценки загрязнений водных объектов, почвы, а также проведения маркшейдерских измерений.

Согласно приложению № 1 к распоряжению № 43-р, АО «Сигма» включено в перечень юридических лиц. подлежащих проверке (пункт 5).

Приказ от 07.09.2020 №496-КНД издан на основании поручения Заместителя Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко от 18.08.2020 № ВА-П11-9540, в соответствии с Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.08.2020 №43-р.

Предметом данной проверки является соблюдение пользователями недр условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, в технических проектах и иной документации на выполнение работ, выполнения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а также с целью выявления и пресечения самовольного пользования недрами.

Не согласившись с приказом Управления от 07.09.2020 №496-КНД, посчитав его не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки в силу пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен порядок проведения проверок в 2020 году.

В соответствии с ч. 1 Постановления Правительства № 438 одним из оснований проведения внеплановых проверок являются поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При этом в силу п. 7 постановления Правительства № 438 проведение выездных проверок, предусмотренных поручениями Правительства РФ, не требует согласования с органами прокуратуры.

По смыслу указанных норм права в рассматриваемом случае подлежит установлению и доказыванию факт наличия поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо требования прокурора, адресованных руководителю органа власти, обладающего контрольными полномочиями в соответствующей сфере деятельности, в которых явно и непротиворечиво выражено задание данному органу власти провести проверки определенных субъектов предпринимательской деятельности либо отдельных категорий таких субъектов в соответствии с определенными поручением критериями.

Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. В соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 утвержден Регламент Правительства Российской Федерации и Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации (далее - Регламент N 260), согласно которому с целью организации исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также поручений и указаний Президента Российской Федерации Правительству издаются распоряжения Правительства, даются поручения Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей).

В соответствии с пунктом 46 Регламента N 260, исполнение поручений, а также поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, координационных и совещательных органов Правительства, возглавляемых Председателем Правительства или одним из заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей), Заместителем Председателя Правительства - Руководителем Аппарата Правительства, поручений Председателя Правительства и его заместителей, содержащихся в протоколах проведенных ими совещаний и в резолюциях (далее - поручения), организуется федеральными министрами, руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, и руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым адресованы поручения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21 (ред. от 05.06.2020 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" руководство деятельностью Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России, Министерство) и подведомственной Министерству Федеральной службой по надзору в сфере природопользования осуществляет Правительство Российской Федерации.

Общие правила внутренней организации Минприроды России при осуществлении функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также координации и контроля деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлены Регламентом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 26.04.2016 N 264 (далее - Регламент N 264).

При осуществлении своих полномочий Министерство непосредственно взаимодействует с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 1.2 Регламента N 264).

Пунктом 4.9 Регламента N 264 предусмотрено, что при поступлении в Министерство поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, координационных и совещательных органов Правительства, возглавляемых Председателем Правительства, заместителями Председателя Правительства, а также поручений Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства, содержащихся в протоколах проведенных ими совещаний и резолюциях (далее - Поручения), эти Поручения незамедлительно направляются Департаментом управления делами и кадров Минприроды России на исполнение в соответствующие департаменты Министерства, а копии Поручений - Министру.

Аналогичный порядок исполнения поручений в сфере природопользования предусмотрен Регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 N 191 (далее по тексту - Регламент N 191).

В соответствии с пунктом 1.3 Регламента N 191, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Росприроднадзор возглавляет руководитель (подпункт "а" пункта 1.3); является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль); в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства (подпункт "б" пункта 1.3).

Росприроднадзор, в соответствии с пунктом 4.10 Регламента N 191. исполняет поручения Министра, заместителей Министра, данные во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и руководства Аппарата Правительства Российской Федерации, в том числе содержащиеся в актах и протоколах заседаний и совещаний.

В случае если Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства, Заместителем Председателя Правительства поручение дано непосредственно Росприроднадзору, доклад об исполнении поручения представляется Президенту Российской Федерации (Председателю Правительства, Заместителю Председателя Правительства) и одновременно Министру (Пункт 4.18 Регламента N 191).

В случае если Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства, Заместителем Председателя Правительства поручение дано Министру и одновременно руководителю Росприроднадзора, доклад об исполнении такого поручения с приложением проекта доклада Президенту Российской Федерации (Председателю Правительства, Заместителю Председателя Правительства) и необходимых материалов представляется руководителем Росприроднадзора Министру за 5 дней до истечения срока, указанного в поручении (абзац 2 пункта 4.18 Регламента N 191).

В целях повышения качества и эффективности проверок, проводимых государственными инспекторами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области охраны окружающей среды, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федерального государственного экологического надзора разработан Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, который утвержден Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (далее - Административный регламент N 191).

Пунктом 3 Административного регламента N 191 установлено, исполнение государственной функции осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - Росприроднадзор).

Государственная функция по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее - государственная функция) исполняется Росприроднадзором в пределах своей компетенции на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (пункт 5 Административный регламент N 191).

В пункте 7 Административного регламента N 191 закреплено, что предметом федерального государственного экологического надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования).

Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы Росприроднадзора федеральный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Должностные лица Росприроднадзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориального органа о назначении проверки посещать объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования и другие мероприятия по надзору (пункт 9 Административного регламента N 191).

В пунктах 47 - 58 Административного регламента N 191 предусмотрен порядок проведения и организации внеплановых проверок должностными лицами Роспррироднадзора.

Основаниями для начала административной процедуры является, в том числе, приказ (распоряжение) руководителя Росприроднадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пункт 47.3 Административного регламента N 191).

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 27.08.2019 N 500 утверждено Положение о Дальневосточном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Положение N 500).

Согласно пункту 1 Положения N 500, Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сокращенное наименование - Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - Управление), является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) на территории Камчатского края, Приморского края, Сахалинской области, а также на территории иных субъектов Российской Федерации в части, указанной в пункте 3 настоящего Положения.

 В пункте 6 Положение N 500 установлено, что Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями. Управление подчиняется центральному аппарату Росприроднадзора.

В разделе II Положения N 500 закреплены полномочия Управления, среди которых: Осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (пункт 7.1.1).

Таким образом, Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, исходя из анализа изложенных выше норм, а также учитывая цели его создания и возложенные функции, является специализированным территориальным отделением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, созданным для осуществления функций надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, к территориальной подведомственности которого в соответствии с пунктом 1 Положения №500 отнесен Камчатский край.

В этой связи, суд считает, что поручение заместителя Председателя Правительства РФ ФИО2 от 18.08.2020 №ВА-П11-9540 о проведении проверочных мероприятий в отношении недропользователей, расположенных на территории Камчатского края, могло быть исполнено Федеральной службой по надзору в сфере природопользования только посредством поручения проведения проверочных мероприятий Дальневосточное межрегиональное управлению Росприроднадзора, с учетом цели его создания и возложенных на него специальных функций.

Пунктом 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ установлено, что в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: 1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; 2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; 3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; 4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; 5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; 6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; 8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; 9) даты начала и окончания проведения проверки.

Как следует из приказа N 496-КНД от 07.09.2020 настоящая проверка проводиться  с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства РФ от 18.08.2020 №ВА-П11-9540 по вопросу проведения внеплановых проверок в отношении в отношении пользователей недр с целью соблюдения ими условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной  документации на выполнение работ, выполнение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а также с целью выявления и пресечения самовольного пользования недрами (пункт 6 Приказа).

Задачами настоящей проверки являются - проверка выполнения АО «Сигма» лицензионных условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ПТР 00480 БР, техническими проектами и иной документацией на выполнение работ, требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а также пресечение и выявление самовольного пользования недрами.

Предметом настоящей проверки является соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Срок проведения проверки установлен не более 20 рабочих дней (с 05.10.2020 по 30.10.2020).

Таким образом, приказ о проведении внеплановой проверки наделяет уполномоченных на проведение проверки должностных лиц определенными правами и возлагает на них определенные обязанности, в частности по проведению указанных в приказе мероприятий по контролю. Предъявление приказа (распоряжения) проверяемому лицу имеет целью подтвердить полномочия конкретных должностных лиц, информировать о сроках, целях и основаниях проверки, задачах, возложенных на проверяющих.

Издавая оспариваемый приказ и находясь в непосредственном подчинении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора исполняло указание руководителя центрального аппарата Росприроднадзора, изложенное в распоряжении от 25.08.2020 N43-р.

В соответствии п. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Приказ от 07.09.2020 № 496-КНД управлением был направлен АО «Сигма» заказной почтой с уведомлением, а также на официальную электронную почту info_pk@geosigma.ru. Приказ о проведении внеплановой проверки АО «Сигма», направленный по электронной почте, был получен юридическим лицом (зарегистрирован 09.09.2020 № 255 ПК), направленный заказной почтой - 30.09.2020.

С поручением Заместителя Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко от 18.08.2020 юридическое лицо было ознакомлено (направлено на электронную почту АО «Сигма» 05.10.2020).

В этой связи, оспариваемый приказ руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора вынесен в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в том числе в соответствии с пунктом 47.3 регламента N 191 от 26.06.2012.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку оспариваемый в рамках настоящего дела приказ соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, оснований для удовлетворения требований общества о признании незаконным приказа Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки АО "Сигма" от 07.09.2020 № 496-КНД у арбитражного суда не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Акционерного общества «Сибирский горно-металлургический альянс» о признании незаконным приказа Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 07.09.2020 № 496-КНД отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                            Н.В.Колтунова