$!90J3HC-ghfaaj!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-15947/2020
12 ноября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2020 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2020 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дутовой Н.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (ИНН 2539063082, ОГРН 1042504058343 дата государственной регистрации 26.07.2004)
к Акционерному обществу «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 01.10.2019)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 04.06.2020 № 9-Д,
установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Акционерного общества «Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 28.09.2020 № АП-25/4/1820.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. На основании части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в его отсутствие.
В порядке части 4 статьи 137, части 3 статьи 156, статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции в присутствии представителя заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении. В обоснование своих требований пояснил, что основанием для составления протокола об административном правонарушении послужили установленные факты ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оказанию услуг почтовой связи, что повлекло нарушение положений лицензионных требований на их предоставление. Полагает, что в действиях ответчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку собранным административным материалом установлен факт (событие) правонарушений, а также доказана вина ответчика в их совершении, в связи с чем просит привлечь к административной ответственности.
Ответчик в письменном отзыве оспорил факт выявленных административным органом нарушений лицензионных требований, сославшись на то, что состав административного правонарушения не подтвержден допустимыми доказательствами. Ответчик полагает, что Роскомнадзор не вправе привлекать ФГУП «ГРЧЦ» при осуществлении контроля по проверке соблюдения лицензионных и обязательных требований операторами почтовой связи, поскольку специалисты предприятия не являются должностными лицами государственного органа, уполномоченными в соответствии с Положением № 476 проводить указанные проверки. Учитывая изложенное, просит отказать заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Акционерное общество «Почта России» осуществляет лицензируемый вид деятельности в области услуг почтовой связи на основании лицензии № 162571, выданной 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю от 29.06.2020 № 90-нд в период с 01.07.2020 по 24.09.2020 в результате планового мероприятия систематического наблюдения за соблюдением нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки, доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции без взаимодействия с проверяемым лицом, выявлены нарушения оформления 14 почтовых ящиков на территории на территории Владивостокского, Арсеньевского, Находкинского, Кавалеровского почтамтов, о чем составлен акт систематического наблюдения от 24.09.2020 А-25/4/90-нд/28 и заключение о результатах систематического наблюдения от 24.09.2020 № З-25/5.
Из указанных документов контроля следует, что на территории Владивостокского почтамта (10 п/я), Арсеньевского почтамта (2 п/я), Находкинского почтамта (1 п/я), Кавалеровского почтамта (1 п/я), выявлено нарушение оформления 14 почтовых ящиков, а именно:
<...>, п/я б/н, 15.07.2020, 16 час. 00 минут на почтовом ящике отсутствует информация о наименовании оператора почтовой связи, о присвоенном почтовому ящику номере, днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции;
<...>, п/я б/н, 15.07.2020, 16 час. 00 минут на почтовом ящике отсутствует информация о наименовании оператора почтовой связи, о присвоенном почтовому ящику номере, днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции;
<...>, п/я б/н, (у входа в ОПС № 690063), 15.07.2020, 16 час. 00 минут на почтовом ящике отсутствует информация о наименовании оператора почтовой связи, о присвоенном почтовому ящику номере, днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции;
<...>, п/я б/н, 15.07.2020, 16 час. 00 минут на почтовом ящике отсутствует информация о наименовании оператора почтовой связи, о присвоенном почтовому ящику номере, днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции;
<...>, п/я б/н, 17.07.2020, 16 час. 00 минут на почтовом ящике отсутствует информация о наименовании оператора почтовой связи, о присвоенном почтовому ящику номере, днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции;
<...>, п/я 292, 17.07.2020, 16 час. 00 минут на почтовом ящике отсутствует информация о днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции;
г. Владивосток, пр-т 100-лет Владивостоку, д. 1596, п/я б/н, 17.07.2020, 16 час. 00 минут на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере;
<...>, п/я б/н, 17.07.2020, 16 час. 00 минут на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере;
<...>, п/я б/н, (внутри ОПС № 690062), 17.07.2020, 16 час. 00 минут на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере;
<...>, п/я 43, (у входа в ОПС № 690048), 17.07.2020, 16 час. 00 минут на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере;
<...>, п/я 157 (на здании Администрации), 14.07.2020, 16 час. 30 минут на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере, днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции;
<...>, п/я 159 (рядом с домом № 17), 14.07.2020, 16 час. 30 минут на почтовом ящике отсутствует информация о наименовании оператора почтовой связи, о присвоенном почтовому ящику номере, днях недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции;
<...>, п/я б/н, 17.08.2020, 17 час. 00 минут на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере;
<...>, п/я б/н, 17.08.2020, 17 час. 00 минут на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере.
Указанные действия являются нарушением требований абзаца 1 части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пункта 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, и, следовательно, пункта 5 лицензионных требований от 11.04.2018 № 162571 на предоставление АО «Почта России» услуг почтовой связи.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 28.09.2020 № АП-25/4/1820.
Заявление и материалы дела в порядке статьи 23.1 КоАП РФ были направлены в Арбитражный суд Приморского края для решения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении деятельности конкретного вида, требующей согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Как следует из части 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензионные требования – это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (часть 7 статья 3 Закона № 99-ФЗ).
В силу статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по оказанию услуг связи.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон № 176-ФЗ) отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О связи», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ) установлено, что оказание услуг связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии.
Из пункта 1 статьи 46 Закона № 126-ФЗ следует, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 46 Закона № 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В силу положений статьи 14 Закона № 176-ФЗ одной из основных гарантий доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования является обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
Пунктом 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, предусмотрено, что к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
АО «Почта России» осуществляет свою деятельность на основании лицензии на оказание услуг почтовой связи от 11.04.2018 № 162571.
Пунктом 5 приложения к лицензии № 162571 «Лицензионные требования» предусмотрена обязанность лицензиата при оказании услуг почтовой связи оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.
При оказании услуг почтовой связи лицензиат АО «Почта России» обязано руководствоваться Федеральными законами «О связи», «О почтовой связи» и другими Федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения).
Пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязи России), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418, Минкомсвязи России наделено полномочиями по принятию правил оказания почтовых услуг.
Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
В соответствии с Правилами № 234 операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора, а также несут ответственность за недоставку или нарушение сроков пересылки почтовых отправлений.
Согласно пункту 8 Правил на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
Из представленных в материалы дела административным органом документов судом установлено, что акционерным обществом, являющимся оператором связи при осуществлении лицензируемого вида деятельности, нарушены правила оформления почтовых ящиков на территории Владивостокского почтамта (10 п/я), Арсеньевского почтамта (2 п/я), Находкинского почтамта (1 п/я), Кавалеровского почтамта (1 п/я).
Рассматривая довод ответчика о том, что работники ФГУП «ГРЧЦ» не входят в перечень должностных лиц государственного органа, уполномоченных в соответствии с Положениями № 476 проводить проверки и осуществлять государственный надзор за деятельностью в сфере связи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 8 Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, передаваемых в ведение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации», федеральное государственное унитарное предприятие «Радиочастотный центр Дальневосточного Федерального округа» является подведомственной Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзору) организацией.
Из пункта 1.1 Устава ФГУП «ГРЧЦ», утвержденного приказом Роскомнадзора от 16.08.2017 № 162, следует, что ФГУП «ГРЧЦ» осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», иными законами и нормативными правовыми актами, а также Уставом.
Пункт 2.2.15 Устава регламентирует участие в установленном порядке в проведении Роскомнадзором мероприятий по выявлению нарушений в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно приказу Руководителя Управления № 90-нд от 29.06.2020 «О проведении планового систематического наблюдения» филиал ФГУП «ГРЧЦ» в ДВФО был привлечен к проведению систематического наблюдения, то есть Управление наделило ФГУП «ГРЧЦ» полномочиями по проведению систематического наблюдения.
Согласно пп. «в» п. 6.1 Методических рекомендаций, утвержденных Заместителем руководителя Роскомнадзора 21.02.2020 ФИО2, при проведении систематического наблюдения и мониторинга предметом наблюдения (контроля) является выполнения правил оказания услуг почтовой связи.
В пункте 6.1.1 Методические рекомендации указано, что в период проведения систематического наблюдения должностные лица ГРЧЦ проводят исследования параметров контроля, результаты которых фиксируют в рабочих ведомостях, актах/протоколах мониторинга.
В соответствии с пунктом 7.5.1.4 Методические рекомендации должностные лица ГРЧЦ обязаны контролировать правильность оформления почтовых ящиков на обслуживаемой оператором почтовой связи территории.
Согласно пунктам 8.1, 8.2 Методических рекомендаций по результатам мониторинга, проведенного ГРЧЦ, составляется акт (заключение) мониторинга, а по результатам систематического наблюдения территориальным органом составляется акт систематического наблюдения.
Таким образом, ФГУП «ГРЧЦ ДФО» обладает необходимой компетенцией для фиксации фактических обстоятельств, имевших место при осуществлении услуг почтовой связи, а составляемые ими документы имеют доказательственное значение.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих ответчику соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия акционерным обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению (статьи 2.1, 2.2 КоАП РФ), в связи с чем суд приходит к выводу о наличии его вины.
В этой связи должностное лицо Управления правомерно составило в отношении АО «Почта России» протокол административном правонарушении от 28.09.2020 № АП-25/4/1820, в котором действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно пункту 14 постановления от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Вменяемое обществу правонарушение является нарушением законодательства о лицензировании, срок давности привлечения к административной ответственности по которому составляет три месяца.
Следовательно, по истечении установленных сроков обязанность оператора почтовой связи не может быть признана исполненной надлежащим образом, что не позволяет отнести такое нарушение лицензионных требований и условий к длящимся правонарушениям.
Таким образом, в рассматриваемом деле срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ подлежит исчислению не с момента, когда выявлено правонарушение и зафиксировано административным органом в акте систематического наблюдения от 24.09.2020 и в заключении о результатах системного наблюдения в отношении ФГУП «Почта России», а со дня его совершения, то есть согласно тому же протоколу:
15.07.2020 - <...>, п/я б/н,; <...>, п/я б/н,; <...>, п/я б/н, (у входа в ОПС № 690063); <...>, п/я б/н,;
17.07.2020 - <...>, п/я б/н; <...>, п/я 292, 17.07.2020; <...>, п/я б/н, 17.07.2020; <...>, п/я б/н; <...>, п/я б/н, (внутри ОПС № 690062); <...>, п/я 43, (у входа в ОПС № 690048);
14.07.2020 - <...>, п/я 157 (на здании Администрации); <...>, п/я 159 (рядом с домом № 17).
Указанные обстоятельства и требования статьи 4.5 КоАП РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 № 3-П «О проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СПСР-ЭКСПРЕСС», учитываются при разрешении судом рассматриваемого заявления административного органа.
Таким образом, сроки давности привлечения ответчика к административной ответственности по 12 эпизодам нарушения оформления почтовых ящиков в периоды, указанные в протоколе об административном правонарушении от 28.09.2020 № АП-25/4/1820, истек 15.10.2020, 17.10.2020 и 14.10.2020 включительно по каждому из эпизодов, перечисленных судом выше, и восстановлению не подлежит.
При таких обстоятельствах, заявление о привлечении ответчика к административной ответственности по данным 12 эпизодам не подлежит удовлетворению.
При этом суд отмечает, что протокол об административном правонарушении № АП-25/4/1820 административный орган составил только 28.09.2020. Заявление с приложенными материалами поступило в арбитражный суд только 06.10.2020, что с учетом предусмотренным положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных сроков привело к тому, что на момент рассмотрения дела истек трехмесячный срок привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем по двум эпизодам нарушения ответчиком оформления почтовых ящиков, находящимся по адресам: <...>, п/я б/н (на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере), <...>, п/я б/н (на почтовом ящике отсутствует информация о присвоенном почтовому ящику номере) - выявленным 17.08.2020, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком порядка обеспечения качества услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области связи, что повлекло нарушение ФГУП «Почта России» пункта 5 лицензионных требований № 162571 на предоставление услуг почтовой связи, выданных 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и данные действия акционерного общества указывают на состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд проверил соблюдение административным органом порядка составления процессуальных документов и не установил каких-либо нарушений, влекущих отказ в привлечении ответчика к административной ответственности.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьи 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Пунктом 18 названного Постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении акционерного общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере оказания услуг почтовой связи.
Вступая в правоотношения, общество должно было знать и предвидеть наступление таких неблагоприятных последствий, в виде привлечения к административной ответственности, и принять меры к недопущению нарушений законодательства в сфере лицензируемой деятельности.
При изложенных обстоятельствах заявленное требование Роскомнадзора подлежит удовлетворению в части эпизодов нарушения, выявленных 17.08.2020.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Статья 4.1 КоАП РФ в части 3 устанавливает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в соответствии с санкцией данной нормы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение может быть назначено за впервые совершенные административные правонарушения.
Вместе с тем согласно сведениям, представленным заявителем в материалы дела, ФГУП «Почта России» ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, в связи с чем в данном случае отсутствует совокупность всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ для применения наказания в виде предупреждения.
Доказательств, подтверждающих наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, не представлено, об их наличии не заявлено и судом не установлено. В качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства суд учитывает повторное совершение предприятием однородного правонарушения.
Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание неоднократность привлечения АО «Почта России» к административной ответственности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления административного органа о привлечении его к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначает наказание в виде административного штрафа в размере 32 000 руб.
Вопрос о распределении расходов по уплате госпошлины арбитражным судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ при подаче в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не оплачивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Привлечь Акционерное общество «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 01.10.2019, место нахождения 131000 <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 32000 руб. (Тридцать две тысячи рублей).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию на расчетный счет <***> в Дальневосточное ГУ Банка России, БИК 040507001, получатель платежа - УФК по Приморскому краю (Управление Роскомнадзора по Приморскому краю, лицевой счет <***>), ИНН <***>, КПП 253901001, КБК 09611601141019000140, код ОКТМО 05701000, Уникальный идентификатор начисления (УИН) 09600000000028906546, назначение платежа – административный штраф по делу № А51-15947/2020.
Платежный документ об уплате штрафа в десятидневный срок представить арбитражному суду Приморского края.
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Нестеренко Л.П.