ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-15954/19 от 05.11.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-15954/2019

12 ноября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2019 года .

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Андросовой Е.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Жемчуговой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента труда и социального развития Приморского края

(ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 29.12.2012)

к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 27.08.1993)

о признании недействительным и отмене представления от 03.06.2019 №20-22-25/22-5623,

при участии в заседании:

от Департамента - ФИО1, по доверенности, паспорт, диплом; ФИО2, по доверенности, паспорт;

от УФК – ФИО3, по доверенности, удостоверение;

ФИО4, по доверенности, удостоверение, диплом;

установил:

Департамент труда и социального развития Приморского края (далее – заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (далее – управление, УФК) о признании недействительным и отмене представления от 03.06.2019 №20-22-25/22-5623.

Представитель департамента поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему., Установленные в п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона № 5-ФЗ размеры общей площади жилья, по мнению заявителя, надлежит применять только для определения размера причитающихся соответствующим категориям граждан социальных выплат в целях обеспечения их жильем, указанные нормы не регулируют правоотношения, связанные с предоставлением жилых помещений и с установлением нормы предоставления жилого помещения или минимального размера общей площади приобретаемого жилого помещения за счет федеральных средств.

Ссылаясь на ст. 9 Закона Приморского края от 26.06.2006 № 389-КЗ, указывает, что общая площадь жилого помещения, приобретаемого за счет средств социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании Приморского края, на территории которого приобретается жилое помещение, и полагает, что в качестве критериев разумности и достаточности для удовлетворения потребности в жилье как необходимом средстве жизнеобеспечения, а также в соответствии с общими положениями жилищного законодательства при обеспечении жилым помещением, надлежит использовать учетную норму площади жилого помещения.

Следовательно, субъекты РФ при реализации переданного полномочия обязаны обеспечить использование средств (объем субвенций) по целевому назначению - на обеспечение жильем, предоставив социальную выплату, размер которой определятся с учетом п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона № 5-ФЗ, а ветеранам предоставляется возможность приобретения или строительства жилого помещения площадью не менее учетной нормы за счет средств социальной выплаты.

В пояснениях от 24.10.2019 заявитель, ссылаясь на то, чтоопределение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации, полагает, что общая площадь жилья (36 кв.м.) установлена как базовая лишь для расчета размера единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и определения объёма средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.

Реализовав предоставленное федеральным законодателем право определять порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, краевое законодательство установило, что общая площадь жилого помещения, приобретаемого за счёт средств социальной выплаты, не может быть меньше учётной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании Приморского края, на территории которого приобретается жилое помещение. На сегодняшний день положение статьи 9 Закона №389-КЗ не оспорено и не отменено, а значит, полежит применению как действующая норма.

Следовательно, по мнению заявителя, из анализа названных норм следует, что средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по обеспечению отдельных категорий граждан жильём в порядке и на условиях, определяемых субъектами Российской Федерации, что подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в определении от 07.12.2011 №78-Г11-56.

Ссылаясь на анализ рынка недвижимого имущества, заявитель указывает, что приобрести жилое помещение на территории городских округов Приморского края площадью не менее 36 кв. м и стоимостью, не превышающей размера социальной выплаты, не представляется возможным.

На основании изложенного департамент полагает, что пункт 1 представления принят с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене, поскольку прямое выполнение его требований повлечет существенное нарушение прав и свобод граждан, относящихся к категории ветеранов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, ветеранов военной службы, а также не позволит достичь целей по созданию условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, создаст существенные препятствия для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

В отношении пункта 2 представления заявитель пояснил, что платежные поручения, перечисленные в пункте 2 представления, в отношении 12 граждан, в качестве документов, подтверждающих выявленное нарушение, обеспечены жилыми помещениям в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, а не форме единовременной денежной выплаты., о чем свидетельствуют выданные и реализованные этими гражданами документы - свидетельства, удостоверяющие их право на получение социальный выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Исходя из изложенного, полагает, что нарушений пунктов 2.2, 2.6, 2.7 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в собственность, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 22.09.2010 № 319-па, со стороны департамента не допущено, поскольку департамент не обязан был руководствоваться постановлением № 319-па при расходовании средств федерального бюджета в отношении этих 12 граждан, а следовал предписаниям статьи 9 Закона № 389-КЗ, которой предусмотрено, что социальная выплата перечисляется уполномоченным органом на расчетный счет продавца жилого помещения, указанный в договоре купли-продажи жилого помещения.

Кроме того, заявитель полагает, что представление не соответствует требованиям приказа Федерального казначейства от 29.07.2016 № 12н «Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», поскольку пункт 1 представления не содержит указания о том, какое именно обязательное требование бюджетного законодательства РФ нарушено департаментом. По мнению департамента, правовыми основаниями предоставления бюджетных средств являются статья 23.2 Закона № 5-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 15.10.2005 № 614.

Представитель управления с требованиями департамента не согласился по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему, считает оспариваемое представление законным, обоснованным и просит в удовлетворении требований департаменту отказать.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Управлением на основании приказа от 25.03.2019 № 127о/д в период с 29.03.2019 по 30.04.2019 в отношении департамента проведена плановая выездная проверка предоставления и использования субвенций, представленных из федерального бюджета на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за период с 01.01.2018 по 28.03.2019, по результатам которой оформлен акт выездной проверки от 30.04.2019.

Проверкой расходования субвенции, представленной из федерального бюджета, установлено, что в 2018 году департаментом израсходовано средств в сумме 21 636 360 рублей (что меньше доведённых лимитов на 1 243 740 рублей и соответствует поступившим средствам на лицевой счёт администратора доходов бюджета), в том числе произведена выплата трем участникам Великой Отечественной войны в сумме 5 410 908 рублей, одному жителю блокадного Ленинграда в сумме 1 800 000 рублей, восьми членам семей участников Великой Отечественной войны в сумме 14 425 452 руб.

Средства израсходованы на предоставление гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность. Единовременная денежная выплата гражданам произведена исходя из общей площади жилого помещения 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади по Приморскому краю, установленной Минстроем России на дату выдачи Свидетельства, удостоверяющего право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

Проверкой правомерности и соответствия израсходованных средств субвенции гражданами, получившими единовременные денежные выплаты на приобретение жилого помещения, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а именно:

имели место случаи обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны площадью, менее установленной статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (36 кв. м), при этом средства федерального бюджета израсходованы в полном объеме исходя из нормы 36 кв. м и среднерыночной стоимости одного квадратного метра в Приморском крае в размере 50,101 тыс. рублей (пункт 1 представления), что нарушает положения статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 3 пункта 1 статьи 18, подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»;

- перечисление единовременной денежной выплаты произведено не на банковские счета граждан - получателей единовременной денежной выплаты, а продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемые помещения (пункт 2 представления), что нарушает положения пункта 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», пунктов 2.2, 2.6, 2.7 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в собственность, утверждённого постановлением Администрации Приморского края от 22.09.2010 №319-па.

По результатам рассмотрения акта выездной проверки от 30.04.2019 с учётом представленных возражений департамента и иных материалов выездной проверки на заседании контрольной комиссии Управления в соответствии с решением, принятым руководителем Управления, в адрес департамента направлено представление от 03.06.2019 № 20-22-25/22-5623, в соответствии с которым Управление Федерального казначейства по Приморскому краю на основании статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1092, потребовало рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 01 ноября 2019 г.

О результатах исполнения Представления следовало проинформировать Управление Федерального казначейства по Приморскому краю до 08 ноября 2019 г.

Департамент, полагая, что представление от 03.06.2019 №20-22-25/22-5623 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства по существу спора, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" <19> целеустановочные нормы определены преамбулой, из содержания которой следует, что данный Закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Объем мер социальной поддержки зависит от того, к какой из предусмотренных Законом (статья 1) категорий ветеранов относится лицо, подпадающее под действие Закона N 5-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15, подпунктом 3 пункта 1 статьи 18, подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ.

Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 15, 18, 21 Федерального закона № 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункт 2 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ объем субвенций по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В то же время для ветеранов боевых действий и военной службы согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ объем субвенций по обеспечению жильем определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров.

Таким образом, законодателем именно в Федеральном законе № 5-ФЗ установлены размеры общей площади жилья для определения размера причитающихся соответствующим категориям граждан выплат в целях обеспечения их жильем ( 36 кв.м либо 18 кв.м).

Согласно пункту 3.1 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 6 и 11 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены лишь форма предоставления указанных мер социальной поддержки и определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Аналогичная норма отражена в пункте 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 (далее – Правила №614).

В силу пунктов 5, 7 статьи 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной субъекта Российской Федерации в области жилищных правоотношений относится в числе прочих определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно статье 3 Закона Приморского края от 26.06.2006 № 389-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края»(далее - Закон Приморского края от 26.06.2006 № 389-КЗ) предоставление мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны осуществляется в форме социальной выплаты либо в форме жилого помещения по договору социального найма по их выбору.

В силу ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения, как и учетная норма при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (норма нуждаемости), устанавливается органом местного самоуправления.

При этом согласно ч.ч.3 и 6 статьи 50 ЖК РФ установлено, что Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления и учетные нормы.

В соответствии с ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом № 5-ФЗ не определена учетная норма площади жилого помещения (норма нуждаемости) для категорий ветеранов, в то же время установленный Федеральным законом от 29.06.2009 № 135-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон № 5-ФЗ « О ветеранах» норматив общей площади жилья -36 кв.м. является нормой предоставления жилья.

Таким образом, законодатель в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ определил меры по обеспечению жильем общей площадью жилья 36 квадратных метров указанной категории ветеранов путем предоставления соответствующей субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 7 Закона Приморского края от 26.06.2006 № 389-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края» (далее - Закон Приморского края от 26.06.2006 № 389-КЗ) размер социальной выплаты для граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23(2) Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения 36 квадратных метров на одного человека и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Приморскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1.3 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в собственность, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 22.09.2010 № 319-па (далее - Порядок, утвержденный постановлением Администрации Приморского края от 22.09.2010 №319-па) размер единовременной денежной выплаты установлен в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ.

Ссылка заявителя на позицию Верховного суда РФ, изложенную в определении от 07.12.2011 №78-Г11-56, признается судом несостоятельной, поскольку в указанном определении установлена возможность установления субъектом РФ ценза оседлости для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов войны, что не противоречит пункту 11 статьи 23.2Федеральный закон № 5-ФЗ.

Ссылка заявителя на положения статьи 9 Закона Приморского края от 26.06.2006 № 389-КЗ, согласно которой общая площадь жилого помещения не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании Приморского края, на территории которого приобретается жилое помещение, судом отклоняется.

По мнению суда, данная норма носит общий характер, относится к случаям приобретения жилого помещения на средства социальной выплаты, а не к случаям обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории ветеранов, в связи с чем не противоречит и не подменяет положениядействующего законодательства - Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Приморского края от 26.06.2006 N 389-КЗ, а также принятым в соответствие с ними нормативным правовым актам, в части определения размера единовременной денежной выплаты для обеспечения жильем установленного размера рассматриваемой категории ветеранов.

Доводы заявителя о невозможности приобретения жилого помещения на территории городских округов Приморского края площадью не менее 36 кв. м и стоимостью, не превышающей размера социальной выплаты, судом отклоняются в силу следующего.

Как уже указывалось, согласно статье 7 Закона Приморского края от 26.06.2006 № 389-КЗ размер социальной выплаты для граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23(2) Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения 36 квадратных метров на одного человека и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Приморскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Если согласно данным органов местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) Приморского края средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в городском округе (муниципальном районе) Приморского края, на территории которого гражданин планирует приобретение жилого помещения на средства социальной выплаты, выше средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Приморскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, размер социальной выплаты рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в указанном городском округе (муниципальном районе) Приморского края, но не выше установленного Администрацией Приморского края в целях определения размера социальной выплаты максимального размера средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.

Разница между размером выделенных из федерального бюджета средств на обеспечение жилыми помещениями граждан и размером средств, необходимых для предоставления им социальной выплаты в соответствии с абзацем вторым части 1 настоящей статьи, финансируется за счет средств краевого бюджета.

Таким образом, законодателем определено, что в случае если размер социальной выплаты за счет средств федерального бюджета недостаточен для приобретения жилого помещения установленного размера, то данное обстоятельство не является непреодолимым препятствием для обеспечения рассматриваемой категории ветеранов таким жильем, поскольку недостающая часть социальной выплатыфинансируется за счет средств краевого бюджета.

Анализ указанных выше правовых норм свидетельствует о том, что законодатель не допускает предоставление за счет средств федерального бюджета мер социальной поддержки в полном объеме при фактическом приобретении и обеспечении жильем меньшей площадью.

Как следует из акта проверки, в апреле-мае 2018 граждане, указанные в подпункте 2 пункта 3 статьи 3.2 № 5-ФЗ, обеспечены жильем путем предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, площадью менее установленной статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», при этом средства федерального бюджета израсходованы в полном объеме, исходя из нормы 36 кв. м и среднерыночной стоимости одного квадратного метра в Приморском крае, что правомерно расценено Управлением Федерального казначейства по Приморскому краю как нарушение Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Что касается доводов заявителя о неправомерности пункта 2 представления, то суд также находит их несостоятельными в силу следующего.

Согласно пункту 3.1 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ граждан (далее - ветераны ВОВ, члены семей ветеранов ВОВ), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

То есть, Федеральным законом № 5-ФЗ предусмотрены лишь две формы предоставления гражданам мер социальной поддержки из федерального бюджета по обеспечению жилыми помещениями: предоставление жилого помещения или предоставление единовременной денежной выплаты на строительство ( приобретение) жилого помещения.

Других мер социальной поддержки ветеранов за счет средств федерального бюджета по обеспечению их жильем, в том числе иных социальных выплат, кроме как единовременной денежной выплаты, федеральным законодательством не предусмотрено.

Пунктом 11 статьи 23.2 указанного Федерального закона установлено, что определение порядкапредоставления жилых помещений, а также предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (а не порядка предоставления установленных субъектом федерации социальных выплат) указанным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 11 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗАдминистрацией Приморского края принято Постановление от 20.10.2006 №233-па Об утверждении Порядка приобретения в собственность Приморского края жилых помещений и предоставления их по договору социального найма ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 января 2005 года и до 1 марта 2005 года, а постановлением от 22.09.2010 № 319-па утвержден Порядок обеспечения отдельных категорий граждан единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в собственность ( далее Порядок).

В соответствии с пунктами 2.2, 2.6, 2.7 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в собственность, Департамент, в том числе, заключает с кредитными организациями, в которых открыты банковские счета граждан, соглашения о порядке обслуживания единовременной денежной выплаты, в которых предусматривает условия зачисления единовременной денежной выплаты на банковский счет гражданина и ее списания;, готовит и направляет в государственное казенное учреждение Приморское казначейство реестр граждан - получателей единовременной денежной выплаты с указанием реквизитов банковских счетов граждан,уведомляет гражданина - получателя единовременной денежной выплаты о поступлении денежных средств в течение десяти рабочих дней после их зачисления на его банковский счет.

Перечисление единовременной денежной выплаты с банковского счета гражданина производится кредитной организацией на основании договора банковского счета, заключенного кредитной организацией с гражданином, и соглашения о порядке обслуживания единовременной денежной выплаты, заключенного кредитной организацией с департаментом: продавцу, застройщику, исполнителю (подрядчику, продавцу), кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) на предоставление гражданину кредита или займа (включая ипотечный) на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.

Порядком не предусмотрено перечисление Департаментом единовременной денежной выплаты непосредственно на расчетный счет продавца жилого помещения, указанного в договоре купли-продажи жилого помещения.

Согласно статье 3 Закона Приморского края от 26.06.2006 № 389-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края»(Форма предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями)предоставление мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны осуществляется в форме социальной выплаты либо в форме жилого помещения по договору социального найма по их выбору.

Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями осуществляется по письменным заявлениям граждан, указанных в частях 1, 3 и 5 статьи 1 настоящего Закона, в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность (далее - единовременная денежная выплата) ( часть 3 статьи 3).

Таким образом, в статье 3 № 389-КЗ других мер социальной поддержки ветеранов по обеспечению их жильем, в том числе иных социальных выплат, кроме как единовременной денежной выплаты, также не предусмотрено.

Вместе с тем, глава 2 № 389-КЗ – Порядок предоставления социальной выплаты (единовременной денежной выплаты) - содержит статью 9 Приобретение жилого помещения на средства социальной выплаты, согласно которой гражданин приобретает жилье по договору купли-продажи ( по желанию используя собственные средства), общая площадь жилого помещения, приобретаемого за счет средств социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения; социальная выплата перечисляется уполномоченным органом на расчетный счет продавца жилого помещения, указанный в договоре купли-продажи жилого помещения, в течение 10 рабочих дней со дня поступления бюджетных средств на лицевой счет уполномоченного органа.

Вместе с тем, правовая природа такой социальной выплаты не раскрыта, соответствие ее мерам социальной поддержки, предусмотренным федеральным законодательством, не установлено, категории лиц, которые могут ею воспользоваться, не определены, порядок обеспечения граждан указанной социальной выплатой отсутствует.

При этом суд принимает во внимание, что федеральным законодательством и статьей 3 № 389-КЗ иных социальных выплат, кроме как единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета, не предусмотрено.

Статьей 9 (1) Обеспечение граждан жилыми помещениями на средства единовременной денежной выплаты- предусмотрено, что Единовременная денежная выплата предоставляется гражданам, указанным в частях 1, 3 и 5 статьи 1 настоящего Закона, на основании их письменного заявления с указанием цели использования единовременной денежной выплаты и реквизитов счета, открытого гражданином в кредитной организации.

Размер единовременной денежной выплаты для граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23(2) Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения 36 квадратных метров на одного человека и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Приморскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации ( часть 3).

Единовременная денежная выплата перечисляется уполномоченным органом на указанный гражданином счет в течение 10 рабочих дней со дня поступления бюджетных средств на лицевой счет уполномоченного органа. Порядок обеспечения граждан единовременной денежной выплатой устанавливается Администрацией Приморского края ( часть 5).

Порядок обеспечения отдельных категорий граждан единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в собственность, утвержденный Постановлением Администрации Приморского края от 22.09.2010 №319-па), определяет обеспечение единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения в собственность категорий лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, указанных в пунктах 1,3 статьи 1 389-КЗ.

Довод заявителя о том, что в рассматриваемых случаях гражданам выданы свидетельства, удостоверяющие их право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, следовательно, этим гражданам единовременная денежная выплата не предоставлялась, отклоняются, поскольку единовременная денежная выплата является единственным видом социальной выплаты, предусмотренной федеральным законодательством и статьей 3 № 389-КЗ.

На основании анализа совокупности изложенных правовых норм суд полагает правомерным п 2. рассматриваемого представления.

Довод департамента в части несоответствия представления требованиям приказа Федерального казначейства от 29.07.2016 № 12н «Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее - Приказ Федерального казначейства № 12н), судом отклоняется как несостоятельный.

Так, согласно приложению № 10 к Приказу Федерального казначейства № 12н (действовавшему в период спорных правоотношений) в разделе «Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи)» в табличной части представления должны быть указаны, в обязательном порядке нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств «со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи», указанные реквизиты указываются в зависимости от построения нормативного правового акта (либо пункты, либо части, либо статьи).

Оспариваемое представление вынесено управлением в соответствии с формой и требованиями к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждёнными Приказом Федерального казначейства от 29.07.2016 № 12н.

Судом установлено, что оспариваемое представление принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки и основано на действующем законодательстве, содержит все необходимые сведения.

Доводы департамента о том, что выполнение требований представления повлечет существенное нарушение прав и свобод граждан, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, судом отклоняются как необоснованные, документально неподтвержденные, носящие предположительный характер.

Нарушений существенных условий процедуры проведения проверки, формы и содержания оспариваемого представления, повлиявших на его правомерность, судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что представление от 03.06.2019 №20-22-25/22-5623 является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы Департамента в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.

В соответствии с абзацем 2 пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьёй 333.37 НК РФ, статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленного требования Департаменту труда и социального развития Приморского края отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Андросова Е.И.