АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-16005/2012
27 августа 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 27 августа 2012 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи В.В. Краснова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Евхут,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Краевого государственного унитарного предприятия «Приморский водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 04.02.2004)
к Департаменту градостроительства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 03.12.2007)
третье лицо: казенное предприятие Приморского края «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 21.01.2008)
об изменении условий государственного контракта,
при участии в заседании:
от истца – ФИО1, удостоверение, доверенность № 2Д/12 от 13.12.2011;
от ответчика – ФИО2, паспорт, доверенность № 15-01-08/3088 от 16.08.2012;
от третьего лица – ФИО3, удостоверение, доверенность № 01-06/14 от 24.01.2012;
установил:
Краевое государственное унитарное предприятие «Приморский водоканал» обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту градостроительства Приморского края об изменении условий государственного контракта № 2009-02/13 от 01.12.2009.
Судом в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено казенное предприятие Приморского края «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края».
В предварительном судебном заседании истец уточнил заявленные требования в части цены контракта и срока окончания работ, которые приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Суд, руководствуясь статьей 137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Истец уточенные исковые требования поддержал.
Ответчик иск не оспорил, указал, что считает возможным увеличение цены государственного контракта при условии окончания работ в срок до 31.12.2012.
Третье лицо поддержало позицию ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
01.12.2009 между истцом (генподрядчик) и ответчиком (государственный заказчик) заключен государственный контракт № 2009-02/13 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция и развитие системы водоснабжения и канализации в г. Владивостоке (Объекты канализации). Реконструкция очистных сооружений Северного планировочного района, строительство очистных сооружений Южного планировочного района, строительство очистных сооружений Восточного района».
Цена контракта составляет 5 076 738 760 руб. Источником финансирования мероприятия являются денежные средства Федерального и краевого бюджетов.
Согласно пункту 2.5. контракта в случае, если в ходе исполнения контракта внесены изменения в федеральную целевую программу в связи с утверждением государственным заказчиком проектной документации объекта, цена контракта формируется (изменяется) сторонами контракта исходя из стоимости работ, установленной в соответствии с внесенными в федеральную целевую программу изменениями, и размера снижения начальной (максимальной) цены контракта, определенного контрактом (п. 2.3).
Пунктом 4.1. контракта предусмотрено окончание производства работ – декабрь 2011 года.
На основании пункта 4.3. контракта генподрядчик имеет право по согласованию с государственным заказчиком на продление срока выполнения отдельных видов работ в следующих случаях: задержки выполнения государственным заказчиком взятых на себя обязательств, повлекшей невозможность своевременного выполнения работ генподрядчиком; внесение изменений в проектно-сметную документацию по причинам, не зависящим от генподрядчика, которые существенно влияют на увеличение сроков выполнения строительно-монтажных работ.
Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 22.12.2011 № 29 в процессе строительства уточнен состава объекта. При этом объем подлежащих выполнению генподрядчиком работ значительно увеличился по сравнению с планируемым, в том числе в состав объекта включены коллекторные сети для подачи сточных вод на проектируемые площадки очистных сооружений и морские глубоководные выпуски для сброса сточных вод, необходимые для неразрывности технологического процесса очистки сточных вод.
В связи с уточнением состава объекта, а также получением положительных заключений государственных экспертиз проектной документации каждой из составляющих частей объекта, сметная стоимость строительства увеличилась.
Письмом от 10.07.2012 № 12/1863 истец уведомил ответчика о невозможности выполнения им взятых обязательств по цене и срокам, определенным государственным контрактом, в связи с существенным изменением обстоятельств (цены и состава объекта), из которых стороны исходили при его заключении, и предложил подписать дополнительное соглашение об изменении цены и срока окончания работ по государственному контракту.
Письмом от 17.07.2012 №15-04-26/2613 ответчик сообщил об отказе от подписания указанного дополнительного соглашения, ссылаясь на то, что изменение цены контракта и срока выполнения работ по соглашению сторон и в одностороннем порядке не предусмотрено действующим законодательством.
Отказ ответчика внести изменения в государственный контракт № 2009-02/13 от 01.12.2009 послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Правоотношения сторон по рассматриваемому спору регулируются нормами главы 37 ГК РФ о подряде и положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).
Согласно статье 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 766 ГК РФ условие о сроке выполнения работ и стоимость работ является существенным для государственного или муниципального контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
При этом договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно условий, установленных частью 2 статьи 451 ГК РФ.
Пунктом 4 статьи 451 ГК РФ предусмотрено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
Пунктом 4 части 23 статьи 65 указанного закона предусмотрена возможность изменения цены государственного контракта в случае, если в ходе исполнения контракта внесены изменения в федеральную целевую программу организации проведения саммита в связи с утверждением проектной документации объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, распоряжением департамента градостроительства Приморского края от 22.12.2011 № 29 в процессе строительства уточнен состава объекта:
- «Реконструкция очистных сооружений Северного планировочного района»,
- «Внеплощадочные инженерные сети очистных сооружений Северного планировочного района»,
- «Выпуск очищенных стоков от КОС Северного планировочного района»,
- «Строительство очистных сооружений Южного планировочного района»,
- «Выпуск очищенных стоков от КОС Южного планировочного района»,
- «Сети канализации г. Владивостока. Центральный планировочный район»,
- «Сети канализации г. Владивостока. Северный планировочный район»,
- «Сети канализации г. Владивостока. Южный планировочный район».
Таким образом, в состав объекта включены дополнительно коллекторные сети для подачи сточных вод на проектируемые площадки очистных сооружений и морские глубоководные выпуски для сброса сточных вод, необходимые для неразрывности технологического процесса очистки сточных вод.
По каждой части, включенной в состав объекта, проводится и утверждается отдельная государственная экспертиза проектной документации. Кроме того, «Сети канализации г. Владивостока. Южный планировочный район» включают в себя 13 пусковых комплексов, по каждому из которых предусмотрена отдельная государственная экспертиза проектной документации.
На сегодняшний день утверждена проектная документация на:
- «Реконструкция очистных сооружений Северного планировочного района» на сумму 2 090 359 970 рублей (СМР 1485 996 410 рублей + оборудование 440 275 580 рублей) - Приказ департамента градостроительства Приморского края от 30.03.2010 №24,
- «Внеплощадочные инженерные сети очистных сооружений Северного планировочного района» - 36 183 130 рублей (СМР 30 283 540 рублей) - Приказ департамента градостроительства Приморского края от 02.04.2012 №28,
- «Строительство очистных сооружений Южного планировочного района» - 2 922 466 400 рублей (СМР 1 902 294 090 рублей + оборудование 829 510 120 рублей) - Приказ департамента градостроительства Приморского края от 09.07.2010 №76,
- «Выпуск очищенных стоков от КОС Южного планировочного района» -382 841 510 рублей (СМР 356 425 020 рублей + оборудование 2 059 250 рублей) - Приказ департамента градостроительства Приморского края от 30.12.2011 №180,
- «Сети канализации г. Владивостока. Центральный планировочный район» - 1 902 648 610 рублей (СМР 1 158 234 660 + оборудование 195 278 610 рублей) - Приказ департамента градостроительства Приморского края от 01.08.2012 №68,
- «Сети канализации г. Владивостока. Северный планировочный район» -415 458 510 рублей (СМР 218 024 430 + оборудование 75 571 260 рублей) - Приказ департамента градостроительства Приморского края от 01.08.2012 № 74, - «Сети канализации г. Владивостока. Южный планировочный район» (13 пусковых комплексов):
· Пусковой №5. Самотечный коллектор по ул.Мира - 19 340 980 рублей (СМР 17 501 710 рублей) - Приказ департамента градостроительства Приморского края от 01.08.2012 № 69,
· Пусковой №6. Самотечный коллектор р.Буяновка - 54 683 740 рублей (СМР 50 922 830 рублей) - Приказ департамента градостроительства Приморского края от 01 08.2012 № 73,
· Пусковой № 10. КНС «Абросимова». Напорно-самотечный коллектор от КНС «Абросимова» до КНС №27.Самотечный коллектор от КГН до КНС №27 - 122 892 340 рублей (в том числе СМР 87 259 730 рублей, оборудование 28 642 940 рублей).
Уточненный состав объекта предусматривает больший объем работ, в связи с чем потребовалось внесение изменений в контракт, в том числе и относительно сроков окончания работ и цены контракта.
Поскольку контракт заключен сторонами во исполнение мероприятий, предусмотренных законом Приморского края от 17.03.2008 «О краевой целевой программе «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2008 - 2012 годы», в общественно-полезных целях развития г.Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, его расторжение противоречит общественным интересам.
Обязанность соблюдения претензионного порядка урегулирования спора при изменении условий договора установлена статьей 452 ГК РФ, а также пунктом 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» которым разъяснено, что спор об изменении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, определенных пунктом 2 статьи 452 Кодекса.
Письмом от 10.07.2012 № 12/1863 истец предложил ответчику внести изменения в условия контракта.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что надлежащее выполнение истцом обязательств, принятых по государственному контракту № 2009 от 02/13 от 01.12.2009, было поставлено в зависимость от утверждения проектно-сметной документации.
При таких обстоятельствах, неисполнение истцом обязанности по своевременному окончанию работ по спорному государственному контракту находится в причинной связи с действиями ответчика по заключению дополнительного соглашения относительно срока выполнения работ и цены контракта.
Принимая во внимание изложенное, и учитывая, что ответчик не возражает против удовлетворения иска, суд считает, что требование Краевого государственного унитарного предприятия «Приморский водоканал» об изменении условий государственного контракта является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина относится на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в сумме 4 000 рублей, излишне уплаченная истцом при подаче искового заявления, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Изменить условия государственного контракта № 2009-02/13 от 01.12.2009, заключенного между краевым государственным унитарным предприятием «Приморский водоканал» и Департаментом градостроительства Приморского края:
1. Пункт 2.2 государственного контракта изложить в следующей редакции: «Цена контракта в соответствии с проектной документацией Объекта составляет 5 700 514 170 (Пять миллиардов семьсот миллионов пятьсот четырнадцать тысяч сто семьдесят) рублей 99 копеек, в том числе НДС 18% 869 569 958 (Восемьсот шестьдесят девять миллионов пятьсот шестьдесят девять тысяч девятьсот пятьдесят восемь) рублей 29 копеек»;
2. Пункт 4.1 государственного контракта изложить в следующей редакции: «Объект должен быть построен Генподрядчиком со сдачей Государственному заказчику и Организации технадзора всех работ в полном объеме согласно п. 1.1. настоящего Контракта в следующие сроки:
Начало производства работ в течение 5 (пяти) дней с момента передачи Государственным заказчиком и Организацией технадзора Генеральному подрядчику строительной площадки. Окончание производства работ 31 декабря 2012 года.
Отдельные этапы производства работ отражаются в календарном графике производства работ, утверждаемом сторонами в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение 1).
Сроки и объемы выполнения работ на текущий и последующие года устанавливаются Государственным заказчиком в соответствии с объемами выделенного бюджетного финансирования строительства Объекта на соответствующий год и стоимостью выполняемых работ на основе данных (цен, расценок), содержащихся в переданных Государственным заказчиком сметах (сводном сметном расчете, локальных сметах и т.д.)»
3. В приложении №1 к государственному контракту изменить периоды выполнения работ, указанных в пунктах 1-38 приложения №1, на 3 месяц 4 квартала 2012 года.
Взыскать с Департамента градостроительства Приморского края в пользу Краевого государственного унитарного предприятия «Приморский водоканал» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Возвратить Краевому государственному унитарному предприятию «Приморский водоканал» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № 6761 от 12.07.2012.
Выдать исполнительные листы и справку на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья В.В. Краснов