ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-16058/09 от 03.11.2009 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

«06» ноября 2009 года                                                          Дело № А51-16058/2009

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.11.2009, изготовление решения в полном объеме откладывалось в порядке ст.176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.В. Пятковой,

при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Пятковой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Михайловскому району Приморского края

к Отделению по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены, ходатайство

от ответчика –  главный специалист-эксперт юридического отдела УФК  по Приморскому краю ФИО1 по доверенности №2017-02-19/396 от 27.10.2009 на представительство.

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Михайловскому району Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившихся в отказе в принятии исполнительного документа – постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 15.07.2009 №30 с Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья «Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и обязании принять к исполнению исполнительный документ.

В обоснование своих доводов заявитель указал, что действия ответчика, выразившиеся в возврате постановления, нарушают права Управления на взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном  ст. 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании».

Заявитель ссылается на правовую позицию, изложенную в Постановлении ВАС РФ от 17.05.2007 №31 «О рассмотрении  арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных отношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», согласно которой внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, через канцелярию суда представил письменное ходатайство,  в котором просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.

В связи с чем суд в соответствии с п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассматривает дело по имеющимся в деле материалам в отсутствие заявителя.

Ответчик предъявленные требования не признал, пояснив, что согласно ст. 239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджета бюджетной системы РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебных актов.

Также пояснил, что нормы Бюджетного кодекса РФ являются императивными и что органы Федерального казначейства не могут выходить за пределы представленных им полномочий, исполнение органами Федерального казначейства иных исполнительных документов, не предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, будет являться незаконным и выходящим за пределы представленных полномочий.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ГУ-УПФ РФ по Михайловскому району Приморского края, рассмотрев материалы по факту задолженности по уплате недоимки, пени и штрафа, 15.07.2008 вынесло решение № 33 о взыскании с Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья «Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 2.292,81 руб.

На основании ст.ст. 25 и 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Пенсионным фондом было вынесено постановление № 30 от 15.07.2008 о взыскании с Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья «Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 2.292,81 руб., которое было направлено для исполнения в службу судебных приставов.

22.07.2009 судебный пристав-исполнитель Отдела по Михайловскому району УФССП по Приморскому краю вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что исполнительный документ не подлежит исполнению службой судебных приставов, поскольку взыскание на денежные средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника направляется вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику, как получателю средств федерального бюджета, лицевых счетов.

В связи с чем Управление Пенсионного фонда 03.08.2009 направило постановление о взыскании недоимки, пени и штрафа в сумме 2.292,81 руб. для исполнения в Отделение по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, в котором должнику открыт лицевой счет.

Письмом № 2017-02-10/286 от 06.08.2009 Отделение по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю возвратило постановление со ссылкой на то, что порядок обращения взыскания для взыскания средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации и не имеет расширительного толкования, а в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации взыскание осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с приложением надлежаще заверенной копии судебного акта на основании которого выдан исполнительный лист, в указанный перечень иные исполнительные документы (несудебные решения, постановления) не входят.

Не согласившись с отказом в принятии к исполнению и возращением исполнительного документа – постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №30 от 15.07.2009, Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, доводы заявителя, возражения ответчика, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке статьи 25.1 этого же Федерального закона.

Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом №167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.

Пунктом 14 статьи 25.1 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении № 31 от 17.05.2007 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона № 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного  кодекса РФ.

В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.

На основании изложенного, суд отклоняет доводы ответчика о том, что ввиду иммунитета бюджетов бюджетной системы, обращение взыскания на средства бюджетов может быть осуществлено только на основании судебного акта.

В части 1 статей 242.3, 242.4 и 242.5 БК РФ имеется прямое указание на то, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам бюджетного учреждения – должника, направляется взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов.

Из материалов дела следует, что Государственному  специальному (коррекционному) образовательному  учреждению  для обучающихся воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья «Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» в Отделении  по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю 18.01.2006 открыт лицевой счет <***>, данный факт подтверждается справкой №2017-02-19/352 от 25.09.2009 Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

Таким образом, направляя исполнительный документ в тот орган казначейства, где должнику открыт лицевой счет, взыскатель выполнил все условия, с соблюдением которого законодатель связывает саму возможность возбуждения исполнительного производства и реальное исполнение исполнительного документа.

Поскольку исполнительное производство может быть возбуждено в органе федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет должника, действия этого органа по возврату исполнительного документа взыскателю противоречат бюджетному законодательству.

Таким образом,  действия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморскому краю, выразившиеся в возврате без исполнения постановления от 15.07.2009 № 30 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Государственного специального  (коррекционного) образовательного   учреждения для обучающихся воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья «Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», являются незаконными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Пунктом 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться  указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Поскольку суд установил несоответствие оспариваемых действий Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю Бюджетному  кодексу РФ, требования Пенсионного фонда о признании незаконными действий Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившееся в отказе в принятии исполнительного документа – по становления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 15.07.2009 №30 с Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья «Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и обязании принять к исполнению исполнительный документ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.  167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконными действий Отделения по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившиеся в отказе в принятии исполнительного документа – постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 15.07.2009 №30 с Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», как несоответствующие Федеральному закону от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионным страховании в Российской Федерации» и Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Решение суда в указанной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Отделение по Михайловскому району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю принять к исполнению исполнительный документ – постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 15.07.2009 №30 с Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края.

Судья                                                           А.В. Пяткова