АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-16065/2020
09 декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2021 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Скрягина Р.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гончаровым А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску краевого государственного унитарного предприятия «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 02.11.2002)
к администрации Находкинского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 04.10.2002) о взыскании 178 240 рублей 21 копейки
при участии в судебном заседании: от истца: ФИО1, представитель по доверенности № 20/21 от 30.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании ВСГ 5418574, паспорт;
от ответчика: не явился, извещен
установил: краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» обратилось к Администрации Находкинского городского округа с иском о взыскании 178 240 рублей 21 копейки (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ответчик, в судебное заседание не явился, в связи с чем рассмотрение дела производится в отсутствие представителя ответчика в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
От ответчика в материалы дела поступил акт обследования жилого помещения по адресу: ул. Нахимовская, д. 8а, кв. 242, подтверждающий факт проживания в указанно помещении гражданина.
Истец настаивал на удовлетворении исковых, по определению суда представил справочный расчет, согласно которому сумма требований без учета жилого помещения, по адресу: ул. Нахимовская, д. 8а, кв. 242, составляет 160 710 рублей 13 копеек.
В материалах дела имеется письменный отзыв ответчика, в котором, возражая против иска, ответчик указал, что отсутствуют документы, подтверждающие, что управляющие организации осуществляли управление указанными в договорах многоквартирными домами в период задолженности; управляющие организации не заключали с администрацией, как с потребителем коммунальной услуги (теплоснабжения), договоры, в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг.
Также ответчик указал, что в жилом помещении по адресу: г. Находка, <...>проживает гражданин ФИО2, что подтверждается актом проверки жилищных условий и фактического проживания граждан от 02.11.2020. Основанием для вселения являлся договор специализированного найма жилого помещения № 120 от 29.12.2008.
В жилом помещении по адресу: <...>проживет ФИО3, что подтверждается актом обследования жилого помещения и фактического проживания граждан от 27.02.2020. Основанием дли вселения являлся договор коммерческою найма жилою помещения № 225 от 20.07.2007. Договор коммерческою найма был перезаключен (№ 46-20 от 16.04.2020), в выписке из реестра муниципального имущества № 20/621 от21.08.2020 указан видограничения (обременения) нрава: жилищный фондкоммерческою использования.
Кроме того, ответчик указал на то, что площадь жилых помещений по адресам: г. Находка, ул.Нахимовская, д.8А, кв.221а, <...>, используемая истцом при расчете задолженности не соответствует площади, указанной в ЕГРН.
Как следует из материалов дела, КГУП «Примтеплоэнерго» являлось поставщиком коммунального ресурса управляющей компании ООО «Береговая», которое, в свою очередь, как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилых помещения (квартиры), расположенные на территории Находкинского городского округа Приморского края по адресам: г. Находка, <...> (август 2017 – июль 2020); кв. 54 (октябрь 2018 – июль 2020); кв. 76 (октябрь 2018 – апрель 2019); кв. 155 (январь – апрель 2019); ул. Первостроителей, д. 7, кв. 64 (август 2017- июль 2020).
КГУП «Примтеплоэнерго» являлось поставщиком коммунального ресурса управляющей компании ООО «На третьем», которое, в свою очередь, как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилого помещения (квартира), расположенной на территории Находкинского городского округа Приморского края по адресу: <...> (октябрь 2017 – апрель 2018).
КГУП «Примтеплоэнерго» являлось поставщиком коммунального ресурса управляющей компании ООО «Горжилуправление 8», которое, в свою очередь, как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилого помещения (квартира), расположенной на территории Находкинского городского округа Приморского края по адресу: <...> (октябрь 2017 – апрель 2019).
КГУП «Примтеплоэнерго» являлось поставщиком коммунального ресурса управляющей компании ООО «Реформа», которое, в свою очередь, как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилого помещения (квартира), расположенной на территории Находкинского городского округа Приморского края по адресу: <...> (октябрь 2017 – апрель 2019).
КГУП «Примтеплоэнерго» являлось поставщиком коммунального ресурса управляющей компании ООО «Крепость», которое, в свою очередь, как исполнитель оказывало услуги по теплоснабжению жилых помещения (квартиры), расположенные на территории Находкинского городского округа Приморского края по адресам: г. Находка, ул. Нахимовская, д. 8А, кв. 221А (октябрь 2017 – май 2020); кв. 242 (октябрь 2017 – май 2020); ул. Горького, д. 8А, кв. 51 (август 2017 – апрель 2019).
Факт подачи тепловой энергии в жилые помещения подтверждается постановлениями о начале отопительного сезона и актами о подключении к системам теплоснабжения домов по указанным адресам.
Задолженность за оказанные услуги, сложившаяся за общий период с августа 2017 года по июль 2020 года включительно, составила 178 240 рублей 21 копейки и на момент подачи искового заявления не оплачена.
Факт подачи тепловой энергии в жилые помещения подтверждается актами о подключении к системам теплоснабжения домов по указанным адресам.
Собственником указанных помещений является Находкинский городской округ Приморского края в лице Администрации Находкинского городского округа, что подтверждается поквартирными карточками, выписками из ЕГРН.
Поскольку поданная в указанные жилые помещения тепловая энергия не оплачена собственником, то образовалась задолженность по ее оплате.
Договорами уступки права требования (цессии) исполнители коммунальных услуг уступили КГУП «Примтеплоэнерго» право требования задолженности за оказанные коммунальные услуги.
В адрес Администрации выставлены соответствующие счета-фактуры на оплату долга, которые ответчиком не оплачены.
Истцом в адрес ответчика направлялась досудебная претензия с требованием оплатить задолженность.
Оставление претензии без удовлетворения повлекло обращение истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отношения сторон подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах и положениями § 6 главы 30 ГК РФ об энергоснабжении, а также нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств, не допускаются.
В соответствии со статьями 539, 544 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, в соответствии с данными учета энергии и в порядке, предусмотренном законом или условиями договора. Оплата оказанных услуг должна производиться за фактически принятый абонентом объем услуг.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. Управляющая организация несет ответственность перед собственниками за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, «а», «б» пункта 31, подпункт «а» пункта 32 Правил n 354).
Согласно частям 6.2 и 7 статьи 155 ЖК РФ, пункту 63 Правил № 354 потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
При наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в дома, под управлением которой они находятся, участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Такая схема организации и оплаты ресурсоснабжения многоквартирных жилых домов и соответствующее правовое положение исполнителя коммунальных услуг согласуются с правовым подходом, изложенным в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 № 303-ЭС15-7918.
Согласно статье 384 ГК РФ, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Пунктом 1 статьи 389 ГК РФ предусмотрено, что уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме.
Таким образом, для уступки права требования необходимо заключение самостоятельной сделки, содержащей все элементы уступаемого обязательства (перечень должников, сумму долга, период образования долга).
Правоотношения по поставке и оплате коммунального ресурса могут возникнуть непосредственно между собственниками помещений в МКД и истцом при условии, что возможность уступки соответствующих прав (требований) предусмотрена договором энергоснабжения и такие права (требования) были уступлены в пользу Предприятия управляющей организацией многоквартирного дома.
Договоры уступки права требования (цессии), оформлены на соответствующий исковой период, требований статей 382, 384, 389 ГК РФ соблюдены.
В соответствии с заключенными договорами цессии Предприятие получило права требования задолженности за оказанные коммунальные услуги по отоплению спорного помещения к Находкинскому городскому округу в лице Администрации.
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Таким образом, с учетом положений статей 210, 544 ГК РФ в рассматриваемой ситуации кредитором в отношениях сторон по оплате спорной задолженности является Предприятие, а должником является собственник незаселенных квартир - Находкинский городской округ в лице Администрации.
В соответствии с положениями пункте 26 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», КГУП «Примтеплоэнерго» и исполнители коммунальных услуг в многоквартирных домах заключили договоры уступки права требования (цессии).
Доводы ответчика, по существу, направлены на несогласие с установленным сторонами (теплоснабжающей организацией с исполнителями) и предусмотренным законодательством порядком расчетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
К таким сведениям относятся в том числе дата начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом; дата окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом (Приказ Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015).
Системой в соответствии со статьей 2 ФЗ от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» признается единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru. (Приказ Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014).
Таким образом, управляющие организации, уступившие право требования к ответчику, являлись исполнителями коммунальных услуг в спорныйпериод, что подтверждается общедоступными сведениями на официальном сайте.
Возражая против предъявленных требований, ответчик указал на то обстоятельство, что на спорные объекты не заключен контракт.
С учетом вышеприведенного нормативного обоснования, ссылка на данное обстоятельство является безосновательной.
Площадь жилых помещений по адресам: г. Находка, ул.Нахимовская, д.8А, кв.221а, <...>, используемая истцом при расчете задолженности принята на основании данных, предоставленных управляющей компанией, с учетом мест общего пользования в коммунальной квартире.
Относительно помещения по адресу: г. Находка, <...>, как следует из поквартирной карточки ФИО2 вселен в спорное жилое помещение на основании договора специализированного найма № 120 от 29.12.2008, снят с регистрационного учета 29.12.2010. Документов, подтверждающих, что договор найма был продлен, как и сам договор найма, в материалы дела не предоставлено. Заявление ФИО2 о том, что он обязуется погасить задолженность, не может служить допустимым доказательством в виду того, что ответчиком не предоставлены первичные документы, подтверждающих законность его проживания в спорном помещении. Кроме того Администрация Находкинского городского округа не лишена возможности взыскать с ФИО2 задолженность в порядке регресса.
Вместе с тем, суд признал обоснованными доводы ответчика относительно помещения по адресу: <...>, в котором по настоящее время проживет ФИО3, что подтверждается актом обследования жилого помещения и фактического проживания граждан от 27.02.2020. Согласно поквартирной карточке ФИО3 вселен в спорной жилое помещение на основании договора коммерческого найма № 225 от 20.07.2007. Основанием дли вселения являлся договор коммерческою найма жилою помещения № 225 от 20.07.2007. Договор коммерческою найма был перезаключен (№ 46-20 от 16.04.2020), в выписке из реестра муниципального имущества № 20/621 от21.08.2020 указан видограничения (обременения) нрава: жилищный фондкоммерческою использования.
Пунктом 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ предусмотрено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Таким образом, с учетом имеющихся в деле доказательств, в силу положений пункта 5 части 3 статьи 67, статей 153, 154 ЖК РФ, абзаца 2 пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», лицами, обязанными возместить оказанные истцом услуги в отношении указанной квартиры, суд признает граждан, проживающих в спорной квартире.
В этой связи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате за жилое помещение, расположенному по адресу:<...>.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание справочный расчет истца, произведенный без учета указанного помещения, возражений по которому ответчиком не заявлено, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению частично, в сумме 160 710 рублей 13 копеек.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на ответчика от суммы удовлетворенных требований.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ излишне уплаченная государственная пошлине подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Взыскать с Находкинского городского округа в лице администрации Находкинского городского округа в пользу краевого государственного унитарного предприятия «ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО» 160 710 рублей 13 копеек, составляющих сумму основного долга за поставленный коммунальный ресурс, а также расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 5 723 рубля.
В остальной части требований – отказать.
Возвратить краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 141 (сто сорок один) рубль излишне уплаченную по платежному поручению от 02.10.2020 № 30241.
Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать по заявлению взыскателя после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Р.С.Скрягин