АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-16150/2020
09 марта 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой Р.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Софис» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 12.02.2014, адрес: 127282, <...>, эт. 3, пом.2, ком.3)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 690003, <...>)
о признании незаконными решений; об обязании осуществить выпуск товара; о возложении на таможенный орган обязанности по возмещению судебных расходов,
при участии: от заявителя - ФИО1, доверенность от 11.01.2021, от ответчика - ФИО2, доверенность от 04.12.2020 № 144,
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Софис» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в выпуске товара по декларациям ДТ № 10702070/100720/0153020, № 10702070/120720/0153876, № 10702070/130820/0188460, № 10702070/130820/0188476; об обязании осуществить выпуск товара по ДТ № 10702070/100720/0153020, № 10702070/120720/0153876, № 10702070/130820/0188460, № 10702070/130820/0188476; признании незаконными решений о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС № РКТ-10702070/20/001349 от 28.08.2020, № РКТ- 10702070/20/001334 от 25.08.2020, № РКТ- 10702070-20/00131 от 19.08.2020, № РКТ-10702070/20/001320 от 21.08.2020 незаконным.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Софис» заявленные требования поддержал, полагает, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых решений.
Заявитель утверждает, что ввезенный товар является косметической продукцией, обладающей уходовыми свойствами, что принципиально отличает его от дезинфицирующих и инсектицидных средств. Указанное подтверждается инструкцией по применению, письмом производителя, проведенной экспертизой, а также письмом НИИ Дезинфектологии РФ. Спорная продукция не содержит в своем составе достаточных компонентов в регламентированной концентрации, необходимых для применения средства в качестве дезинфектора, кожного антисептика или в целях гигиенической обработки кожи рук. Косметический гель используется исключительно на живых объектах (для очищения кожи рук) и не применим для обработки поверхностей неживых объектов.
Кроме того, представитель заявителя пояснил, что указание на лицевой стороне товара слова «Sanitaizer», равно как и иных слов, в том числе «Peppermint», «Honeymelon, «Touchtakecaretoenjoy» не имеютотношения к назначению и применению спорной продукции, а являются фантазийными словами и маркетинговыми клише.
Учитывая изложенное, заявитель полагает, что относить ввезенную продукцию к категории дезинфекторов и классифицировать ее в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по коду 3808 94 900 0 «Средства дезинфицирующие», а как следствие выносить требования о внесение изменений в 31 графу сведений спорных ДТ и о внесении акциза со стороны таможенного органа неправомерно.
Таможенный орган с заявленным требованием не согласился, поддержав изложенную в письменном отзыве позицию, полагает, что у таможни имелись все законные основания для принятия оспариваемых решений.
Ответчик пояснил, что по результатам таможенной экспертизы установлено, что задекларированный ООО «Софис» в спорных ДТ товар - гель для рук с антисептическим эффектом, является спиртосодержащим товаром, расфасованным в упаковку малой емкости (25 мл), не может быть отнесен к парфюмерно-косметическим средствам и подлежит классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по коду 3808 94 900 0 «Средства дезинфицирующие» и облагается акцизом.
Учитывая изложенное, таможней приняты решения о внесении изменений в рассматриваемые ДТ в части классификационного кода товара, описания товара, платежей, подлежащих уплате, а также направлен запрос о предоставлении коносаментов с отметками о прохождении санитарно-эпидемиологического надзора (контроля).
Ответчик пояснил, что поскольку заявитель требования таможенного органа об изменении сведений в спорных ДТ не исполнил, следовательно, требования пункта 2 статьи 112 ТК ЕАЭС соблюдены не были, Владивостокский таможенный пост (ЦЭД) правомерно отказал в выпуске спорных товаров. В удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Исследовав материалы дела, суд установил, что в июле и августе 2020 года во исполнение внешнеторгового контракта от 24.04.2018 № К-1 2018 в адрес ООО «Софис» из Кореи ввезен товар, в целях таможенного оформления которого по процедуре выпуска для внутреннего потребления Общество подало во Владивостокский таможенный пост (ЦЭД) Владивостокской таможни декларации на товары №№ 10702070/130820/0188460, 10702070/130820/0188476, 10702070/120720/0153876, 10702070/100720/0153020.
При этом заявитель описал товар как «Косметические средства в виде геля для ухода за кожей рук с ароматом в ассортименте (кроме лекарственных), относящиеся к категории спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в малой емкости, расфасованные в индивидуальные розничные упаковки по 25 мл., класс косметики непоименованная (не относится к косметическим средствам класса люкс, мидл и масс-маркет), на основе денатурированного этилового спирта, с антисептическим эффектом, где антисептический эффект ограничен антисептическим свойством денатурированного этилового спирта, не является дезинфицирующим средством, не предназначен для использования в качестве дезинфицирующего средства для применения в быту, в лечебно- профилактических учреждениях и на других объектах, не для медицины, не пищевого назначения, не содержит ПЛВ...».
В графе 33 указанных ДТ декларантом заявлен классификационный код 3304 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Косметические средства или средства для макияжа и средства для ухода за кожей (кроме лекарственных), включая средства против загара или для загара; средства для маникюра или педикюра: прочие: прочие»).
На этапе контроля достоверности сведений, заявленных в ДТ, с использованием системы управления рисками отрветчиком были выявлены риски недостоверного заявления сведений о наименовании, характеристиках товаров, классификационном коде, влияющих на соблюдение мер технического регулирования.
На основании заключений таможенных экспертов от 31.07.2020 № 12410001/0018205, от 24.08.2020 № 12410001/0018847, от 24.08.2020 № 12410001/0019003, которые установили, что задекларированные товары являются антисептиками для рук или санитайзерами - тип дезинфицирующего средства, Владивостокским таможенным постом (ЦЭД) Владивостокской таможни приняты решения от 19.08.2020 № РКТ-10702070-20/001315, от 21.08.2020 № 10702000-20/001320, от 25.08.2020 № РКТ-10702070-20/001334, от 28.08.2020 № РКТ-10702070-20/001349 о классификации товаров, задекларированных в спорных ДТ в подсубпозиции 3808 94 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС - «Прочие химические продукты.
19.08.2020 и 21.08.2020 по ДТ №№ 10702070/130820/0188460, 10702070/130820/0188476 соответственно таможенным органом приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в части классификационного кода товара и таможенных платежей, а также направлен запрос в адрес декларанта о предоставлении в срок до 23.08.2020 декларации о соответствии в связи с включением декларируемого товара в Перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982, а также отметки о прохождении санитарно-эпидемиологического надзора (контроля).
23.08.2020 в связи с невыполнением требования таможенного органа об изменении сведений в ДТ, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС в выпуске товара № 2, задекларированного в ДТ № 10702070/130820/0188460 и товара № 1, задекларированного в ДТ № 10702070/130820/0188476 отказано.
25.08.2020 по ДТ № 10702070/120720/0153876 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ (в части классификационного кода товара, описания, сведения по таможенным платежам), а также направлен запрос о предоставлении в срок 04.09.2020 сканированной копии коносамента о прохождении санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) либо письма Роспотребнадзора об отсутствии такой необходимости.
28.08.2020 таможенный представитель отказался от представления таможенному органу доказательств прохождения санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) со ссылкой на то, что средства косметические для ухода за кожей рук не подлежат подтверждению государственной регистрации, а соответственно неправомерно требование о представлении отметок СКК.
04.09.2020 в связи с письменным отказом общества от выполнения требования таможенного органа об изменении сведений в ДТ, а также невыполнении условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125, пункта 2 статьи 112 ТК ЕАЭС в выпуске товара, задекларированного в ДТ № 10702070/120720/0153876, отказано.
28.08.2020 по ДТ № 10702070/100720/0153020 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ (в части классификационного кода товара, описания, сведения по таможенным платежам), а также направлен запрос о предоставлении в срок 04.09.2020 сканированной копии коносамента о прохождении санитарно-эпидемиологического надзора (контроля).
02.09.2020 таможенный представитель отказался от представления таможенному органу доказательства прохождения санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) со ссылкой на то, что средства косметические для ухода за кожей рук не подлежат подтверждению государственной регистрации, а соответственно неправомерно требование о представлении отметок СКК.
07.09.2020 в связи с письменным отказом общества от выполнением требования таможенного органа об изменении сведений в ДТ, а также невыполнении условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125, пункта 2 статьи 112 ТК ЕАЭС в выпуске товара, задекларированною в ДТ№ 10702070/100720/0153020, отказано.
Не согласившись с решениями таможенного органа об отказе в выпуске товара и о классификации товаров, полагая, что они приняты с нарушением норм действующего таможенного законодательства, а также нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, проанализировав на соответствие закону оспариваемые решение, суд не установил правовых оснований для признания их незаконным в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Под запретами и ограничениями в силу пункта 10 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
По правилам части 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре и о товарах (наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров)) (подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
При подаче декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС (пункт 7 части 1 статьи 106 ТК ЕАЭС) с одновременным приложением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (пункт 4 части 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Частью 1 статьи 135 ТК ЕАЭС установлено, что условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются:
1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с Кодексом;
2) уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с Кодексом;
3) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 Кодекса;
4) соблюдение мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе иные пошлины.
Так, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.
В пункте 2 статьи 112 ТК ЕАЭС установлено, что в случае если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 ТК ЕАЭС.
Невыполнение требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 Кодекса в силу пп. 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС является одним из оснований для отказа таможенным органом в выпуске товара.
Из совокупного толкования вышеприведенных положений таможенного законодательства следует, что в случаях выявления в ходе таможенного контроля нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые после их устранения не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров.
Следовательно, неисполнение требования таможенного органа об устранении выявленных в ходе таможенного контроля нарушений законодательства о таможенном деле является в силу статьи 125 ТК ЕАЭС основанием для отказа в выпуске товаров, даже если эти нарушения не влияют на исчисление таможенных платежей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для принятия спорных решения об отказе в выпуске товаров по ДТ №№ 10702070/100720/0153020, 10702070/120720/0153876, 10702070/130820/0188460, 10702070/130820/0188476 явилось невнесение декларантом в установленный срок изменений в сведения ДТ о классификации товаров, а также непредставлении отметки о прохождении санитарно-эпидемиологического надзора (контроля).
Согласно графе 33 спорных ДТ общество классифицировало ввезенный товар в подсубпозиции 3304 99 000 0 «Прочие косметические средства или средства для макияжа и средства ухода за кожей (кроме лекарственных), включая средства против загара или для загара; средства для маникюра или педикюра» (Ставка ввозной таможенной пошлины - 6,5%, НДС - 20%, акциз не уплачивается).
Вместе с тем, таможенный орган пришел к выводу о необходимости классифицировать спорный товар в товарной подсубпозиции 3808 94 900 0 «Средства дезинфицирующие».
Статьей 106 ТК ЕАЭС определен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации. К таким сведениям подпунктом 4 пункта 1 данной статьи Кодекса отнесен код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
При этом подпунктом 6 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, отнесены также документы о характеристиках товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Статьей 19 ТК ЕАЭС определено, что Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. Согласно пункту 2 этой же статьи Кодекса международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании таможенный орган осуществляет классификацию товаров. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Выявление таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании является основанием для осуществления таможенным органом классификации товаров. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, часть 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ).
В соответствии с правилом, предусмотренным частью 7 статьи 15 Закона № 289-ФЗ, при обнаружении до выпуска товара признаков, указывающих на то, что классификация товара является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит проверку таможенных, иных документов и (или) сведений до выпуска товара в соответствии со статьей 325 Кодекса Союза и (или) назначает таможенную экспертизу в соответствии с главой 58 данного закона.
Частью 3 статьи 15 Закона № 289-ФЗ определено, что решение о классификации товара является основанием для требования или решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
В частности, ОПИ 1 установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется, в том числе с применением пункта 3 (б): смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3(а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6).
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение). Разделом III Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
Согласно названной норме ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (п. 5 Положения).
Из пункта 6 Положения следует, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В случае если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием (Правило 3а).
В соответствии с правилом 3 (б) ОПИ ТН ВЭД смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
В силу пункта 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Так при классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция (пункт 7.1 Положения № 522). Затем определяется субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам, примечаниям к субпозициям – в начале определяется однодефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной товарной позиции, затем определяется двухдефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции), затем определяется трехдефисная подсубпозиция в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) и так далее до достижения необходимого уровня классификации (пункт 7.2 Положения № 522).
Следовательно, наименования товарных позиций и примечания к разделам и группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь.
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
В связи с этим в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» разъяснено, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
В товарной позиции 3304 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются косметические средства или средства для макияжа и средства дляухода за кожей (кроме лекарственных), включая средства против загара или для загара; средства для маникюра или педикюра.
Согласно Пояснениям к единой ТН ВЭД ЕАЭС, к данной товарной позиции относятся: (1) Губная помада и другие средства для макияжа губ. (2) Тени и тушь для глаз, карандаши для подкраски бровей и другие средства для макияжа глаз. (3) Прочие косметические средства или средства для макияжа и средства для ухода за кожей (кроме лекарственных), такие как пудра для лица (включая компактную), присыпки для детей (включая порошок талька, несмешанный, неотдушенный, расфасованный для розничной продажи), прочие пудры и грим; косметические кремы, кольд-кремы, кремы для макияжа, очищающие кремы, питательные кремы для кожи (включая кремы, содержащие пчелиное желе) и тонизирующие средства для кожи или лосьоны для тела; нефтяной вазелин, расфасованный в упаковки для розничной продажи потребителю для ухода за кожей; барьерные кремы для защиты от раздражителей кожи; гели для подкожных инъекций для удаления морщин и улучшения формы губ (включая гели, содержащие гиалуроновую кислоту); составы против прыщей и угрей (кроме мыла товарной позиции 3401), которые, в первую очередь, предназначены для очищения кожи и которые не содержат больших количеств активных ингредиентов, чтобы считать их в основном терапевтическими или профилактическими средствами против угрей и прыщей; туалетный уксус, представляющий собой смесь уксуса или уксусной кислоты с ароматизированным спиртом.
В подсубпозиции 3304 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются прочие косметические средства, не поименованные в предыдущих подсубпозициях товарной позиции 3304 ТН ВЭД ЕАЭС.
Вместе с тем, таможенный орган пришел к выводу о необходимости классифицировать спорный товар в товарной подсубпозиции 3808 94 900 0 «Средства дезинфицирующие». Ставка ввозной таможенной пошлины 5%, НДС - 20%, акциз в размере 544 руб. за литр 100% этилового спирта.
В товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируется ряд продуктов (кроме продуктов, имеющих характер лекарственных средств, включая ветеринарные лекарственные средства, товарная позиция 3003 или 3004), предназначенных для уничтожения патогенных микробов, насекомых (москитов, моли, колорадских жуков, тараканов и т.д.), мхов и плесени, сорняков, грызунов, диких птиц и т.д. Сюда также включаются продукты, предназначенные для отпугивания вредителей или для дезинсекции семян.
Данные продукты включаются в товарную позицию 3808 ТН ВЭД ЕАЭС при следующих условиях:
1) Когда они расфасованы в упаковки (такие как металлические контейнеры или картонные коробки) для розничной продажи как дезинфицирующие средства, инсектициды и т.д., или в такие формы (например, форма шариков, бус, таблеток или пластин), которые не вызывают сомнения в том, что они предназначены для розничной продажи.
Продукты, расфасованные таким образом, могут представлять или не представлять собой смеси. Несмешанные продукты в основном являются продуктами определенного химического состава, которые в противном случае включались бы в группу 29, например, нафталин или 1,4-дихлорбензол.
В данную товарную позицию также включаются следующие продукты при условии, что они расфасованы для розничной продажи как дезинфицирующие средства, фунгициды и т.д.:
(а) органические поверхностно-активные вещества и препараты с активным катионом (например, четвертичные аммониевые соли), обладающие антисептическими, дезинфицирующими и бактерицидными или гербицидными свойствами;
(б) йодистый поливинилпирролидон, являющийся продуктом взаимодействия йода и поливинилпирролидона.
(2) Когда продукция имеет свойства готового препарата независимо от того, в каком виде она представлена (например, в виде жидкостей, моющих смесей или порошков). Эти препараты состоят из суспензий или дисперсий активного продукта в воде или в других жидкостях (например, дисперсии ДДТ (ISO) (клофенотан (INN), 1,1,1-трихлор-2,2-бис-(п-хлорфенилэтана) в воде) или других смесей. Растворы активных продуктов в растворителях, кроме воды, также включаются в данную товарную позицию (например, растворы экстракта растения пиретрума (кроме стандартизованного экстракта растения пиретрума) или нафтенат меди в минеральном масле).
Промежуточные препараты, требующие дальнейшего смешивания для получения готовых к употреблению инсектицидов, фунгицидов, дезинфицирующих средств и т.д., также рассматриваются здесь при условии, что они уже обладают инсектицидными, фунгицидными и т.п. свойствами.
Согласно примечанию 2 к Общим положениям Пояснений к разделу VI ТН ВЭД ЕАЭС при условии соблюдения положений примечания 1 выше товары, относящиеся к товарной позиции 3004, 3005, 3006, 3212, 3303, 3304, 3305, 3306, 3307, 3506, 3707 или 3808, поставляемые в отмеренных дозах или для розничной продажи, должны включаться в эти товарные позиции и ни в какие другие товарные позиции Номенклатуры.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС дезинфицирующие средства представляют собой вещества, которые уничтожают или необратимо дезактивируют вредные бактерии, вирусы или другие микроорганизмы обычно на неживых объектах.
Дезинфицирующие средства используются, например, в больницах для мытья стен и т.д. или для стерилизации инструментов. Также применяются они в сельском хозяйстве для дезинфекции семян и при производстве кормов для животных для контроля за нежелательными микроорганизмами.
Сюда включаются средства гигиены, бактериостатические средства и средства стерилизации.
В подсубпозиции 3808 94 900 0 классифицируются «Инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и аналогичные им, расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи или представленные в виде готовых препаратов или изделий (например, ленты, обработанные серой, Фитили и свечи, бумага липкая от мух): - прочие: - средства дезинфицирующие: - прочие».
Согласно Заключениям таможенного эксперта от 31.07.2020 № 12410001/0018205, от 24.08.2020 № 12410001/0018847, от 24.08.2020 № 12410001/0019003 рассматриваемые товары, представляют собой косметический гель для рук с антисептическим эффектом (антисептик для рук) с различными ароматами, расфасованный в упаковку малой емкости (шоубокс 25 мл), имеющий в своем составе: этиловый спирт (основной компонент), полиакриловую кислоту, изопропил миристат, глицерин, лимонен, ментол, линалоол, лилиал, терпениол, коричный альдегид, бензил бензоат, оксибиспропанол, диоктилфталат, воду. Объемная доля спирта составляет 65,0±1,0 % об.
Применение заключается в наружном нанесении на кожу рук с целью гигиенической обработки (удаления микроорганизмов, дезинфекции) кожных покровов. Остальные составляющие продукта представлены в небольших количествах.
При этом суд отмечает, что для косметических средств (косметических гелей) для ухода за кожей не характерно содержание этанола (этилового спирта) в концентрации 65%.
Суд также находит общеизвестным тот факт, что этиловый спирт сушит (обезвоживает) кожу, в связи с чем отклоняет довод представителя заявителя, озвученный в судебном заседании, о том, что спорный товар предназначен, в первую очередь, для увлажнения и уходом за кожей рук.
Таким образом, учитывая, что основным компонентом ввозимого товара является этанол (этиловый спирт) в концентрации 65%, суд приходит к выводу о том, что основанным назначением спорных средств является гигиеническая обработка и дезинфекция рук, а присутствие в их составе ухаживающих компонентов, содержащихся в небольшой концентрации, предназначено для минимизации вредного воздействия этанола (этилового спирта) на кожу рук.
По правилам статьи 22 ТК ЕАЭС Коллегией Евразийской экономической комиссии в целях обеспечения единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Комиссией принимаются решения о классификации отдельных видов товаров на основании предложений таможенных органов.
При выявлении Комиссией различной классификации товаров в принятых таможенными органами предварительных решениях о классификации товаров, в решениях или разъяснениях о классификации отдельных видов товаров, принятых (данных) таможенными органами в соответствии с пунктом 6 статьи 21 настоящего Кодекса, Комиссией принимаются решения о классификации отдельных видов товаров по собственной инициативе.
Согласно тексту предварительного решения по классификации товаров Белорусского таможенного органа, размещенному официальном сайте Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) (www.eurascommission.org) в разделе «информация из предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, принятых таможенными органами государств-членов Союза» антибактериальный гель, предназначенный для удаления бактерий на руках без воды и полотенца, состоящий из этанола (60, 9364%), воды, кабомера, ПЕГ-30 GlycerylMonococoate (0,1980%), аминометил пропанола, отдушки (0,100%), TetrasodiumEDTA (0,0051%) в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД классифицируются в товарной позиции 3808 94 900 0 ТН ВЭД.
Заявитель полагает, что поскольку процентное содержание компонентов, составляющих спорный товар, не соответствует процентному содержанию, указанному в предварительных решениях, а также поскольку в них прямо указано, что рассматриваемый товар не содержит компонентов, выполняющих функцию ухода за кожей, то данные решения неприменимы для целей классификации товаров, ввезенных ООО «Софис».
Вместе с тем, вопреки утверждению заявителя, компоненты спорного товара в том количестве, в каком они имеются, также не выполняют функцию увлажнения, а призваны минимизировать агрессивное воздействие этилового спирта на кожу рук, что следует из заключений эксперта.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что средства, подобные ввезенным Обществом с аналогичным компонентным составом, рассматриваются как дезинфицирующие средства и классифицируются в субпозиции 3808 94 ТН ВЭД ЕАЭС.
С учетом установленных по результатам анализа характеристик, суд приходит к выводу о том, что код 3808 94 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС выбран таможенным органом верно, поскольку исходя из назначения и состава товара, а также основных правил интерпретации ТН ВЭД и пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, в заявленной обществом товарной позиции спорный товар классифицирован быть не мог.
Суд учитывает, что указание кода 3304 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС в декларациях соответствия на ввозимый спорный товар не может являться основанием для классификации товара в какой-либо товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС, в силу того, что при определении кода ТН ВЭД в соответствии с п. 4 ст. 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Согласно разъяснениям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Письмо от 04.12.2008 № СП-101-32/6852), ФТС России (письмо от 12.10.2009 № 06-12/48376) код ТН ВЭД в сертификате соответствия не может являться документом, подтверждающим правильность классификации товара.
Юридическая классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в письме от 04.12.2008 № СП-101-32/6852 указало, что код ТН ВЭД в сертификате соответствия носит информационный характер и что сертификат соответствия не может рассматриваться в качестве документа для целей классификации при таможенном оформлении товара.
Оценивая ответ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) на обращение от 14.09.2020 № 02/18995-2020-31, представленный заявителем, суд приходит к выводу, что он носит лишь нормативное обоснование процедуры идентификации продукции и его оценки.
Пунктом 3 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитариых мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии таможенного союза, и (или) в порядке, установленном законодательством экономического союза.
Санитарные меры применяются в отношении лиц и транспортных средств, а также подконтрольной санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров), включенной в соответствии с актами Комиссии таможенного союза в единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (пункт статьи 57 Договора о ЕАЭС).
Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, утверждены:
Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза;
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Государственной регистрации подлежит продукция (товары), указанная в пункта 6-11 Раздела II Единого перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации, включенная в позиции ТН ВЭД ЕАЭС, впервые изготавливаемая на таможенной территории Евразийского экономического союза, а также впервые ввозимая па таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Основанием для отнесения подконтрольной продукции (товаров) к разделам II и III Единого перечня продукции (товаров) при ввозе и обращении на таможенной территории Евразийского экономического союза служат сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах, или в информационном письме изготовителя (производителя) продукции и подтверждающее указанную в разделах II и III Единого перечня продукции (товаров) область применения продукции.
Основанием для отнесения подконтрольной продукции (товаров) к разделам II и III Единого перечня продукции (товаровj при их ввозе и обращении на таможенной территории Евразийского экономического союза служат сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) v (или) коммерческих документах, или в информационном письме изготовителя (производителя) продукции и подтверждающее указанную в разделах II и III Единого перечня продукции (товаров) область применения продукции.
В раздел II Перечня продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации включены дезинфицирующие, дезинсекционные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии и репелленты средств, относящихся к средствам индивидуальной защиты дерматологическим от воздействия биологических факторов (насекомых), используемых в условиях промышленного производства).
Согласно группе 38 «Прочие химические товары» табличной части Раздела II продукция (товары) из товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС такие как инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и аналогичные им, расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи или представленные в виде готовых препаратов или изделий (например, ленты, обработанные серой, фитили и свечи, и бумага липкая от мух) - предназначенные для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей (кроме ветеринарии) подлежат государственной регистрации.
Кроме того согласно ответу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека но Приморскому края от 06.10.2020 № 12468 косметический гель для рук с антисептическим эффектом (кожаный антисептик, дезинфицирующее средство), код ТН ВЭД ЕАЭС 3808, подлежит государственной регистрации.
Следовательно, декларант обязан был исполнить требование таможенного органа о предоставлении документов, подтверждающих государственную регистрацию ввозимого товара.
С учетом изложенного, решения Владивостокской таможни о классификации товара от 28.08.2020 № РКТ-10702070/20/001349, от 25.08.2020 № РКТ- 10702070/20/001334, от 19.08.2020№ РКТ-10702070-20/00131, от 21.08.2020 № РКТ-10702070/20/001320 о классификации задекларированных в ДТ №№ 10702070/130820/0188460, 10702070/130820/0188476, 10702070/120720/0153876, 10702070/100720/0153020 товаров в товарной подсубпозиции 3808 94 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС соответствуют подпункту 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС.
Применение по отношении к спорному товару соответствующей товарной подсубпозиции 3808 94 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС ставки таможенной пошлины в размере 5% привело к доначислению таможенных платежей, и, соответственно, к возникновению у Общества в силу части 2 статьи 53, статьи 54 ТК ЕАЭС обязанности по их уплате.
Кроме того поскольку спорный товар - «гели для рук с антисептическим эффектом» содержит в своем составе этиловый спирт (основной компонент) с объемной долей (65,0 ±1,0) % об., соответственно такой товар подлежит обложению акцизом.
Пунктом 1 статьи 181 НК РФ определен перечень товаров, которые относятся к подакцизным.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 НК РФ спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением алкогольной продукции, указанной в подпункте 3 пункта 1 статьи 181 НК РФ, виноматериалов, виноградного сусла, фруктового сусла, признается подакцизным товаром.
Налоговые ставки, по которым осуществляется налогообложение подакцизных товаров определены статьей 193 ПК РФ. Спиртосодержащая продукция облагается акцизом в размере 544 руб. за литр 100% этилового спирта.
Согласно письму Ф'ГС России от 06.04.2020 № 01-1 1/19309 «О взимании и учете акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета» - товары, классифицированные кодом 3808 94 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат обложению акцизом в размере 544 руб. за литр 100% этилового спирта.
Таким образом, оспариваемые решения о классификации товара не могли нарушить права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им экономической деятельности, коль скоро реализация предусмотренной статьей 20 ТК ЕАЭС, статьи 15 Закона № 289-ФЗ процедуры классификации товара таможенным органом, поставлена в зависимость от соблюдения обществом установленных вышеназванными нормами требований.
Учитывая, что требования таможенного органа о внесении декларантом изменений в сведения в ДТ №№ 10702070/100720/0153020, 10702070/120720/0153876, 10702070/130820/0188460, 10702070/130820/0188476 о классификации товаров, подлежащих уплате таможенных платежей, а также предоставлении вышеуказанных документов в установленный таможенным органом срок обществом исполнены не были, суд приходит к выводу о том, что решения об отказе в выпуске товаров по спорным ДТ, принятые таможенным органом при наличии правовых к тому оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС, являются законными и не нарушают прав и законных интересов общества.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Отказать в признании незаконными отказа Владивостокской таможни в выпуске товара по декларациям на товары №№ 10702070/100720/0153020, 10702070/120720/0153876, 10702070/130820/0188460, 10702070/130820/0188476, решений Владивостокской таможни о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС от 28.08.2020 № РКТ-10702070/20/001349, от 25.08.2020 № РКТ- 10702070/20/001334, от 19.08.2020№ РКТ-10702070-20/00131, от 21.08.2020 № РКТ-10702070/20/001320, - проверенных на соответствие Таможенному кодексу ЕАЭС.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.