ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-16211/19 от 22.08.2019 АС Приморского края

$!90H9DF-eejaaf!

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                         Дело № А51-16211/2019

26 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена августа 2019 года .

Полный текст решения изготовлен  августа 2019 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Баланец А.В., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюДальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 16.06.2009)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Владплюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 06.11.2003)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – главный государственный инспектор межрегионального отдела государственного строительного надзора и надзора за СРО ФИО1 по доверенности от 25.12.2018 №135 сроком действия до 31.12.2019.

ответчик  явку своего представителя не обеспечил, извещен о месте и времени проведения предварительного судебного заседания  надлежаще.

установил: Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в суд с указанным заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Владплюс».

Предварительное судебное заседание проведено в отсутствие ответчика в соответствии с частью 1 статьи 136 АПК РФ.

Завершив подготовку к судебному разбирательству, суд, с учетом отсутствия возражений ответчика, с согласия  заявителя, в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В ходе рассмотрения дела заявитель свое требование поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Полагает доказанными событие и состав вмененного ООО «Владплюс»  (далее – Общество, подрядчик)  административного правонарушения. Заявитель пояснил, что указанное правонарушение выразилось в неисполнении ответчиком  в установленный срок  выданного ему предписания от 04.04.2019  № 05-25-8-63-01-1 об устранении нарушений при строительстве объекта «Строительство нового специализированного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации для обеспечения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних  угледобывающих   предприятий». Заявитель просит применить к ответчику административное взыскание в виде предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ административного штрафа.

Ответчик своего отношения к заявленному требованию не выразил.

Из материалов дела следует, что ООО «Морской порт «Суходол»,  являющимся членом саморегулируемой организации Союз строителей Саморегулируемая организация «Дальмонтажстрой» CPO-C-175-14012010, ведется строительство  объекта капитального строительства «Строительство нового специализированного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации для обеспечения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий».

Строительство объекта ведется на основании разрешений на строительство: выданного 04.12.2015 отделом архитектуры, капитального строительства и ремонта администрации Шкотовского муниципального района № 25-1022500577175-99-2015 со сроком действия до 04.12.202; выданного 05.02.2016 Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот)  № 25-RU25521000-BB-39/2-2016 со сроком действия до 31.01.2024; выданного 15.02.2019 Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) № 25-RU25521000-BB-39/4-2019 от 15.02.2019 со сроком  действия до 31.05.2021.

Проектная документация на объект капитального строительства «Строительство нового специализированного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий» шифр 622-213-00 от 2014 года выполнена ООО «Морстройтехнология» г. Санкт-Петербург.

Положительное заключение государственной экспертизы проектной документацией инженерных изысканий «Угольный морской терминал грузооборотом 20 млн.тонн/год в районе м. Открытый - «Порт «Вера» № 1542-15/ГГЭ-9892/04 от 16.11.2015 выдано ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, утверждено Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.08.2015 № 679.

На основании  распоряжений и.о. руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от 15.02.2019 № Р-А71-134, и.о. руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от 26.02.2019 № Р-А71-168, в период с 29.03.2019 по 04.04.2019 на объекте капитального строительства  Дальневосточным управлением Ростехнадзора (далее – Управление Ростехнадзора, Ростехнадзор, Управление, надзорный орган, административный орган) была проведена выездная проверка в отношении застройщика объекта капитального строительства - ООО «Морской порт «Суходол».

В ходе проверки выявлено, что приказом ООО «Морской порт «Суходол» от 14.11.2018 № 11-4 ответственным представителем заказчика по вопросам надзора за строительством назначен начальник отдела по надзору за строительством ФИО2 и ведущий инженер ФИО3 отдела по надзору за строительством.

На основании договора генерального подряда от 06.11.2018 № 13/2018/СБО с ООО «Морской порт «Суходол», лицом осуществляющим строительство, являющимся генеральным подрядчиком, выступает ООО «СДС-Строй».

Приказом ООО «СДС-Строй» от 15.11.2018 № 164.1 представителем лица, осуществляющего строительство по вопросам строительного контроля назначен заместитель генерального директора ФИО4, идентификационный номер в национальном реестре специалистов в области строительства С-42-164370 от 10.08.2018.

На основании Договора подряда от 06.11.2018  № 14/2018/П с ООО «Морской порт «Суходол», лицом осуществляющим строительство (подрядчиком) на объекте капитального строительства, АО «Трест Гидромонтаж», являющееся членом саморегулируемой организации Союз - «Саморегулируемая организация - Межрегиональное отраслевое объединение работодателей «Объединение организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и снос энергетических объектов, сетей и подстанций «ЭНЕРГОСТРОЙ» СРО-С-060-05112009, имеющее право на выполнение работ в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.

Приказом АО «Трест Гидромонтаж» от 25.01.2019 № 25/19-ТГМ представителем лица, осуществляющего строительство по вопросам строительного контроля, назначен директор ОП «Дирекция по строительству морского порта «Суходол» ФИО5, идентификационный номер в национальном реестре специалистов в области строительства С-77-043844 от 19.07.2017.

Лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), на основании заключенного с ООО «Морской порт «Суходол» договора подряда от 06.11.2018 № 13/2018/П на выполнение работ по строительству ПС 220 кВ «Суходол», является АО «ТЭК Мосэнерго» - член Саморегулируемой организации Ассоциация «Объединение организаций, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов атомной, отрасли «СОЮЗАТОМСТРОИ», имеющее право на выполнение работ в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.

Приказом АО «ТЭК Мосэнерго» от 17.01.2019 № 2 за осуществлением строительного контроля назначен директор дирекции по строительству ФИО6, идентификационный номер в национальном реестре специалистов в области строительства С-50-022935 от 05.07.2017.

Лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком) по объекту капитального строительства, на основании заключенных с ООО «Морской порт «Суходол» договоров № 21 от 10.10.2018, № 24 от 28.11.2018, № 19 от 10.10.2018, № 16 от 06.08.2018, № 17 от 06.09.2018, № 18 от 07.09.2018, № 20 от 05.11.2018, № 22 от 09.11.2018, № 24 от 28.11.2018, является с ОАО «Комплекс» - член саморегулируемой организации «Ассоциация Саморегулируемая организация «Альянс строителей Приморья» СРО-С-134-22122009, имеющее право на выполнение работ в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.

Приказом АО «Комплекс» от 28.08.2018 № 102 ответственным за строительный контроль назначена руководитель СКК ФИО7, идентификационный номер в национальном реестре специалистов в области строительства С-25-004235 от 07.06.2017.        

Лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), на основании заключенного с ООО «Морской порт «Суходол» договора подряда от 12.11.2018 № 03/2018/П на выполнение работ «Строительство кабельно-воздушной линии электропередач 6 кВ с установкой двух комплексных трансформаторных подстанций», является ООО «Владплюс» - член Ассоциации Саморегулируемой организация «Альянс строителей Приморья», которой право на выполнение работ в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, которому не предоставлено.

Приказом ООО «Владплюс» от 15.11.2018 № 6 ответственным за строительный контроль назначен главный инженер ФИО8, идентификационный номер в национальном реестре специалистов в области строительства С-50-105796 от 04.10.2017.

Лицом, осуществляющим авторский надзор в целях обеспечения соответствия проектных решений по объекту капитального строительства, на основании договора с ООО «Морской порт «Суходол»» № 1213 от 07.09.2018, является ООО «МОРСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ТЕХНОЛОГИИ» - член саморегулируемой организации Ассоциация «Проектные организации Северо-Запада», имеет право на выполнение работ в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов cгроительства.

По итогам проверки Управление Ростехнадзора пришло к выводу о том, что ООО «ВладПлюс», при строительстве объекта капитального строительства не соблюдаются минимальные требования к членам саморегулируемых организации, выполняющим строительство особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, дифференцированные с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов, установленных разделом V Минимальных требований к членам саморегулируемых организаций, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 559, поскольку у Общества отсутствует право выполнять работы в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, к которым согласно части 5.1 статьи 6, статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) относится объект капитального строительства – «Новый специализированный порт на Дальневосточном побережье Российской Федерации для обеспечения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних  угледобывающих   предприятий» и  входящий в его состав объект  «кабельно-воздушная линия электропередач 6 кВ».

Результаты проверки зафиксированы Ростехнадзором в акте проверки был составлен акт № 05-25-18-63-01 от 04.04.2019 и послужили основанием для выдачи ООО «ВладПлюс», как лицу,  осуществляющему строительство    (подрядчику) предписания об устранении нарушений  от 04.04.2019  № 05-25-18-63-01-1, в соответствии с которым  на указанное лицо возложена обязанность совершить в срок до 04.06.2019 следующие действия согласно пунктам предписания:

- вести раздел 5 «Сведения о строительном контроле лица, осуществляющего строительство, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» общего журнала работ (пункт 1);

- представить в Дальневосточное управление Ростехнадзора допуск Саморегулируемой организации «Альянс строителей Приморья» к выполнению  работ в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (пункт 2).

На основании распоряжения и.о. руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от 21.05.2019 № Р-А71-401 в период с 04.06.2019 по 10.06.2019 на объекте капитального строительства была проведена выездная проверка исполнения  ООО «Владплюс» предписания об устранении нарушений от 04.04.2019 № 05-25-18-63-01-1.

По результатам проведенной проверки Управление Ростехнадзора установлено, что указанное предписание не исполнено Обществом в части установленного в пункте 2 требования, поскольку предоставленное  27.05.2019 подрядчиком извещение об устранении нарушений при строительстве от 20.05.2019 № 2 и приложенная к нему выписка из реестра членов саморегулируемой организации Саморегулируемая организация Союз проектных организаций «ПроЭк», с информацией о наличии у ООО «Владплюс» права осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства,  сведений о наличии права на осуществление строительства по договору строительного подряда в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства не содержали.

Как установлено  Управлением в ходе проверки,  в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре членов Ассоциации Саморегулируемая организация «Альянс строителей Приморья», право выполнять работы в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства у ООО «Владплюс» отсутствовало.

Результаты проверки отражены надзорным органом в акте проверки  от 10.06.2019 № 05-25-18-63-03 и послужили  выводу  Управления о наличии в действиях ООО «Владплюс» признаков совершения административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

В связи с этим 12.06.2019 Управление Ротехнадзора составило в отношении ООО «Владплюс» протокол об административном правонарушении № 05Пр05/05-25-18-63-03-01.

Заявление, протокол об административном правонарушении и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ  направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд находит требование инспекции обоснованным и удовлетворяет его в силу следующего.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективная сторона правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Из пункта 16 этой же статьи следует, что застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективная сторона правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектом данного правонарушения являются лица, на которых возложены соответствующие публично-правовые обязанности в сфере капитального строительства и реконструкции.

Согласно статье 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся, в том числе  гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений; линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов; опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

По правилам части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»  (далее – Закон № 315-ФЗ).

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (статья 2 Закона № 315-ФЗ).

 Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации (статья 4 Закона № 315-ФЗ).

По смыслу и содержанию пункта  1 статьи  5 Закона № 315-ФЗ членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным, то есть вступление и выход из состава организации является добровольным.

В соответствии с подпунктами 2,  2.1 статьи  1 Закона № 315-ФЗ особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей (часть 2.1 статьи 52 ГрК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации (часть 6 статьи 55.6 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 55.3 ГрК РФ допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:

- саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

- саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

- саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 55.6 ГрК РФ, для приема в члены саморегулируемой организации юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию документы, подтверждающие соответствие юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 8 статьи 55.5 ГрК РФ минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются: требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников -среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование; требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.

Минимальные квалификационные требования к членам саморегулируемой организации установлены частью 6 статьи 55.5 Кодекса, а для лиц, выполняющих работы на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах - частью 8 статьи 55.5 Кодекса и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» (далее – Минимальные требования № 559).

В  разделе 4 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 559 определены  минимальные требования членам саморегулируемой организации, выполняющим работы на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, за исключением объектов использования атомной энергии.

В соответствии с частью 7 статьи 55.5-1 ГрК РФ приказом Минстроя России от 06.04.2017 № 688/пр утвержден порядок ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры.

В силу изложенных норм права, производство работ по строительству опасных и технически сложных объектов может производиться  только при наличии у лица, осуществляющего строительство статуса члена саморегулируемой организации, подтвержденного выданным ему свидетельством  с определенным им видом деятельности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется, в том числе, при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 54 ГрК РФ).

В соответствии с «Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.07.2004 № 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному строительному надзору.

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ № 54 от 01.02.2006 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные органы исполнительной власти.

Согласно пункту 4 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129, проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным (уполномоченными) на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (лица, исполняющего его обязанности, или лица, которое вправе издать такой приказ (распоряжение) в соответствии с его полномочиями и распределением обязанностей) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор, составленного по образцу, приведенному в Приложении № 1 к указанному Порядку.

В соответствии с пунктом 14 указанного Порядка по результатам проведенной проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора составляет акт проверки, являющийся в случае выявления нарушений основанием для выдачи застройщику, техническому заказчику, лицу, осуществляющему строительство предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.

Таким образом, проверка проведена уполномоченными должностными лицами Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, что Обществом по существу не оспаривается.

Из материалов административного дела следует, что Управлением Ростехнадзора в ходе проводимого им надзора в отношении строящегося объекта - нового специализированного порта на Дальневосточном побережье Российской Федерации для обеспечения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних  угледобывающих предприятий, выявлено  отсутствие у  Ассоциации Саморегулируемой организация «Альянс строителей Приморья», членом которой является ООО «ВладПлюс», права на выполнение работ в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.

Следовательно, такое право отсутствовало и у самого ООО «ВладПлюс», являющегося подрядчиком при выполнении строительных работ при строительство кабельно-воздушной линии электропередач 6 кВ с установкой двух комплексных трансформаторных подстанций на основании заключенного с ООО «Морской порт «Суходол» договора подряда от 12.11.2018 № 03/2018/П.

В связи с этим, условия положений части 2 статьи 52, части 6 статьи 55.6 ГрК РФ при строительстве указанного объекта нельзя признать соблюденными ООО «ВладПлюс».

Кроме того, отсутствие права на осуществление строительных работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах само по себе свидетельствует о несоответствии Минимальным требованиям № 559 ООО «ВладПлюс», как подрядчика при проведении таких работ.

Представленная Обществом надзорному органу выписка из Реестра членов саморегулируемой организации от 29.04.2019 № 3179 подтверждала лишь право ООО «ВладПлюс» на осуществление работ по подготовке проектной документации, но не строительных работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.

Указанное нарушение в соответствии с выданным ООО «ВладПлюс» предписанием от 04.04.2019 № 05-25-18-63-01-1 ему надлежало устранить до 04.06.2019, однако, до этого срока ответчик известил надзорный орган лишь о получении права на подготовку проектной документации на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, что прямо из выписки из Реестра членов саморегулируемой организации от 29.04.2019 № 3179 не следует.

Таким образом, поскольку право на проведение строительных работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах у ООО «ВладПлюс», как члена саморегулируемой организации отсутствовало, вывод Управления Ростехнадзора о несоответствии ответчика Минимальным требованиям № 559 является обоснованным.

Поскольку требование пункта 2 предписания от 04.04.2019 № 05-25-18-63-01-1 не было исполнено ООО «Владплюс», суд признает подтвержденным наличие события квалифицируемого в соответствии с частью 6 статьи 19.5 ГрК РФ административного правонарушения в совершенном ответчиком деянии.

Нарушение ответчиком предусмотренных законодательством требований, а также факт неисполнения предписания инспекции в установленный срок, выявлены в ходе проверки, проведенной с соблюдением требований Федерального закона от  26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, предусмотренных статьей 54 ГрК РФ.

В материалы дела ООО «Владплюс»  не представлено доказательств отсутствия объективной возможности исполнения пункта 2 предписания от 04.04.2019 № 05-25-18-63-01-1, неисполнение которого ему вменяется.

Доказательств несоответствия указанного предписания критерию исполнимости ответчик в материалы дела также не представил.

Учитывая изложенное, суд не установил каких-либо обстоятельств, препятствовавших Обществу своевременно исполнить выданное ему предписание, тем более, что к строительным работам ответчик не мог приступить при отсутствии у него соответствующего допуска.

В связи с этим суд приходит к выводу о наличии в его действиях вины, определяемой по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Таким образом, собранными по делу об административном правонарушении доказательствами подтверждены изложенные в протоколе об административном правонарушении факты нарушения ответчиком норм и правил, за которые предусмотрена административная ответственность, а также состав административного  правонарушения, квалифицируемого согласно части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в действиях подрядчика по невыполнению в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять контрольно-надзорные функции.

Суд проверил соблюдение административным органом порядка составления процессуальных документов и не установил каких-либо нарушений, влекущих отказ в привлечении учреждения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Признаков малозначительности вмененного ответчику правонарушения судом в ходе рассмотрения дела не установлено. При этом суд с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ   и данных в  18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснений, принимает во внимание, что выявленное надзорным органом в ходе проверки нарушение объективно не являются формальным, поскольку по правилам статьи 53 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства должно обеспечить контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ. Следовательно, отсутствие допуска к проведению строительных работ, принимая во внимание характер строящегося ООО «Владплюс» объекта,  свидетельствует об отсутствии гарантий безопасности такого объекта ввиду отсутствия у подрядчика надлежащего подтверждения его профессиональных навыком и наличия у него необходимых для этого ресурсов.

Доказательств исключительного характера допущенных Обществом нарушений в материалы дела не представлено.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Совершение юридическим лицом правонарушения предусмотренного  частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50000 до 100000 рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих вину ответчика в совершении административного правонарушения, суд не выявил.

В то же время, сведения о привлечении ООО «Владплюс» к административной ответственности за совершение однородных правонарушений инспекция в материалы дела не представила. Такой информаций суд также не располагает.

Принимая во внимание названные обстоятельства, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, учитывая совершение ООО «Владплюс» административного правонарушения впервые, суд считает возможным наложить на правонарушителя административное взыскание в пределах санкции, установленной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в минимальном  размере 50000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Владплюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 06.11.2003, местонахождение 690091 <...>, эт. 1, офис 1)к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50000 руб. (Пятьдесят тысяч рублей).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу.

Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, организацию федеральной почтовой связи по следующим реквизитам: расчетный счет № <***>, Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001, получатель платежа: УФК по Приморскому краю (Дальневосточное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), ИНН <***>, КПП 272101001, ОКТМО 08701000, КБК 49811601000016000140, УИН 498272119072511863032, назначение платежа - административный штраф по делу № А51-16211/2019.

Документ об уплате административного штрафа должен быть направлен лицом, привлеченным к административной ответственности, в арбитражный суд Приморского края.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесятидневного срока, решение в течение десяти суток направить на принудительное исполнение.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                          Нестеренко Л.П.