АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-16217/2019
18 марта 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена марта 2020 года .
Полный текст решения изготовлен марта 2020 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соловьевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЗеленХоз" (ИНН 0173481 , ОГРН 2540006149 , дата регистрации 28.07.2011)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 6097608 , ОГРН 2501280602 , дата регистрации 04.08.2000)
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края, Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока», ФИО1
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО2 (доверенность от 27.01.2020 № 27/01/20-Т);
от ответчика – главный специалист 1 разряда правового управления ФИО3 (доверенность от 17.12.2019 № 28/5-10009);
от АО «КРДВ» - главный специалист отдела по правовому сопровождению общехозяйственной деятельности общества и по работе с резидентами юридического департамента ФИО4 (доверенность от 31.12.2019 № 9/2020).
установил: Общество с ограниченной ответственностью "ЗеленХоз" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения и не направлении принятого решения в адрес ООО «ЗеленХоз», по заявлениям (исх.№ 61 от 22.03.2019 года, входящий № 7734/20у от 17.05.2019 года) о принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка; об обязании принять решение по заявлениям (исх.№ 61 от 22.03.2019 года, входящий № 7734/20у от 17.05.2019 года) о принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В ходе рассмотрения дела ООО «ЗеленХоз» заявило ходатайство об уточнении предмета спора. Согласно заявленному уточнению заявитель просит признать незаконным отказ Управления муниципальной собственности г. Владивостока от 10.07.2019 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 956 кв.м, в районе ул. Капитана Шефнера, д. 23 в г. Владивостоке.
Свое ходатайство Общество также обосновало принятием изложенного в письме УМС г. Владивостока от 10.07.2019 № 1730,7731,7734 решения по результатам рассмотрения трех заявлений Общества о предварительном согласовании предоставления земельных участков, в том числе не относящихся к предмету рассматриваемого спора и приведенному в рассматриваемом заявлении обоснованию заявленного требования.
Ответчик и третье лицо своих возражений по отношению к заявленному ходатайству не выразили.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное уточнение принял.
При рассмотрении дела заявитель уточненное требование поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Заявитель полагает, что у УМС г. Владивостока не имелось законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления Обществу на праве аренды земельного участка площадью 956 кв.м, местоположение г. Владивосток, в районе ул. Капитана Шефнера, д. 23 и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Заявитель указал, что испрашиваемый им земельный участок необходим для осуществления деятельности Общества в качестве резидента свободного порта Владивосток (далее - резидент СПВ) в соответствии с заключенным с АО «КРДВ» соглашением об осуществлении такой деятельности от 19.12 2016 № СПВ-113/16, с учетом дополнительного соглашения к нему от 28.01.2019 № 4, для организации проезда к планируемым в рамках инвестиционного проекта «Строительство современного многоквартирного жилого дома по ул. Капитана Шефнера, 23 в г. Владивостоке» к строительству многоквартирных домов.
Заявитель полагает, что при обращении в Управление с заявлением о предварительном согласовании предоставлении спорного земельного участка предоставил все необходимые для этого документы в рамках реализации положений подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.15 ЗК РФ.
Заявитель счел необоснованными приведенные в письме УМС от 10.07.2019 № 1730,7731,7734 доводы в рассматриваемой части относительно нахождения испрашиваемого земельного участка в границах территории с особым режимом, а именно зоны охраны объектов культурного наследия ввиду отсутствия, по утверждению Общества, в генеральном плане Владивостокского городского округа (далее – генплан ВГО) соответствующих сведений и документального подтверждения утверждения в установленном порядке проекта объединённой зоны охраны объектов культурного наследия, а также образования земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Ответчик с заявленным требованием не согласился, поддержал изложенные в письменном отзыве доводы. Полагает изложенное в письме УМС от 10.07.2019 № 1730,7731,7734 решение, в части земельного участка площадью 956 кв.м, в районе ул. Капитана Шефнера, д. 23 в г. Владивостоке, законным и обоснованным.
Ответчик полагает, что расположение испрашиваемого ООО «ЗеленХоз» земельного участка в зоне охраны памятников исторического центра города Владивостока, а именно в объединенной зоне охраны объекта культурного наследия - «достопримечательное место «Экипажная слобода», препятствует предварительному согласованию предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка для заявленной им цели, не соответствующей инвестиционному проекту.
Управление указало, что сведения о границах данной зоны имеются в утвержденное схеме временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока, режим использования которых до разработки зон охраны памятников г. Владивостока в полном объеме запрещает не только строительство капитальных объектов на земельных участках в границах этих зон, но и ограничивает использование таких земельных участков.
АО «КРДВ» в ходе рассмотрения дела поддержало требование заявителя, изложив доводы по тексту письменного отзыва. Подтвердив статус ООО «ЗеленХоз» в качестве резидента СПВ, корпорация полагает изложенный в указанном письме Управления отказ незаконным.
Третье лицо по существу поддержало позицию заявителя, полагая также, что в отсутствие доказательств расположения данного участка в границах территории объектов культурного наследия, препятствия для осуществления резидентом СПВ на испрашиваемом им земельном участке деятельности, определенной названным инвестиционным проектом, отсутствуют.
При исследовании представленных в материалы дела доказательств суд установил, что ООО «ЗеленХоз» является резидентом СПВ на основании заключенного 19.12.2016 соглашения № СПВ-113/16 об осуществлении деятельности резидента СПВ (далее - Соглашение).
19.12.2016 ООО «ЗеленХоз» внесено в реестр резидентов СПВ и ему выдано свидетельство № 25000000113.
Согласно пункту 1.1 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 28.01.2019 № 4 резидент принял на себя обязательства по реализации двух инвестиционных проектов:
- по первому инвестиционному проекту «строительство многоквартирного жилого дома в г. Владивостоке» в период с 2016 по 2019 года. Общий объем инвестиций составляет 403 348 145 руб., в т.ч. капитальных вложений - 7 350 000 руб.;
- по второму инвестиционному проекту «Строительство современного многоквартирного жилого дома по ул. Шефнера, 23 в г. Владивостоке» в период с 2017 по 2023 года. Общий объем инвестиций составляет 433 385 410 руб., в т.ч. капитальных вложений -5 170 450 руб.
Пунктом 1.4. Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 28.01.2019 № 4 предусмотрено, что резидент осуществляет деятельность, указанную в пункте 1.3 соглашения, на территории Владивостокского городского округа, в том числе в рамках инвестиционного проекта № 2 на земельном участке, расположенном в районе ул. Капитана Шефнера, 23 площадью 958 кв.м, в кадастровом квартале 25:28:010019, который подлежит образованию в соответствии со схемами, указанными в бизнес-плане в Приложение № 4 к Соглашению (подпункт 1.4.2.2 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 28.01.2019 № 4).
ООО «ЗеленХоз» в порядке подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.15 ЗК РФ обратилось в УМС г. Владивостока с заявлением от 22.03.2019 № 61 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий и предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 956 кв.м, местоположение: <...>.
17.05.2019 Общество повторно направило в УМС г. Владивостока аналогичное заявление от 17.05.2019 № 144.
Письмом от 10.07.2019 № 1730,7731,7734 Управление сообщило Обществу об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого заявителем, в том числе земельного участка, расположенного в районе ул. Капитана Шефнера, 23 площадью 958 кв.м, и об отказе в утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории.
С указанным решением ООО «ЗеленХоз» не согласилось, сочтя его незаконным, оспорило в арбитражном суде.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, суд не установил правовых основания для удовлетворения заявленного требования мо следующим мотивам
В соответствии со статьей 198 АПК РФ решения и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, могут быть обжалованы в арбитражном суде, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой V.I ЗК РФ.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.
По общему, закрепленному в статье 39.6 ЗК РФ, правилу земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется заинтересованному лицу в аренду на основании договора, заключаемого на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов договоры аренды указанных земельных участков заключаются в случаях, перечисленных в пункте 2 данной статьи Кодекса. К таким случаям в числе прочих подпунктом 33 указанной нормы отнесено предоставление земельного участка в аренду резиденту Свободного порта Владивосток на территории порта Владивосток.
Отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее - Закон № 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 2 названного закона установлено, что под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского края, в том числе Владивостокского городского округа (пункт 1 статьи 4 Закона № 212-ФЗ).
На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством РФ предпринимательской деятельности. Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток определяются Правительством Российской Федерации (части 1, 4 статьи 6 Закона № 212-ФЗ).
Главой 3 Закона № 212-ФЗ определено правовое положение резидентов свободного порта Владивосток.
Согласно части 1 статьи 10 Закона № 212-ФЗ под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
Согласно пункту 18 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с резидентом свободного порта Владивосток на срок реализации соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток».
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости».
Пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрен перечень прилагаемых к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка документов, в числе которых поименованы, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в силу положений статьи 39.14 ЗК РФ является предварительным этапом для последующего формирования земельного участка, индивидуализации его как объекта права и решения вопроса о его правовой судьбе, в том числе с последующим принятием уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в аренду и заключением соответствующего договора (подпункты 1, 3, 7 пункта 1 данной статьи).
В силу положений пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, является одним из этапов образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории, и ее подготовка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункты 1 и 4).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В числе указанных оснований в подпункте 1 указанного пункта статьи кодекса указан случай, в том числе, когда схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ также содержит указание на случай, когда земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным подпункте 14.1 статьи 39.16, а именно в связи с расположением спрашиваемого земельного участка полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Помимо указанных в перечисленных нормах оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка Действовавшим на дату принятия УМС г. Владивостока оспариваемого решения Законом Приморского края от 03.06.2015 № 638-КЗ «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности» в статье 3 определено, что Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, а также при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 - 10 статьи 2 настоящего Закона.
В частности, в пункте 2 статьи 2 указанного закона в качестве одного из указанных оснований определено наличие на земельном участке обременений (ограничений), предусмотренных действующим законодательством и (или) не позволяющих его использовать в соответствии с целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
По смыслу перечисленных норм предварительное согласование уполномоченным органом исполнительной власти предоставления земельного участка, в том числе из земель муниципальной собственности, является одним из этапов, предшествующих заключению договора, в том числе аренды земельного участка, включая случаи заключения таких договоров без проведения торгов, в том числе по правилам подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
В силу приведенных норм права, с учетом предусмотренных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является необходимой стадией, предваряющей принятие названного решения.
Таким образом, отсутствие правовых оснований для утверждения схемы расположения испрашиваемого заинтересованным лицом земельного участка на кадастровой территории исключает принципиальную возможность принятия предусмотренного статье 39.15 ЗК РФ решения о предварительном согласовании уполномоченным органом исполнительной власти предоставления земельного участка.
Выявление наличие оснований либо отсутствие оснований для принятия указанного решения возможно в силу пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ на этапе проверки поступившего от заинтересованного лица заявления и необходимого пакета документов.
Рассматриваемые обстоятельства спора суд оценивает с учетом статуса заявителя, как резидента СПВ.
Так, ООО «ЗеленХоз» просило уполномоченный орган предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 956 кв.м, местоположение: <...>, который предстояло образовать для целей организации проезда.
Согласно заключенному с АО «КРДВ» соглашению от 19.12 2016 № СПВ-113/16об осуществлении деятельности резидента СПВ, с учетом дополнительного соглашения к нему от 28.01.2019 № 4, Общество планировало осуществлять свою деятельность в рамках Инвестиционного проекта № 2 «Строительство современного жилого комплекса в районе ул. Шефнера, 23 на территории г. Владивостока» в границах земельных участков по адресу: <...>.
Так, согласно Инвестиционному проекту для его реализации резидент СПВ планирует задействовать три земельных участка на территории г. Владивостока, а именно: земельный участок с кадастровым номером 25:28:0110019:377 для строительства современного многоквартирного жилого дома, и земельные участки, образуемые в границах одного кадастрового квартала 25:28:0110019:площадью 958 кв.м. и 286 кв.м. для организации подъездных путей на территорию жилого комплекса и устройства открытой парковки.
По смыслу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и части 2 статьи 10 Закона № 212-ФЗ Общество может осуществлять свою деятельность в статусе резидента СПВ только в соответствии с названным соглашением в рамках перечисленных заявки и бизнес плана.
Следовательно, использование земельного участка в иных целях, не определенных указанными документами, не будет соответствовать определенным подпунктом 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ задачам предоставления резидентам СПВ права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Поскольку заявитель инициировал предусмотренную подпунктом 33 пункта 2 статьи 39. 6 ЗК РФ процедуру, то его заявление могло быть ограничено только деятельностью, определенной указанным соглашением.
Таким образом, оценка оспариваемых решений производится судом с учетом инициирования заявителем вопроса по образованию земельного участка для строительства жилого дома.
Так, в обоснование изложенного в письме от 10.07.2019 № 1730,7731,7734 отказа о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 956 кв.м, УМС г. Владивостока указало на расположение испрашиваемого земельного участка в объединенной зоне охраны объекта культурного наследия - «достопримечательное место «Экипажная слобода».
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Из части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесены, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункты 1 и 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Как следует из представленного в материалы дела ответчиком фрагмента карты градостроительного зонирования земельный участок расположен в территориальной зоне Т-4 (Зона улично-дорожной сети), для которой утвержденными Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462 Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее – ПЗЗ), в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков этой зоны предусмотрено, в том числе размещения автомобильных дорог и технически связанных с ними сооружений и оборудование земельных участков для стоянок автомобильного транспорта.
В то же время, ПЗЗ установлены ограничения использования земельных участков данной зоны, которые включают, в том числе:
- использование земельных участков в границах территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности осуществлять с соблюдением режима, установленного в границах территорий таких зон уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия;
- использование земельных участков в границах территории объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществлять с соблюдением режима, установленного постановлением Губернатора Приморского края от 02.02.1998 № 34 «Об утверждении схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока», иными нормативными правовыми актами уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия.
Расположение всего испрашиваемого Обществом земельного участка в границах территории объектов культурного наследия подтверждено сведениями фрагмента карты градостроительного зонирования ВГО по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Капитана Шефнера, д. 23.
Согласно сведениям из предоставленного в материалы письма Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 27.09.2019 № 27/1-4-3302 испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 956 кв.м., расположенный по адресу: <...> находится в объединенной зоне охраны объекта культурного наследия, на основании постановления Губернатора Приморского края от 02.02.1998 № 34 «Об утверждении схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока».
Названным постановлением в целях государственной охраны памятников Приморского края, а также обеспечения оптимальных условий сохранности и восприятия архитектурного облика памятников и исторического центра г. Владивостока, внесенного в списки исторических городов Российской Федерации, были утверждены схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Применительно к основаниям и порядку подготовки документации по планировке территории пунктом 10 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что такая подготовка осуществляется на основании документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в настоящей статье.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, отнесены к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, вносимым в кадастр недвижимости.
Этим же законом предусмотрено, что сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий входят в состав ЕГРН (часть 4 статьи 5, пункт 3 части 2 статьи 7).
Проект планировки территории должен разрабатываться в полном соответствии с нормами правил землепользования и застройки и генерального плана муниципального образования. При этом по смыслу утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462 ПЗЗ предполагается, что правила землепользования и застройки соответствуют генеральному плану, как основному документу территориального планирования городского округа или городского поселения.
Статьей 2 ПЗЗ № 462 в пункте 2 определено, что осуществление деятельности на земельных участках, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории может быть ограничено в целях защиты жизни и здоровья населения и окружающей среды от вредного воздействия промышленных объектов, объектов транспорта и других объектов, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, а также в целях обеспечения безопасной эксплуатации объектов связи, электроэнергетики, трубопроводов и защиты иных охраняемых объектов, сохранения объектов культурного наследия и их территорий, предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на особо охраняемые природные территории, водные объекты, объекты растительного и животного мира и в иных случаях, установленных федеральными законами. Границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон. Землепользование и застройка в границах зон с особыми условиями использования территорий осуществляются: с соблюдением запретов и ограничений, установленных действующим законодательством Российской Федерации, нормами и правилами для зон с особыми условиями использования территорий; с соблюдением требований градостроительных регламентов, установленных Правилами.
При этом несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий является одним из оснований для рассмотрения вопроса о внесении изменений в ПЗЗ (подпункт 3 пункта 3 статьи 5 ПЗЗ № 462), что входит в компетенцию органа местного самоуправления Владивостокского городского округа.
Сведения о границах зон с особыми условиями использования территории, в том числе в границах испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 956 кв.м., с установлением предусмотренные статьей 56 ЗК РФ (подпункт 1 пункта 2) ограничений, учтены в градостроительном плане ВГО, что подтверждают сведения градостроительного зонирования ВГО.
В силу части 2 статьи 104 Земельного кодекса РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Установленные Градостроительным регламентам для территориальной зоны Т 4 ограничения по использованию земель в ее границах в силу установленных обстоятельств налагают на ООО «ЗеленХоз» обязанность по соблюдению установленных ПЗЗ и названным постановлением Губернатора Приморского края от 02.02.1998 № 34 ограничений и требований по использованию земель объединенной зоны охраны объекта культурного наследия, вне зависимости от отсутствия таких сведений о границах такой зоны в Генеральном плане ВГО, либо в ЕГРН.
В соответствии с утвержденными постановлением Губернатора Приморского края от 02.02.1998 № 34 Режимы использования временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока в охранных зонах памятников (групповые или отдельные объекты) запрещается без согласования с уполномоченным органом по охране и использованию памятников истории и культуры Приморского края проведение, в том числе земляных работ, новому строительству зданий, автодорог, инженерных сооружений.
Кроме того, согласно приведенному в обоснование оспариваемого решения доводу Управления земельный участок площадью 956 кв.м полностью расположен в границах территории объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Экипажная слобода».
Согласно части 2 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) применительно к территории достопримечательного места градостроительный регламент устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом требований подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 1 указанной статьи закона установлено, что на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.
Частью 3 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ определено, что требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются, в том числе органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места регионального значения (подпункт 2).
Решение о включении объекта культурного наследия в реестр принимается, в том числе региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления - объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (пункт 2 части 7 статьи 18 Закона № 73-ФЗ).
Приказом Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края от 05.02.2019 № 20 «Достопримечательное место «Экипажная слобода», начало XX в. (расположен по адресу (местонахождение объекта): Приморский край, г. Владивосток, южный склон горы Буссе между ее южным и юго-восточным отрогами, между улицами Светланской, ФИО5, ФИО6) включен, как объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия Приморского края, и в отношении территории этого объекта утверждены в приложении к указанному приказу границы территории выявленного объекта культурного наследия.
Спорный земельный участок площадью 596 кв.м Общество только планирует образовать, что исключает наличие в ЕГРН сведений о его расположении в зонах с особыми условиями использования земель, при этом отсутствие в ЕГРН и Градостроительном плане соответствующих сведений о границах территориальной зоны конкретного объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Экипажная слобода», начало XX в.» само по себе не исключает соблюдение требований и ограничений по использованию его территории по правилам Закона № 73-ФЗ, что определяет необходимость согласования проведения на испрашиваемом ООО «ЗеленХоз» земельном участке работ по устройству подъездов с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Ограничения по использованию территорий объектов культурного наследия устанавливается в силу положений Закона № 73-ФЗ по согласованию с органом исполнительной власти муниципального образования, в границах которого такой объект находится, и необходимы для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения таких объектов, обеспечения их сохранности.
Частью 3 статьи 36 Закона № 73-ФЗ в качестве одной из мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия предусмотрено, что строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В силу перечисленных норм права проводимые в границах объекта культурного наследия (достопримечательного места), работы должны быть связаны с сохранением памятников и ансамблей, находящихся в границах территории такого объекта, а также направлены на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, в целях воссоздания утраченной градостроительной среды.
Работы по организации подъездных путей к объекту недвижимости и устройство открытой парковки очевидно связаны с проведением земляных работ, поэтому такие работы, по правилам части 3 статьи 36 Закона № 73-ФЗ и постановления Губернатора Приморского края от 02.02.1998 № 34 с органом охраны объектов культурного наследия. При этом такие работы не связаны определенной частью 3 статьи 36 Закона № 73-ФЗ целью.
Документального подтверждения соблюдения указанных условий, а равно соответствие планируемых на испрашиваемом земельном работ требованиям пункта 2 части 1 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ, Общество при обращении в УМС г. Владивостока при обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка не представило.
В силу перечисленных норм права решение о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка ООО «ЗеленХоз» не могло быть принято УМС г. Владивостока без учета сведений генерального плана Владивостокского городского округа о нахождении испрашиваемого заявителем земельного участка в границах зон с особыми условиями использования земель, с учетом требований ПЗЗ и Закона № 73-ФЗ, в связи с установлением охранных зон объекта культурного наследия постановлением Губернатора Приморского края от 02.02.1998 № 34 и границ территории объекта «Достопримечательное место «Экипажная слобода» Приказом Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края от 05.02.2019 № 20.
Изложенное подтверждает правомерность вывода УМС г. Владивостока о наличии предусмотренного подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ с учетом положений подпункта 14.1 статьи 39.16 этого же кодекса основания для отказа в предварительном согласовании предоставления ООО «ЗеленХоз» испрашиваемого им земельного участка площадью 596 кв.м. по адресу: <...>.
При рассмотрении дела суд при исследовании представленных в материалы дела доказательств установил и иные, не указанные в оспариваемом решении обстоятельства, препятствующие образованию спорного земельного участка в определенных на подготовленной заявителем схеме расположения участка на кадастровом плане территории и его предварительному согласованию предоставления заявителю.
Так, суд установил, что в границах образуемого земельного участка расположена большая часть объекта недвижимости – дома 29 по ул. Шефнера в г. Владивостоке.
Согласно выписке из ЕГРН указанный объект имеет статус «ранее учтенного объекта», поставлен 25.06.2012 на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 25:28:010019:509, представляет собой жилой дом 1912 года постройки площадью 48,2 кв.м., помещения в котором также поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 25:28:010019:926 и 25:28:010019:925.
Согласно данным ЕГРН право на указанный дом не зарегистрировано, однако данное обстоятельство не исключает факт существования указанного объекта и расположенных в нем помещений, как учтенных объектов недвижимости по правилам частей 2, 7 статьи 1, Закона № 218-ФЗ.
Расположение на испрашиваемом ООО «ЗеленХоз» земельном участке площадью 596 кв.м здания само по себе является самостоятельным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления такого участка заявителю и основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом лане территории в силу положений пункта 4 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, и пунктов 1, 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ.
Несмотря на то, что указанное обстоятельство не положено в основу оспариваемого решения УМС г. Владивостока, таковое свидетельствует об отсутствии принципиальной возможности предварительного согласования предоставления спорного земельного участка заявителю вне зависимости от отраженных доводов в обоснование решения ответчика в его письме от 10.07.2019 № 1730,7731,7734.
Помимо изложенного, при рассмотрении дела также учел, что в соответствии с обзорной схемой взаимного расположения земельных участков по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Капитана Шефнера, д. 23, обеспечение подъезда непосредственно к земельному участку с кадастровым номером 25:28:010019:377, на котором резидент СПВ планирует строительство многоквартирного дома, возможно, только через земельный участок площадью 288 кв.м, который заявитель также планировал образовать для целей реализации инвестиционного проекта, либо через земельный участок с кадастровым номером 25:28:010019:265.
При этом организация проезда с автомобильной дороги по ул. ФИО5 через образуемый земельный участок площадью 956 кв.м, минуя земельный участок с кадастровым номером 25:28:010019:265 необходима с учетом не предусмотренного инвестиционным проектом «Строительство современного многоквартирного жилого дома по ул. Шефнера, 23 в г. Владивостоке» земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного между земельным участком с кадастровым номером 25:28:010019:377 и участком площадью 288 кв.м.
Помимо указанного обстоятельства, суд установил, что согласно обзорным схемам расположения земельных участков по ул. Капитана Шефнера, 23 через испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 596 кв.м. проходит существующий проезд/проход с автомобильной дороги по ул. ФИО5, как к земельному участку с кадастровым номером 25:28:010019:265, так и к расположенным в пределах территории образования границ перечисленных земельных участков объектов недвижимого имущества домов 29 и 27 по ул. Капитана Шефнера.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом наличия зон с особыми условиями использования территорий, границ земельных участков, территорий общего пользования, территорий общего пользования, красных линий.
Согласно пункту 12 статьи 1 ГрК РФ, территории общего пользования представляют собой территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Существующий проезд/проход обеспечивает беспрепятственный доступ с автомобильной дороги по ул. ФИО5 к объектам, расположенным, в районе ул. Капитана Шефнера, соответственно относится к территориям общего пользования (в том числе улиц, проездов).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Пунктом 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ, на земельные участки в границах территорий общего пользования действие градостроительных регламентов не распространяется.
Таким образом, возможность предоставления земельного участка, занятого территорией общего пользования, конкретному лицу не должна ограничивать права неопределенного круга лиц на использование соответствующей территории.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Нарушение этого правила в силу положений подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ также является предусмотренным подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 данного кодекса основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Доводы заявителя относительно нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением Управления ввиду невозможности организации проезда к земельному участку с кадастровым номером 25:28:010019:377, на котором резидент СПВ планирует строительство многоквартирного дома, и, как следствие созданию препятствия к реализации инвестиционного проекта, суд оценивает с учетом следующего.
Установленные в ходе рассмотрения дела факты подтверждают наличие предусмотренных в подпунктах 1, 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории.
Подготовленная самостоятельно заявителем и представленная им в УМС г. Владивостока схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории изначально не отвечала требованиям статьи 11.10 ЗК РФ. В данном случае Общество просит сформировать конкретный земельный участок, с определенными им площадью, границами и местоположением, не предлагая иные варианты его размещения с учетом предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований.
Согласно заявленной цели образования спорного земельного участка площадью 956 кв.м., данный участок необходим заявителю для целей организации проезда к земельному участку с кадастровым номером 25:28:010019:377, на котором резидент СПВ планирует строительство многоквартирного дома, что может быть реализовано вне процедур предоставления земельного участка, в соответствии со статьями 39.33 – 39.36 ЗК РФ, но на основании пункта 12 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, в порядке и на условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Приморского края, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 09.09.2015 № 336-па.
Поэтому заявитель не лишен возможности подать в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на размещение проезда к земельному участку с кадастровым номером 25:28:010019:377, что исключает процедуру, определенную подпунктом 33 пункта 2 статьи 39.6, статьей 39.15 ЗК РФ.
В связи с указанными обстоятельствами факт нарушения прав и законных интересов заявителя в рассматриваемой ситуации исключен.
Перечисленные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о наличии предусмотренных в пунктах 4, 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления ООО «ЗеленХоз» земельного участка площадью 596 кв.м. по адресу: <...> для заявленной им цели.
Поскольку условия для признания незаконным оспариваемого решения УМС г. Владивостока в рассматриваемой части в ходе рассмотрения дела не выявлено, в силу части 3 статьи 201 АПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявленного требования и по правилам статьи 110 АПК этого же кодекса относит судебные расходы по уплате государственной пошлины на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Отказать в признании незаконным отказа Управления муниципальной собственности г. Владивостока от 10.07.2019 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 956 кв.м, местоположение г. Владивосток, в районе ул. Капитана Шефнера, д. 23, - проверенного на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.