ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-16237/20 от 08.12.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-16237/2020

15 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2020 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2020 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусейновой Р.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлени ю общества с ограниченной ответственностью «Хорал ДВ» (ИНН 2540216985, ОГРН 1152540008741, дата регистрации 17.12.2015)

к Администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края (ИНН 2531007110, ОГРН 1052502757251, дата регистрации 26.12.2005)

третьи лица: Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока»; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю,

о признании незаконным решения,

при участии: от заявителя –Горбачева Л.Н. (решение от 08.12.2017 № 2), от ответчика – Чайковская М.Е. (доверенность от 27.07.2020 № 17), от АО «КРДВ» - Ковалева Е.В. (доверенность от 10.11.2020 № 169/2020),

установил: заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, изложенного в письме от 11.08.2020 исх. № 2914, в предоставлении ООО «Хорал ДВ» в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:4086.

          В судебное заседание третье лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» не явилось, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения, в соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

          ООО «Хорал ДВ» в судебном заседании поддержало требования, указав, что спорный земельный участок испрашивался Обществом как резидентом свободного порта Владивосток для реализации инвестиционного проекта. При этом, по мнению заявителя, он представил ответчику все необходимые для изменения вида разрешенного использования и для предоставления в аренду земельного участка документы.

          Общество полагает, что испрашиваемый земельный участок в силу положений статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации представляет собой водоохранную зону, поскольку примыкает к береговой линии водного объекта, и на нем подлежит установлению специальный режим осуществления хозяйственной деятельности, однако этот режим не препятствует реализации Обществом инвестиционного проекта «Создание рыбодобывающего предприятия для работы в Дальневосточном бассейне РФ».

Также, по мнению заявителя, ответчик злоупотребляет своим правом, неоднократно изменяя вид разрешенного использования спорного земельного участка.

Ответчик требования не признал, указав, что спорный земельный участок прилегает к земельному участку с кадастровым номером 25:20:050101:2791, предоставленному Администрации Славянского городского поселения в постоянное (бессрочное) пользование для организации обустройства мест массового отдыха населения, данные участки располагаются вблизи моря и необходимы для исполнения полномочий органа местного самоуправления.

Администрация полагает, что поскольку права на спорный земельный участок у заявителя отсутствовали, он не мог быть включен в заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток.

Кроме того, ответчик указал, что в 2017 году изменилась территориальная зона, к который отнесен спорный участок, на территориальную зону объектов отдыха, спорта и туризма.

 АО «КРДВ» поддержало позицию заявителя, подтвердив, что земельный участок с кадастровым номером 25:20:050101:4086 необходим Обществу для реализации инвестиционного проекта, а наличие препятствий в его предоставлении заявителю в аренду ответчиком не доказано. Полагает, что отказ Администрации в его предоставлении не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку влечет невозможность исполнения резидентом обязательств по соглашению об осуществлении деятельности резидента СПВ.  

При рассмотрении дела суд установил, что  Общество с ограниченной ответственностью «Хорал ДВ» является резидентом свободного порта Владивосток, 29.03.2016 внесено в реестр резидентов СПВ, что подтверждается свидетельством № 25000000014.

Как определено соглашением об осуществлении деятельности резидента СПВ от 29.03.2016 № СПВ-14/16, заключенным с Акционерным обществом «Корпорация развития Дальнего Востока», с учетом дополнительного соглашения к нему от 18.03.2020 № 2, резидент реализует новые инвестиционные проекты «Рыбодобывающее предприятие» общим объемом инвестиций 434 200 000 руб. и «Рыбоводство и спортивное рыболовство» общим объемом инвестиций 42 566 400 руб. Данная деятельность осуществляется в границах трех земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:3487 площадью 159739,  разрешенное использование «рыбоводство, размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры), который находится в аренде по договору от 20.12.2017 № 170; земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:4086 площадью 9,35 га, прилегающего к обводненному карьеру бухта Бойсмана, Хасанский район, - который планируется взять в аренду; земельного участка площадью 52 га, бухта Баклан, в кадастровом квартале 25:20:050101, которые не поставлен на кадастровый учет и также планируется к аренде.

16.07.2020 Общество подало на имя Главы Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края заявление о предоставлении в аренду сроком на 15 лет земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:4086, с видом разрешенного использования «Спорт (размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, устройство площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины), в том числе водным (причалы и сооружения, необходимые для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря).

Письмом от 11.08.2020 исх. № 2914 Администрация Славянского городского поселения УМС г. Владивостока отказала в предоставлении данного земельного участка в аренду со ссылкой на подпункт 7 пункта 8 статьи 39.11, пункт 2 статьи 36.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав на то, что с 28.12.2018 он находится в постоянном (бессрочном) пользовании Администрации, включен в муниципальную программу поддержки спорта на территории Славянского городского поселения, на земельном участке планируется проведение официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения, организация летных спортивных сборов спортсменов Приморского края.

Посчитав, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «Хорал ДВ», Общество оспорило его  в арбитражном суде.

Исследовав по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле,  проанализировав оспариваемое решение, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований заявителя.

Так, согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой  V.I ЗК РФ.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.

По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется заинтересованному лицу в аренду на основании договора, заключаемого на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов договоры аренды указанных земельных участков заключаются в случаях, перечисленных в пункте 2 данной статьи Кодекса. К таким случаям в числе прочих подпунктом 33 указанной нормы (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) было отнесено предоставление земельного участка в аренду резиденту свободного порта Владивосток на территории порта Владивосток.

Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 ЗК РФ и в случае, если испрашивается земельный участок, уже сформированный в установленном порядке, включает в себя подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора аренды земельного участка.

Суд отклоняет ссылку ответчика на подпункт 7 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, поскольку ею урегулированы правоотношения, возникающие при подготовке и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, тогда как в данном случае ООО «Хорал ДВ», будучи резидентом свободного апорта Владивосток и испрашивая земельный участок для целей реализации инвестиционного проекта в рамках деятельности резидента СПВ, вправе было, при соблюдении предусмотренных законом условий, претендовать на получение в аренду земельного участка без проведения торгов.

Кроме того, ответчик безосновательно указывает на невозможность включения Обществом в заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности резидента СПВ земельного участка, правообладателем которого оно не является, поскольку, по смыслу подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, получение лицом статуса резидента СПВ предшествует получению земельного участка в аренду без проведения торгов.

Вместе с тем, статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В частности, в силу пункта 2 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса.

Постановлением Администрации Славянского городского поселения от 12.12.2018 № 887 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 93479 кв.м, расположенного примерно в 4425 м по направлению на юго-восток от ориентира здание по адресу Приморский край, Хасанский район, ст. Рязановка, ул. Южная, д. 9 (б. Бойсмана) в пределах территориальной зоны Р32 (зона объектов отдыха, спорта и туризма), с разрешенным использованием на кадастровом плане территории, с разрешенным использованием – Спорт (размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, устройство площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины), в том числе водным (причалы и сооружения, необходимые для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря).

19.12.2018 кадастровыми инженером подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка. Заказчиком кадастровых работ выступила Администрация Славянского городского поселения.

24.12.2018 образуемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 25:20:050101:4086.

Постановлением ответчика от 28.12.2018 № 973 данный земельный участок предоставлен Администрации в постоянное (бессрочное) пользование, а 23.01.2019 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования, что отражено в выписках из Единого государственного реестра недвижимости.      

Таким образом, на момент обращения ООО «Хорал ДВ» за предоставлением спорного земельного участка в аренду у Администрации Славянского городского поселения возникло вещное право на этот же земельный участок.

Суд отклоняет довод заявителя о возможности предоставления ему в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, поскольку в рассматриваемом случае Администрация Славянского городского поселения выступает не только как представитель публичного собственника земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:4086 и орган, уполномоченный им распоряжаться, но и как субъект права постоянного (бессрочного) пользования, которому участок предоставлен в установленном порядке, ввиду чего этот же участок не может быть предоставлен иному лицу по правилам, предусмотренным главой V.I ЗК РФ.   

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Наличие зарегистрированного вещного права иного лица на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, препятствует его предоставлению иному лицу, коль скоро в пункте 2 статьи 39.16 ЗК РФ данное обстоятельство прямо названо как основание для отказа в предоставлении земельного участка. 

Более того, спорный земельный участок изначально формировался именно для целей решения вопросов местного значения городского поселения, к которым в силу пункта 14 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ относится  обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.

В этой связи несостоятельна ссылка ООО «Хорал ДВ» на злоупотребление ответчиком своим правом, выражающемся в создании препятствий резиденту СПВ в реализации хозяйственной деятельности.  

Оспариваемое решение не могло нарушить права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку подпунктом 7 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, на основании разрешения уполномоченного органа.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у Администрации Славянского городского поселения предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении ООО «Хорал ДВ» земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:4086 для заявленной им цели, ввиду чего отказывает в удовлетворении требования о признании решения ответчика от 11.08.2020 исх. № 2914 незаконным.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Отказать в признании незаконным отказа Администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, изложенного в письме от 11.08.2020 исх. № 2914, в предоставлении ООО «Хорал ДВ» в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:20:050101:4086        .

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Хорал ДВ» из федерального бюджета 4200 руб. (Четыре тысячи двести рублей) государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Приморское отделение 8635/141 от 10.10.2019 № 168 на общую сумму 9000 руб., находящемуся в материалах дела.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Нестеренко Л.П.