ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-1626/2018 от 17.05.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-1626/2018

22 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2018 года .

Полный текст решения изготовлен 22 мая 2018 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Галочкиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кравченко В.В.

рассмотрев в судебном заседании 03.05.2018-10.05.2018-17.05.2018 дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Первореченскому району г. Владивостока Приморского края (ИНН 2538071651, ОГРН 1022502126701, дата регистрации 13.12.2002)

к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю" в лице филиала Управление вневедомственной охраны по г.Владивостоку (ИНН 2540183923, ОГРН 1122540007160, дата регистрации 10.08.2012)

о взыскании штрафных санкций в размере 65 500 руб.

при участии: от заявителя: не явился, надлежаще извещен,

от ответчика: юрисконсульт Гайворонская О.В. (доверенность №83 от 21.11.2016 сроком действия до 31.12.2019)

установил: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Первореченскому району г. Владивостока Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению вневедомственной охраны по г.Владивостоку – филиал Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю" о взыскании штрафных санкций в размере 65 500 руб.

В связи с необходимостью ответчику представить письменные пояснения и заявителю уточнить надлежащего ответчика, руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд в судебном заседании 03.05.2018 объявил перерыв до 10 час.30 мин. 10.05.2018 года, которое было продолжено с участием того же представителя ответчика.

В связи с тем, что заявитель не уточнил надлежащего ответчика, руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд в судебном заседании 10.05.2018 объявил перерыв до 10 час.30 мин. 17.05.2018, которое было продолжено в отсутствие сторон.

Заявитель через канцелярию суда письменно уточнил надлежащего ответчика, просит взыскать штраф с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю" в лице филиала Управление вневедомственной охраны по г.Владивостоку.

Ответчик возражает против заявленных требований, указывая, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, вменяемого ему учреждением пенсионного фонда, ответственность за который предусмотрена ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Указанные сведения были поданы вовремя, в соответствии с требованиями законодательства, однако содержали опечатку в указании периода отчетности. В свою очередь подразделение ПФР, не выясняя противоречия, в нарушение требований законодательства, автоматически отнесло данный отчет формы СЗВ-М к отчетам формы СЗВ-М за октябрь 2016г., тем самым ошибочно решив, что отчет за сентябрь 2016г. вообще не был сдан, хотя в соответствии с требованиями законодательства отчет по форме СЗВ-М за сентябрь месяц, поступивший в ПФР 05.10.2016г., никоим образом не может быть признан документом за октябрь 2016г., содержащим сведения за предшествующий отчетный период. Поэтому отнесение территориальным подразделением ПФР поступившего 05 октября 2016г. отчета по форме СЗВ-М к отчетам за октябрь 2016г. является необоснованным и не соответствует нормам законодательства.

В связи с вышеизложенным, ответчик просит отказать заявителю во взыскании штрафных санкций в размере 65 000 рублей, уменьшить применяемые штрафные санкции до степени, соразмерной тяжести совершенного правонарушения.

Как следует из материалов дела, 05.10.2017 страхователь представил по телекоммуникационным каналам связи форму СЗВ-М за сентябрь 2016г. со сведениями о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.

В последующем было установлено, что данный отчет содержал опечатку в указании периода отчетности: вместо сентября месяца был ошибочно указан месяц октябрь.

После выяснения обстоятельств, в рамках исправления опечатки в указании периода отчетности (10 вместо 09) в форме отчета СЗВ-М за сентябрь 2016 года, УВО по г. Владивостоку 07.11.2016 направило уточненную (дополнительную) форму отчета СЗВ-М за сентябрь с указанием верного периода отчетности – 09, который согласно «Извещению о приеме электронного документа» от 07.11.2016 был принят в обработку, что подтверждается протоколом обработки отчетности» от 07.11.2016.

Управлением была проведена проверка представленного расчета, в ходе которой был установлен факт нарушения заявителем срока представления данного расчета, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), о чем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.03.2017 № 035S1817002193 .

Решением Государственного учреждения – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Первореченскому району Приморского края от 13.04.2017 №035S19170003137 заявитель был привлечен к ответственности по статье 17 Закона №27-ФЗ в виде штрафа в размере 65 500 рублей из расчета 500 руб. штрафа за каждого застрахованного лица (131 чел.).

После вступления решения №035S19170003137 в законную силу страхователю 13.05.2017 года заказным письмом было направлено требование об уплате финансовых санкций, которое не было исполнено ответчиком, что послужило основанием для обращения Государственного учреждения – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Первореченскому району Приморского края в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

20.11.2017 года Арбитражным судом ПК по делу № А51-27309/2017 был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика штрафа в размере 65 500 рублей, который в связи с поступлением возражений ответчика был 30.11.2017г. судом отменен. В связи с чем, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Первореченскому району Приморского края обратилось в суд с заявлением о взыскании штрафа в размере 65 500 рублей.

Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы дела, выслушав позиции сторон, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ обязано представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Частью 4 статьи 17 Закон № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016 и действующей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

При этом Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» в отмеченную норму Закона № 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии которыми срок представления отчетности применительно к дате, следующей за отчетным периодом, увеличен с 10-го до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, что свидетельствует об улучшении положения страхователей.

Факт нарушения заявителем срока представления расчета по форме СЗВ-М за сентябрь на 131 работника подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Таким образом, вывод заявителя о правомерном привлечения страхователя к ответственности на основании статьи 17 Закона №27-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 65 500 рублей является правомерным.

Вместе с тем, суд полагает необходимым следовать принципам справедливости и соразмерности наказания характеру и тяжести совершенного деяния.

В статье 44 Закона о страховых взносах, утратившей силу с 01.01.2015 на основании пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Закон № 188-ФЗ), предусматривалась возможность применения смягчающих обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пункт 4 части 6 статьи 39 Закона о страховых взносах (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) предписывал руководителю (заместителю руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом о страховых взносах.

Согласно подпункту "а" пункта 22 статьи 5 Закона N 188-ФЗ в пункт 4 части 6 статьи 39 Закона о страховых взносах внесены изменения, в соответствии с которыми указан закрытый перечень действий руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки, в которые не включена возможность выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2015.

Вместе с тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона № 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом о страховых взносах, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).

В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении указал, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

При таких обстоятельствах, учитывая технический характер допущенной ошибки в указании периода отчетности, совершение ответчиком нарушения впервые, отсутствие умысла, отсутствие сведений о негативных последствиях деяния, в том числе необоснованной индексации сумм пенсии работающим пенсионерам и излишней их выплаты (поскольку таких данных заявитель суду не представил), суд считает возможным применить смягчающие обстоятельства и снизить размер штрафа до суммы - 1000 рублей. В связи с чем, во взыскании 55 500 рублей суд заявителю отказывает.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Первореченскому району г. Владивостока Приморского края штраф в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

В остальной части требований Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Первореченскому району г. Владивостока Приморского края отказать.

Взысканная сумма подлежит перечислению на следующие реквизиты: получатель: УФК по Приморскому краю (ГУ- Отделение ПФР по Приморскому краю), ИНН 2504001751, КПП 254001001, р/с 40101810900000010002, ОКТМО 05701000001, БИК 040507001, Банк: Дальневосточное ГУ Банка России по Приморскому краю г. Владивостока, код бюджетной классификации 39211620010066000140.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Галочкина Н.А.