ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-16272/18 от 28.08.2018 АС Приморского края

$!90G9IA-cjgaai!

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-16272/2018

04 сентября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 04 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Филатовой К.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора г. Находки

к обществу с ограниченной ответственностью "Фарм - Находка" (ИНН 2508053359, ОГРН 1022500719614, дата государственной регистрации 27.12.2000)

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя – старший прокурор Карасева О.В., служебное удостоверение;

от ответчика – представитель Понитаев И.В. по доверенности от 27.08.2018, сроком действия 1 год, паспорт; Понитаева И.М. по доверенности от 15.08.2018, сроком действия 1 год, паспорт.

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Находки (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фарм - Находка" (далее – ответчик, общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель и общество обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. Ответчик представил письменный отзыв на заявление.

Суд, с учетом отсутствия возражений от представителей сторон относительно перехода из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство с рассмотрением дела по существу, признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в порядке п. 5 ст. 136 и п. 4 ст. 137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки прокуратурой города Находки по обращению гражданина от 22.06.2018 (№1769ж2018), зарегистрированному в прокуратуре города Находки 25.06.2018, на предмет соблюдения в аптеке ООО «Фарм-Находка», расположенной по адресу: г. Находка, ул. Советская, 15, законодательства в сфере реализации, оборота и хранения лекарственных средств при осуществлении фармацевтической деятельности 27.06.2018 с 11 час. 20 мин. До 12 час. 30 мин. по адресу места нахождения аптеки общества с ограниченной ответственностью «Фарм-Находка»: Приморский край, г. Находка, ул. Советская, 15, выявлены следующие нарушения.

Минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, применяемый в 2018 году на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № 2323-р, имеется не в полном объеме. Так, на момент проверки 27.06.2018 в период времени с 11 час. 20 мин. до 12 час. 30 мин. в аптеке отсутствовали лекарственные препараты «Беклометазон», «Хлоропирамин» и «Пилокарпин» входящие в минимальный перечень.

По мнению прокурора, представленными материалами по делу об административном правонарушении в отношении общества полностью подтвержден состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель прокуратуры в судебном заседании требования поддержал, указав при этом, на возможность назначения "Фарм - Находка" административного наказания в виде предупреждения.

Общество предъявленные к нему требования не признало, полагает, что вина в его действиях отсутствует и производство подлежит прекращению, в связи отсутствием умысла на совершение правонарушения, а также привлечением ранее к административной ответственности должностных лиц – заведующих аптеками. В случае выявления состава административного правонарушения считает, что наказание подлежит замене с административного штрафа на предупреждение.

В письменном отзыве общество указало, прокуратурой г. Находки было составлено Представление об устранении нарушений законодательства в сфере реализации, оборота и хранения лекарственных средств от 06.07.2018 № 1769ж18 по результатам проверки, проводимой в местах осуществления фармацевтической деятельности в период с 26.06.2018 по 26.07.2018.

С выявленными замечаниями в ходе проверки общество согласилось и не оспаривало. Все замечания, касаемые организации реализации и оборота лекарственных препаратов, отраженные в Представлении Прокуратуры г. Находки от 06.07.2018 № 1769ж18 устранены на 02.07.2018 в полном объеме.

Ответчиком были приняты меры к устранению допущенных нарушений и предотвращению вредных последствий выявленных замечаний по результатам проверки: генеральным директором общества издан приказ от 19.07.2018 №19-ОД «О результатах проверки, проведенной Прокуратурой г. Находки по исполнению законодательства в сфере реализации, оборота и хранения лекарственных средств по структурным подразделениям ООО «Фарм-Находка», которым объявлены дисциплинарные взыскания в виде выговора заведующим аптек, что подтверждается приказом № 19-ОД от 19.07.2018. Кроме того, лицо, привлекаемое к административной ответственности пояснило, что лекарственный препарат «Бекламетазон» на момент проверки был в наличии, но из-за растерянности специалиста, был не найден. На 27.06.2018 насобек (бекламетазон) спрей дозированный флакон 50 мкг/доза 200 доз числился в наличии в ООО «Фарм-Находка» по адресу Приморский край, г. Находка, ул. Советская, 15, что подтверждается справкой о движении товара с 01.01.2018-27.06.2018 и накладной-перемещения № 57-ПФ0000032 от 27.04.2018. Лекарственные препараты «Пилокарпин» и «Хлоропирамин» (Супрастин) находились на основном складе общества, расположенном по адресу г. Находка, ул. Гагарина, 17 в достаточном количестве и 27.06.2018 в течение одного часа были перемещены и доставлены в структурное подразделение ООО «Фарм-Находка» по адресу Приморский край, г. Находка, ул. Советская, 15 с полным соблюдением требований пункта 6 приказа Минздрава РФ от 11.07.2017 № 403н по срокам обеспечения лекарственными препаратами из минимального ассортимента.

Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о лицензировании, в целях недопущения замечаний и дальнейшего неукоснительного соблюдения действующих приказов, регламентов, обязательных требований, регламентирующих фармацевтическую деятельность, в обществе выполнены все мероприятия, изложенные в представлении об устранении нарушений законодательства в сфере реализации, оборота и хранения лекарственных средств.

Из материалов дела судом установлено, что ООО «Фарм-Находка» на основании лицензии № ЛО-25-02-001607, выданной 22.11.2017 Департаментом здравоохранения Приморского края на осуществление фармацевтической деятельности, осуществляется деятельность аптеки по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. Советская, 15.

В ходе прокурорской проверки, на основании решения о проведении проверки в сфере реализации, оборота и хранения лекарственных средств от 26.06.2017 № 01043.

27 июня 2018 года с 11 час. 20 мин. до 12 час. 30 мин. в аптеке ООО «Фарм-Находка», расположенной по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. Советская, 15, выявлены нарушения. Минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, применяемый в 2018 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.10.2018 № 2323-р, имеется не в полном объеме. Так, на момент проверки 27.06.2018 в период времени с 11 час. 20 мин. до 12 час. 30 мин. в аптеке отсутствовали лекарственные препараты «Беклометазон», «Хлоропирамин» и «Пилокарпин», входящие в минимальный перечень.

Из объяснений провизора аптеки Антоновой И.А., данных в ходе проверки следует, что указанные препараты в аптеке отсутствуют: препарат «Беклометазон» является дорогостоящим и спросом не пользуется, ввиду чего для продажи аптека его не заказывает, препарат «Хлоропирамин» закончился и его еще не успели заказать, препарат «Пилокарпин» у покупателей спросом не пользуется, ввиду чего его аптека также не заказывает.

Указанные нарушения зафиксированы в Акте проверки аптечного пункта ООО «Фарм-Находка», расположенного по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. Советская, 15, от 27.06.2018.

Посчитав, что в действиях ООО «Фарм-Находка» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, прокурор города Находки советник юстиции Толмачев Е.В., 27.06.2018 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Фарм-Находка».

Заявление и материалы административного дела в порядке части 2 статьи 23.1 КоАП РФ направлены прокурором в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 24.6 КоАП РФ, Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

В соответствии со статьей 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объектом правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.

Объективная сторона правонарушения характеризуется действием и выражается в грубом нарушении при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий.

Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) под лицензионными требованиями понимается - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Закона № 99-ФЗ).

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ).

На основании пункта 47 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

В силу статьи 3 Закона о лицензировании лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Под фармацевтической деятельностью, согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение N 1081), понимается деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающая оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

Пунктом 5 Положения N 1081 установлены лицензионные требования и условия, которые предъявляются к фармацевтической деятельности.

Так, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение требований статьи 57 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.

В соответствии с пунктом 6 Положения N 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

Согласно подпункту "г" пункта 5 Положения N 1081 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.

В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

В ходе проведенной проверки в аптеке выявлено отсутствие лекарственных препаратов, включенных в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Отсутствующие препараты – «Беклометазон», «Хлоропирамин» и «Пилокарпин» указаны в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № 2323-р.

Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе Актом проверки аптечного пункта от 27.06.2018, объяснениями провизора аптекой.

Учитывая описание событий правонарушений, положения распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № 2323-р, суд полагает, что заявителем доказано событие правонарушения, ответственность за которые наступает по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, так как лицензионные нарушения являются грубыми.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО «Фарм-Находка» заключается в том, что оно не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для соблюдения лицензионных требований в сфере фармацевтической деятельности.

Доказательств, свидетельствующих, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля общества, в материалах дела также не имеется.

На основании изложенного, суд считает доказанным наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств того, что им приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства при реализации лекарственных средств, в материалах дела не имеется.

Вина общества в совершении данного административного правонарушения заключается в том, что оно не предприняло действий для соблюдения вышеуказанных правил и норм, что могло повлечь за собой последствия в виде нанесения вреда здоровью потребителей.

Каких-либо процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, срок привлечения к административной ответственности соблюден.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, а также обстоятельств, отягчающих вину ответчика, судом не установлено.

Оценив конкретные обстоятельства совершения данного правонарушения, а также характер охраняемых законом общественных отношений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного ООО «Фарм-Находка» административного правонарушения малозначительным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ в силу следующего.

Предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения хозяйствующего субъекта от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.

Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия. Отсутствие негативных последствий или убытков, на что ссылается ответчик, само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения. Также необходимо учитывать, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, признание вины в совершении правонарушении, наличие смягчающих ответственность обстоятельств, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, поскольку учитываются при назначении административного наказания.

Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией данной нормы влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом определение характера совершенного правонарушения предполагает установление следующих обстоятельств: содержит ли правонарушение какую-либо угрозу для личности, общества и государства.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено, заявителем не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как следует из материалов дела, общество является субъектом малого и среднего бизнеса, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выявленное правонарушение совершено обществом впервые, ответчиком приняты все меры, чтобы прекратить противоправное поведение, а именно 27.06.2018 общество обеспечило доставку лекарственных препаратов «Хлоропирамин» и «Пилокарпин» в аптеку, а препарат «Беклометазон» имелся в аптеке в наличии, что подтверждается справкой о движении товара с 01.01.2018-27.06.2018 и накладной-перемещения № 57-ПФ0000032 от 27.04.2018, и, расценивается судом как обстоятельство смягчающее административную ответственность в силу статьи 4.2 КоАП РФ.

Учитывая отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, при условии, что совершенное обществом впервые правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы его причинения, объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 Кодекса, отсутствия имущественного ущерба и добровольного прекращения ответчиком противоправного поведения, суд считает возможным назначить ООО «Фарм – Находка» наказание в виде предупреждения.

Кроме того, в части 2статьи4.1.1КоАПРФстатья14.1КоАП РФ не поименована, то есть законом не исключается заменаадминистративногоштрафапредупреждениеми при совершении рассматриваемого правонарушения.

При этом суд исходит из того, что факт привлечения общества к административной ответственности в виде предупреждения уже свидетельствует о достижении целей, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного суд считает возможным в рассматриваемом конкретном случае заменить предусмотренное санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации основное наказание в виде административного штрафа (минимальный размер 100 000 руб.) предупреждением.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Фарм – Находка» (ИНН 2508053359, ОГРН 1022500719614, дата государственной регистрации 27.12.2000, местонахождение ул. Советская, 15, г. Находка, Приморский край, 692922) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.А. Беспалова