АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-1639/2019
30 июня 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена июня 2021 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В. Колтуновой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.В. Тищенко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Южморрыбфлот» (ИНН 2508098600, ОГРН 1112508007765, дата государственной регистрации: 03.08.2011, адрес: ул.Заводская, 16, мкр. Ливадия, г.Находка, Приморский край, 692954)
к Находкинской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 10.12.2002, адрес: ул. Портовая, 17, г. Находка, Приморский край, 692904)
о признании незаконным решения по результатам таможенной проверки № 10714000/210/101218Т000012/008 от 10.12.2018,
при участии в заседании: стороны не явились, извещены,
установил: акционерное общество «Южморрыбфлот» (далее – заявитель, общество, АО «Южморрыбфлот») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее – ответчик, таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения по результатам таможенной проверки № 10714000/210/101218Т000012/008 от 10.12.2018.
В связи с невозможностью рассмотрения данного дела, согласно статьи 9 части 130 АПК РФ, с целью обеспечения единообразия судебной практики определением от 26.02.2019 приостановлено производство по данному делу до вступления в законную силу судебного акта по делу № А51-1618/2019. Определением от 30.06.2020 производство по настоящему делу возобновлено.
В связи с невозможностью рассмотрения данного дела, согласно статьи 9 части 130 АПК РФ, с целью обеспечения единообразия судебной практики определением от 26.01.2021 приостановлено производство по данному делу до вступления в законную силу судебного акта по делу № А51-1638/2019. Определением от 31.03.2021 производство по настоящему делу возобновлено.
Стороны в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом, доказательства извещения имеются в материалах дела, в связи с чем, суд рассмотрел дело в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заявитель в обоснование требований указал, что отсутствие декларации на товар, задекларированный АО «Южморрыбфлот» 08.12.2016 в стандартных документах перевозчика ТДТС № 10714060/081216/100002055 (далее – товар), обусловлено исключительно действиями таможни на момент прибытия, а не действиями общества, поскольку таможней было принято решение об определении статуса товара как товара таможенного союза, что выразилось в проставлении соответствующей отметки. Заявитель утверждает, что в период оформления спорных товаров в связи с приходом судна у самого таможенного органа отсутствовала определенность в статусе этих товаров, тем более это не может быть поставлено в вину обществу. Решение таможни, принятое на момент прибытия, о том, что рыбопродукция не подлежит помещению под таможенные процедуры, до настоящего времени не отменено.
По мнению заявителя, сама по себе неподача таможенной декларации на товар, в отношении которого таможенные платежи не подлежат уплате, не может рассматриваться как незаконное перемещение товара, предполагающее наступление последствий, предусмотренных статьей 81 ТК ТС, действовавшего в период ввоза товаров. Общество не привлекалось к административной ответственности за незаконный ввоз товаров; учитывая положения статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия АО «Южморрыбфлот» вовсе не подпадают под перечень действий, квалифицируемых как незаконное перемещение товаров.
Заявитель полагает, что ответчиком неправомерно начислена таможенная пошлина за ввезенную рыбопродукцию в размере 14 017 211 руб. 35 коп., так как продукция морского промысла судов государств – членов Евразийского таможенного союза освобождена от ввозной таможенной пошлины.
Налог на добавленную стоимость в размере 10 746 528 руб. 70 коп., по мнению общества, также начислен безосновательно, поскольку освобождение от уплаты НДС, предусмотренное пунктом 11 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), не является предоставлением налоговой льготы. Заявитель считает, что в данном случае норма права определяет объект налогообложения (отсутствие такового) для любых рыбопромышленных предприятий (организаций) Российской Федерации, осуществляющих ввоз выловленной и переработанной продукции морского промысла, а не предоставление преимуществ одним лицам перед другими по уплате НДС.
Также заявитель указывает, что действия ответчика, направленные на взыскание таможенных пошлин, налогов в спорной ситуации, без нарушения АО «Южморрыбфлот» общественных интересов, не могут считаться добросовестными и нарушают основы конституционного правопорядка. Утверждает, что таможенное законодательство не допускает причинение неправомерного вреда при проведении таможенного контроля, в то время как ответчик превращает инструмент таможенного контроля в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, учитывая, что не подавая декларацию, заявитель не преследовал целью получение какой-либо выгоды и не уклонялся от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС, которые не подлежали бы уплате при ввозе продукции.
Таможенный орган требования не признал, ссылаясь на то, что лицом, на которое возложена обязанность по декларированию, а следовательно, и функции по определению самой необходимости декларирования товаров, является перевозчик или иное заинтересованное лицо, которое, вступая в таможенные правоотношения, должно было знать о существовании у него определенных прав и обязанностей и обеспечить их выполнение.
Таможня указала, что письменно (письмо от 15.09.2014
№ 05-17/34776 «О направлении информации») разъясняла заявителю о том, что таможенному декларированию подлежит товар, не отвечающий требованиям подпунктов 6 и 7 пункта 2 Правил определения страны происхождения товаров, следовательно, обществу с 2014 года было известно о том, что продукция, произведенная из сырца, добытого иностранными судами, является иностранным товаров и подлежит таможенному декларированию.
Ответчик считает, что, не заявив спорную продукцию к таможенному оформлению, АО «Южморрыбфлот» допустило незаконное перемещение товаров, ввиду чего таможенные пошлины, налоги подлежат начислению без учета тарифных преференций и льгот, исходя из ставок, действующих на день пересечения таможенной границы.
Таможенный орган, рассматривая налоговую льготу как предоставленную налоговым законодательством исключительную возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога, а также иного смягчения налогового бремени для налогоплательщика, полагает, что подпунктом 11 статьи 150 НК РФ установлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты НДС продукции морского промысла, выловленной или переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации.
В этой связи, по мнению ответчика, таможня правомерно пришла к выводу о необходимости начисления обществу ввозной таможенной пошлины и НДС в связи с ввозом спорной рыбопродукции.
При рассмотрении дела судом установлено следующее.
Находкинской таможней в период с 13.03.2018 по 19.10.2018 на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) была проведена камеральная таможенная проверка по вопросу: соблюдение требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств - членов Евразийского экономического союза при ввозе на TP «Гармония» (ТДТС № 10714060/070116/100000034), TP «Симфония» (ТДТС № 10714060/250116/1000000117), TP «Прогресс» (ТДТС № 10714060/110716/100001157), TP «Комсомолия Калининграда» (ТДТС № 10714060/280716/100001266), TP «Озерск» (ТДТС № 10714060/150816/10001377), TP «Прогресс» (ТДТС № 10714060/160816/100001388), TP «Рустика» (ТДТС № 10714060/301016/100001803), TP «Прогресс» (ТДТС № 10714060/081216/100002055) на таможенную территорию Евразийского экономического союза рыбопродукции из сайры.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможней было установлено, что в проверяемый период АО «Южморрыбфлот» приобретало сайру мороженую и свежую у иностранных компаний «Velinom Limited» (Белиз), «Listron Corp.» (Британские Виргинские острова), «Morikawa Shoji Kaisha, LTD.», (Япония), «Bansted Group LTD.» (Виктория, Сейшельские острова), «Lantimo LTD.» (Британские Виргинские острова), с которыми обществом были заключены соответствующие контракты.
Согласно условиям каждого контракта их предметом является продукция, изготовленная из водных биологических ресурсов, поставляемая партиями, согласовываемыми в спецификациях. Товар поставляется на условиях FOB борт приемных судов покупателя.
Так, 06.11.2015, 08.11.2015 TP «Прогресс», принадлежащий Обществу, принял от иностранных судов «FONG ТАI-21» и
«РЕI SHENG-16» по коносаментам № 01/08 от 06.11.2015 и № 02/08 от 08.11.2015 сайру тихоокеанскую мороженную неразделанную в количестве соответственно 30 000 мест весом нетто 276 000,00 кг (306 360,00 кг брутто) и 10 000 мест весом нетто 105 600,00 кг (117 216,00 кг брутто). Данный товар 09.12.2015 был перегружен с TP «Прогресс» на КРКПБ «Всеволод Сибирцев».
12.11.2015, 14.11.2015 TP «Прогресс», принадлежащий Обществу, принял от иностранных судов «CHENG FU-1» и «SHICH HSIANG-2» по коносаментам № 03/08 от 12.11.2015 и № 04/08 от 14.11.2015 сайру тихоокеанскую мороженную неразделанную в количестве соответственно 15 017 мест весом нетто 147 617,11 кг (163 854,99 кг брутто) и 10 000 мест весом нетто 99 300 кг (110 223,07 кг брутто). Данный товар 09.12.2015 был перегружен с TP «Прогресс» на КРКПБ «Всеволод Сибирцев».
С 14.06.2016 по 27.07.2016, находясь в районе промысла, КРКПБ «Всеволод Сибирцев» принял от японских рыбопромысловых судов сайру (свежую и мороженную) общим весом 3 537 916 кг, о чем свидетельствуют приемные квитанции (190 шт.).
В июне - августе 2016 года, находясь в районе промысла, КРКПБ «Всеволод Сибирцев» принимал от иностранных рыбопромысловых судов сайру (свежую и мороженную), о чем свидетельствуют приемные документы.
В октябре 2016 года ТР «Симфония», принадлежащий обществу, принял от тайваньских рыбопромысловых судов сайру мороженую, которая впоследствии, 23.10.2016 и 27.10.2016, была перегружена на КРКПБ «Всеволод Сибирцев»: по коносаментам от 23.10.2016
№ 07/16-1 – весом нетто 166312 кг, от 27.10.2016 № 07/16-2 – весом нетто 193 057,92 кг, № 07/16-3 – весом нетто 330 000 кг, № 07/16-4 – весом нетто 107 365 кг, № 07/16-5 – весом нетто 452 800 кг.
В июле - ноябре 2016 года КРКПБ «Всеволод Сибирцев» принял от тайваньских рыбопромысловых судов сайру мороженую общим весом нетто 2 750 387 кг.
Из принятой от иностранных судов сайры тихоокеанской неразделанной (свежей и мороженой) изготавливались в том числе консервы сайры и рыбная мука из отходов сайры, которые впоследствии перегружались на транспортные суда, принадлежащие АО «Южморрыбфлот».
В частности, 23.11.2016 на ТР «Прогресс» в исключительной экономической зоне России были перегружены в том числе консервы сайра тихоокеанская натуральная, консервы сайра тихоокеанская натуральная с добавлением масла в количестве 2949,595 тыс. условных банок.
Данный товар был ввезен на указанном судне на таможенную территорию Таможенного союза, 08.12.2016 ТР «Прогресс» оформлено на приход из южнокурильской экспедиции в порту Находка. Декларирование судна произведено в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 341, статьей 350 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в период оформления судна, то есть без помещения судна под таможенные процедуры, путем предоставления таможенному органу стандартных документов перевозчика (ТДТС № 10714060/081216/100002055, судовое дело № 10714060/081216/0001058, ИМО декларация о грузе, ИМО декларация о судовых припасах, грузовой манифест, транспортные документы на перевозимый товар (коносаменты).
Данные о ввезенном на судне грузе содержатся в ИМО генеральной декларации, в ИМО декларации о грузе, грузовом манифесте и коносаменте от 23.11.2016 № 1/09 – сайра натуральная ЛВК (легко вскрываемой крышкой), сайра натуральная с добавлением масла ЛВК в количестве 80 347 мест (ящик №17 1/48 банок /245 гр.) общим весом нетто 944 880,72 кг., брутто – 1 229 289,82 кг.
Коносамент от 23.11.2016 № 1/09 также содержит уточнение описания рыбопродукции, а также данные декларации о соответствии и оговорку перевозчика: «Данная рыбопродукция изготовлена российским судном КРКПБ «Всеволод Сибирцев» из рыбы выловленной в мировом океане. Продукция перегружена в Исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее – ИЭЗ РФ) за пределами 12-ти мильной зоны».
Материалы судового дела №10714060/081216/0001058 (ТД ТС № 10714060/081216/100002055) не содержат сведений о том, что вылов сырья, в дальнейшем переработанного в консервы, осуществлялся иностранными судами.
Таможенная декларация на товары в отношении указанной рыбопродукции АО «Южморрыбфлот» не подавало, в связи с чем таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском в отношении указанной рыбопродукции, не совершались, таможенные пошлины, налоги не уплачивались.
Проанализировав документы и сведения, полученные в ходе камеральной таможенной проверки, Находкинская таможня пришла к выводу о том, что поскольку спорная рыбопродукция, ввезенная на TP «Прогресс», перегружена с иностранных судов, первоначально выловлена вне пределов исключительной экономической зоны Российской Федерации и не российскими судами, то с учетом подпункта 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, подпунктов 6 и 7 пункта 2 Правил определения страны происхождения товаров, продукция морского промысла не является полностью произведенной на территории Российской Федерации.
Поскольку необходимые таможенные операции, связанные с декларированием и приобретением статуса товаров Таможенного союза, предусмотренные ТК ТС, в отношении товара не совершались, то таможня на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 4 ТК ТС определила, что спорная рыбопродукция является иностранным товаром.
Квалифицировав товар как незаконно перемещенный, таможенный орган посчитал, что таможенные пошлины, налоги подлежат уплате при ввозе товаров на таможенную территорию в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Выводы камеральной таможенной проверки зафиксированы в акте от 19.10.2018 № 10714000/210/191018/А000012.
10.12.2018 начальник Находкинской таможни, рассмотрев акт камеральной таможенной проверки, принял решение № 10714000/210/101218/Т000012/008, которым признал перемещение товара (консервы сайра натуральная с легко вскрываемой крышкой, сайра натуральная с добавлением масла с легко вскрываемой крышкой в количестве 80 347 мест общим весом нетто 944 880,72 кг., брутто – 1 229 289,82 кг.), ввезенного 08.12.2016 по коносаменту от 23.11.2016 №1/09 на ТР «Прогресс» на таможенную территорию Таможенного союза и заявленного АО «Южморрыбфлот» в стандартных документах перевозчика (ТДТС № 10714060/081216/100002055), незаконным перемещением товаров в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, а также решил взыскать с АО «Южморрыбфлот» в порядке, установленном статьей 56 ТК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины, налоги за указанный товар.
Посчитав, что указанное решение не соответствует закону и нарушило права и законные интересы АО «Южморрыбфлот», общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Единое таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе с 01.01.2018 осуществляется на основании Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, однако в соответствии с частью 1 статьи 444 ТК ЕАЭС он применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу, а в силу части 2 данной статьи по отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления этого Кодекса в силу, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 Кодекса.
Следовательно, поскольку принятие судами АО «Южморрыбфлот» рыбопродукции от иностранных судов и ввоз спорного товара консервы сайра тихоокеанская натуральная с добавлением масла на ТР «Прогресс» на таможенную территорию ЕЭАС имели место в период до введения в действие ТК ЕАЭС, к этим правоотношениям подлежит применению ранее действовавший Таможенный кодекс Таможенного союза.
Статьей 150 ТК ТС было закреплено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 156 ТК ТС после пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия или иные места, указанные в пункте 1 этой статьи, и предъявлены таможенному органу.
В силу статьи 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Эти товары считаются находящимися под таможенным контролем, в частности, до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта (подпункт 1 пункта 2 данной статьи).
Согласно статье 153 ТК ТС пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.
Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Кодексом помещению под таможенные процедуры.
При этом в соответствии с положениями статьи 4 ТК ТС под ввозом товаров на таможенную территорию таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;
под выпуском товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Кодексом помещению под таможенные процедуры;
под таможенной декларацией - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;
под таможенной процедурой - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами;
под таможенным декларированием - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Таким образом, ввозимые на таможенную территорию товары подлежат таможенному контролю и помещению под таможенную процедуру, избираемую декларантом.
В силу пункта 2 статьи 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Кодексом;
2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;
3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
4) лиц, пересекающих таможенную границу.
Согласно пункту 4 статьи 160 ТК ТС перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.
Из приведенных норм следует, во-первых, что таможенные органы проводят таможенный контроль в отношении товаров, прибывающих на таможенную территорию, не только в связи с предъявлением этих товаров перевозчиком непосредственно при пересечении таможенной границы, но и в связи с совершением заинтересованным лицом действий, направленных на их выпуск (в том числе подачей таможенной декларации), а во-вторых, что товары должны быть не только предъявлены перевозчиком при их ввозе, но и заявлены заинтересованным лицом к таможенному оформлению.
При этом ни ТК ТС, ни действующее в настоящее время таможенное законодательство не связывают возникновение у заинтересованного лица обязанности осуществить таможенное декларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, с какими бы то ни было действиями таможенного органа, которые предшествовали бы этому.
Напротив, в силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Данной обязанности корреспондирует обязательность опубликования законов, а также любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, иначе они не подлежат применению, что закреплено в части 3 данной статьи.
Следовательно, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы независимо от каких-либо указаний уполномоченных органов.
В период спорных правоотношений происхождение товаров определялось в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008.
Данные правила были опубликованы в изданиях «Собрание законодательства Российской Федерации» от 04.10.2010 № 40, «Бюллетень международных договоров» за февраль 2011 № 2, «Таможенный вестник» за июнь 2010 № 11.
В силу пункта 2 данного Соглашения товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются, в частности, продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны; продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из такой продукции.
О том, что спорная рыбопродукция таким критериям не отвечала, заявителю было достоверно известно.
Пунктом 1 приказа ФТС России от 15.01.2013 № 40 «О порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза» (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 № 28570) таможенным органам предписано осуществлять таможенные операции и таможенный контроль продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной российскими рыбопромысловыми судами при осуществлении промышленного рыболовства за пределами территориального моря Российской Федерации, ввозимой в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля, в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, с учетом Правил определения страны происхождения товаров и положений постановлений Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 и от 24.12.2008 № 990.
Пунктом 3 этого же приказа установлено не совершать таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза продукции морского промысла, в случае, если в результате совершения таможенных операций при прибытии продукции морского промысла установлено, что такая продукция с учетом подпунктов 6 и 7 пункта 2 Правил определения страны происхождения товаров является полностью произведенной в Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 4 Кодекса является товаром Таможенного союза.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 «О Порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации» в морских портах в Российской Федерации при оформлении захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввозе (вывозе) уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции применяются уведомительный порядок и выборочный государственный контроль (надзор) в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции.
В силу пункта 3 «б» Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденного Приказом ГТК РФ от 12.09.2001 № 892 (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.10.2001 № 2958), в декларации о грузе, предъявляемой перевозчиком при приходе судна, указываются сведения о грузах (товарах и транспортных средствах), находящихся на судне, в следующем объеме:
- название;
- национальная принадлежность;
- фамилия капитана;
- порт отправления;
- порт составления декларации о грузе;
- маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание грузов (товаров);
- номера коносаментов на грузы (товары), подлежащие выгрузке в порту прихода;
- порты выгрузки грузов (товаров), оставшихся на борту судна;
- первоначальные порты отправления грузов (товаров), перевозимых по коносаментам;
Согласно пункту 24 этого же Положения при проведении таможенного оформления и таможенного контроля судна сотрудники таможенного органа:
- проверяют достоверность заявленных сведений, содержащихся в представленных документах;
- проверяют записи в журналах материального учета судна и документы на ввозимые на судне судовое снаряжение, судовые запасные части и судовые припасы;
- накладывают средства таможенной идентификации на помещения, где находятся следующие товары:
- табачные изделия и алкогольные напитки (за исключением помещений, в которых находятся табачные изделия и алкогольные напитки, которые будут потребляться на судне во время его стоянки в порту);
- оружие;
- лекарственные средства;
- товары, не предназначенные для выгрузки в данном порту.
Пунктом 26 этого Положения предусмотрено, что после проверки представленных документов и проведения таможенного контроля судна и товаров сотрудник таможенного органа:
а) в Общей декларации проставляет и заполняет штамп установленной формы, подписывает и заверяет его оттиском личной номерной печати, делает отметки о наложении средств таможенной идентификации, отражает другую информацию, необходимую для таможенного контроля;
б) в накладных CN 37, Декларации о грузе или судовых манифестах на грузы (товары), подлежащие выгрузке в место, определенное таможенным органом, проставляет штамп «ГРУЗ ТАМОЖЕННЫЙ», указывает место выгрузки грузов (товаров), дату и заверяет оттиском личной номерной печати.
Таким образом, в отношении груза, являющегося иностранным товаров, таможенный орган в ходе осуществления таможенного контроля при приходе судна должен либо наложить средства таможенной идентификации на помещения, где находятся товары, не предназначенные для выгрузки в данном порту, либо проставить штамп «груз таможенный» в накладных (в данном случае – коносаментах), декларации о грузе или судовых манифестах на грузы (товары), подлежащие выгрузке.
Однако непроставление таможенным органом соответствующей отметки само по себе не препятствовало исполнению Обществом обязанности, предусмотренной пунктом 4 статьи 160 ТК ТС, посредством подачи таможенной декларации на товары, которая опосредовала бы осуществление ответчиком таможенного контроля на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 95 ТК ТС.
В силу статьи 176 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.
При совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются Кодексом.
Согласно положениям статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 180 ТК ТС).
Как установлено статьей 181 ТК ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются следующие основные сведения:
1) заявляемая таможенная процедура;
2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;
4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;
5) сведения о товарах:
наименование;
описание;
классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
наименование страны происхождения;
наименование страны отправления (назначения);
описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения;
таможенная стоимость;
статистическая стоимость;
6) сведения об исчислении таможенных платежей:
ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
применение льгот по уплате таможенных платежей;
суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом;
7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
8) сведения о соблюдении ограничений;
9) сведения о производителе товаров;
10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;
11) сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Кодекса;
12) сведения о лице, составившем декларацию на товары;
13) место и дата составления декларации на товары.
В силу статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, к которым относятся:
документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
транспортные (перевозочные) документы;
документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных Кодексом;
документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;
документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза.
Если в документах, указанных в данном пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
В ходе рассмотрения дела АО «Южморрыбфлот» не привел обоснование невозможности совершения им действий по таможенному декларированию спорной рыбопродукции в отсутствие штампа «груз таможенный» на товаросопроводительных документах. Отсутствие таких штампов не препятствовало подаче таможенной декларации, избранию таможенной процедуры, заявлению в ДТ необходимых сведений и представлению документов, сопровождающих подачу ДТ.
Довод общества о том, что статус товара как товара ТС определен таможней на момент его ввоза 08.12.2016 и соответствующее решение таможни, принятое на момент ввоза товара, не отменено, не свидетельствует о незаконности решения таможни от 10.12.2018, поскольку право таможенного органа проводить таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС и в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин принимать соответствующее решение в сфере таможенного дела о доначислении таможенных платежей, предусмотрено статьей 99 ТК ТС, частью 5 статьи 178 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а после 01.01.2018 - соответствующими положениями ТК ЕАЭС и Федерального закона 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, зная о том, что спорная рыбопродукция не является товаром Таможенного союза ЕАЭС и подлежит таможенному оформлению, но не заявив ее к таможенному оформлению, АО «Южморрыбфлот» приняло на себя риски возможных дальнейших негативных последствий своих действий.
Суд отклоняет довод заявителя о том, что в спорной ситуации действия АО «Южморрыбфлот» не образуют состав административного правонарушения, который мог бы быть квалифицирован как незаконное перемещение товаров, и что в отношении общества ответчик не возбуждал дела об административных правонарушениях, как не имеющий значения для настоящего дела.
Действительно, статьей 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки, под которым понимается нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа (часть 1), сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза (часть 2), сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам (часть 3).
При этом недекларирование товаров образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, то есть недекларирование товаров с точки зрения законодательства об административных правонарушениях не является проявлением незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Вместе с тем, законодательство Таможенного союза о таможенном регулировании и законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях имеют различный предмет правового регулирования, решают различные задачи (статья 1 ТК ТС, статья 1.2 КоАП РФ), в связи с чем используют имманентный правовой инструментарий, в том числе юридические дефиниции, которые в ряде случаев специально оговариваются в соответствующих правовых актах.
Так, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается в том числе перемещение товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием или недекларированием товаров.
Следовательно, именно в значении, определенном подпунктом 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, Таможенный кодекс использовал понятие «незаконное перемещение товаров через таможенную границу».
Принимая оспариваемое решение в декабре 2018 года, таможенный орган правомерно исходил из того, что в соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС для целей этого Кодекса также используется понятие «незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза», которое означает перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
В силу положений статьи 81 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу (пункт 4 данной статьи).
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате при ввозе товаров на таможенную территорию - в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу (подпункт 1 пункта 5).
Аналогичные положения закреплены статьей 56 ТК ЕАЭС.
В силу положений статьи 64, главы 9 ТК ТС основой для начисления таможенных платежей является таможенная стоимость товара, порядок определения которой на момент ввоза спорных товаров регулировался Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
Согласно статье 2 данного Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 Соглашения, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 Соглашения.
Поскольку в используемых таможней базах данных отсутствовала информация о таможенном декларировании идентичных и однородных товаров в период, установленный пунктом 1 статьи 6, пунктом 1 статьи 7 Соглашения, а также не имела места внешнеторговая сделка купли-продажи спорного товара, ответчик, определяя его таможенную стоимость, обоснованно применил метод сложения таможенной стоимости, использовав сведения о калькуляции себестоимости выпуска консервов из сайры на КРКПБ «Всеволод Сибирцев», предоставленные ему обществом. Таким образом, на день пересечения товарами таможенной границы таможенная стоимость товара ввезенного 08.12.2016 ТР «Прогресс» (сайра тихоокеанская натуральная с добавлением масла, ЛВК – 40 309 мест*48 банок/место = 1 934 832 банок; сайра тихоокеанская натуральная, ЛВК – 40 038 мест*48 банок/место = 1 921 824 банок) составляет всего 93 448 075,68 руб., что отражено в акте камеральной таможенной проверки от 19.10.2018 № 10714000/210/191018/А000012, решении Находкинской таможни от 10.12.2018 № 10714000/210/101218/Т000012/008.
На дату ввоза (08.12.2016) товар – консервы из сайры – должен был быть классифицирован в товарной подсубпозиции 1604 19 979 0 ТН ВЭД ЕАЭС (готовая или консервированная рыба; икра осетровых и ее заменители, изготовленные из икринок рыбы…, прочие).
Согласно Единому таможенному тарифу ТС ставка ввозной таможенной пошлины на товар, классифицируемый в этой товарной подсубпозиции, составляла 15%.
Заявитель полагает, что ввозная таможенная пошлина в отношении спорной рыбопродукции не могла быть начислена, поскольку такая продукция вовсе освобождалась от ввозной таможенной пошлины.
Действительно, в соответствии с пунктом 6 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728, в редакции, действовавшей на момент ввоза спорного товара, продукция морского промысла судов государств - членов Таможенного союза, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств - членов Таможенного союза, освобождается от уплаты таможенной пошлины при представлении следующих документов:
документ, подтверждающий право собственности или аренду (фрахтование) судов;
разрешительный документ органа в области рыболовства и (или) охраны морских биологических ресурсов, дающий право на осуществление морского промысла.
Освобождение от уплаты таможенной пошлины распространяется на уловы водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, добытых (выловленных), произведенных судами государств - членов Таможенного союза, а также судами, арендованными (зафрахтованными) юридическими и физическими лицами государств - членов Таможенного союза.
Однако согласно пунктам 1, 2 данного Порядка он разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 6 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, а категории товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза и освобождаемых от таможенных пошлин, определяются пунктом 3 статьи 5, пунктом 1 статьи 6 этого Соглашения, а также решениями Комиссии Таможенного союза.
По состоянию на дату перемещения спорного товара данное Соглашение утратило силу, однако, устанавливая категории товаров, освобождаемых от ввозной таможенной пошлины, Соглашение рассматривало такое освобождение как тарифную льготу, что следует из пунктов 1, 2 статьи 5, пункта 1 во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 6 и иных положений этого Соглашения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 74 ТК ТС тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин) входят в состав льгот по уплате таможенных платежей. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с данным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 2 этой же статьи).
Следовательно, АО «Южморрыбфлот» в связи с незаконным перемещением 08.12.2016 консервов сайра натуральная с легко вскрываемой крышкой, сайра натуральная с добавлением масла с легко вскрываемой крышкой в количестве 80 347 мест, общим весом нетто 944 880,72 кг., брутто – 1 229 289,82 кг. должно было уплатить ввозную таможенную пошлину, согласно Единому таможенному тарифу Таможенного союза по ставке ввозной таможенной пошлины на товар, классифицируемый товарной подсубпозицией 1604 19 979 0 ТН ВЭД ЕАЭС, на дату ввоза, рассчитанную исходя из ставки 15%.
В то же время суд соглашается с доводом общества о том, что в оспариваемом решении таможенный орган неправомерно указал на начисление налога на добавленную стоимость, ввиду отсутствия объекта налогообложения.
Так, пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации для ряда операций установлена налоговая ставка по НДС в размере 10%.
Согласно Перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908 (в редакции на момент ввоза спорного товара), к ним относится, в частности, готовая или консервированная рыба; икра осетровых и ее заменители, изготовленные из икринок рыбы, - в том числе классифицируемые в товарной подсубпозиции 1604 19 979 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
По мнению ответчика, по указанной ставке Обществу должен быть начислен НДС в связи со ввозом спорной продукции, поскольку льгота, предусмотренная статьей 150 НК РФ, не должна применяться.
В то же время в силу статьи 74 ТК ТС в число льгот по уплате таможенных платежей входят льготы по уплате налогов. При этом льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств – членов таможенного союза.
Следовательно, льготы по уплате налогов, в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 81 ТК ТС не подлежащие учету при начислении этих налогов в связи с незаконным перемещением товаров, должны определяться посредством дефиниций, закрепленных в национальном законодательстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», следует различать налоговые льготы и основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру не отвечают понятию налоговой льготы, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 17 НК РФ к элементам налогообложения относятся объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, объект налогообложения и налоговая база, как и налоговые льготы, являются самостоятельными элементами налогообложения.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом налогообложения.
Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения), определен статьей 150 НК РФ.
В частности, в силу пункта 11 этой статьи не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации.
Это освобождение предоставляется любым лицам, осуществившим ввоз такой продукции, не вследствие наличия у них преимуществ по уплате НДС перед лицами, вовсе не осуществляющими ввоз продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации, а вследствие исключения операций по ввозу такой продукции из числа объектов налогообложения.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что установленное пунктом 11 статьи 150 НК РФ освобождение от налогообложения не является налоговой льготой. Обложению НДС по ставке 10% подлежит готовая или консервированная рыба, классифицируемая в товарной подсубпозиции 1604 19 979 0 ТН ВЭД ЕАЭС, если она не была выловлена и (или) переработана рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации.
В соответствии с частью 28 статьи 237 ТК ЕАЭС на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных Кодексом Союза и (или) статьей 218 данного закона, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка.
Несмотря на мотивировочную часть решения Находкинской таможни от 10.12.2018 № 10714000/210/101218/Т000012/008, в ее резолютивной части, непосредственно затрагивающей права и законные интересы АО «Южморрыбфлот» и влекущей для него правовые последствия, таможенный орган указал: признать перемещение спорного товара незаконно перемещенным товаром в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, взыскать с АО «Южморрыбфлот» в порядке, установленном статьей 56 ТК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины, налоги за указанный товар.
В резолютивной части решения не указано, какие именно пошлины, налоги следует взыскать в связи с незаконным перемещением АО «Южморрыбфлот» спорных товаров, а расчет таможенной пошлины и НДС, приведенный в мотивировочной части решения, является предварительным, о чем прямо указано в решении.
О конкретных платежах, подлежащих уплате, с указанием сумм каждого из них и пени за просрочку уплаты, Находкинская таможня уведомила АО «Южморрыбфлот» в уведомлении от 28.12.2018 № 10714000/Ув2018/0001564, направленном в порядке статьи 73 Закона № 289-ФЗ, которое не является предметом спора.
С учетом изложенного оспариваемое решение таможенного органа от 10.12.2018, вынесенное по результатам таможенной проверки, является законным и не нарушает права и законные интересы акционерного общества «Южморрыбфлот» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ).
Таким образом, с учетом указанных разъяснений государственная пошлина в размере 3000 руб., уплаченная заявителем по платежному поручению №103 от 09.01.2019 на сумму 3000 руб. за рассмотрение ходатайства о принятии обеспечительных мер по делу подлежит возврату заявителю, как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
Отказать в признании незаконным решения Находкинской таможни от 10.12.2018 по результатам таможенной проверки № 10714000/210/101218Т000012/008. Проверено на соответствие Федеральному закону «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Возвратить излишне уплаченную по платежному поручению №103 от 09.01.2019 государственную пошлину в размере 3 000руб. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Н.В. Колтунова