ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-16413/2021 от 08.11.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, д. 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                         Дело № А51-16413/2021

10 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2021 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2021 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Краснова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тищенко Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 0106044 , ОГРН 2504366288 , дата регистрации 20.09.2004)

к обществу с ограниченной ответственностью «Новое время» (ИНН 2301815 , ОГРН 2501101510 , дата регистрации 19.05.2004)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ по протоколу от 19.08.2021 № 11-15/137-2021,

при участии:

от заявителя: не явились, извещены;

от общества: ФИО1, паспорт, доверенность от 17.08.2021, диплом;

установил: Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Новое время» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ по протоколу от 19.08.2021 № 11-15/137-2021.

Надлежаще извещенный административный орган не обеспечил явку представителя в предварительное судебное заседание, что в соответствии со статьей 136 АПК РФ не препятствует его проведению.

Представитель общества, не оспаривания совершения административного правонарушения, просил суд назначить наказание в виде предупреждения, представил в материалы дела письменные пояснения по обстоятельствам дела.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и доказательства, признав дело подготовленным к судебному разбирательству, суд в соответствии со статьей 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО «Новое время» является держателем лиценизии 025 № 00351 от 20.10.2017 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования бессрочно.

На основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на 2021 год, утвержденного приказом исполняющего обязанности руководителя Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 29.10.2020 № 1285, приказом от 10.12.2020 № 1372 «О внесении изменений в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на 2021 год», приказом от 16.02.2021 № 112 «О  внесении изменений в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на 2021 год», в отношении лицензиата в период с 31.07.2021 по 12.08.2021 Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, лицензионных требований при осуществлении деятельности ООО «Новое Время» в рамках лицензионного контроля при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований природоохранного законодательства при осуществлении лицензируемой деятельности:

- работники предприятия ФИО2, ФИО3, допущенные к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не прошли профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном приказом Минприроды России от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами»;

- при эксплуатации объекта размещения отходов полигон твердых бытовых отходов общества не соответствует документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

По факту выявления нарушений природоохранного законодательства должностным лицом Росприроднадзора в отношении ООО «Новое время» составлен протокол об административном правонарушении № 11-15/137-2021 от 19.08.2021 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, переданный вместе с материалами дела об административном правонарушении в арбитражный суд в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

Суд, исследовав материалы дела, находит заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Пунктом  2  статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее  - Закон № 99-ФЗ) дано понятие  лицензии  как  специального разрешения на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

По правилам статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), пункта 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона № 89-ФЗ профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Профессиональная подготовка подтверждается в соответствии с действующим законодательством об образовании, так и ранее выданные свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I - IV класса опасности, если документы выданы организациями, имеющими полученные в установленном законом порядке лицензии на право осуществления образовательной деятельности, и осуществляющими образовательную деятельность (профессиональная подготовка, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование) по примерной программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 № 868, согласованной с Министерством образования Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части дополнения ее пунктом 17, определяющим, что типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды России от 18.12.2002 № 868 утверждена примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

Таким образом, лица, допущенные к деятельности в области обращения с отходами, должны пройти обучение по утвержденной программе объемом не менее 112 часов.

Согласно пункту 6 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, к заявлению, указанному в пункте 5 Положения, соискатель лицензии прилагает: для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ (подпункт «б»); для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии - юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности (подпункт «д»).

Проверкой установлено, что работники ФИО2, ФИО3, допущенные к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности,  не прошли обучение по утвержденной программе объемом не менее 112 часов: ФИО3 имеет свидетельство № 147-У-2016 от 31.10.2016 о прохождении обучения по программе «Профессиональная подготовка водителей (рабочих матросов) предприятия на право работы с отходами I-IV классов опасности» в объеме 24 часов (приказ о приеме на работу от 01.11.2016 № НВ000000010); ФИО2 имеет свидетельство № 060-У-2015 от 21.07.2017 о прохождении обучения по программе «Профессиональная подготовка водителей (рабочих матросов) предприятия на право работы с отходами I-IV классов опасности» в объеме 24 часов (приказ о приеме на работу от 20.11.2017 № НВ000000019), что является нарушением лицензионных требований.

Согласно подпункту «в» пункта 5 Положения о лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона № 99-ФЗ, в котором указывает: для работ по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности - реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 1 Закона № 174-ФЗ экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 10 Закона № 174-ФЗ).

В силу пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы является проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

Заключением государственной экологической экспертизы № 6/1482-147 от 22.06.1993 ООО «Новое время» предусмотрено, что в первую очередь строительства полигона бытовых отходов входит хозяйственная зона, ограда, валы в нижней зоне, промежуточные валы, нагорные канавы с водосборником, контрольные скважины. С восточной стороны участок ограничен ручьем. Чтобы исключить попадание фильтрата в ручей, на расстоянии 15м вдоль него устраивается вал из грунта, изолироваванный 0,5 м слоем уплотненной глины. С севера и запада возводится изгородь.

Вместе с тем проверкой установлено, что на территории полигона твердых бытовых отходов общества имеется ограждение с южной стороны, с других сторон (севера и запада) ограждение отсутствует; с восточной стороны участка расположен водный объект ручей без названия, на территории полигона твердых бытовых отходов не имеется вала из грунта, изолированного 0,5 м слоем уплотненной глины, для исключения попадания фильтрата в ручей, на расстоянии 15 м вдоль ручья, отсутствуют контрольные скважины.

Таким образом, полигон бытовых отходов общества организован с отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, что также является нарушением лицензионных требований, предъявляемых к деятельности общества.

Указанные нарушения обязательных требований образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, возможность  соблюдения которых у него имелась.

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению лицензиатом требований законодательства в области  оказания услуг связи, а также свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в  связи с  чем, суд считает, что вина  в совершении правонарушения установлена.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения настоящего дела не истек.

Проверив соблюдение административным органом требований процессуального законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд не установил каких-либо грубых, неустранимых нарушений.

Исследовав материалы дела, суд не усмотрел в действиях общества обстоятельств, позволяющих квалифицировать его деяние как малозначительное, в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Судом установлено пренебрежительное отношение общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей при оказании лицензируемой деятельности, что подтверждается материалами дела.

В силу изложенных обстоятельств, оценивая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Учитывая закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип дифференциации ответственности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным привлечь правонарушителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения, что является минимальной санкцией, с учетом отсутствия отягчающих и смягчающих ответственность за совершение административного правонарушения обстоятельств.

При этом суд считает, что наказание в минимальном размере, установленном санкцией указанной статьи, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Судом не рассматривает вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по делу, поскольку заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Новое время» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 19.05.2004, адрес: 692880, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.    

Судья                                                                            Краснов В.В.