ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-16548/19 от 23.12.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-16548/2019

27 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2019 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2019 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Соловьевой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Гранъ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 02.10.2007)

к Администрации Надеждинского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 16.11.1999, дата присвоения ОГРН 02.12.2002)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент лесного хозяйства Приморского края

о признании незаконным отказа,

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 29.10.2019);

от ответчика – главный специалист правового управления ФИО2 (доверенность от 01.03.2019 № 2048/2019);

третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, для участия в нем своего представителя не направило, что в силу частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явилось препятствием для проведения судебного заседания в отсутствие этого лица.

 установил: Общество с ограниченной ответственностью «Гранъ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Надеждинского муниципального района, выраженный в письме от 20.06.2019 № 5888; об обязанни ответчика утвердить схему расположения земельного участка площадью 62698 кв. м. для добычи полезных ископаемых: разработка карьера скального грунта месторождения «Ключевое-5» в границах утвержденных запасов скального и древесного грунта, расположенного по адресу: Надеждинское муниципальное образования, к востоку от 2-го км автодороги «Гострасса-Ключевое», установить категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и предоставить земельный участок ООО «Гранъ» в аренду сроком до 02.12.2033 года.

В ходе рассмотрения дела заявитель свое требование подержал по изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях основаниям. Заявитель полагает, что для оспариваемого отказа в предоставлении испрашиваемого ООО «Гранъ» земельного участка для добычи скального и древесного грунта на месторождении «Ключевое» на основании выданной ему лицензии у Администрации Надеждинского муниципального района не имелось законных оснований.

Заявитель указал, что представил органу местного самоуправления с заявлением все документы, необходимые для его рассмотрения и принятия положительного решения.

Заявитель не согласен с выводом Администрации относительно включения спорного  земельного участка в состав земель лесного фонда, полагая, что оспариваемый отказ ответчика препятствует осуществлению Обществом на этом участке лицензируемого вида деятельности, нарушая его права и законные интересы.

Заявитель пояснил, что испрашиваемый земельный участок площадью 62698 кв.м. совместно с частью арендуемого им же смежного земельного участка с кадастровым номером 25:10:011200:61 образует единый участок, в границах которого заявителю разрешена добыча полезных ископаемых  на основании  выданной ему лицензии. Также заявитель указал, что указанные участки фактически представляют собой действующий карьер, используемый заявителем для добычи полезных ископаемых уже более 8 лет, что делает невозможным использование испрашиваемого земельного участка для сельскохозяйственного назначения.

По мнению Общества,  отнесение спорного земельного участка к территориям, покрытым лесом и кустарником, не препятствует ведению на этом участке деятельности по добыче полезных ископаемых в соответствии с полученной заявителем лицензией.

Кроме того, заявитель сослался на полученные им разъяснения Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее - Департамент)  о том, что спорный земельный участок не входит в состав земель лесного фонда, и Департамент не осуществляет государственное управление указанным земельным участком.

Также заявитель полагает, что оформив горный отвод и проект ведения работ, Общество имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с выданной ему лицензией, в том числе в границах испрашиваемого земельного участка.

Ответчик с заявленным требованием не согласился, поддержал изложенную в письменном отзыве позицию. Полагает, что для оспариваемого отказа имелись законные основания.  Администрация указала, что согласно Правилами землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утвержденными решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района от 06.05.2013 № 742 (далее - ПЗЗ № 742), спорный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда.

По мнению администрации, испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 62698 кв.м. с видом разрешенного использования: для добычи полезных ископаемых - не соответствует  Генеральному плану Надеждинского сельского поселения, которым спорный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, а по функциональному зонированию - в зону лесов. Также ответчик счел, что спорный земельный участок не соответствует ПЗЗ № 742, определяющим испрашиваемую территорию как территорию, покрытую лесом и кустарником.

  Департамент согласно представленному в материалы дела письменному отзыву подтвердил факты обращения к нему Общества за разъяснением относительно статуса спорного земельного участка,  и о даче заявителю ответов об отсутствии спорного участка в составе земель лесного фонда и об отсутствии сведений о нем в Государственном лесном реестре.

В то же время, по мнению Департамента, исключительное право на получение спорного земельного участка в аренду с момента получения лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых, без оформления геологического отвода и (или) горного отвода и утверждения проектной документации для проведения указанных работ, у заявителя не возникает.

В связи с этим Департамент полагает, что в составе документов для рассмотрения вопроса о предоставлении заявителю в аренду спорного земельного участка  подлежит оценке проектная документация на виды работ или геологический/горный отвод.

При рассмотрении дела суд установил, что Обществу с ограниченной ответственностью «Гранъ» Управлением Росприроднадзора Приморского края выдана лицензия на пользование недрами  НАД 00677 ОШ  со сроком действия до 03.12.2031 на право осуществления добычи скального и дресвяного грунта на месторождении «Ключевое», расположенного на территории Надеждинского муниципального района к востоку от 2-го км от автодороги «Гострасса-Ключевое», в пределах номенклатурного листа К-52-VI, на участке со статусом горного отвода.

Согласно являющимся приложением к указанной лицензии кратким сведениям об участке недр указанное месторождение приурочено к юго-западному флангу Надеждинского интрузивного массива. На площади массива расположены карьер грунта ОАО «Надеждинскагропромхимия» и карьер «Ключевое» ОАО «Примавтодор».

Обществу выдан горноотводный акт от 04.04.2012 № 355, которым уточнены границы горного отвода в соответствии с Законом о недрах.

Также Обществом разработан технический проект «Разработка карьера строительного камня месторождения «Ключевое-5», который согласован Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края. Проведена экспертиза технического проекта, о чем выдано заключение ЭПБ-007/Р-008-2011 экспертизы промышленной безопасности Технического проекта разработки карьера строительного камня месторождения «Ключевое-5». Заявителем подготовлен отчет об оценочных геологических работах запасов на месторождении скального грунта и дресвы «Ключевое-5», который утвержден Департаментом природных ресурсов и ООС Приморского края. Получено свидетельство о регистрации А74-02472 от 10.06.2016 опасного производственного объекта Карьер «Ключевое-5» в Государственном реестре опасных производственных объектов. Разработан Проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу по карьеру скального грунта «Ключевое-5».

ООО «Грань» получено свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - Карьер скального грунта от 05.10.2017 № BJCNBDMH.

ООО «Гранъ» 16.11.2018 обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – ДЗИО) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 62698 кв.м для добычи полезных ископаемых: разработка карьера скального грунта месторождения «Ключевое-5» в границах утвержденных запасов скального и дресвяного грунта, расположенного по адресу: Надеждинское муниципальное образование, к востоку от 2-го км автодороги «Гострасса-Ключевое», предоставлении ООО «Гранъ» в аренду сроком до 02.12.2033 года земельного участка площадью 62698 кв.м для добычи полезных ископаемых: разработка карьера скального грунта месторождения «Ключевое-5» в границах утвержденных запасов скального и дресвяного грунта, расположенного по адресу: Надеждинское муниципальное образование, к востоку от 2-го км автодороги «Гострасса-Ключевое».

В связи с внесением изменений Законом Приморского края от 03.12.2018 № 402-КЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений» в статью 2 Закона Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» изменений и передачей от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края полномочий по управлению и распоряжению земельными участками в границах Надеждинского муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, органу местного самоуправления Надеждинского муниципального района поданное Обществом заявление и приложенный к нему пакет документов был передан ДЗИО в администрацию Надеждинского муниципального района.

03.06.2019 года через интернет приемную официального сайта Администрации Надеждинского муниципального района (http://www.nadezhdinsky.ru/) заявитель обратился с просьбой проинформировать о ходе рассмотрения вышеуказанного заявления, поскольку до указанного момента никакого ответа от уполномоченных органов не получал (№ 1652007119431980717).

Письмом от 20.06.2019 № 5888 Администрация отказала в ООО «Гарнъ» в удовлетворении заявления, в связи с нахождением земельного участка в границах лесного фонда.

С указанным отказом ООО «Гранъ» не согласилось, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы Общеста,  оспорило в арбитражном суде.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц, проанализировав на соответствие закону оспариваемый отказ органа местного самоуправления, суд приходит к  следующим выводам.

Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой  V.I ЗК РФ.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.

По общему, закрепленному в статье 39.6 ЗК РФ, правилу земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется заинтересованному лицу в аренду на основании договора, заключаемого на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов договоры аренды указанных земельных участков заключаются в случаях, перечисленных в пункте 2 данной статьи Кодекса. К таким случаям в соответствии с подпунктом 20 указанной нормы  предоставление земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.

По правилам статьи 39.14 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании поданного в уполномоченный орган  гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка путем заключения договора аренды земельного участка (подпункты 6,7 пункта 1).

Порядок оформления и подачи заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, его рассмотрение уполномоченным органом  предусмотрен статьей 39.17 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

К основаниям для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка статьей 39.16 ЗК РФ отнесен, в том числе случай, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).

Оцениваемые в настоящем споре обстоятельства основаны на реализации ООО «Гранъ» подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ путем обращения с соответствующим заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка площадью 62698 кв.м. для пользования недрами с целью осуществления добычи скального и дресвяного грунта на месторождении «Ключевое» на основании выданной ему лицензии  НАД 00677 ОШ  со сроком действия до 03.12.2031.

Как следует из материалов дела указанный земельный участок предстоит образовать, что по правилам процедуры предоставления земельных участок без торгов согласно статье 39.14 ЗК РФ предусматривает: подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;  осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;  заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (подпункты 2 - 7 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 этой же статьи заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подается или направляется в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По правилам пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к данному заявлению должны быть приложены соответствующие документы, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В рассматриваемых обстоятельствах заявитель ставит вопрос об образовании земельного участка в границах горного отвода месторождения «Ключевое», расположенного на территории Надеждинского муниципального района к востоку от 2-го км от автодороги «Гострасса-Ключевое», в пределах номенклатурного листа К-52-VI.

Изложенный в письме Администрации  от 20.06.2019 № 5888 отказ основан на доводе органа местного самоуправления о нахождении испрашиваемого заявителем земельного участка в составе лесного фонда.

В обоснование своего вывода Администрация сослалась на Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения.

Также ответчик указал и на то, что спорный земельный участок в испрашиваемых заявителем границах расположен на территории, покрытой лесом и кустарником.

Указанные обстоятельства Администрация подтверждает сведениями Схемой отображения функциональных зон  сельского поселения  и фрагментом карты зон с особыми условиями использования территорий представленной Департаментом градостроительства Приморского края РИСОГД ПК.

Кроме того, в ходе рассмотрения спора Администрация  сослалась на  отнесение Генеральному плану Надеждинского сельского поселения территории в границах испрашиваемого заявителем земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Действительно, по правилам подпункта 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и по правилам пункта 1 статьи 71 этого же кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. При этом, согласно статье 23 Лесного кодекса РФ, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

Согласно пункту 1 статьи 122 ЛК РФ на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса.

Пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ определено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения и образование из них земельных участков регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №  101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесены, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Из части 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункты 1 и 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 2 Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утвержденные решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района от 06.05.2013 № 742, с учетом внесенных в них изменений Постановлением Администрации Приморского края от 20.04.2018 № 178-па, градостроительные регламенты на территории поселения не установлены для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах территории опережающего социально-экономического развития «Надеждинская».

В силу пункта 4 части 4 этой же статьи действие градостроительного регламента на территории поселения не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Участвующий в рассмотрении дела Департамент Лесного хозяйства Приморского края подтвердил доводы заявителя относительно отсутствия в составе земель лесного фонда территории земельного участка площадью 62698 кв.м. в испрашиваемых ООО «Гранъ» границах, указав на  отсутствие сведений о таком участке в государственном лесном реестре.

Указанная информация, в том числе  предоставлена Департаментом Обществу в рамках осуществленной между ними переписки по указанному вопросу (письмо Департамента от 04.07.2019 года № 25/38-05-529). 

Доказательств отнесения спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения Администрация в ходе рассмотрения дела не представила.

При этом суд оценивает оспариваемый отказ Администрации, исходя из приведенного в письме от 20.06.2019 № 5888 его обоснования, содержащего определенный вывод органа местного самоуправления, указывающий на конкретное правовое регулирование правоотношений в сфере оборота земель лесного фонда, что в установленных судом обстоятельствах не применимо.

Кроме того, суд принимает во внимание, что вывод Администрации  относительно включения спорного земельного участка в состав лесного фонда, обусловил отказ ответчика от дальнейшего рассмотрения вопросов о принципиальной возможности формирования испрашиваемого заявителем земельного участка  и решения вопроса о его предоставлении ООО «Гранъ» на испрашиваемом праве и для заявленной им цели на основе представленных в ДЗИО с обращением от 16.11.2018  документах, что не соответствует определенной пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ процедуре.

Отказывая заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка, Администрация фактически руководствовалась сведениями, не относящимися к градостроительному зонированию Надеждинского муниципального образования, однако сведения о возможном включении указанного земельного участка в земли лесного фонда могли быть подтверждены уполномоченным на ведение государственного лесного реестра органом (пункт 4 Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496, статьи 81 – 84 ЛК РФ), что ответчиком должным образом не было обеспечено.

Сведения о включении спорного земельного участка в земли лесного фонда Департаментом лесного хозяйства Приморского края в ходе рассмотрения дела опровергнуты, что возлагает на орган местного самоуправления обязательство по рассмотрению поставленного заявителем в его обращении от 16.11.2018 вопроса по существу  и с учетом указанной информации, а равно представленных документов, в том числе в части обоснования цели предоставления земельного участка.

Таким образом, доводы заявителя о том, что испрашиваемый им земельный участок площадью 62698 кв.м. совместно с частью арендуемого им же смежного земельного участка с кадастровым номером 25:10:011200:61 образует единый участок, в границах которого заявителю разрешена добыча полезных ископаемых на основании  выданной ему лицензии, а равно доводы относительно документального обоснования цели предоставления Обществу спорного участка находятся в правовой плоскости регулирования административной функции, осуществляемой администрацией Надеждинского муниципального образования в пределах предоставленных ей полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, которую арбитражный суд подменять не может.

В связи с изложенным, поскольку включение спорного земельного участка в земли лесного фонда Администрацией не подтверждено, не доказанным является наличие предусмотренного пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении указанного земельного участка заявителю в аренду без проведения торгов, следовательно, изложенный в письме от 20.06.2019 № 5888 отказ не соответствует указанной норме права.

Следовательно, требование заявителя о признании незаконным оспариваемого отказа ответчика суд удовлетворяет.

При определении способа восстановления нарушенного права  заявителя (пункт 3 части 4 статья 201 АПК РФ) суд не связан доводами участников спора. Поэтому, приняв во внимание, что обращение ООО «Гранъ» от 16.11.2018, переданное Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края в администрацию Надеждинского муниципального района для рассмотрения, по существу не рассмотрено, так как ответчик ограничился указанием на невозможность формирования земельного участка за счет земель лесного фонда, оценка представленным заявителем с указанным обращением документам органом местного самоуправления не дана, суд возлагает на ответчика обязанность по рассмотрению вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 62698 кв. м. для добычи полезных ископаемых: разработка карьера скального грунта месторождения «Ключевое-5» в границах утвержденных запасов скального и дресвяного грунта, расположенного по адресу: Надеждинское муниципальное образование, к востоку от 2-го км автодороги «Гострасса-Ключевое», и его предварительном согласовании предоставления Обществу с ограниченной ответственностью «Гранъ» в аренду в соответствии с процедурой, предусмотренной статьями 39.14, 39.15, 39.17 ЗК РФ.

При этом суд учитывает, что определение категории земель при формировании земельного участка (о чем заявитель также ставил вопрос в обращении от 16.11.2018) должно производиться в соответствии с правилами, установленными статьями 7-8 ЗК РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В этой связи заявление Общества об установлении для спорного земельного участка категории земель  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения могло быть удовлетворено только при условии нахождения этого земельного участка за пределами земель поселений (за границами населенных пунктов), что прямо следует из пункта 1 статьи 87 ЗК РФ.

Расходы по уплате государственной пошлины за одно нематериальное требование взыскиваются с ответчика на основании статьи 110 АПК РФ, а на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным отказ Администрации Надеждинского муниципального района, выраженный в письме от 20.06.2019 № 5888, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Администрацию Надеждинского муниципального района рассмотреть вопрос  об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 62698 кв. м. для добычи полезных ископаемых: разработка карьера скального грунта месторождения «Ключевое-5» в границах утвержденных запасов скального и древесного грунта, расположенного по адресу: Надеждинское муниципальное образование, к востоку от 2-го км автодороги «Гострасса-Ключевое», и его предварительном согласовании предоставления Обществу с ограниченной ответственностью «Гранъ» в аренду в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Администрации Надеждинского муниципального района в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Гранъ» 3000 руб. (Три тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Гранъ»из федерального бюджета 3000 руб. (Три тысячи рублей) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.07.2019 № 87 на общую сумму 6000 руб., находящемуся в материалах дела.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

          Судья                                                                 Нестеренко Л.П.