ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-16556/13 от 20.08.2013 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-16556/2013

27 августа 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2013 года

Полный текст решения изготовлен 27 августа 2013 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.И. Голуб

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Кудряшовой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002)

об оспаривании решения

при участии в судебном заседании: от заявителя – главный специалист-эксперт ФИО1 на основании доверенности от 02.04.2013 № 03-3318; от ответчика – начальник юридического отдела ФИО2 на основании доверенности от 30.04.2013

установил: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее – заявитель, Территориальное управление Росимущества) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю (далее – ответчик, учреждение) о признании незаконным решения от 28.03.2013 №Ф01/13-19195 о приостановлении кадастрового учета, а также об обязании Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:311, а именно, изменить вид разрешенного использования с «для строительства объекта «ПС 220/110/35 кВ «Русская» на «объекты энергообеспечения, теплоснабжения, связи, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки стоков и другие объекты инженерной инфраструктуры».

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 20.08.2013. После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон.

В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал, указав на то, что в рассматриваемом случае отсутствует необходимость согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, а не Приморского края.

Ответчик требования заявителя не признает, указав на то, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, так как заявителем не предоставлен распорядительный акт органа уполномоченного на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Пояснил, что необходимость его предоставления определена Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Из материалов дела судом установлено, что Территориальным управлением ФАУГИ 15.03.2013 было подано заявление в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю №25-0-1-50/3101/1885 о государственном учете изменений объекта недвижимости в связи с вводом в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 25:28:000000:311, изменить вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с «для строительства объекта «ПС 220/110/35 кВ «Русская» на «объекты энергообеспечения, теплоснабжения, связи, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки стоков и другие объекты инженерной инфраструктуры» согласно сведениям ИСОГД от 09.01.2013 № 3850.

По результатам рассмотрения заявления ответчиком было принято решение от 28.03.2013 о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствуют закону, Территориальное управление ФАУГИ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:311 является собственностью Российской Федерации в силу закона, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.10.2009 № 25-АБ 236986.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Свою деятельность Росимущество осуществляет непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации.

В силу приказа Росимущества от 27.02.2009 № 49 Территориальное управление Росимущества в Приморском крае является органом, наделенным полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного в Приморском крае.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации используются по целевому назначению. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – ФЗ № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Статьей 7 Федерального закона № 221-ФЗ установлен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. В частности пунктом 14 части 2 названной статьи предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.

Исходя из названного, следует, что земельный участок, внесенный в государственный кадастровый учет должен иметь конкретный вид разрешенного использования, с учетом которого определяется фактическое использование земельного участка.

В силу статьи 16 ФЗ № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 – 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В рассматриваемом случае поводом для обращения заявителя в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для строительства объекта «ПС 220/110/35 кВ «Русская» на «объекты энергообеспечения, теплоснабжения, связи, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки стоков и другие объекты инженерной инфраструктуры» послужило выдача разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 – 20 части 2 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ сведений осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в статье 22 Федерального закона № 221-ФЗ.

Частью 2 статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, в том числе в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 статьи 26 Федерального закона № 221-ФЗ.

Согласно оспариваемому решению основанием для приостановления осуществления кадастрового учета земельного участка послужило не предоставление заявителем распорядительного акта органа, уполномоченного на изменение вида разрешенного использования находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, необходимого для кадастрового учета изменений.

Вместе с тем, статья 22 ФЗ № 221-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для кадастрового учета, и не предусматривает необходимость предоставления распорядительного акта органа, уполномоченного на изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.

Кроме того, частью 4 статьи 21 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные этим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 221-ФЗ запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом суд считает, что к рассматриваемым правоотношениям пункты 2, 3, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462, которыми в обоснование законности оспариваемого решения руководствуется филиал ФГБУ «ФКП Росреестра», не могут применяться, поскольку спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.

В данном случае необходимость дополнительного согласования отсутствует, поскольку Территориальное управление Росимущества в Приморском крае, наделенное полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного в Приморском крае, обратилось в филиал «ФКП Росреестра» по Приморскому краю как собственник земельного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка вынесено ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю без достаточных на то оснований.

Исходя из представленной в материалы дела сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (от 09.01.2013 №3850) земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:311 находится в границах производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4), что подтверждается картой градостроительного зонирования на территории г. Владивостока в составе Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.

Принимая во внимание изложенное, а также отсутствие ссылки ответчика на какие-либо нормы законодательства, предусматривающие право требовать предоставления распорядительного акта органа, уполномоченного на изменение вида разрешенного использования находящегося в федеральной собственности земельного участка, необходимого для кадастрового учета изменений, суд приходит к выводу о неправомерности принятого ответчиком оспариваемого решения о приостановлении кадастрового учета.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах требование заявителя в части признания незаконным решения ответчика о приостановлении кадастрового учета испрашиваемого земельного участка подлежит удовлетворению.

Между тем, требование заявителя об обязании ответчика осуществить кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:311, а именно разрешить вид разрешенного использования с «для строительства объекта «ПС 220/110/35 кВ «Русская» на «объекты энергообеспечения, теплоснабжения, связи, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки стоков и другие объекты инженерной инфраструктуры», не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Тем не менее, на момент рассмотрения настоящего дела филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» принят отказ в осуществлении изменений кадастрового учета земельного участка от 01.07.2013 № Ф01/13-43642, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования заявителя восстановить нарушенное право путем возложения на ответчика обязанности изменить вид разрешенного использования, поскольку способ восстановления не соотносится с предметом спора. Уточнить или увеличить предмет спора управление не пожелало.

При таких обстоятельствах заявленный управлением способ восстановления нарушенного права не может быть применен судом.

От уплаты государственной пошлины заявитель и ответчик освобождены в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю № Ф01/13-19195 от 28.03.2013 о приостановлении кадастрового учёта как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В части обязания филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю осуществить кадастровый учёт изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:0000000:311, а именно изменить вид разрешённого использования, отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Голуб Е.И