ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-16743/18 от 03.12.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-16743/2018

10 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2018 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2018 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи   Куприяновой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С.Кулеш ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :

Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Арктика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 3001797 , ОГРН 2500508986 , дата государственной регистрации 29.10.2002, юридический адрес 692310, Приморский край, Анучинский район, с. Тихоречное, ул. Молодежная, 22)

к Управлению Росгвардии по Приморскому краю (ИНН 0224383; 2540224383 , ОГРН 2536089990; 1162536089990 , дата государственной регистрации 19.10.2016, адрес 690078, Приморский край, г.Владивосток ул.Магнитогорская дом 5 )

о признании недействительным предписания от 27.07.2018 года №82048/386, выданного ОЛРР Росгвардии по Приморскому краю,

При участии в судебном заседании:

 от Заявителя – начальник отдела правового обеспечения и внутреннего аудита ФИО1, доверенность № 1952 от 30.10.2018, паспорт; ведущий юрисконсульт ФИО2, доверенность № 777 от 07.05.2018, паспорт.

от Административного органа - ведущий  юрисконсульт отдела правового обеспечения  ФИО3,  доверенность № 3 от 02.03.2018, паспорт.

Слушатели: начальник отделения ФИО4, служебное удостоверение; ФИО5, паспорт.

у с т а н о в и л  :

Федеральное  государственное  казенное  учреждение комбинат «Арктика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу (далее по тексту  Заявитель, Комбинат «Арктика», Учреждение) обратилось  в арбитражный суд с заявлением к Отделению лицензионно-разрешительной работы (по Арсеньевскому, Анучинскому, Яковлевскому и Чугуевскому районам) Управления Росгвардии по Приморскому краю (далее Административный орган, Управление Росгвардии)  о признании недействительным предписания от 27.07.2018 года №82048/386, выданного ОЛРР Росгвардии по Приморскому краю

В обоснование предъявленных  требований Общество  сослалось на то, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям закона и нормативных правовых актов и нарушает права и законные интересы заявителя в силу следующего :

Список должностей и профессий в федеральных государственных казенных учреждениях Росрезерва составлен в соответствии с Общероссийским классификатором ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принятым постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г.   367 (письмо Росрезерва от 18.03.09 № 3-04/2567) . В составе отдельной команды ведомственной охраны Росрезерва предусмотрена должность «стрелок» (код 18885), а должности «дозорный» и «постовой» в ОКПДТР отсутствуют. Согласно пункту 5.5.3. «Регламента по организации и несению службы ведомственной охраной Федерального агентства по государственным резервам», утвержденного руководителем Росрезерва 21,02.201 (далее - Регламент): «Из личного состава стрелков для выполнения задач по охране определенных участков (объектов) назначаются дозорные (постовые)». Также , пунктом 5.5.8. Регламента определено, что  «Стрелок переходит в положение дозорного (постового) после получения команды от начальника караула о следовании для выполнения поставленной задачи и выходит из положения дозорного (постового) после команды начальника караула».

Таким образом, данные должности работников ведомственной охраны являются временным статусом стрелка на период несения дозорной и постовой службы, что установлено должностной инструкцией стрелка №5 от 12.12.2014 г.  Полагает, что вне зависимости от того , что в нормах обеспечения отдельными типами и моделями боевого ручного стрелкового оружия и патронами в нему отсутствует должность «стрелка», но на основании  указанных норм Регламента по организации и несению службы ведомственной охраны Федерального агентства по государственным резервам работникам , занимающие должность «стрелка»  также выдается оружие, поэтому  оспариваемое предписание не соответствует требованиям закона.

Управление Росгвардии по Приморскому краю  требования Предприятия  оспорило, ссылаясь на то, что оспариваемое  предписание является законным и обоснованным в полном объеме , просило отказать в удовлетворении заявленных требований.

Из материалов  дела судом  установлено следующее:

Начальником отделения лицензионно-разрешительной работы (по Арсеньевскому, Анучинскому, Яковлевскому и Чугуевскому районам) Управления Росгвардии по Приморскому краю  на основании плана-графика проверок юридических лиц на второе полугодие 2018 года была  проверена комната  хранения оружия ФГКУ комбината «Арктика» , в ходе которой было установлено, что согласно штатному расписанию, утвержденному приказом ФГКУ комбинат «Арктика» Росрезерва (далее - Комбинат) от 02.07.2018 № 141-од, на Комбинате предусмотрены следующие должности работников ведомственной охраны: начальник отдельной команды - 1, начальник караула - 4, диспетчер - 4, инженер - 1, контролер КПП - 1, водитель автомобиля - 5. стрелок - 21.

Следовательно , в соответствии с нормами обеспечения служебным огнестрельным оружием и патронами к нему, Комбинат вправе получить во временное пользование 6 единиц оружия (для обеспечения оружием начальника отдельной команды - 1, начальника караула - 4 и контролера КПП.

Других должностей работников Комбината, обеспечивающихся оружием, согласно штатному расписанию и норм обеспечения по Инструкции Росрезерва, нет.  При получении разрешений на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, Комбинат предоставил приказ о закреплении имеющегося у них оружия     за   стрелками,   тем   самым   предоставив   неверные   сведения   (не  соответствующие Инструкции Росрезерва).

В настоящее время на должность «стрелок» в Комбинате оформлены разрешения серии РСЛа N4578372, 4578364, 4578368, 4578355, 4578357, 4578370, 4578367, 4578369, 4578360, 4578359, 4578353, 4578354, 4578366 , 578361, 4578363, 4578371, выданные 23.04.2018 , отделением ЛРР (по Арсеньевскому, Анучинскому, Яковлевскому и
Чугуевскому районам) Управления Росгвардии по Приморскому краю сроком до «23» апреля 2021 г., и разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к  нему серии РСЛа №3998859, 3998860, 3998861 выданные 27.02.2017 отделением ЛРР (по Арсеньевскому, Анучинскому, Яковлевскому и Чугуевскому районам) Управления Росгвардии по Приморскому краю сроком до «27» февраля 2020 г., на хранение и ношение
служебного оружия и патронов к нему.

Полагая ,   что выявленные нарушения  в части : получения во временное пользование, хранения, использования боевого оружия его закрепления и выдачи работникам, не соответствующим должностям работников Комбината, обеспечивающихся оружием по Инструкции Росрезерва ,  проверяющими был составлен акт проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружии и патронов от 27 июля 2018 года.

По результатам  проверки   было выдано Предписание №82048/386  от 27.07.2018 , согласно которому ФГКУ Комбинат «Арктика» было :

 разрешено дальнейшее хранение и использование оружия и патронов с обязательным устранением выявленных нарушений , с предупреждением о возможном (в случае не устранения нарушений) запрете хранения и использования оружия и патронов ;

В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием» перераспределить сверхнормативные запасы боевого оружия либо сдатъ  сверхнормативные запасы  боевого оружия на ответственное хранение в органы внутренних дел до решения вопроса о дальнейшем использовании указанного оружия (по истечению срока устранения выявленного нарушения);

Разрешения серии РСЛа № 4578372, 4578364, 4578368, 4578355, 4578357, 4578370, 4578367, 4578369, 4578360, 4578359, 4578353, 4578354, 4578366, 4578361, 4578363, 4578371 выданные 23.04.2018, отделением ЛРР (по Арсеньевскому. Анучинскому, Яковлевскому и Чугуевскому районам) Управления Росгвардии по Приморскому краю сроком до «23» апреля 2021 г., и разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему серии РСЛа № 3998859, 3998860, 3998861 выданные 27.02.2017 отделением ЛРР (по Арсеньевскому, Анучинскому, Яковлевскому и Чугуевскому районам) Росгвардии по Приморскому краю сроком до «27» февраля 2020 г., на  хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему сдать в орган, выдавший указанные разрешения (по истечению срока устранения выявленного нарушения) ;

Запретить выдачу по указанным разрешениям боевого оружия должностям работников ведомственной охраны Комбината, несоответствующим Инструкции Росрезерва, до устранения нарушения. 

Устранить указанные  нарушения  в срок один месяц с даты вручения предписания.   

Полагая , что указанное Предписание является незаконным и нарушающим права и законные интересы Комбината в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Заявитель  обратился  в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав  пояснения сторон , суд находит предъявленные  требования ФГКУ Комбинат «Арктика» обоснованными  и подлежащими удовлетворению  по следующим  основаниям :

В соответствии с  частью  1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Закон №226-ФЗ) войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона №226-ФЗ должностные лица подразделений войск национальной гвардии вправе выдавать руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан, выдавать в ходе осуществления контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено федеральным законом, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, в сфере оборота оружия и обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности.

На территории Приморского края полномочия по реализации федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны возложены на Управление Росгвардии по Приморскому краю  в соответствии с пунктом 9 Положения об Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю, утвержденного приказом ФСВНГ России от 30.09.2017 №190.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее - Закон о ведомственной охране) ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств. К охраняемым ведомственной охраной объектам относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

В соответствии со статьей 8 Закона о ведомственной охране ведомственная охрана осуществляет , в том числе защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов.

Согласно статье 4 вышеназванного Закона правовое регулирование деятельности ведомственной охраны осуществляется данным Законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения   «О вневедомственной охране Федерального агентства по государственным резервам» №1028 от 30.12.2000, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  (действовавшего на момент проверки) руководство деятельностью ведомственной охраны осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам через свои территориальные органы.

На основании пункта 4 указанного  Положения структура ведомственной охраны утверждается Федеральным агентством по государственным резервам.

Общая численность работников ведомственной охраны территориальных органов Федерального агентства по государственным резервам, включая подведомственные им организации, а также численность работников ведомственной охраны организаций центрального подчинения устанавливаются Федеральным агентством по государственным резервам.

Численность работников ведомственной охраны организаций, осуществляющих формирование, хранение и обслуживание запасов государственного материального резерва, утверждается территориальными органами Федерального агентства по государственным резервам, в ведении которых находятся указанные организации, с учетом объема и характера выполняемых этими организациями работ в пределах установленной территориальному органу общей численности работников ведомственной охраны.

В соответствии с частью 1 статьи  12 Федерального закона от 13.12.1996 г№150-ФЗ «Об оружии» юридические лица с особыми уставными задачами на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей.

В целях реализации Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.1999 №1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» Росрезервом разработана Инструкция о порядке приобретения, учета, хранения, выдачи, транспортировки и использования ведомственной охраной Росрезерва боевого, служебного огнестрельного оружия и специальных средств , утвержденная приказом Росрезерва от 17.04.2001 г. №61 и согласованная с МВД России (далее по тексту – Инструкция №61).

Данная Инструкция устанавливает единый порядок обеспечения подразделений военизированной охраны (далее ВО)  Росрезерва специальными средствами, служебным огнестрельным и боевым оружием и патронами к нему, организации их учета, хранения, выдачи, использования, транспортирования и технического обслуживания.

Приложение №1 Инструкции № 61  Росрезерва содержит нормы обеспечения отдельными типами и моделями боевого ручного стрелкового оружия и патронами к нему работников ведомственной охраны Росрезерва.

В соответствии с установленными нормами обеспечения оружием из расчета 1 единицы на каждого подлежат следующие должности работников ведомственной охраны : начальник команды ВО, зам. начальника команды ВО, начальник караула ВО, контролер КПП, дозорный, постовой.

Список должностей и профессий в федеральных государственных казенных учреждениях Росрезерва составлен в соответствии с Общероссийским классификатором ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принятым постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367.

В соответствии с ОКПДТР Росрезервом в составе отдельной команды ведомственной охраны предусмотрена должность «стрелок» (код 18885). Должности «дозорный» и «постовой» в ОКПДТР отсутствуют.

Таким образом, «дозорный (постовой)» это функциональные обязанности стрелка ,имеющие временный характер на период несения им дозорной и постовой службы.

Пунктом 5 Положения №1028 формирование и расформирование команд ведомственной охраны , назначение на должность и освобождение от должности работников ведомственной охраны осуществляются в порядке, установленном Федеральным агентством по государственным резервам, то есть  к компетенции Федерального агентства по государственным резервам относится утверждение должностей ведомственной охраны, которым выдается огнестрельное оружие, а также порядок его учета, хранения и использования.

В соответствии с Приложением № 1 Приказа от 29.01.2001 № 7 Росрезерва «О совершенствовании структуры ведомственной охраны комбинатов» типовые штатные нормативы ВО комбинатов Росрезерва состоят из 36 человек, в том числе : начальник команды -1, начальник караула -1, инженер ИТСО - 1, контролер КПП - 1, диспетчер - 4, водитель пожарного автомобиля - 5, стрелок -20.

С целью исполнения Положения № 1028 издан руководящий документ -Регламент по организации и несению службы ведомственной охраной Федерального агентства по государственным резервам, утвержденный руководителем Управления Федерального агентства по государственным резервам от 21.02.2014 (далее- Регламент).

В соответствии с Регламентом в должностные обязанности стрелка входит содержание в исправном и чистом состоянии вверенного ему оружия, что означает обеспечение данной должности огнестрельным оружием.

Кроме того, в силу пункта 5.5.3 Регламента из личного состава стрелков для выполнения задач по охране определенных участков (объектов) назначаются дозорные (постовые), за которыми на основании Норм, утвержденных Приказом № 61, закрепляется огнестрельное оружие.

В пункте 5.5.8 Регламента также предусмотрено выполнение стрелком функций дозорного (постового).

Как установлено Управлением Росрезерва  в ходе проверки  в штатном расписании комбината «Артика» отсутствуют следующие должности работников : дозорный, постовой, за которыми,  согласно указанному Приказу №61 , положено закреплять и выдавать боевое оружие.

Вместе с тем в штатном расписании имеется должность стрелка, за работниками данной должности, на основании приказов руководителя учреждения , закреплено боевое оружие.

Суд  соглашается с доводом Комбината, что в Приказе Росрезерва от 17.04.2001 № 61 определен не перечень должностей работников ведомственной охраны, предусмотренных штатными расписаниями организаций Росрезерва, а нормы обеспечения отдельными типами и моделями боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему (п. 1.7 Инструкции, утвержденной Приказом от 17.04.2001 № 61), исходя из численности работников ведомственной охраны, находящихся в карауле, а именно - исходя, в том числе, из количества постовых и дозорных. согласно маршрутно-постовой карте.

Таким образом, исходя из системного толкования положений вышеуказанных норм, боевое стрелковое оружие закреплено за должностью стрелка ведомственной охраны комбината правомерно.

Кроме того, суд полагает  необходимым отметить следующее:

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).

Суд исходит из того, что при сложившихся обстоятельствах требования Управления Росгвардии по Приморскому краю , изложенные в оспариваемом предписании, являются кроме  того,  неисполнимыми, поскольку  требование от Комбината принятия мер по перераспределению сверхнормативного запаса боевого оружия либо сдаче  сверхнормативных запасов боевого оружия на ответственное хранение в органы внутренних дел до решения вопроса о дальнейшем использовании указанного оружия, сделает не возможным выполнение функции по охране объекта с особыми уставными задачами , имеющими стратегическое значение ;  будет поставлена под угрозу защита охраняемых, в том числе опасных производственных объектов и имущества, являющихся федеральной собственностью

Кроме того, внесение изменений в Инструкцию о порядке приобретения, учета,  хранения,  выдачи, транспортировки и использования ведомственной охраной Росрезерва боевого, служебного огнестрельного оружия и специальных средств утвержденную приказом Росрезерва от 17.04.2001 г. № 61 и согласованную с МВД России, не входит в компетенцию комбината.

Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и по своему содержанию позволяет юридическому лицу однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения и совершить действия по его устранению. В противном случае, предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.

Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его незаконным.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы по настоящему делу относятся на  Управление Росгвардии по Приморскому краю.

Руководствуясь статьями 110, 112,  167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса  РФ, суд 

р  е  ш  и  л  :

Признать недействительным Предписание Отделения лицензионно-разрешительной работы (по Арсеньевскому, Анучинскому, Яковлевскому и Чугуевскому районам) Управления Росгвардии по Приморскому краю  об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия от 27.07.2018 года №82048/386, как несоответствующее  Федеральному Закону от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Взыскать с Управления Росгвардии по Приморскому краю в  пользу Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Арктика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу уплаченную в федеральный бюджет государственную пошлину  в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.

Возвратить Федеральному государственному казенному учреждению комбинат «Арктика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу излишне уплаченную государственную пошлину  в  сумме  3 000 руб. по платежному поручению № 488102 от 07.08.2018 года через Дальневосточное ГУ Банка России  по г.Владивостоку.

Исполнительный лист  и справку на возврат госпошлины выдать после вступления  решения  в законную силу. 

Решение  подлежит немедленному исполнению  и  может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                      Н.Н. Куприянова