АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-167/2017
18 сентября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2017 года .
Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вечерской В.С., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа ИНН <***>, ОГРН <***>, дата гос. регистрации 22.10.2002
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 ИНН <***>, ОГРН <***>, дата гос. регистрации 21.03.2016
о взыскании 110 689 руб. 30 коп.,
при участии в заседании представителя истца ФИО2 по доверенности №1174 от 30.11.2016, а также представителя ответчика ФИО3 по доверенности от 22.08.2016,
установил: МУП «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с ИП ФИО1 181 431 руб. 57 коп., из которых сумма задолженности в размере 176 874 руб. 68 коп. за превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ сброшенных сточных вод ответчиком за период с сентября 2016 по октябрь 2016 включительно по договору холодного водоснабжения и водоотведения № 87 от 23.12.2014, неустойка в размере 4 556 руб. 89 коп. за период с 11.10.2016 по 08.12.2016.
Истец неоднократно ходатайствовал об изменении исковых требований, в окончательном варианте, поддержал требования о взыскании основного долга на сумму 99 861 руб. 42 коп. за сентябрь – октябрь 2016, а также просит взыскать неустойку на сумму 10 827 руб. 88 коп. за период с 11.10.2016 по 10.05.2017. Итого цена иска составила 110 689 руб. 30 коп.
Ответчик считает исковые требования необоснованными, поскольку отбор проб сточных вод от 05.04.2016 произведен с нарушениями действующего законодательства, что установлено проверкой Федеральной службы по аккредитации, ответ от 20.02.2017 № ДФО-шх/71; из предоставленных истцом направлений на лабораторное исследование №175/с и № 176/с от 12.04.2016 видно, что для определения показателей: «взвешенные вещества», «БПК5», «ионы аммония», «АПАВ», в лабораторию истца доставлялась только одна емкость объемом 3.0 дм куб. Различные требования к веществу, которым должна быть обработана емкость для отбора проб сточных вод для анализа разных показателей, не позволяют использовать одну общую емкость как это было сделано при отборе проб 05.04.2016. По мнению ответчика, представленные истцом материалы не являются надлежащими доказательствами превышения показателей загрязняющих веществ результатов параллельных анализов ЦЛАТИ, поскольку изначально при отборе проб истцом нарушена Методика по подготовке и обработке емкостей перед отбором проб, ёмкости для забора образцов проб сточных вод.
При исследовании материалов дела, суд установил, что 23.12.2014г. между МУП «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа (организация ВКХ) и ИП ФИО1 (абонент) заключен договор № 87, в соответствии с пунктом 1 которого, организация ВКХ приняла на себя обязательства по отпуску холодной (питьевой) воды и (или) холодной (технической) воды, через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения, и приему сточных вод, а абонент принял на себя обязательства по оплате оказанных услуг.
В обязанности организации ВКХ, согласно условиям договора, входит осуществление контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; осуществление контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (пункт 12 договора).
Согласно пункту 24 договора, абонент обязан обеспечить доступ представителям организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам. Организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию иная организация предварительно оповещают абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих при отсутствии служебных удостоверений или доверенности. Оповещение осуществляется любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»). При осуществлении проверки состава и свойств сточных вод предварительное уведомление абонента о проверке осуществляется не позднее 15 минут до начала процедуры отбора проб. Сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении №8 (пункт 32 договора).
Пунктом 32 заключенного договора стороны предусмотрели, что сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод установлены для абонента в Приложении № 8 договора.
В силу пункта 33 договора, контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения осуществляет организация ВКХ или по ее поручению транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента.
Пунктом 13 договора предусмотрено, что организация ВКХ вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 14 договора, абонент обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Согласно пункту 36 договора, в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод, абонент подает в организацию ВКХ декларацию о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения. Декларация разрабатывается абонентом и представляется и организацию ВКХ не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства настоящего договора. Декларация на очередной год подается абонентом до 1 июля предшествующего года (пункт 37 договора).
Ссылаясь на не предоставление декларации ответчиком, представители истца, при участии представителя абонента ФИО4 05.04.2016, на объекте абонента в г. Уссурийске (многофункциональное здание по ул. Суханова д.52) произвели контрольные отборы проб для контроля за качеством сбрасываемых загрязняющих веществ со сточными водами, о чем составлены акты отбора проб сточных вод от 05.04.2016 №№ 175 и 176, которые подписаны представителем ответчика с изложением особого мнения.
Протоколом лабораторных исследований № 293 от 12.04.2016 (по многофункциональному зданию по ул. Суханова д. 52, кк-3) установлено превышение предельно допустимой концентрации сбрасываемых сточных вод, утвержденной постановлением Администрации УГО № 766-НПА от 24.03.2016, по четырем показателям: БПК полное, ионы аммония, Фосфаты по фосфору, АПАВ (Заключение от 12.04.2016 по ул. Суханова д. 52).
Протоколом лабораторных исследований № 292 от 12.04.2016 (по многофункциональному зданию по ул. Суханова д. 52 г. Уссурийск, кк-6) установлено превышение предельно допустимой концентрации сбрасываемых сточных вод, по четырем показателям: БПК полное, ионы аммония, Фосфаты по фосфору, АПАВ (Заключение от 12.04.2016 по ул. Суханова д. 52).
Руководствуясь положениями Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, установленных постановлением Губернатора Приморского края от 22.01.2008 № 7-пг, истец выставил ответчику счета-фактуры: № АБ5-0000143 от 30.09.2016 за сентябрь 2016 г. плата за стоки ПДК 108 330,23 руб.; № АБ6-0000246 от 31.10.2016 за октябрь 2016 г. плата за стоки ПДК на сумму 68 544,45 руб.
Поскольку ответчик не оплатил выставленные счета-фактуры, истец направил ему досудебные претензии №06-15/1862 от 27.10.2016 и № 06-15/5460 от 28.11.2016.
Ответчик оставил без удовлетворения данные досудебные претензии, что послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности за превышение предельно-допустимой концентрации загрязняющих веществ, неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования за просрочку ее уплаты.
Оценив указанные по тексту искового заявления доводы, а также доказательства, имеющиеся в материалах дела, позиции истца и ответчика, суд не находит исковые требования обоснованными и правомерными, в силу следующего.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), вступившим в законную силу с 01.01.2013, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила № 167), и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).
Частью 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 25 указанных Правил № 644, абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом № 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
На основании подпунктов «в», «г» пункта 36 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Пунктом 64 Правил № 167 и пунктом 111 Правил № 644 предусмотрено, что абонент обязан обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу отводимых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пункт 65 Правил № 167, пункт 85 Правил № 644).
Согласно пункту 113 Правил № 644, сточные воды, отводимые в централизованную систему водоотведения не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно Приложению № 2.
В силу пунктов 114, 118 Правил №644, состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением № 3. В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
На основании пункта 70 Правил № 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок расчетов за водоотведение с нарушением требований к составу и свойствам сточных вод (в том числе по содержанию допустимых концентраций загрязняющих веществ), принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, в период действия Правил № 644 урегулирован разделами VI, VII названных Правил.
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 5 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 22.01.2008 № 7-пг (далее - Порядок), размер платы за превышение допустимых концентраций в сточных водах абонента, сбрасываемых в систему канализации, определяется исходя из объема и концентрации загрязняющих веществ (от двукратного до пятикратного размера действующего тарифа).
Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 24.06.2016 № 766-НПА установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентам централизованной системы водоотведения МУП «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа.
Местом исполнения обязательств, вытекающих из заключенного договора от 23.12.2014 № 87, является место нахождения многофункционального здания по ул. Суханова д.52.
На основании пункта 32 договора, сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, установлены для абонента в Приложении № 8 договора. Контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства.
В силу пунктов 2 и 3 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (далее - Правила контроля), при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее - декларация о составе и свойствах сточных вод), и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:
а) отбор проб сточных вод;
б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.
Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента. Абоненты обязаны обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод.
Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 22 Правил контроля).
В пункте 26 Правил контроля предусмотрено право Абонента осуществлять фото- и видеофиксацию процедуры отбора проб сточных вод.
Согласно пункту 27 Правил контроля, по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении № 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку (пункт 32 Правил контроля).
Общие требования к отбору проб предусмотрены ГОСТ 31861-2012 «Межгосударственный стандарт Вода общие требования к отбору проб», который введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 № 1513-ст.
Так, в частности, пунктом 3.7 ГОСТа определено, что пробы воды должны быть подвергнуты исследованию в течение сроков, указанных в 5.5, с соблюдением условий хранения. Выбранный метод подготовки отобранных проб к хранению должен быть совместим с методом определения конкретного показателя, установленного в НД. При этом, если в НД на метод определения указаны условия хранения проб, то соблюдают условия хранения проб, регламентированные в этом НД.
При нарушении условий транспортирования или хранения, исследование пробы проводить не рекомендуется.
В силу пункта 3.8 ГОСТа, все процедуры отбора проб должны быть строго документированы. Записи должны быть четкими, осуществлены надежным способом, позволяющим провести идентификацию пробы в лаборатории без затруднений.
При отборе проб, должны строго соблюдаться требования безопасности, отвечающие действующим нормам и правилам (пункт 3.9. ГОСТа).
Согласно пункту 6.3 ГОСТ 31861-2012, результаты отбора проб заносят в акт об отборе, который должен содержать следующую информацию: расположение и наименование места отбора проб с координатами и любой другой информацией о местонахождении; дату отбора; метод отбора; время отбора; климатические условия окружающей среды при отборе проб (при необходимости); температуру воды при отборе пробы (при необходимости); метод подготовки к хранению (при необходимости); цель исследования воды; другие данные в зависимости от цели отбора проб; должность, фамилию и подпись исполнителя.
Пунктом Г.1.1. приложения Г к указанному ГОСТу предусмотрено, что емкости для отбора проб должны быть тщательно промыты, чтобы свести к минимуму возможные загрязнения пробы. Тип применяемого для промывки вещества выбирают в зависимости от определяемых показателей и материала емкости.
Таким образом, определенная процедура отбора проб, их исследования, документирования и оформления результатов является обязательной.
Суд, оценивая представленные истцом акты отбора проб, протоколы лабораторных исследований, исходит из того, что в материалах дела имеется официальное уведомление от 20.02.2017 №ДФО-исх./71 Федеральной службы по Аккредитации (Росаккредитация) Управление по Дальневосточному округу о результатах проверки МУП «Уссурийск-Водоканал», аккредитованного в качестве производственно-аналитической лаборатории (аттестат аккредитации №RA.RU.0001.21 АИ22) по обстоятельствам, имеющим отношение к рассматриваемому спору.
Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Закон № 412-ФЗ).
На основании пункта 2 части 1 статьи 8 Закона № 412-ФЗ, осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лицом относится к полномочиям национального органа по аккредитации.
В соответствии с указанным Федеральным законом, только Федеральная служба Росаккредитации подтверждает компетентность испытательной лаборатории. Аккредитация в национальной системе аккредитации определяется как подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки.
Из упомянутого уведомления следует, что, на основании актов отбора проб от 05.04.2016 №№ 175, №176 и направлений на лабораторное исследование №№ 175/с, №176/с, контролирующим органом установлено, что для определения показателей «БПК5», «взвешенные вещества», «ионы аммония», «фосфат-ионы», «железо общее», «АПАВ» в лабораторию доставлялась только одна емкость, объем отобранной пробы 3.0 дм. Требования методик по подготовке и обработке емкостей перед отбором проб не являются универсальными для всех вышеуказанных показателей, и отличаются для показателя «взвешенные вещества» (в соответствии с ПНД Ф 14.1:2.110-97 требуется обработка соляной кислотой 1:1), для показателей «ионы аммония», «железо» (в соответствии с ПНД Ф 14.1:2.1-95, ПНД Ф 14.1:2:4.50-96 требуется обработка раствором CMC, хромовой смесью), для показателя «БПК5» (в соответствии с ПНД Ф 14.1:2:3:4.123-97 требуется обработка хромовой смесью, применение CMC не предусмотрено) и, таким образом, не позволяют использовать одну общую емкость.
По результатам проверки МУП «Уссурийск-Водоканал» Управлением Росаккредитации 16.02.2017, было выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 16.04.2017, в том числе об отмене результатов анализа сточных проб ИП ФИО1 по показателям «взвешенные вещества», «железо», «ионы аммония», «БПК5», указанных в протоколах лабораторных исследований сточных вод от 12.04.2016 № 293, № 292.
Из представленных протоколов № 292 и 293 от 12.04.2016 следует, что анализ отобранных проб проводился в период с 05.04.2015 по 11.04.2016, тогда как отбор проб был произведен согласно актам №175 и №176 05.04.2016, что является нарушением требований ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб для анализа сточных вод», в соответствии с пунктом 3.7, пробы должны быть подвергнуты исследованию в течение сроков, указанных в пункте 5.5 с соблюдением сроков хранения, а также требований соответствующих методик
Согласно пункту 7.2. ПНД Ф 14.1:2.248-07 (Количественный химический анализ вод. Методика выполнения измерений массовой концентрации ортофосфатов, полифосфатов и фосфора общего в питьевых, природных и сточных водах фотометрическим методом), утвержденного ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» 18.07.2007, срок хранения проб составляет не более 24 часов после отбора при температуре 2 - 6 °С. Если определение проводят в день отбора, то пробу не консервируют. Если проба не будет проанализирована в тот же день, то её консервируют хлороформом из расчета 2 - 3 см3 на 1 дм3 пробы. Консервированная проба хранится до пяти суток при температуре 2 - 6 °С.
В соответствии с пунктом 8.6 ПНД Ф 14.1:2:4.15-95 от 23.03.2011, АПАВ - неустойчивый компонент, поэтому определение следует проводить вскоре после отбора пробы. Если это невозможно, пробу консервируют прибавлением 2 - 4 см3 хлороформа на 1 дм3 исследуемой воды и хранят при температуре 3 - 5 °С в течение 2 - 3 суток. Проба воды не должна подвергаться воздействию прямого солнечного света. Для доставки в лабораторию сосуды с пробами упаковываются в тару, обеспечивающую сохранение и предохраняющую от резких перепадов - температуры.
Результаты анализов не содержат сведений о том, что исследования проб проведены в сроки, указанные в ГОСТ 31861-2012.
Суд считает, что установленные обстоятельства, в совокупности, свидетельствуют о нарушении предусмотренной действующим законодательством процедуры отбора проб, их исследования, документирования и оформления результатов, являющейся обязательной. Установленные нарушения отбора проб сточных вод влекут за собой незаконность результатов анализа отобранных проб сточных вод.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что результаты отбора проб сточных вод (представленные истцом протоколы и заключение от 12.04.2016) не являются допустимыми доказательствами, в смысле статьи 68 АПК РФ, так как результаты исследования указанных проб не позволяют однозначно установить, что превышение ПДК вредных веществ в таких пробах допущено именно в результате действий ответчика.
В силу статьи 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Таким образом, учитывая, что представленные истцом доказательства являются недопустимыми, суд делает вывод о не доказанности обоснованности требований истца о взыскании платы за превышение предельно-допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что составление нового заключения от 14.03.2017, после отмены лабораторных анализов организацией ВКХ путем исключения таких показателей как «взвешенные вещества», «железо», «ионы аммония», «БПК5», неправомерно, поскольку истцом изначально был нарушен порядок отбора проб и данные пробы не могут быть применены при исследовании в лаборатории. Возможность внесения изменений в уже составленные протоколы и заключения исследования истец нормативно не обосновал.
В силу пункта 38 Правил контроля, результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях централизованной системы водоотведения, соответственно, начисление платы за стоки ПДК по двум загрязнителям: фосфаты по фосфору и АПАВ, на основании упомянутого заключения незаконно, поскольку Управлением Росаккредитации 16.02.2017 было выдано предписание, в том числе об отмене результатов анализа сточных проб ИП ФИО1 по показателям «взвешенные вещества», «железо», «ионы аммония», «БПК5», указанных в протоколах лабораторных исследований сточных вод от 12.04.2016 № 293, № 292.
При этом, суд принимает во внимание, что по показателям Фосфаты по фосфору, АПАВ в актах отбора проб от 05.04.2016 №№ 176, 175 отсутствуют сведения о материале, из которого изготовлена емкость для отобранных проб, а также информация о консервации отобранных проб.
Ссылки истца на представленные им журналы по определению фосфатов, по определению аПАВ, подготовки посуды для отбора проб, суд не принимает во внимание, поскольку сведения, внесенные в данные журналы (с учетом дат внесения спорных записей), противоречат выводам Управления Росаккредитации ДФО, установленным в ходе проверки, проведенной в период с 07.02.2017 по 14.02.2017. По результатам данной проверки, оформлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № ДФО-вн/2-АДП, которым зафиксированы нарушения производственно-аналитической лабораторией истца пункта 18 Критериев аккредитации, выразившиеся в несоблюдении требований правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), установленных ПНД Ф 14.1:2.1-95, ПНД Ф 14.1:2:4.50-96, ПНД Ф 14.1:2:3:4.123-97, ПНД Ф 14.1:2.110-97 при подготовке посуды (емкости) к отбору проб, требований, установленных нормативным правовым актом (пункты 36, 37 постановления Правительства РФ от 21 июня 2013 г. № 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных проб»), в части неисполнения предусмотренной Правилами оценки сопоставимости результатов анализа, а также требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Результаты указанной проверки не оспорены в установленном законом порядке. Соответственно, суд не считает представленные истцом журналы по определению фосфатов, по определению аПАВ, подготовки посуды для отбора проб надлежащими доказательствами.
Поскольку требования о взыскании задолженности на сумму 99 861 руб. 42 коп. признаны судом неправомерными, правовых оснований для взыскания неустойки в размере 10 827 руб. 88 коп. за период с 11.10.2016 по 10.05.2017, начисленной на сумму основного долга, суд не усматривает.
Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на истца, в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд, руководствуясь статьями 102, 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа из федерального бюджета государственную пошлину частично на 2 512 (две тысячи пятьсот двенадцать) рублей 13 копеек, излишне уплаченную истцом платежным поручением №11100 от 13.12.2016 на 6 443 рубля.
Выдать справку на частичный возврат государственной пошлины из федерального бюджета после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Карандашова Е.В.