2130/2019-167884(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-16818/2019
22 ноября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 22 ноября 2019 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Заяшниковой О.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талалиной И.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Центрального Банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020, дата регистрации: 29.03.2017)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому Району г.Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570, дата регистрации: 27.12.2004)
о признании недействительным решения ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока о государственной регистрации ликвидации юридического лица и незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица,
заинтересованное лицо: ликвидатор ООО «Ломбард Залог» Бирюков Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Дудко К.Б., по доверенности 25АА 2786714 от 10.07.2019,
паспорт, документ о высшем юр. образовании;
от ответчика – Горбенко А.Д., по доверенности № 21-10/06860 от 26.02.2019, служебное удостоверение;
от третьего лица ликвидатора ООО «Ломбард Залог» Бирюкова Е.А. – Подкорытов Д.Л., по доверенности от14.06.2019, паспорт, документ о высшем юр. образовании;
установил: Центральный Банк Российской Федерации (далее – заявитель, Банк) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому Району г.Владивосток (далее – ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока от 14.06.2019 о государственной регистрации ликвидации юридического лица – ООО «Ломбард Залог» и незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ записи ГРН 2192536440039 от 14.96.2019 о прекращении деятельности ООО «Ломбард Залог» в связи с его добровольной ликвидацией.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований, заявитель указывает, что оспариваемое решение вынесено регистрирующим органом в нарушение установленного статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) порядка ликвидации юридического лица, а запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией внесена с нарушением положений статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации), поскольку она основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы заявителя, как кредитора ООО «Ломбард Залог».
Заявитель пояснил, что ООО «Ломбард Залог» было должным образом уведомлено о наложенных на него административных штрафах,
между тем штрафы не уплачены. Представление в Инспекцию ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, подтвержденного судебным актом фактически указывает на обстоятельства непредставления в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации.
ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока возражала, указала, что на момент предоставления в регистрирующий орган заявления по форме Р16001 Инспекция не располагала информацией об имеющейся задолженности у ООО «Ломбард Залог» перед кредиторами, в связи с чем решение о приостановлении государственной регистрации не принималось. В связи с чем, Инспекцией было вынесено решение от 14.06.2019 о ликвидации юридического лица № 11152А и внесена запись в ЕГРЮЛ за № 2192536440039, сомнения в достоверности представленных на государственную регистрацию документов отсутствовали. Кроме того, заявителем не представлены доказательства нарушения Инспекцией законодательства Российской Федерации в части принятия решения о ликвидации юридического лица, повлекших к нарушению гарантированных Законом № 129-ФЗ прав кредиторов или иных лиц.
Ликвидатор Бирюков Евгений Алексеевич считает, что ООО «Ломбард Залог» ликвидировано надлежащим образом. Указал, что постановление от 25.04.2019 о наложении на общество штрафа не вступило в законную силу, в связи с чем, у ликвидатора отсутствовала обязанность по его отражению в промежуточном ликвидационном балансе, в связи с чем его действия нельзя признать недобросовестными.
Представитель заинтересованного лица также пояснил, что общество получало постановление от 08.11.2018 о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения, а также ликвидатор получал постановление от 25.04.2019, тогда как
постановление от 11.03.2019 ни обществу, ни ликвидатору вручено не было, а постановление от 25.04.2019 содержало ссылку только на постановление от 08.11.2018, в связи с чем общество не могло знать о наличии постановления от 11.03.2019.
В судебном заседании, назначенном на 11.11.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), был объявлен перерыв до 14.11.2019 в 09 часов 30 минут.
В судебном заседании, назначенном на 14.11.2019 в порядке статьи 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 15.11.2019 в 10 часов 15 минут.
Об объявлении перерывов лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с пунктом 13 Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, установил, что ООО «Ломбард Залог» было зарегистрировано Инспекцией 24.05.2016 в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1162536068243.
Постановлением ЦБ РФ в лице Дальневосточного главного управления от 08.11.2018 по делу № ТУ-05-ЮЛ-18-18302/3120-1 ООО «Ломбард Залог» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде предупреждения.
Постановлением ЦБ РФ в лице Дальневосточного главного управления от 11.03.2019 по делу № ТУ-05-ЮЛ-19-3261 ООО «Ломбард Залог» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1статьи 15.27 КоАП РФ, и на общество наложен штраф в размере 50 000 рублей.
Постановлением ЦБ РФ в лице Дальневосточного главного управления от 25.04.2019 по делу № ТУ-05-ЮЛ-19-6251 ООО «Ломбард Залог» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и на общество наложен штраф в размере 350 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 25.04.2019 № ТУ- 05-ЮЛ-19-6251, ООО «Ломбард Залог» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об его оспаривании.
Заявитель указывает, что постановление от 11.03.2019 направлено в адрес Общества письмом от 13.03.2019, которому Почтой России присвоен идентификатор № 69011133466901. В письме УФПС Приморского края от 28.06.2019 № 114121-16/3382 указано, что почтовое отправление № 69011133466901 поступило в отделение почтовой связи 690048, поскольку подтверждающих документов о выдаче/досылке/возврате отсутствуют, также почтовое отделение признало утрату отправления по вине Владивостокского почтамта.
На основании представленных документов регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации № 3904А от 12.03.2019, в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2192536225836 от 12.03.2019 (о предстоящей ликвидации).
Сообщение о ликвидации ООО «Ломбард Залог» опубликовано ликвидатором в журнале «Вестник государственной регистрации в выпуске от 27.03.2019 № 12(728) часть 1/445, в котором указано о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с
момента опубликования сообщения по адресу: 690048, край Приморский, город Владивосток, проспект 100-летия Владивостока, дом 42а, помещение 19.
На основании представленных документов регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации № 10334А от 04.06.2019, в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2192536423011 от 04.06.2019 (утверждение промежуточного баланса).
На основании представленных документов регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации № 11152А от 14.06.2019, в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2192536440039 от 14.06.2019 (решение о ликвидации).
Не согласившись с решением Инспекции от № 11152А от 14.06.2019 и её действиями по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО «Ломбард Залог», посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы ЦБ РФ, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы и возражения сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 ГК РФ.
По общему правилу ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (пункт 1 статьи 61 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 61, пункту 2 статьи 62 ГК РФ общество может быть ликвидировано по решению его участников, которые
назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
Из пунктов 1, 4, 5 статьи 63 ГК РФ следует, что ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и письменно уведомляет кредиторов в письменной форме о ликвидации общества. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого общества производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается участниками общества.
Пунктом 2 статьи 63 ГК РФ определено, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
В силу пункта 6 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый
государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, изменений сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно статье 4 Закона о государственной регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности (статья 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и защиты информации»).
Согласно пункту 5.3.1. Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, уполномоченным органом по внесению соответствующих сведений в ЕГРЮЛ является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона о государственной регистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.
Так, в частности, в соответствии с пунктами «а», «б» части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется, помимо прочего, заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Таким образом, при условии представления в регистрирующий орган соответствующего заявления о государственной регистрации и документов, необходимых для государственной регистрации, удовлетворяющих требованиям действующего законодательства Российской Федерации, регистрирующий орган в установленный законом срок обязан принять решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
Исследовав представленные заявителем доказательства направления копии постановления от 11.03.2019 (письмо № 17-6-2-5/6900 от 13.03.2019), суд установил, что надлежащих доказательств его вручения ликвидатору не представлено, в связи с противоречивыми сведениями, представленными филиалом ФГУП «Почта России».
Так, в письме УФПС Приморского края от 28.06.2019 № 114121- 16/3382 указано, что почтовое отправление № 69011133466901 поступило в отделение почтовой связи 690048, подтверждающие документы о выдаче/досылке/возврате отсутствовали, в связи с чем почтовое отделение признало утрату отправления по вине Владивостокского почтамта.
В то же время, из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 69011133466901, опубликованного на официальном сайте Почты России, следует, что почтовое отправление получено адресатом 10.04.2019.
Таким образом, достоверных доказательств получения заинтересованным лицом в установленном законом порядке постановления от 11.03.2019 в материалах дела нет, в связи с чем суд делает вывод о том, что на дату утверждения промежуточного ликвидационного баланса (28.05.2019) обществу не было известно о наличии задолженности по уплате штрафа на основании постановления от 11.03.2019.
Из материалов дела следует и не оспаривается ликвидатором ООО «Ломбард Залог», что постановление от 25.04.2019 получено обществом 04.05.2019.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 4 статьи 20 Закона № 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта,
которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 18558/13, в промежуточный ликвидационный баланс подлежат включению требования, не оспариваемые сторонами, как по праву, так и по размеру.
Из картотеки арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/, следует, что ООО «Ломбард Залог» обратилось в суд с заявлением к ЦБ РФ о признании незаконным и отмене постановления от 25.04.2019 № 19-6251/3110-1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ. Указанное заявление поступило в суд 20.05.2019. Определением от 11.07.2019 производство по делу А51- 10254/2019 прекращено.
Из чего следует, что на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса Общества, постановление от 25.04.2019 не вступило в законную силу, в связи с чем у ликвидатора отсутствовала обязанность отражения в нем спорной суммы штрафа.
Не вступило в законную силу и постановление от 11.03.2019 на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса Общества, т.к. не было вручено заинтересованному лицу, что соответствует правой
позиции изложенной в пункте 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Более того, в постановлении от 25.04.2019, которое Обществом получено, отсутствует ссылка на постановление от 11.03.2019, в связи с чем ликвидатор не мог знать о его наличии.
Таким образом, доводы заявителя о предоставлении ликвидатором недостоверных сведений, отраженных в промежуточном балансе, не подтверждаются материалами дела.
Напротив, на государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица ликвидатором общества был представлен ликвидационный баланс отражавший действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Государственный реестр как федеральный информационный ресурс формируется на основании достоверных сведений (пункт 1 статьи 4, пункт «а» статьи 12, пункт 1 статьи 14, пункты 1, 2 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ).
Более того, суд принимает во внимание, что процедура добровольной ликвидации была начата обществом до вынесения постановлений от 11.03.2019 и 25.04.2019, в связи с чем заявитель, который полагал себя кредитором общества, действуя разумно и добросовестно имел возможность представить в регистрирующий орган заявление о приостановлении процедуры ликвидации, между тем заявитель данным правом не воспользовался.
С учетом изложенного, суд находит необоснованными доводы ЦБ РФ о том, что ликвидация общества произведена с нарушением закона, т.к. в период ее осуществления отсутствовали вступившие в силу постановления о привлечении общества к административной ответственности.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение о государственной регистрации ликвидации ООО «Ломбард Залог» вынесено, и действия Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ соответствующей записи о ликвидации общества
совершены с соблюдением Закона о государственной регистрации и положений ГК РФ, регулирующих порядок ликвидации, поскольку основаны на достоверных сведениях и не нарушают права и законные интересы заявителя как кредитора общества.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (пункт 3 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ЦБ РФ.
В силу подпунктов 1.1, 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд РФ, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014
№ 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк РФ. Названные органы
освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Поскольку в рассматриваемом случае ЦБ РФ обратился в арбитражный суд с заявлением с целью защиты государственных интересов и, соответственно, освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по её уплате за подачу заявления судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Заяшникова О.Л.
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 21.05.2019 1:23:22
Кому выдана Заяшникова Ольга Леонидовна
Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями
судей по делу № А51-16818/2019 на информационном ресурсе «Картотека арбитражных
дел» (http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код:
Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал
государственных услуг (ЕСИА).