АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-16862/2010
30 декабря 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 24.12.2010. Полный текст решения изготовлен 30.12.2010.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Карпачевым М.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Приморсктурист»
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока
об оспаривании решения
при участии в судебном заседании: стороны не явились
Закрытое акционерное общество «Приморсктурист» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления муниципальной собственности г. Владивостока, оформленного письмом от 26.11.2010 № 24424сп, в предоставлении в собственность земельного участка площадью 188 404 кв.м с кадастровым номером 25:28:050087:54 для организации и благоустройства мест массового отдыха населения, обязании ответчика принять решение о предоставлении данного земельного участка ЗАО «Приморсктурист» в собственность и подготовить и направить заявителю проект договора его купли-продажи (с учетом изменения заявителем предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Стороны в судебное заседание не явились, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения.
Поскольку никакие ходатайства к началу судебного заседания от сторон не поступили, суд в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ рассматривает дело в их отсутствие.
В заявлении Общество указало на наличие у него обязанности переоформить земельный участок, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование, по своему желанию в собственность или аренду. Полагает, что спорный земельный участок является муниципальной собственностью, поскольку в отношении него принято соответствующее решение Департаментом земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.
Ответчик к началу судебного заседания письменный отзыв в материалы дела не представил.
При рассмотрении дела суд установил, что Закрытое акционерное общество «Приморсктурист» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.01.1999 Администрацией г. Владивостока, о чем имеется выданное ИМНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 01.11.2002 серия 25 № 01077207.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.05.2009 по делу № А51-10770/2008 признано право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «Приморсктурист» на земельный участок с кадастровым номером 25:28:05 00 87:0031 площадью 188 404 кв.м, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 25:28:05 00 87:0098 площадью 210 161 кв.м из земель поселений, расположенного по адресу <...> берег, 11.
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, выдан кадастровый паспорт земельного участка.
17.09.2010 ЗАО «Приморсктурист» обратилось в Управление муниципальной собственности г. Владивостока с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность Общества.
Письмом от 26.11.2010 № 24424СП ответчик сообщил об отсутствии у него полномочий по распоряжению спорным земельным участком, поскольку Управление Росреестра по Приморскому краю отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении него.
Посчитав данное решение отказом в предоставлении земельного участка в собственность, ЗАО «Приморсктурист» оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя в части ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Правила статьи 36 кодекса применяются к спорным правоотношениям в связи с положением, установленным пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ (в действующей редакции).
Как следует из буквального смысла приведенной нормы, переоформление прав на земельный участок, предоставленный ранее в постоянное (бессрочное) пользование, является обязанностью всех юридических лиц независимо от того, возвели ли они строения на предоставленных им земельных участках, причем выбор права собственности или аренды принадлежит этим лицам по их желанию. Статья 36 Земельного кодекса РФ названа здесь как норма права, регулирующая лишь правила такого переоформления.
Таким образом, ЗАО «Приморсктурист» вправе требовать предоставление ему в собственность за плату земельного участка, находящегося в его постоянном (бессрочном) пользовании.
Согласно статье 36 кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Соответствующий орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду и затем в месячный срок после принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
ЗАО «Приморсктурист» обратилось в Управление муниципальной собственности г. Владивостока, полагая, что именно оно вправе распоряжаться спорным земельным участком, находящимся в муниципальной собственности.
Вместе с тем, Законом Приморского края от 18.12.2006 № 21-КЗ в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный закон вступил в силу с 01.02.1007 г. Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее – комитет по управлению государственным имуществом Приморского края) согласно постановлениям Администрации Приморского края от 08.02.3007 № 23-па, от 12.02.2007 № 28-па.
Постановлением администрации Приморского края от 18.05.2007 № 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.
Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.06.2007 № 134-па, определено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
В настоящее время Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 № 263-па реорганизован в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительство Приморского края.
Суд отклоняет довод заявителя о наличии у УМС г. Владивостока полномочий по распоряжению спорным земельным участком.
Так, распоряжением Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 16.07.2009 № 743-р в собственность муниципального образования город Владивосток переданы ряд земельных участков, в том числе земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 25:28:000000:98 площадью 210161 кв.м, расположенный примерно в 580 м по направлению на северо-восток от строения по адресу <...> берег, 11, для организации и обустройства мест массового отдыха населения.
В преамбуле названного распоряжения отражено, что оно издано в соответствии со статьей 19 Земельного кодекса РФ, статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данными нормами урегулированы вопросы разграничения собственности на землю и компетенции местного самоуправления.
Статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определены критерии отнесения земельных участков к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов. При этом пунктом 10 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, названными в статье 3.1 кодекса, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.
Данное положение непосредственным образом согласуется с требованиями пункта 2 статьи 8, статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Доказательств государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок суду не представлено.
Ссылки заявителя на положения Федерального закона от 22.08.2004 № 154-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд отклоняет, так как данный закон не регулирует спорные правоотношения, решение Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края о передаче земельных участков в муниципальную собственность было принято не в порядке разграничения государственной собственности.
Статьей 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплено, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Вместе с тем, распоряжение земельными участками на территории Владивостокского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. У органов местного самоуправления не возникло прав по распоряжению им до государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении спорного земельного участка.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050087:54 органичен в обороте и не может быть передан в собственность юридического лица.
Так, кадастровый паспорт спорного земельного участка содержит сведения о том, что он весь находится в водоохраной зоне, зоне минимальной прибрежной полосы.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 8 этой же статьи прямо установлен запрет приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Также пунктом 12 статьи 85 кодекса предусмотрено, что земельные участки общего пользования земель населенных пунктов, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
В силу части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ, регулирующей правовой режим водных объектов общего пользования, полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Согласно статье 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, и водоохранные зоны, и береговая полоса установлены от береговой линии водного объекта. Земельный участок, полностью или частично попадающий в границы береговой полосы, не может быть предоставлен в частную собственность.
Ввиду изложенного суд отказывает в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, суд
р е ш и л :
Отказать Закрытому акционерному обществу «Приморсктурист» в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Управления муниципальной собственности г. Владивостока, оформленного письмом от 26.11.2010 № 24424сп, в предоставлении в собственность земельного участка площадью 188 404 кв.м с кадастровым номером 25:28:050087:54 для организации и благоустройства мест массового отдыха населения, проверенного на соответствие Земельному кодексу РФ, и в обязании ответчика принять решение о предоставлении данного земельного участка ЗАО «Приморсктурист» в собственность и подготовить и направить заявителю проект договора его купли-продажи.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Приморского края в месячный срок и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в 2-месячный срок со дня вступления в законную силу, если оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.