ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-16943/20 от 08.04.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-16943/2020

15 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года .

Полный текст решения изготовлен апреля 2021 года .

     Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой Р.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 21.06.2007)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 23.12.2004)

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 09.12.1992); Гаражно-строительный кооператив «Рассвет» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 29.08.2008) Администрация города Владивостока (690091, <...>)

о признании незаконными решений от 22.07.2020 об отказе в снятии с учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами 25:28:030018:9951, 25:28:030018:9952, 25:28:030018:9953, 25:28:030018:9955, 25:28:030018:10014, 25:28:030018:10016, 25:28:030018:10017, 25:28:030018:13885; об обязании снять с кадастрового учета объекты недвижимости,

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1, доверенность от 30.12.2020 № 20/18295, от Министерства транспорта и дорожного хозяйства ПК - ФИО2, доверенность от 09.01.2020 № 16/16/8, от ГСК «Рассвет» - ФИО3, доверенность от 19.05.2017,

          установил: Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 22.07.2020 об отказе в снятии с учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами 25:28:030018:9951, 25:28:030018:9952, 25:28:030018:9953, 25:28:030018:9955, 25:28:030018:10014, 25:28:030018:10016, 25:28:030018:10017, 25:28:030018:13885, а также об обязании ответчика снять с кадастрового учета объекты недвижимости.

Представители ответчика и Администрации г. Владивостока, извещенные надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, в заседание не прибыли. Администрацией было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В силу частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

В ходе судебного разбирательства Министерство поддержало заявленные требования, указав, что с решениями Управления Росреестра по Приморскому краю не согласно, считает их незаконными, необоснованными и нарушающими права заявителя. В обоснование заявленных требований Министерство указало, что представленные в орган регистрации прав распоряжения об изъятии гаражных боксов в собственность Приморского края подтверждают правомочия Приморского края как собственника указанных объектов недвижимости, а отсутствие в ЕГРН сведений о собственнике гаражных боксов не может служить препятствием для их снятия с государственного кадастрового учета.

По мнению заявителя, в орган регистрации прав им были представлены все документы, необходимые для снятия с государственного кадастрового учета спорных гаражных боксов, в том числе акты обследования, которые подтверждают, что их снос, а к актам об обследовании, в свою очередь, были приложены в том числе распоряжения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об изъятии данных гаражных боксов в собственность Приморского края.

При этом представитель заявителя указал, что оспариваемые решения об отказе в снятии с учета объектов недвижимости, равно как  и уведомления о приостановлении осуществления кадастрового учета, не содержали указаний на конкретные нарушения формы и (или) содержания представленных заявителем документов,что сделало невозможным их устранение в установленный срок, а документы, подтверждающие законность проведенной реконструкции, не являются обязательным приложением к акту обследования.

Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю в ходе рассмотрения дела с требованиями заявителя не согласился, полагает, что решения являются законными и обоснованными, полностью соответствую требованиям законодательства.

Ответчик указал, что принятие решения о снятии с государственного кадастрового учета гаражных боксов, расположенных в здании, в связи с их физическим уничтожением может быть принято только с одновременным внесением изменений в основные характеристики здания, в связи с чем в отношении здания должен быть подготовлен технический план здания с кадастровым номером 25:28:030018:754, в который входят снесенные гаражи, отражающий сведения об основных характеристиках этого здания и его площади с учетом снесенных боксов. Кроме того заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно документ, устанавливающий или удостоверяющий право заявителя на соответствующий объект недвижимости.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края поддержало по существу требовании заявителя, полагая, что оспариваемые решения об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости являются незаконными.

По мнению третьего лица, с учетом того, что снесенные гаражные боксы не являются объектами гражданских прав, с заявлением об изменении основных характеристик здания с кадастровым номером 25:28:030018:754 в орган регистрации прав вправе обращаться только собственники существующих гаражных боксов данного здания.

Представитель ГСК «Рассвет» поддержал требования заявителя, указав, что в государственном реестре недвижимости существование записей в ЕГРН все снесенные гаражи числятся как фактически существующие объекты недвижимости, их кадастровые номера соответственно занесены в общие номера литер (зданий) гаражей.

Представитель третьего лица укал, что собственники 260 гаражных боксов обращались в Департамент земельных и имущественных отношений (ныне Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края)  о предоставлении им в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, оставшегося после изъятия боксов, площадью 9828 кв.м. с кадастровым номером 25:28:030018:67, адрес (местоположение): <...>. Однако наличие недостоверных сведений ЕГРН  делает невозможным оформление указанного земельного участка под существующие гаражи, поскольку земельный участок оформляется не под отдельный гараж (бокс), а на здание (Литеру), в котором в соответствии со сведениями из ЕГРН якобы фактически расположены снесенные гаражи.

Администрация города Владивостока по тексту отзыва указала, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 25:28:030018:491 и сооружение - автомобильная дорога пос.Новый -полуостров Де-Фриз - Седанка- бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз - Седанка на участке км 23 - бухта Патрокл, Приморского края в настоящее время находятся в муниципальной собственности, Администрация полагает необходимым при вынесении судебного акта учесть интересы муниципального образования - Владивостокский городской округ.

При рассмотрении дела суд установил, что для государственных нужд Приморского края в целях строительства автомобильной дороги пос. Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка- бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз - Седанка на участке км 23-бухта на основании распоряжений департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 23.03.2011 № 753 «Об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества, расположенных в районе ул. Добровольского, 20 г. Владивостока для государственных нужд Приморского края в целях строительства автомобильной дороги пос. Новый - полуостров Де-Фриз-Седанка-бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз-Седанка на участке км 23 - бухта Патрокл, Приморский край», от 15.10.2012 № 2184 «Об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества, расположенных в районе ул. Добровольского, 20 в г. Владивостоке», от 13.04.2011 № 963 «О внесении изменения в распоряжение департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 23.03.2011 № 753» путем выкупа с последующим сносом были изъяты 37 гаражных боксов, входящих в состав ГСК «Рассвет», расположенных в районе улицы Добровольского, д.20 г. Владивостока, в том числе гаражные боксы № 52а (кадастровый номер 25:28:030018:9951), № 53 (КН 25:28:030018:9952), №54 (КН 25:28:030018:9953), № 56 (КН 25:28:030018:9955), № 115 (КН 25:28:030018:13885), № 116 (КН 25:28:030018:10014), № 118 (КН 25:28:030018:10016), № 118а (КН 25:28:030018:10017).

Все перечисленные гаражные боксы являлись частями здания с кадастровым номером 25:28:030018:754.

На основании соглашений о выкупе объектов недвижимости в отношении спорных гаражных боксов зарегистрировано право  оперативного управления Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (с 01.01.2020 - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края).

16.04.2020 Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (в настоящее время – Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) направил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю заявления о снятии с государственного кадастрового учета 37 гаражных боксов, снесенных в связи со строительством автомобильной дороги, в том числе следующие:

1) заявление № 25-0-1-50/3001/2020-1909 о снятии с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:10016, расположенного по адресу: <...>, бокс 118;

2) заявление № 25-0-1-50/3001/2020-1910 о снятии с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:10017, расположенного по адресу: <...>, бокс 118а;

3) заявление № 25-0-1-50/3001/2020-1902 о снятии с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:9951, расположенного по адресу: <...>, бокс 52а;

4) заявление № 25-0-1-50/3001/2020-1903 о снятии с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:9953, расположенного по адресу: <...>, бокс 54;

5) заявление № 25-0-1-50/3001/2020-1901о снятии с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:9952, расположенного по адресу: <...>, бокс 53

6) заявление № 25-0-1-50/3001/2020-1905 о снятии с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:9955, расположенного по адресу: <...>, бокс 56;

7) заявление № 25-0-1-50/3001/2020-1906 о снятии с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:13885, расположенного по адресу: <...>, бокс № 115.

8) заявление № 25-0-1-50/3001/2020-1907 о снятии с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:10014, расположенного по адресу: <...>, бокс № 116;

По результатам рассмотрения указанных заявлений органом регистрации прав приняты решения о приостановлении осуществления кадастрового учета со сроком до 22.07.2020, о чем Министерству направлены следующие уведомления:

1) уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета от 22.04.2020 №25/20-12141 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:10016);

2) уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета от 22.04.2020 №25/20-12146 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:10017);

3) уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета от 22.04.2020 № 25/20-12143 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:9951);

4) уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета от 22.04.2020 № 25/20-12147 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:9953);

5) уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета от 22.04.2020 № 25/20-12145 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:9952);  

6) уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета от 22.04.2020 № 25/20-12144 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:9955);

7) уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета от 22.04.2020 №25/20-12156 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030018:13885);

8) уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета от 22.04.2020 №25/20-12156 (в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 25:28:030038:10014).

В связи с непринятием мер к устранению обстоятельств, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий, уведомлением от 22.07.2020 Управление отказало Министерству в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами 25:28:030018:9951, 25:28:030018:9952, 25:28:030018:9953, 25:28:030018:9955, 25:28:030018:10014, 25:28:030018:10016, 25:28:030018:10017, 25:28:030018:13885 по основаниям, указанным в соответствующих уведомлениях о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Полагая, что указанные решения Управления об отказе государственного кадастрового учета не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права и законные интересы Министерства, заявитель оспорил их в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, проверив на соответствие закону оспариваемые решения ответчика, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно данному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) (часть 1 статьи 1) .

Согласно части 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

По правилам части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных сведений об объектах недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ).

Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.

Законом о регистрации прав установлен заявительный порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу подпункта 7 пункта 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

Частью 1 статьи 14 указанного Закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.

Из пунктов 2, 8, 9 части 2 этой же статьи следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В статьях 18, 21 Закона № 218-ФЗ определены требования к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в частности, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу части 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ).

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, а также основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав регламентированы положениями статей 26, 27 Закона № 218-ФЗ.

В силу части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, если, среди прочего, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

Согласно статье 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного закона.

Согласно части 12 статьи 29 данного Закона приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

В рассматриваемом случае предметом спора являются решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 22.07.2020 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами 25:28:030018:9951, 25:28:030018:9952, 25:28:030018:9953, 25:28:030018:9955, 25:28:030018:10014, 25:28:030018:10016, 25:28:030018:10017, 25:28:030018:13885, мотивированные неустранением в течение срока приостановления государственного кадастрового учета причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Как следует из материалов дела, с целью проведения учетно-регистрационных действий по снятию с государственного кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами 25:28:030018:9951, 25:28:030018:9952, 25:28:030018:9953, 25:28:030018:9955, 25:28:030018:10014, 25:28:030018:10016, 25:28:030018:10017, 25:28:030018:13885, 16.04.2020 Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края в адрес Управления Росреестра по Приморскому краю были поданы заявления с приложением актов обследования, подготовленных кадастровым инженером, подтверждающих прекращение существования гаражных боксов №№ 52а, 53, 54, 56, 115, 116, 118, 118А, входящих в состав ГСК «Рассвет», расположенного в районе улицы Добровольского, д. 20 г. Владивостока.

К указанным актам обследования разрушенного/поврежденного в результате пожара объекта от 06.03.2013 Министерством были приложены: письмо Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21.03.2019 № 20/20огр/739 «О подготовке акта обследования», выкопировка ситуационного плана из технического паспорта на здание, расположенное по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Добровольского, 20, лиг. В; документы, подтверждающие прекращение их существования (акты обследования разрушенного/поврежденного в результате пожара объекта от 06.03.2013, фотоматериалы), а также документы, являющиеся основанием для их сноса (распоряжения, подтверждающие изъятие для государственных нужд земельного участка с находящимися на данном земельном участке объектами недвижимости, подлежащими сносу), а именно:

К заявлениям № 25-0-1-50/3001/2020-1910 (Кадастровый номер объекта 25:28:030018:10017), №  25-0-1-50/3001/2020-1910 (КН  25:28:030018:10017), № 25-0-1-50/3001/2020-1902 (КН 25:28:030018:9951), № 25-0-1-50/3001/2020-1903  (КН 25:28:030018:9953):

- распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 23.03.2011 № 753 «Об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества, расположенных   в   районе   ул.   Добровольского,   20   г. Владивостока  для государственных нужд Приморского края в целях строительства автомобильной дороги пос. Новый - полуостров Де-Фриз-Седанка-бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз-Седанка на участке км 23 - бухта Патрокл, Приморский край»;

К заявлению № 25-0-1-50/3001/2020-1901 (КН 25:28:030018:9952):

- распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 23.03.2011 № 753;

- распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 13.04.2011 № 963 «О внесении изменения в распоряжение департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 23.03.2011 №753»;

К заявлениям № 25-0-1-50/3001/2020-1907 (КН  25:28:030018:10014), № 25-0-1-50/3001/2020-1905  (КН  25:28:030018:9955), № 25-0-1-50/3001/2020-1906 (КН  25:28:030018:13885):

- распоряжение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 15.10.2012 № 2184 «Об изъятии земельного участка и находящихся па нем объектов недвижимого имущества, расположенных в районе ул. Добровольского, 20 в г. Владивостоке».

Отказывая Министерству в снятии с кадастрового учета объектов недвижимости, Управление указало, что форма и (или) содержание документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и  сослалось на необходимость получения технического плана, отражающего сведения об основных характеристиках здания и его площади с учетом снесенных боксов. 

В спорном случае Министерство обратилось с заявлениями о снятии с кадастрового учета объектов недвижимости – гаражных боксов с кадастровыми номерами: 25:28:030018:9951; 25:28:030018:9952; 25:28:030018:9953; 25:28:030018:9955; 25:28:030018:10014; 5:28:030018:10016; 25:28:030018:10017; 25:28:030018:13885, являющихся помещениями, расположенными в здании с кадастровым номером 25:28:030018:754.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:030018:754 отсутствуют.

Статья 51, статья 55, а также глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, не содержат норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере. Наличие документов, подтверждающих законность проведенной реконструкции, не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.

Нормами Закона № 218-ФЗ и требованиями принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти не предусмотрена обязанность предоставления технического плана здания, в случае обращения с заявлением о снятии нежилых помещений с государственного кадастрового учета.

Положениями статей 14, 23 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при прекращении существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.

Пунктом 1 статьи 23 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машиноместа или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машиноместа в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машиноместо было расположено.

В соответствии с пунктом 3 Приказа № 861 акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту.

Согласно статьям 23,  26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ и пункту 3 Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861 акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, допускается Приказом № 861 и не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования не соответствующим ему.

Из указанного следует, что документом, на основании которого может быть осуществлено снятие прекратившего свое существование объекта недвижимости с кадастрового учета, является акт обследования, подготовленный в соответствии со статьей 23 Закона № 218-ФЗ.

Согласно части 5 статьи 15 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Таким образом, поскольку свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объектов недвижимости по результатам осмотра места их нахождения в разделе «Заключение кадастрового инженера» актов обследования от 06.03.2013 является достаточным доказательством прекращения существования таких объектов недвижимости, то документы, отражающие сведения об основных характеристиках здания с кадастровым номером 25:28:030018:754, частью которого являлись снесенные гаражные боксы, и его площади, с учетом снесенных боксов, не являются обязательными приложениями к акту обследования.

При этом учитывая, что снесенные гаражные боксы не являются объектами гражданских прав, ввиду их фактического отсутствия, с заявлением об изменении основных характеристик здания с кадастровым номером 25:28:030018:754 в орган регистрации прав вправе обращаться только собственники существующих гаражных боксов.

Помимо указанного, основанием для отказа Управления в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами 25:28:030018:13385, 25:28:030018:9955, 25:28:030018:10014, явилось отсутствие в реквизите «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» сведения о документах, предусмотренных пунктом 9 Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861.

Вместе с тем, из пункта 1 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Условие о соответствии документов, являющихся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, нормативным правовым актам, действовавшим на момент их издания (составления), должно в равной степени распространяться и на документы, указанные в иных пунктах   части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ.

Следовательно, поскольку представленные заявителем акты обследования спорных объектов составлены кадастровым инженером в 2013 году, то есть до вступления в силу Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861, у Управления Росреестра отсутствовали правовые оснований для отказа в снятии с кадастрового учета спорных объектов недвижимости по причине отсутствия в представленных актах обследования перечня документов, предусмотренного пунктом 9 названного Приказа.

Факт отсутствия (уничтожения) гаражей с кадастровыми номерами 25:28:030018:9951, 25:28:030018:9952, 25:28:030018:9953, 25:28:030018:9955, 25:28:030018:10014, 25:28:030018:10016, 25:28:030018:10017, 25:28:030018:13885 в результате их сноса подтвержден документами, представленными в орган регистрации прав.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимости вносятся сведениях о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом.

Из системного толкования положений законодательства РФ следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности.

Пункт 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в частности в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (подпункт 3).

Согласно пункту 7 статьи 40 Закона о регистрации при снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машиноместа в таких здании, сооружении.

В случае сноса объектов недвижимости, снятия с кадастрового учета таких объектов невозможно без одновременного прекращения зарегистрированных на них прав, поскольку прекращение права, относящегося к вещным правам, связано с прекращением физического существования самой вещи, ввиду того, что право не может существовать без вещи.

Отсутствие в ЕГРН сведений о прекращении существования объектов недвижимости и даты снятия их с государственного кадастрового учета, при наличии в ЕГРН сведений о государственной регистрации прав на снесенные объекты, приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит части 2 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорные гаражные боксы не могли быть сняты с кадастрового учета без одновременного прекращения зарегистрированного права оперативного управления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края на них, однако заявление о государственной регистрации прекращения этого права в Управление Росреестра по Приморскому краю не подавалось.

При таких обстоятельствах оспариваемые решения Управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости  с кадастровыми номерами 25:28:030018:9951, 25:28:030018:9952, 25:28:030018:9953, 25:28:030018:9955, 25:28:030018:10014, 25:28:030018:10016, 25:28:030018:10017, 25:28:030018:13885 соответствовали закону и не могли нарушить права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Отказать в признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 22.07.2020 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами 25:28:030018:9951, 25:28:030018:9952, 25:28:030018:9953, 25:28:030018:9955, 25:28:030018:10014, 25:28:030018:10016, 25:28:030018:10017, 25:28:030018:13885, - проверенных на соответствие Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Нестеренко Л.П.