ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-17005/09 от 08.10.2009 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело №  А51-17005/2009

«08» октября 2009 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи  Е.М. Попова

при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А. Березюк

рассмотрел в судебном заседании 7 октября 2009 года дело

по заявлению:   ООО «Нива-К»

к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

о  признании незаконным и отмене постановления №49-3

при участии в заседании

от заявителя  – ФИО1

от административного органа  – ФИО2

  установил: Общество с ограниченной ответственностью «Нива-К» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее по тексту – административный орган, управление, Росприроднадзор) от 16.09.2009 № 49-1 по делу об административном правонарушении.

Общество в судебном заседании заявленные требования поддержало в полном объеме, считает, что действующее законодательство РФ не содержит норм, устанавливающих, в какой форме должен быть оформлен «Порядок осуществления производственного контроля» и требований к его оформлению. При этом полагает, что начальник электрохозяйства ФИО3 не обязан иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности, поскольку осуществляет самостоятельное обращение только с отходами, относящимися к 5 классу опасности. Кроме того, считает, что деятельность ООО «Нива-К» не подлежит лицензированию согласно ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В связи с изложенными выше обстоятельствами, заявитель полагает, что его деятельность не содержит состава административного правонарушения и не влечет административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Кроме того, Общество указывает на допущенные процессуальные нарушения, поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось в отсутствие законного представителя Общества.

Административный орган против требований Общества возражает, в обоснование своих возражений ссылается на то, что материалами административного дела доказан факт совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, а также доказана вина Общества в его совершении.

Вместе с тем, административный орган не отрицает, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя Общества, что является нарушением.

При исследовании материалов дела суд установил следующее.

В ходе плановой контрольной проверки ООО «Нива-К», проведенной Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю с 05.08.2009 по 1.09.2009 было установлено, что в процессе производственной деятельности предприятия образуются отходы производства и потребления, всего 41 наименование. В том числе, отходы 1-5 классов опасности. Полный перечень наименований отходов образующихся на предприятии ООО «Нива-К» представлен в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для ООО «Нива-К», а также в Лимитах на размещение отходов производства и потребления № 5100 от 29.06.2006.

«Положение о внутреннем обращении с отходами» ООО «Нива-К», представленное в ходе проверки, в установленном порядке не согласовано с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, что является нарушением п. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, юридические лица определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно приказа №001/5 от 10.01.2009, начальник отдела электрохозяйства ФИО4 назначен ответственным лицом за обращение с отходами на территории предприятия. В ходе проверки установлено, что ФИО4 не имеет профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом) работы с отходами 1-4 класса опасности, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому лица, допущенные к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности. Согласно «Положению о внутреннем обращении с отходами» ООО «Нива-К», представленном в ходе проверки, предприятие ООО «Нива-К» в результате своей деятельности образует различные по фракционному составу и степени опасности отходы, в том числе 1-4 класса опасности. Таким образом, начальник отдела электрохозяйства ФИО4 обязан иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.

В ходе проверки установлено, что ООО «Нива-К» самостоятельно вывозит на свалку пгт. Кировский мусор, образующийся в результате деятельности предприятия, т.е. осуществляет деятельность по транспортировке отходов. Так же установлено, что на предприятии числится и эксплуатируется 12 электрокар (автопогрузчиков), работающих от кислотных и щелочных аккумуляторных батарей (стр. 19, таб. 2.1 Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для «Нива-К»). В результате ремонта или замены указанных аккумуляторных батарей образуются отходы щелочного и кислотного электролита, которые обезвреживаются на предприятии.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию. В ходе проверки, ООО «Нива-К» не представило лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов - по причине ее отсутствия, что является нарушением ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также ст. 17 Федерального закона от 8.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». По договору с НП «Национальный экологический проект» от 01.06.2008 № 312, ООО «Нива-К» осуществляет сдачу на вывоз и утилизацию следующих видов отходов: автомобильная резина б/у, прочие резинотехнические изделия, отходы пластмасс; компьютеры, бытовая оргтехника; стекло; ртуть содержащие отходы; промасленная ветошь, промасленные опилки, масляные фильтры; все виды масел, отработанные ГСМ; песок, загрязненный мазутом; шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефтепродуктов; фреон; металлолом и аккумуляторы; строительный мусор. Документы, подтверждающие сдачу указанных отходов на утилизацию (акты приема работ, накладные, счета фактуры и пр.) предприятием не представлены.

Указанные обстоятельства нашли отражение в протоколе об административном правонарушении от 03.09.2009 № 49-1.

Рассмотрев материалы административного дела, государственным инспектором РФ по охране природы по Приморскому краю, вынесено постановление о назначении административного наказания от 16.09.2009 №49-1, которым ООО «Нива-К»» привлечено к административной ответственности, установленной ст. 8.2 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением ООО «Нива-К» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив представленные сторонами доказательства, проверив оспариваемое Постановление в полном объёме в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность, в процессе которой образуются отходы.

В силу статьи 11 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно п. 2 ст. 26 вышеуказанного закона порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (часть 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Поскольку в результате производственной деятельности общества образуются отходы, следовательно, общество является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, урегулированных названным Законом.

Тот факт, что на момент проверки ООО «Нива-К» разработав Положение о внутреннем обращении с отходами не согласовало его с органом исполнительной власти в области обращения с отходами, не провело инвентаризацию образования отходов производства и потребления; специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не прошли подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвержден материалами дела и заявителем не опровергнут.

Таким образом, суд считает, что Обществом нарушены установленные законодательством экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и общество не приняло все зависящие от него меры для соблюдения экологического законодательства.

Вместе с тем выводы административного органа о нарушении заявителем ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производств аи потребления», а также п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных вдов деятельности» ввиду отсутствия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов являются неправомерными в силу следующего.

В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Согласно Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511 опасными отходами являются отходы I-IV класса опасности. Отходы V класса опасности не являются опасными.

Проверяющими установлено, что ООО «Нива-К» самостоятельно осуществляет вывоз на свалку ТБО мусора, однако, не представлено доказательств того, что отходы относятся к 1-4 классу опасности.

Деятельность по вывозу отходов, относящихся к V классу опасности не подлежит лицензированию согласно Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На вывоз опасных отходов заключен договор от 01.06.2008 с Некоммерческим партнерством «Национальный экологический проект», располагающим соответствующей лицензией № ОТ-74-000115 (25) от 10.10.2005.

Тот факт, что на предприятии числится и эксплуатируется 12 электрокар (автопогрузчиков), работающих от кислотных и щелочных аккумуляторных батарей, а также что в результате ремонта или замены указанных батарей образуются отходы щелочного и кислотного электролита, которые могут обезвреживаться на предприятии, еще не свидетельствует о том, что предприятие осуществляет деятельность по обезвреживанию опасных отходов.

Кроме того судом установлено, что при привлечении общества к административной ответственности административным органом была нарушена процедура привлечения к ответственности, установленная КоАП РФ.

Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица, о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Законными представителями юридического лица, в соответствии с настоящим Кодексом, являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Руководителем ООО «Нива-К» является генеральный директор ФИО5

В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются в том числе протоколом об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 10 Постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при рассмотрении дел об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При составлении протокола об административном правонарушении № 49-3 от 03.09.2009, и при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал ФИО1 - действующий на основании доверенности от 16.07.2008, из содержания которой не следует, что данное лицо наделено полномочиями представлять интересы общества по конкретному делу об административном правонарушении.

В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом ООО «Нива-К», утвержденным Протоколом № 13 общего собрания учредителей от 01 сентября 2008 года, единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор, согласно Протоколу общего собрания учредителей от 22.04.2009 № 15 - ФИО5, который не был извещен о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах суд делает вывод о ненадлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и о его рассмотрении в отсутствие законного представителя.

Указанные процессуальные нарушения являются неустранимыми, следовательно, административное наказание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Таким образом, суд считает требования заявителя о признании незаконным и отмене Постановления № 49-1 от 16.09.2009 года по делу законными и обоснованными, а постановление подлежащим отмене.

В соответствии с п.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи, с чем суд не относит на стороны расходы по государственной пошлине.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконным и отметить постановлениеУправления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю от 16.09.2009 № 49-1 о назначении административного наказания ООО «Нива-К».

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Е.М. Попов