ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-17051/20 от 12.10.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-17051/2020

19 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 19 октября 2021 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Олесик Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Комфорт-Спейс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 24.10.2018)

к Управлению муниципальной собственности города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 04.08.2000)

третьи лица: Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (123112, <...>, эт. 7), Администрация города Владивостока (690090, <...>); Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Днепр-Инвест» (690001, <...>)

о признании незаконным решения,

при участии: от заявителя - ФИО1, доверенность от 19.01.2020; от ответчика - гл. специалист ФИО2, доверенность от 25.12.2012 №2815-11119; от администрации – она же, доверенность от 18.12.2012 №1-3/4733,

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Комфорт-Спейс» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления муниципальной собственности города Владивостока, оформленного письмом от 05.10.2020 № 15903/20у, в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 3135 кв.м. с условным номером :ЗУ 60, образуемого в соответствии с утвержденной постановлением № 3489 от 03.09.2020 документацией по планировке территории в части проекта межевания территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке, в целях реализации инвестиционного проекта «Строительство многоэтажного жилого дома в районе улицы Брянская, д.26 в г. Владивостоке» на основании заявления ООО «Комфорт-Спейс» от 21.10.2019 вх. № 23903/20у и дополнения к заявлению от 07.09.2020 вх. № 15903/20у; об обязании УМС г. Владивостока в месячный срок с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу предварительно согласовать и предоставить в аренду сроком до 12.10.2085 земельный участок площадью 3135 кв.м. с условным номером :ЗУ 60, образуемый в соответствии с утвержденной постановлением от 03.09.2020 № 3489 документацией по планировке территории в части проекта межевания территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке, в целях реализации инвестиционного проекта «Строительство многоэтажного жилого дома в районе улицы Брянская, д. 26 в г. Владивостоке» на основании заявления ООО «Комфорт-Спейс» от 21.10.2019 вх. № 23903/20у и дополнения к заявлению от 07.09.2020 вх. № 15903/20у (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в судебном заседании от 29.06.2021).

Представители АО «КРДВ», ООО СЗ «Днепр-Инвест» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Поскольку суд не усматривает препятствий для проведения судебного заседания, то оно проводится в отсутствие представителей третьих лиц в порядке статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании заявитель требование поддержал, по изложенным в заявлении основаниям, указал, что спорный земельный участок испрашивался им как резидентом свободного порта Владивосток для реализации инвестиционного проекта. Общество полагает, что отказ ответчика в предоставлении испрашиваемого земельного участка площадью 3135 кв.м. с условным номером :ЗУ 60, является незаконным, а сам земельный участок подлежал формированию и предоставлению в аренду заявителю для реализации его инвестиционного проекта, поскольку как на момент обращения заявителя, так и в настоящий момент проект планировки территории, утвержденный постановлением Администрации г. Владивостока от 30.12.2014 № 11036, и проект межевания территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке, утвержденный постановлением Администрации г. Владивостока от 03.09.2020 № 3489, являлись действующими, а испрашиваемый земельный участок (ЗУ 60) сформирован для последующей постановки на кадастровый учет и предоставления его в аренду с учетом положений ст. ст. 41-45 ГрК РФ

При этом заявитель полагает, что на этапе рассмотрения заявления общества ответчиком было допущено злоупотребление правом на утверждение градостроительной документации, что в свою очередь нарушило права и законные интересы общества и повлекло невозможность реализации инвестиционного проекта.

Представитель УМС г. Владивостока в письменном отзыве, представленном в материалы дела, а также в судебном заседании предъявленные требования не признал, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Ответчик пояснил, что принять решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка не представлялось возможным, ввиду отсутствия утвержденного и на момент рассмотрения заявления находящегося в разработке проекта планировки территории, в границах которой расположен испрашиваемый обществом земельный участок, а также расположение названного земельного участка на территории, в границах которой предусматривается деятельность по ее комплексному и устойчивому развитию.

Представитель Администрации г. Владивостока в письменном отзыве поддержал по существу позицию ответчика.

АО «КРДВ» в ходе судебного разбирательства поддержало заявление общества в полном объеме, полагает, что действия Министерства, выразившиеся в отказе обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, являются незаконными, нарушающими права и законные интересы резидента СПВ, влекущими невозможность исполнения резидентом его обязательств по соглашению об осуществлении деятельности резидента.

АО «КРДВ» подтвердило наличие у ООО «Комфорт-Спейс» статуса резидента свободного порта Владивосток, на момент подачи Обществом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и на дату вынесения оспариваемого решения закон предусматривал для резидентов СПВ возможность получить земельный участок, необходимый для реализации инвестиционного проекта, без проведения торгов.

Третье лицо полагает, что Управление формально подошло к рассмотрению вопроса о предоставлении спорного земельного участка резиденту.

ООО СЗ «Днепр-Инвест» в письменном отзыве, представленном в материалы дела, указало, что заявленными обществом требованиями не согласен, полагает, что поскольку действующим законодательством при прочих равных обстоятельствах установлен принцип приоритета на получение предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка тому лицу, которое обратилось раньше, а ООО «Комфорт-Спейс» в рамках настоящего дела просит не только признать незаконным отказ Управления, но и обязать УМС г. Владивостока предварительно согласовать и предоставить в аренду ЗУ 60, то третье лицо полагает, что имеет приоритетное перед заявителем право на получение предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду, т.к. обратилось с соответствующей заявкой раньше (04.09.2020).

При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Комфорт-Спейс» является резидентом свободного порта Владивосток на основании заключенного им с акционерным обществом «Корпорация развития Дальнего Востока» соглашения об осуществлении деятельности резидента СПВ от 27.12.2018 № СПВ-1092/18, внесен в реестр резидентов СПВ 10.01.2019 согласно свидетельству № 25000001092.

Согласно пунктам 1.1, 1.3 названного соглашения, а также пункта 1.1 заключенного между сторонами дополнительного соглашения от 09.07.2019 № 1 к указанному Соглашению, последние предусмотрели в период с 2019-2023 гг. реализацию инвестиционного проекта «Строительство многоэтажного жилого дома в районе улицы Брянская, г. Владивосток», в рамках которого осуществляет следующие виды деятельности: строительство жилых и нежилых зданий, покупка и продажа собственного недвижимого имущества, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.

Согласно заявке от 22.05.2019 № СПВ/703 резидент осуществляет деятельность, указанную в пункте 1.1 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 09.07.2019 № 1) на территории расформированного земельного участка площадью 3 000 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 25:28:03006 (ориентиром служит земельный участок 25:28:030006:569, расположенный по адресу: <...>).

Пунктом 1.4 дополнительного соглашения № 1 стороны предусмотрели, что земельный участок подлежит образованию в соответствии со схемой, указанной в бизнес-плане.

Указанный участок предусматривалось оформить резиденту «Свободного порта Владивосток» на правах владения и пользования по долгосрочному договору аренды земельного участка с планом-графиком.

21.10.2019 ООО «Комфорт-Спейс» обратилось в Управление муниципальной собственности города Владивостока с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 3 000 кв.м., обозначенного в приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства многоэтажного жилого дома сроком до 12.10.2085.

Письмом от 06.11.2019 № 23903/20 Управление отказало Обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, сославшись на то, что в ходе проверки установлено, что в границах образуемого земельного участка находится грунтовый проезд, а также образуемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры застроенного многоквартирными домами.

07.09.2020 ООО «Комфорт-Спейс» обратилось в Управление с дополнительным заявлением к первоначально поданному заявлению от 21.10.2019, в котором просило предварительно согласовать предоставление в аренду сроком до 12.10.2085 земельного участка площадью 3135 кв.м. с условным номером :ЗУ 60, образуемого в соответствии с утвержденной постановлением № 3489 от 03.09.2020 документацией по планировке территории в части проекта межевания территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке, для строительства многоквартирного жилого дома (вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка) в соответствии с пп. 33 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмом от 05.10.2020 № 15903/20у Управление сообщило о том, что образуемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой издано постановление администрации г. Владивостока от 15.09.2020 № 3677 «О подготовке документации по планировке территории в части разработки проекта планировки территории в районе ул. Фастовская в городе Владивостоке».

Посчитав, что данный отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «Комфорт-Спейс», Общество оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, проанализировав законность оспариваемого решения, суд находит предъявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.

По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется заинтересованному лицу в аренду на основании договора, заключаемого на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов договоры аренды указанных земельных участков заключаются в случаях, перечисленных в пункте 2 данной статьи Кодекса. К таким случаям в числе прочих подпунктом 33 указанной нормы (в редакции, действовавшей как на момент обращения ООО «Согласие» к ответчику, так и на момент принятия оспариваемого решения), было отнесено предоставление земельного участка в аренду резиденту свободного порта Владивосток на территории порта Владивосток.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с данным Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

В силу части 1 статьи 10 названного Закона под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с этим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.

В силу статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» к свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского края: Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, городского округа Большой Камень, Лазовского муниципального района, Находкинского городского округа, Партизанского городского округа, городского округа Спасск-Дальний, Уссурийского городского округа, Надеждинского муниципального района, Шкотовского муниципального района, Октябрьского муниципального района, Ольгинского муниципального района, Партизанского муниципального района, Пограничного муниципального района, Хасанского муниципального района, Ханкайского муниципального района, в том числе территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в соответствии с которым действия по реализации своих прав заинтересованным лицом, если земельный участок предстоит образовать, включают следующие этапы:

1) подготовка схемы расположения земельного участка;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Кодекса;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ закреплено правило, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с резидентом свободного порта Владивосток на срок реализации соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток».

Пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Кодекса.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа письмом от 05.10.2020 № 15903/20у в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка послужило то обстоятельство, что образуемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой издано постановление администрации г. Владивостока от 15.09.2020 № 3677 «О подготовке документации по планировке территории в части разработки проекта планировки территории в районе ул. Фастовская в городе Владивостоке».

При этом пунктом 4 вышеуказанного постановления было признано утратившим силу постановление администрации г. Владивостока от 30.12.2014 № 11036 «Об утверждении проекта планировки территории в районе ул. Фастовская, 33 г. Владивостока».

Согласно сведениям комплексной муниципальной геоинформационной системы (КМГИС) испрашиваемый Обществом земельный участок полностью расположен на территории, в границах которой предусматривается деятельность по ее комплексному и устойчивому развитию.

Частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Видами документации по планировке территории являются:

1) проект планировки территории;

2) проект межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрКРФ).

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1 ст. 42ГрК РФ).

Частью 2 стать 42 ГрК РФ предусмотрено, что проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Согласно части 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

В соответствии с частью 2 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (ч. 3 ст. 43 ГрК РФ).

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории (ч. 4 ст. 43 ГрК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:

1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;

2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных Кодексом;

4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);

5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с Кодексом для территориальных зон.

На чертежах межевания территории отображаются:

1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;

2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

5) границы публичных сервитутов.

При этом как указано в части 6 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

Согласно части 5 статьи 41 ГрК РФ применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 Кодекса.

Как указывалось ранее, испрашиваемый Обществом земельный участок полностью расположен на территории, в границах которой предусматривается деятельность по ее комплексному и устойчивому развитию, что подтверждается представленными в материалы дела графическими материалами.

Исходя из установленных обстоятельств, у УМС г. Владивостока отсутствовали правовые основания для принятия решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого обществом земельного участка для реализации инвестиционного проекта «Строительство многоэтажного жилого дома в районе улицы Брянская, 26 г. Владивостока», ввиду отсутствия разработанного и утвержденного проекта планировки территории, в границах которой расположен испрашиваемый резидентом земельный участок.

При этом, оценивая довод заявителя о злоупотребовании органом местного самоуправления своим правом на утверждение градостроительной документации, что явилось препятствием для предварительного согласования обществу испрашиваемого земельного участка, суд исходит из следующего.

Из материалов дела усматривается, что 30.12.2014 администрацией г. Владивостока было издано постановление № 11036 «Об утверждении проекта планировки территории в районе ул. Фастовская, 33 города Владивостока».

20.05.2019 Администрацией принято постановление № 1987 «О подготовке документации по планировке территории в части разработки проекта межевания территории в районе ул. Фастовская, 33 в городе Владивостоке», в приложении № 1 к которому приведены границы территории, в отношении которой планируется разработка проекта межевания.

Постановлением администрации г. Владивостока от 03.09.2020 № 3489 утверждена документация по планировке территории в части проекта межевания территории в районе ул. Фастовская, 33 в городе Владивостоке, на 1-м этапе реализации проекта межевания предусмотрено образование из земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельного участка с условным номером :ЗУ 60, площадью 3 135 кв.м, с видом разрешенного использования «среднеэтажная жилая застройка».

15.09.2020 Администрации г. Владивостока было издано постановление № 3677 «О подготовке документации по планировке территории в части разработки проекта планировки территории в районе ул. Фастовская в городе Владивостоке». В приложении № 1 к указанному постановлению приведены границы территории, в отношении которой планируется разработка проекта планировки.

При этом пунктом 4 данного постановления признано утратившим силу постановление администрации г. Владивостока от 30.12.2014 № 11036 «Об утверждении проекта планировки территории в районе ул. Фастовская, 33 города Владивостока».

21.10.2019 ООО «Комфорт-Спейс» как резидент свободного порта Владивосток, воспользовавшись своим правом на приоритетное получение в аренду земельного участка, обратилось в Управление муниципальной собственности г. Владивостока с соответствующим заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 3 000 кв.м., обозначенного в приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства многоэтажного жилого дома сроком до 12.10.2085.

Однако письмом от 06.11.2019 № 23903/20 Управление отказало Обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку в границах образуемого земельного участка находится грунтовый проезд, в силу чего такой земельный участок относится к территориям общего пользования, и его предоставление приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на беспрепятственное пользование указанной территории.

При этом Управление сослалось на постановление от 20.05.2019 № 1987 «О подготовке документации по планировке территории в части разработки проекта межевания территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке».

07.09.2020 Общество повторно обратилось в УМС г. Владивостока, с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком до 12.10.2085 земельного участка площадью 3135 кв.м. с условным номером: ЗУ 60, в соответствии с принятым 03.09.2020 Администрацией г. Владивостока постановлением «Об утверждении документации по планировке территории в части проекта межевания территории в районе ул. Фастовская, 33 в городе Владивостоке», которым предусмотрено образование указанного земельного участка.

Однако письмом от 05.10.2020 № 15903/20у Управление вновь отказало обществу по мотиву того, что образуемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой издано постановление администрации г. Владивостока от 15.09.2020 № 3677 «О подготовке документации по планировке территории в части разработки проекта планировки территории в районе ул. Фастовская в городе Владивостоке», пунктом 4 которого признано утратившим силу постановление администрации г. Владивостока от 30.12.2014 № 11036 «Об утверждении проекта планировки территории в районе ул. Фастовская, 33 г. Владивостока».

Таким образом, действия администрации г. Владивостока, изменявшей градостроительную документацию, создавали правовую неопределенность для участников правоотношений, складывающихся по поводу использования территории, в отношении которой утверждалась и отменялась градостроительная документация, и препятствовали реализации предоставленных им прав на получение земельных участков в сроки, установленные земельным законодательством.

Между тем, Администрация г. Владивостока в рамках настоящего дела имеет статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем ее поведение не может влиять на оценку действий ответчика - Управления муниципальной собственности г. Владивостока, являющегося самостоятельным юридическим лицом и отраслевым (функциональным) органом Администрации, наделенным полномочиями по распоряжению земельными участками , находящимися на территории Владивостокского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена.

Соответственно, при рассмотрении поступающего в адрес Управления заявления лица по вопросу предварительного согласования земельного участка и принятии по результатам его рассмотрения решения, УМС г. Владивостока обязано руководствоваться теми законами и иными правовыми актами, в том числе принятыми на местном уровне, которые являются действующими на момент рассмотрения такого заявления и принятия по нему решения.

Оценивая оспариваемое решение на предмет нарушения им прав и законных интересов заявителя, суд считает также необходимым отметить следующее.

Как следует из подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 26.10.2020), статус заявителя как резидента СПВ предоставлял право на получение в упрощенном порядке земельного участка для реализации инвестиционного проекта, но не право на получение конкретного земельного участка как такового.

Федеральным законом от 15.10.2020 № 318-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток», действующим с 26.10.2020, данное законоположение признано утратившим силу.

В этой связи с указанной даты отменена процедура предоставления земельных участков резидентам свободного порта Владивосток в аренду без проведения торгов. При этом каких-либо переходных положений, в том числе предполагающих продолжение процедуры предоставления земельных участков для лиц, обратившихся с соответствующими заявлениями в уполномоченный орган до вступления в силу Закона № 318-ФЗ, названный закон не содержит.

Поскольку в силу статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, каждый принимаемый арбитражным судом судебный акт должен быть направлен на восстановление нарушенных прав лица, обратившегося за судебной защитой.

Вместе с тем, изменяя публичный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель тем самым ввел новую правовую регламентацию правоотношений, исключающую предоставление земельных участков резидентам СПВ вне конкурсных процедур.

В этой связи в период после 26.10.2020 предоставление земельных участков данным субъектам возможно только по результатам торгов, независимо от того, в какой период ими было подано заявление о предоставлении или предварительном согласовании предоставления земельного участка, что исключает возможность удовлетворения заявленного требования.

Таким образом, правовые основания для продолжения процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду резиденту свободного порта Владивостока в порядке, предусмотренном утратившими силу подпунктами 33 пункта 2 статьи 39.6, подпунктами 18 пункта 8 статьи 39.8 Кодекса, в настоящее время отсутствуют, права и законные интересы ООО «Комфорт-Спейс» не могут быть восстановлены в порядке, установленном ранее действовавшими нормами права.

Таким образом, решение УМС г. Владивостока об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Поскольку требование Общества об оспаривании решения Управления суд оставляет без удовлетворения, оснований для понуждения ответчика к обязанию предварительно согласовать предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 3135 кв.м. с условным номером: ЗУ 60, образуемый в соответствии с утвержденной постановлением от 03.09.2020 № 3489 документацией по планировке территории в части проекта межевания территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке, в целях реализации инвестиционного проекта «Строительство многоэтажного жилого дома в районе улицы Брянская, д.26 в г. Владивостоке» у суда также не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований и согласно статье 110 Кодекса относит расходы по уплате государственной пошлины на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Отказать в признании незаконным отказа Управления муниципальной собственности города Владивостока, оформленного письмом от 05.10.2020 № 15903/20у, в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, - проверенного на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Нестеренко Л.П.