АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-1719/2019
19 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Куприяновой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кулеш Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Россия, г.Владивосток, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата государственной регистрации 15.05.2009, 692345, <...>, отбывающего наказание в ФКУИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю, 692526, <...>)
к Отделу судебных приставов по Анучинскому району УФССП России по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.10.2004, 690091, <...>, <...> Анучино, 1)
3-е лицо: Межрайонная ИФНС России № 4 по Приморскому краю (692342, <...>)
о признании распространенных сведений, опубликованных на официальном сайте судебных приставов, не соответствующими действительности , об обязании удалить соответствующую информацию с сайта,
При участии в заседании: стороны извещены не явились.
у с т а н о в и л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - Заявитель, Предприниматель, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением к Отделу судебных приставов по Анучинскому району УФССП России по Приморскому краю (далее - ОСП, пристав), третье лицо - Межрайонная ИФНС России № 4 по Приморскому краю (далее – третье лицо, МИФНС № 4) , о признании распространенных сведений , опубликованных на официальном сайте судебных приставов, не соответствующими действительности, об обязании удалить соответствующую информацию с сайта.
Стороны в заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд, руководствуясь ст.ст. 136, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проводит судебное заседание в отсутствие представителей лица, участвующих в деле .
Межрайонная ИФНС России № 4 по Приморскому краю письменно ходатайствовала об рассмотрении спора в отсутствие её представителя.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Из текста письменного заявления Предпринимателя ФИО1 следует, что с размещенными на официальном интернет-сайте службы судебных приставов сведениями он не согласен, поскольку не получал ни Постановлений о возбуждении исполнительных производств, ни Постановлений контролирующих органов, на основании которых указанные исполнительные производства были возбуждены. Заявитель полагает, что размещенная информация нарушает его деловую репутацию в связи с распространением недостоверных сведений.
Отдел судебных приставов по Анучинскому району УФССП России по Приморскому краю предъявленные требования не признал, в письменном отзыве указал, что действия по размещению оспариваемой информации, осуществлены в соответствии с действующим законодательством : пунктом 5 статьи 6 Положения Федеральной службе судебных приставов ; Приказом ФССП России от 12.05.2012 № 248 « Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде» (далее - Порядок) ; части 3 статьи 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ « Об исполнительном производстве» .
Межрайонная ИФНС России № 4 по Приморскому краю в письменных пояснениях сообщила следующее :
Согласно сведений из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 15 мая 2009 года зарегистрирован и поставлен на учет в Межрайонной ИФНС России № 4 по Приморскому краю в качестве индивидуального предпринимателя.
Из сведений , переданных в Инспекцию из государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, за ФИО1 числилась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ , исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 года в размере 38 287,92 руб.; пени в размере 15 869, 58 руб.,; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии , в размере 87 774, 96 руб.; пени в размере 26 766,61 руб. , по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 года в размере 21 114,59 руб. , пени в размере 8 249,26 руб.
Налогоплательщику по месту регистрации неоднократно направлялись требования об уплате задолженности по страховым взносам и пени.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, т.е. не являющиеся работодателями, признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 430 Кодекса данные плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.
Наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет обязанность уплачивать страховые взносы, и данная обязанность прекращается только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьями 23, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате законно установленных налогов. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам определяется ст. 430 НК РФ.
В соответствии со ст. 432 НК РФ ФИО1 начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 г., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды :
- с 01.01.2017 г. всего в сумме 60375.00 рублей, в том числе: за 2017 год (по сроку уплаты 09.01.2018г.) в ПФ РФ - 23 400,00 руб., на ОМС - 4 590,00 руб.;
-за 2018 год (по сроку уплаты 09.01.2019 г.) в ПФ РФ -26 545,00 руб., на ОМС - 5 840, 00 руб.
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятия с учета в налоговом органе, является основанием для прекращения начисления страховых взносов.
По состоянию на 12.02.2019 года у Налогоплательщика имеется задолженность в сумме 65 416,31 руб. в т.ч. (налог – 60 375,00 руб., пеня – 3041,31 руб., штраф – 2000,00 руб.).
Также на текущую дату в отделе судебных приставов по Анучинскому району находятся на исполнении 4 исполнительных производства на общую сумму 3 458,07 руб., вынесенные на основании Постановлений налогового органа о взыскании недоимки за счет имущества.
Из материалов дела судом установлено следующее :
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя , осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Межрайонной ИФНС России № 4 по Приморскому краю 15 мая 2009 года и поставлен на учет с присвоением ОГРНИП № <***>, с основным видом деятельности - строительство жилых и нежилых зданий.
Государственным учреждением - Отделом Пенсионного фонда Российской Федерации по Анучинскому району Приморского края 19 мая 2009 года ИП ФИО1 зарегистрирован в качестве страхователя и плательщика страховых взносов, о чем в ЕГРИП 22 мая 2009 года занесена соответствующая запись за регистрационным номером 409250114200266.
За 2009 год Предпринимателем была подана нулевая декларация , поскольку отсутствовала деятельность.
22 октября 2010 года ИП ФИО1 был осужден и по приговору Арсеньевского городского суда Приморского края отбывает наказание в ФКУИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю по настоящее время.
08.10.2018 года в Уссурийский районный суд Приморского края ФИО1 подал ходатайство об условно-досрочном освобождении, Постановлением от 15.10.2018 было назначено судебное заседание на 07.11.2018.
30.10.2018 сотрудник ИК-41 при подготовке характеристики известил ФИО1 о том , что в бухгалтерии ИК-41 находятся на исполнении исполнительные листы на сумму 123 219 рублей 43 копейки о взыскании страховых взносов в ГУ ОПФ РФ, о чем была составлена соответствующая характеристика для суда.
ФИО1 утверждает, что до этого ему не было известно о наличии исполнительных производств возбужденных в отношении него.
По причине наличия исполнительных документов в бухгалтерии ИК-41 на сумму 123 219 рублей 43 копейки в отношении него , 07.11.2018, Постановлением Уссурийского районного суда Приморского края ему было отказано в условно-досрочном освобождении.
Также , Заявителю стало известно , что на официальном сайте по исполнительным производствам опубликована информация о возбужденных в отношении ФИО1 исполнительных производствах.
Полагая, что опубликованная на официальном сайте по исполнительным производствам информация о возбужденных в отношении ФИО1 исполнительных производствах и открытая широкой аудитории , не подкреплена законом об исполнительном производстве, дискредитирует его как гражданина и индивидуального предпринимателя , и в дальнейшем станет помехой для удовлетворения ходатайства об условно-досрочном освобождении , получения кредита и устройства на работу, Индивидуальный предприниматель И.А.Толстопятый обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 просит признать действия судебных приставов-исполнителей незаконными и обязать удалить из свободного доступа не соответствующие действительности записи , таким образом, предметом заявленного спора являются действия судебного пристава-исполнителя по размещению в общем доступе сведений о возбуждении и окончании исполнительных производств.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, доводы Заявителя, возражения судебного пристава-исполнителя, Налоговой Инспекции, суд считает, что требования Заявителя не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом прав и охраняемых законом интересов юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» , а также в абзаце 17 преамбулы Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, следует, что решение об удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации выносится судом в случае установления совокупности трех условий
- сведения должны носить порочащий характер,
- быть распространены
- и не соответствовать действительности.
При этом Заявитель обязан доказывать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, и порочащий характер этих сведений.
На Ответчика же возложена обязанность доказать, что распространенные им сведения соответствуют действительности.
При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 №3 под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц , следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении физическим лицом действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию физического лица. Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во времени, к которому относятся оспариваемые сведения.
Как следует из материалов настоящего дела, на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов , Сервис «Банк данных исполнительных производств» по состоянию на 09.01.2019 года содержит 30 записей о Должнике (ФИО1) по исполнительным производствам , возбужденным ОСП по г.Арсеньеву о взыскании задолженности, страховых взносов, включая пени.
В силу статьей 1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О судебных приставах» , Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами
Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» утверждено положение о Федеральной службе судебных приставов (далее - Положение)
В соответствии со ст. 1 Положения Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
В силу п. 5 ст. 6 Положения Федеральная служба судебных приставов формирует и ведет банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов.
Аналогичные положения закреплены и в ст. 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» .
Порядок ведения и формирования банка данных в силу ч. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяется главным судебным приставом Российской Федерации.
Приказом ФССП России от 12.05.2012 № 248 «Об утверждении Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде» (далее - Порядок) утвержден порядок ведения банка данных в исполнительном производстве.
Статьей 6.1 Порядка установлено, что банк данных является местом хранения юридически значимых электронных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации (вынесенных и поступивших). При этом в своей структуре подразделяется на хранение и сбор информации, которая является общедоступной, и информации ограниченного допуска.
В силу ч. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» , а также п. 7.1 Порядка к общедоступной информации относятся следующие сведения:
дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;
дата возбуждения исполнительного производства;
номер исполнительного производства;
наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций - наименование и юридический адрес);
требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» , и данных о взыскателе;
сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;
наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;
данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);
сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» , или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п.п. 6 и 7 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» .
Пунктом 7.4 Порядка установлено, что общедоступные сведения банка данных публикуются на официальном интернет-сайте ФССП России.
В материалы настоящего дела представлены Постановления о возбуждении исполнительных производств №14359/15/25015-ИП от 14.12.2015, №17243/16/25015-ИП от 16.05.2016, №17235/16/25015-ИП от 16.05.2016, №17249/16/25015-ИП от 16.05.2016, №17250/16/25015-ИП от 16.05.2016, №17286/16/25015-ИП от 16.05.2016, №21386/16/25015-ИП от 24.05.2016 , № 257/17/25015-ИП от 24.01.2017, № 258/17/25015-ИП от 24.01.2017, № 259/17/25015-ИП от 24.01.2017, № 261/17/25015-ИП от 24.01.2017, № 262/17/25015-ИП от 24.01.2017, № 263/17/25015-ИП от 24.01.2017 , № 264/17/25015-ИП от 24.01.2017, № 265/17/25015-ИП от 24.01.2017, ; согласно которым судебным приставом-исполнителем, на основании поступивших исполнительных документов, вынесенных Управлением Пенсионного фонда РФ по Анучинскому району Приморского края о взыскании страховых взносов, пени в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 возбуждены указанные исполнительные производства. Также представлены в материалы дела сведения о Постановлениях, об окончании иных исполнительных производств, из которых следует, что исполнительные производства окончены и исполнительные документы возвращены Взыскателям, в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества (пункт 3 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» ).
Указанные Постановления судебного пристава-исполнителя не оспорены сторонами исполнительного производства, не отменены в административном порядке и не признаны незаконными.
Следовательно, на сайте Федеральной службы судебных приставов размещена информация соответствующая действительности, а именно о возбуждении исполнительных производств на основании Постановлений ГУ ОПФ РФ по Анучинскому району Приморского края и Межрайонной ИФНС России № 4 по Приморскому краю, исполнительных листов Арсеньевского городского суда, а также об окончании исполнительных производств по пункту 3 части 1 статьи 46 Федерального закона « Об исполнительном производстве» .
Согласно части 4 статьи 6.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» , сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, которые являются общедоступными до обнаружения указанных лиц или имущества, а также сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.
В силу части 2 статьи 6.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» , пункта 7.4 Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде, утвержденного Приказом ФССП России от 12.05.2012 № 248 (ред. от 10.10.2014) общедоступные сведения банка данных публикуются на официальном интернет-сайте ФССП России.
Согласно пунктам 1.4, 1.5 Положения об официальном интернет-сайте федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП от 23.06.2016 №385 адрес сайта в сети Интернет: http://www.fssprus.ru, адреса разделов территориальных органов ФССП России сайта в сети Интернет: http://www.r00.fssprus.ru, где 00 - код территориального органа ФССП России.
Поскольку часть исполнительных производств окончены в 2015 и 2016 годах и исполнительные документы возращены Взыскателю по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» , в силу части 4 статьи 6.1 данного закона, сведения об исполнительных производствах подлежат размещению в банке данных и являются общедоступными, подлежащими опубликованию на интернет-сайте ФССП.
Таким образом, требование Заявителя о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по размещению в общем доступе на сайте Федеральной службы судебных приставов сведений о возбуждении и окончании исполнительных производств в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 , заявлено необосновано и указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявления ФИО1 о признании действий судебных приставов-исполнителей незаконными.
При этом суд полагает необходимым отметить что , проверка законности постановлений о возбуждении и об окончании исполнительных производств не входит в предмет настоящего спора.
Как указывалось выше, предметом заявленного спора являются действия судебного пристава-исполнителя по размещению в общем доступе сведений о возбуждении и окончании исполнительных производств.
При этом ненормативные акты судебного пристава-исполнителя и совершенные в рамках исполнительных производств действия (бездействия) индивидуальным предпринимателем не оспариваются, требования о признании постановлений судебного пристава-исполнителя незаконными не заявлено. Поскольку определение предмета и основания, защищаемого правового интереса является прерогативой заявителя, арбитражный суд не вправе по собственной инициативе устанавливать объем нарушенных прав хозяйствующего субъекта, подлежащих защите в судебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении предъявленных требований о признании распространенных сведений, опубликованных на официальном сайте судебных приставов, не соответствующими действительности, об обязании удалить соответствующую информацию с сайта.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано через арбитражный суд Приморского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, , при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Куприянова