ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-1740/2023 от 22.08.2023 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-1740/2023

28 августа 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2023 года .

Полный текст решения изготовлен 28 августа 2023 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбуновым М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации Лазовского муниципального округа Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании решения

при участии в заседании:

при неявке сторон, извещены;

установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился с заявлением в арбитражный суд Приморского края к Администрации Лазовского муниципального округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:07:020101:1381, выраженного в письме от 10.10.2022 №1-12/2895-б.

В судебном заседании заявитель требование поддержал, ссылаясь на положения подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, полагает, что оспариваемый отказ Администрации является незаконным и не обоснованным, принятым при отсутствии правовых оснований. Кроме того, по мнению заявителя, ответчик не вправе ссылаться на ранее представленные решения о предоставлении земельного участка, поскольку каждое решение по заявлению должно содержать исчерпывающий перечень оснований для отказа.

Администрация требование не признала по доводам, изложенным в отзыве на заявление, указав, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным, а испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность без проведения торгов, как лицу не имеющему исключительного права на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов.

Судом из материалов дела установлено, что между администрацией Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор от 20.07.2016 № 08 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:07:020101:1381, площадью 430000 кв.м. категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур. Срок действия договора установлен до 20.07.2026.

30.08.2022 индивидуальный предприниматель обратился в администрацию Лазовского муниципального округа с заявлением № 01220829165207 (вх. № 503-Б от 30.08.2022) о предоставлении в собственность указанного земельного участка.

Письмом от 10.10.2022 № 1-12/2895-б Администрация уведомила заявителя об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без торгов. Также заявителю разъяснено, что в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», он вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды.

01.01.2022 на основании подпункта «г» пункта 3.1 Договора аренды земельного участка от 20.07.2016 № 08 арендодателем произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 25:07:020101:1381 на предмет соблюдения индивидуальным предпринимателем условий договора, по результатам которого составлен акт осмотра от 01.01.2022 № 2.

Посчитав, что данный отказ органа местного самоуправления не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, предприниматель оспорил его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения (действий) органа местного самоуправления может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение действием/решением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

В силу пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется

образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых, уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель ФИО1, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:07:020101:1381, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир 34 км автодороги Лазо-Заповедный. Участок находится примерно в 1300 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, р-н Лазовский, категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, до истечения срока действия договора аренды земельных участков от 20.07.2016 № 08, обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Отказывая индивидуальному предпринимателю письмом от 10.10.2022 № 1-12/2895-б в предоставлении земельного участка в собственность без торгов, Администрация мотивировала оспариваемое решение тем, что в адрес заявителя неоднократно направлялись ответы на обращения по вопросу возможности предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:07:020101:1381, а также дополнительно указала, что право арендатора земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, на приобретение такого участка в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ не является исключительным.

Кроме того, ответчик сослался на результаты обследования, изложенные в акте от 16.06.2020 № 7, и результаты осмотра, отраженные в акте осмотра от 01.12.2022 № 2, согласно которым спорный земельный участок не используется предпринимателем по целевому назначению.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь­ствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами 8 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

В статье 78 Земельного кодекса названы практически все субъекты права, использующие земли сельскохозяйственного назначения, что обусловлено особым назначением таких земель.

В статье 3 Закона № 264-ФЗ указано, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

В пункте 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона № 101-ФЗ).

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Закона № 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков. В силу пунктов 1 и 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В пункте 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ указано, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.09.2021 № 1907-О, такое правовое регулирование, предусматривающее дополнительные права арендаторов земельных участков, имеющих необходимый опыт ведения сельского хозяйства и осуществивших мероприятия по освоению данных участков, одновременно создает предпосылки для их последующего рационального и эффективного использования, что согласуется как с публичными интересами в сфере продовольственной безопасности государства, так и с одним из основных принципов земельного законодательства - о приоритете охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

По смыслу данной нормы право на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения предоставлено не любому арендатору участка, а только лицу, которое надлежащим образом использовало эти земли в период аренды.

Законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать и использовали предоставленные им земельные участки. Данный механизм преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве.

Приведенный в Законе № 101-ФЗ механизм защиты арендаторов, отвечающих установленным требованиям, направлен на создание условий для устойчивого землепользования и предполагает формирование группы таких собственников, которые ранее уже зарекомендовали себя в качестве исправных арендаторов.

Таким образом, из приведенных норм права, разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что правом на приобретение без торгов в собственность или новую аренду публичного земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства, обладает только арендатор, добросовестно использующий земельный участок по указанному назначению и не допустивший (устранивший) нарушения законодательства Российской Федерации при использовании участка.

Предоставление права на приватизацию участков из земель сельскохозяйственного назначения таким арендаторам преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.09.2020 № П/0321 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Пунктом 9 названного Перечня определено, что в целях предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и используемый на основании договора аренды более трех лет в аренду гражданин, являющемуся арендатором земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства прилагаются следующие документы: выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке), Выписка из ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.

Из материалов дела усматривается, что заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:07:020101:1381 на основании договора аренды от 20.07.2016 № 08, заключенного с Администрацией Беневского сельского поселения Лазовского муниципального района, в соответствии с условиями которого, разрешенным использованием земельного участка является выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей дополнительными видами деятельности ИП ФИО1 является деятельность в области сельского хозяйства, в том числе: 01.41 Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока; 01.42 Разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, производство спермы; 01.43 Разведение лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных; 01.47 Разведение сельскохозяйственной птицы; 01.49 Разведение прочих животных; 01.50 Смешанное сельское хозяйство; 01.62 Предоставление услуг в области животноводства; 01.63 Деятельность сельскохозяйственная после сбора урожая.

В соответствии с выпиской из Единого государственно реестра недвижимости земельный участком с кадастровым номером 25:07:020101:1381 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным (далее - Классификатор).

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 такой вид разрешенного использования земельного участка, как выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, предполагает осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством зерновых, бобовых, кормовых, технических, масличных, эфиромасличных и иных сельскохозяйственных культур.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, к культурам кормовым относит: брюкву, кормовую свеклу, кормовые корнеплоды, клевер, люцерну, эспарцет, кормовую кукурузу и прочие травы, кормовую капусту и подобные кормовые продукты.

Согласно постановлению Правительства РФ от 25.07.2006 № 458 культуры кормовые, не включенные в другие группировки, включены под кодом 01.19.10.190 в Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции (группа «Кормовые культуры полевого возделывания, продукция кормопроизводства прочая»).

Из материалов дела усматривается, что предпринимателем в 2022 году в целях формирования кормовой базы животных были приобретены семена травосмеси, что подтверждается договором от 04.03.2022 № 1/03/2022, спецификацией от 04.03.2022 № 1, счетом на оплату от 04.03.2022 № 5, платным поручением от 05.03.2022 № 79, а также удобрения (азофоска (нитроаммофоска)), что подтверждается счет-фактурой от 15.03.2022 № 385, договором от 03.03.2022 № 0753-01У/22.

Согласно представленной в материалы дела статистической отчетности, в том числе сведениями о сборе урожая сельскохозяйственных культур по состоянию на 2 ноября (21 ноября) 2022 (форма № 2-фермер), сведениях об итогах сева под урожай за 2023 г. (форма № 1-фермер), за предшествующий период в связи с использованием земельных участков с кадастровыми номерами 25:07:020101:1395, 25:07:020101:293, 25:07:020101:1345, предпринимателем осуществлена высадка однолетних трав (без озимых), многолетних беспокровных трав, кормовых культур.

Согласно перечню признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1482, признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:

наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;

наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка:

а) выращивание сельскохозяйственных культур и обработка почвы - на земельном участке, предназначенном для растениеводства (за исключением садоводства);

б) работы по закладке, выращиванию, уходу за многолетними плодовыми и ягодными культурами, виноградом и иными многолетними культурами и уборке их урожая - на земельном участке, предназначенном для садоводства или выращивания многолетних насаждений;

в) работы по возделыванию и уборке однолетних и многолетних трав (сенокошение, заготовка зеленых, сочных и грубых кормов), разведению и (или) выпасу сельскохозяйственных животных - на земельном участке, предназначенном для животноводства;

г) работы по разведению, содержанию и использованию пчел, размещению ульев, зимовника; пасечной постройки для обработки продукции пчеловодства, хранения сотовых рамок, пчеловодного инвентаря, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых, а также работы по возделыванию медоносных (энтомофильных) культур, кустарников и деревьев, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, - на земельном участке, предназначенном для пчеловодства;

д) работы по выращиванию подроста деревьев и кустарников, саженцев, сеянцев, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян, обработке почвы - на земельном участке, предназначенном для питомников;

е) работы, предусмотренные подпунктами "а" - "д" настоящего пункта, - на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственного производства или для научного обеспечения сельского хозяйства.

Представленные в материалы дела ответчиком фотоматериалы, сделанные в ходе обследования земельного участка с кадастровым номером 25:07:020101:1381 (фототаблица, приложенная к акту осмотра земельного участка от 01.12.2022 № 2), не позволяют сделать вывод о том, что какие-либо из перечисленных признаков неиспользования имеются на спорном земельном участке. На фотографиях зафиксировано обычное состояние поля в зимнее время, зарастание сорными растениями, древесно-кустарниковой растительностью не прослеживается. В тексте акта также указано на то, что на всей площади участка установлено произрастание травосмесей со следами сенокошения.

Ссылка ответчика на акты обследования от 16.06.2020 №3, от 17.08.2020 № 7 в том числе по результатам обследования спорного участка, судом не принимается, поскольку данные акты не соответствуют установленным формам проведения мероприятий по обследованию объектов земельных отношений в рамках государственного (муниципального) земельного контроля, проводимого в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ. Представление, внесенное прокуратурой в связи с допущенными администрацией нарушениями при составлении этих актов, было ответчиком удовлетворено.

С учетом изложенных обстоятельств, суд не находит оснований сомневаться в том, что земельный участок с кадастровым номером 25:07:020101:1381 используется предпринимателем в соответствии с видом разрешенного использования в виде выращивания кормовых культур.

Судом отклоняется довод ответчика о том, что спорном земельном участке с кадастровым номером 25:07:020101:1381 предприниматель осуществляет животноводство, как не нашедшее подтверждения в материалах дела.

Так, согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН по состоянию на 03.05.2023 ИП ФИО1 является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 25:07:020101:293, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – животноводство (№ 25-25/010-25/010/003/2016-968/2).

Из представленного в материалы дела акта обследования на наличие условий для ввоза животных от 15.02.2023 № 09, также следует, что на земельном участке с кадастровым номером 25:07:020101:293 расположена животноводческая ферма.

Указанное также подтверждается и справкой об эпизоотическом благополучии местности от 15.02.2023 № 07, содержащей в себе сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:07:020101:293.

Как пояснил заявитель в ходе рассмотрения дела, сельскохозяйственное производство является его основной деятельностью, в частности, он осуществляет животноводство, а корма для питания сельскохозяйственных животных выращивает в том числе на земельном участке 25:07:020101:1381.

Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание изложенное, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что у органа местного самоуправления отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 25:07:020101:1381 в собственность без торгов, в связи с чем решение, оформленное письмом от 10.10.2022 № 1-12/2895-б, признается судом незаконным и противоречащим положениям Земельного кодекса РФ.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.

При выборе способа восстановления нарушенного права арбитражный суд самостоятельно определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

При этом суд должен учитывать, что избранный способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).

Учитывая, что суд при разрешении спора не вправе подменять собою административный орган, наделенный соответствующими полномочиями, суд в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ возлагает на Администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края обязанность повторно рассмотреть заявку индивидуального предпринимателя ФИО1.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Признать незаконным решение Администрации Лазовского муниципального округа Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от 10.10.2022 № 1-12/2895-б.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края повторно рассмотреть заявление Индивидуального предпринимателя ФИО1 от 30.08.2022 в установленном законом порядке.

Взыскать с Администрации Лазовского муниципального округа Приморского края в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 300 руб. (Триста рублей) судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Тихомирова Н.А.