ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-17453/16 от 05.12.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                     Дело № А51-17453/2016

09 декабря 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2016 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2016 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Куприяновой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шабедько  Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: Акционерного общества «Южморрыбфлот» (ИНН 2508098600, ОГРН 1112508007765, дата государственной регистрации: 03.08.2011, адрес: 692954, Приморский край, г. Находка, ул. Заводская, д. 16)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края (ИНН 2508000438, ОГРН 1042501619522, дата государственной регистрации: 27.12.2004, адрес: 692904, Приморский край, г. Находка, проспект Находкинский, 9)

о признании незаконным отказа от 08.04.2016 внести в ЕГРЮЛ сведения о месте нахождения АО «Южморрыбфлот» в соответствии с зарегистрированным уставом,

третье лицо - Единый регистрационный центр в лице   - ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока (690091, г. Владивосток, проспект Океанский, д. 40)

при участии:

от заявителя, от третьего лица: не  явились, извещены,

от ИФНС  по  г.Находке   Приморского края  -  ведущий  специалист-эксперт юридического  отдела  Плохотнюк  Е.П., доверенность  № 507   от 11.02.2016,

установил: Акционерное общество «Южморрыбфлот» (далее - заявитель, общество) обратилось  в арбитражный суд с заявлением  к   Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке (далее – инспекция, регистрирующий орган)   о признании незаконным отказа от 08.04.2016 года  внести в ЕГРЮЛ сведения о месте нахождения АО «Южморрыбфлот»  в соответствии с зарегистрированным уставом , обязании инспекцию  внести  в ЕГРЮЛ  сведения о  месте нахождения  АО «Южморрыбфлот»  (ОГРН 1112508007765, ИНН 2508098600): 692954, Россия,  Приморский край,  г.Находка,  п.Южно-Морской, ул.Заводская, дом 16.

          Определением суда от 30.08.2016 по ходатайству инспекции к  участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне налогового органа  привлечен Единый регистрационный центр в лице ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока.

          Заявитель и  третье  лицо в  судебное  заседание не явились, о месте и времени  рассмотрения  спора извещены надлежащим образом.

          Ходатайство  третьего  лица о рассмотрении  дела  в  отсутствие его представителя судом рассмотрено  на  основании ст.ст. 158, 159 Арбитражного   процессуального  кодекса Российской Федерации и удовлетворено.

          Суд на  основании  п.1, п.3 ст.156 Арбитражного   процессуального  кодекса Российской Федерации рассматривает  дело  по  имеющимся материалам в отсутствие третьего  лица и заявителя.

          Общество  в  заявлении  указало на  то , что 01.04.2016 оно  обратилось  в регистрирующий орган с заявлением о внесении   изменений  сведений о  юридическом лице, содержащихся  в ЕГРЮЛ, в  части  приведения   сведений  ЕГРЮЛ  в  соответствие с положениями    зарегистрированного  устава заявителя  и  дополнения  сведений   ЕГРЮЛ видами экономической  деятельности заявителя.

 08.04.2016 ответчик листом  записи ГРН 2162508067610 внес  в ЕГРЮЛ  сведения  о добавленных  обществом  видах  экономической  деятельности, но  отказал во внесении в ЕГРЮЛ  изменений  о  месте нахождения общества, мотивировав  отказ отсутствием  сведений о  п.Южно-Морской в справочниках   программного  продукта, в  соответствии с  которым  осуществляется  ведение ЕГРЮЛ.

          Регистрирующий орган  в отзыве  требования заявителя  оспорил, ссылаясь на то, что  адрес  в ЕГРЮЛ не  был  изменен, поскольку  п.Южно-Морской  отсутствует как самостоятельный населенный пункт, входящий  в состав какого-либо  муниципального  образования Приморского  края, в государственном  адресном реестре указанный населенный пункт также отсутствует,  в  связи с  чем правовые основания  для  внесения  место нахождения  заявителя в п.Южно-Морским у инспекции отсутствуют.

          Третье  лицо  пояснений по  заявлению не  представило.

          Из материалов дела  судом  установлено следующее.

          АО «Южморрыбфлот» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Находке Приморского края за ОГРН 1112508004465 в качестве юридического лица при создании 03.08.2011. Адрес место нахождения юридического лица: 692954, Приморский край, г.Находка, ул.Заводская, дом 16.

1.04.2016 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме Р14001 о  внесении  изменений в  сведения о юридическом  лице,  содержащиеся в   ЕГРЮЛ в части включения дополнительных видов  экономической  деятельности и указания  в  качестве  место  нахождения  общества  адреса: 692954,  Приморский край,  г.Находка,  п.Южно-Морской,  ул.Заводская, д.16.

Как  следует  из представленных  в материалы дела:  листа   записи   Единого   государственного  реестра   юридических лиц  от 08.04.2016, выписки из ЕГРЮЛ от 08.04.2016 № 560А/2016, сведения о  дополнительных  видах  деятельности  в  ЕГРЮЛ  регистрирующим органом  были внесены, адрес место нахождения юридического лица был  отражен без изменений: 692954, Приморский край, г.Находка, ул.Заводская, дом 16.

Решением   от 12.07.2016 № 13-09/18476@  Управление федеральной  налоговой  службы по Приморскому краю оставило  без  удовлетворения  жалобу  АО «Южморрыбфлот» от 15.06.2016 №  103-И16000826 на решение  об отказе  в государственной  регистрации   от 08.04.2016 № 560А.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в  суд  с настоящим заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом названной нормы для признания ненормативных правовых актов государственных органов, решений и действий (бездействий)  недействительными, необходимо одновременное соблюдение следующих условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия)  закону и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В силу п.2  ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации  место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно  пункту 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закона № 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Подпунктом «в» пункта  1  ст. 5 Закона №  129-ФЗ предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице, в том числе: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Понятие адреса, согласно ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 443-ФЗ), включает в себя описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

В соответствии с  частью 2 статьи 8 Закона № 443-ФЗ содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.

В состав сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2015 г. № 492 «О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», включены коды Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО), соответствующие адресообразующим элементам.

В ОКТМО п.Южно-Морской как самостоятельный населенный пункт отсутствует, факт отсутствия указанного  населенного  пункта также подтверждается перепиской, представленной  в материалы дела (письма  ИФНС  по г.Находке Приморского   края  от 31.10.2016 № 03-27/21904,  Администрации Находкинского  городского округа  Приморского края   от 18.11.2016 № 13.17-6329, от 29.11.2016 № 17.17-6457).

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

С указанными нормами согласуется пункт 2 статьи 8 Закона                       № 129-ФЗ, согласно которому государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Пунктом 1 статьи 6 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

То есть сведения из ЕГРЮЛ могут использоваться как гражданином, так и организацией в целях, не противоречащих законодательству. Следовательно, содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения должны быть достоверными, поскольку как вносятся, так и предоставляются органами государственной власти, что, в свою очередь, уже должно являться гарантией достоверности.

В настоящем случае, адрес, указанный  обществом  в заявлении  о внесении изменений   в  сведения о  юридическом  лице, содержащихся  в ЕГРЮЛ:  692954,  г.Находка, п.Южно-Морской,  ул.Заводская, дом 16, фактически не существует, в  связи с отсутствием п.Южно-Морской как адресообразующего  элемента.

Следовательно, информация, отраженная в учредительных документах АО «Южморрыбфлот» (п.1.4. Устава), а также в  указанном  заявлении является недостоверной.

Согласно пунктам 2 и 4  статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ  в государственной регистрации должен содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи; указанный отказ в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте.

  Таким образом, отказ в государственной регистрации изменений  в  сведения о  юридическом  лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ должен быть оформлен  в письменном виде и содержать основания отказа и ссылки на нарушения  заявителем  требований Закона № 129-ФЗ.

Исходя из изложенного,  с  учетом непредоставления заявителем отказа инспекции в письменном  виде, у суда отсутствуют основания для признания факта  наличия данного отказа.

Довод заявителя о том, что отказ инспекции не  был надлежащим образом  оформлен, судом отклоняется, поскольку Закон № 129-ФЗ предъявляет определенные требования  к  данному документу,  доказательств наличия которых  суду не представлено.

Ссылки  общества на то, что отказ инспекции   препятствует  ему  в  осуществлении реализации продукции, при перемещении продукции в государства-члены  Таможенного союза возникают проблемы  с органами  ветеринарно-санитарного  надзора в  связи с невозможностью  идентификации  продукции, судом отклоняются в  связи с отсутствием их документального  подтверждения.

Частью 3 ст. 201 Арбитражного   процессуального  кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исходя из изложенного, суд  считает, что основания  для  внесения инспекцией в ЕГРЮЛ сведений о месте нахождения АО «Южморрыбфлот» в соответствии с зарегистрированным уставом отсутствовали, решение  об отказе внести  указанные  изменения регистрирующим органом принято и оформлено не  было.

В  связи с  указанными  обстоятельствами, требования заявителя о признании незаконным отказа от 08.04.2016 года  внести в ЕГРЮЛ сведения о месте нахождения АО «Южморрыбфлот»  в соответствии с зарегистрированным уставом,  удовлетворению не  подлежат.

Пунктом  3  ч.4 ст. 201 Арбитражного   процессуального  кодекса Российской Федерации предусмотрено, что  включение в  резолютивную часть решения обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (обязание инспекции  внести  в ЕГРЮЛ  сведения о  месте нахождения  АО «Южморрыбфлот»  (ОГРН 1112508007765, ИНН 2508098600): 692954, Россия,  Приморский край,  г.Находка,  п.Южно-Морской, ул.Заводская, дом 16) возможно только в  случае указания в ней на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части.

Руководствуясь    ст. ст.  110,  167-170,   201 Арбитражного  процессуального кодекса   РФ, суд

р  е   ш  и  л  :

Отказать  Акционерному обществу  «Южморрыбфлот» в удовлетворении заявленного требования  о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края от 08.04.2016 года   внести в ЕГРЮЛ сведения о месте нахождения АО «Южморрыбфлот» в соответствии с зарегистрированным уставом.

Решение  может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в  течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

                    Судья                                                         Куприянова Н.Н.