ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-17473/15 от 11.11.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                         Дело № А51-17473/2015

18 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2015 года . Полный текст решения изготовлен ноября 2015 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи                   Клёминой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Приходько Д.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по                            иску Управления муниципальной собственности г. Владивостока                 (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602, дата регистрации 04.08.2000) к индивидуальному предпринимателю Широких Николаю Анатольевичу (ИНН 608349101 , ОГРН 253618400022 , дата регистрации 03.07.2008) о признании договора недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки,

при участии в судебном заседании:

от истца: представитель Агапова О.А. по доверенности № 28/1-6162 от 27.11.2014, паспорт; после перерыва: представитель Морошкин А.Н. по доверенности № 28/1-5523 от 08.10.2015, паспорт;

от ответчика: после перерыва: представитель Тарасенко Р.В. по доверенности № 3 от 08.09.2015, паспорт.

установил: Управление муниципальной собственности г. Владивостока обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о признании недействительным договора аренды от 19.04.2013 №01-010035-Ч-Д-МС-00200 земельного участка с кадастровым номером 25:28:010035:99 площадью 1528 кв.м., из земель населенных пунктов, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 16м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Ладыгина, д. 4, разрешенное использование: стоянки автомобильного транспорта, заключенного между Управлением муниципальной собственности г.Владивостока и ИП Широких Николаем Анатольевичем; применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возложения на ответчика обязанности возвратить истцу по акту приема-передачи указанный земельный участок.

Требования истца основаны на том, что договор аренды от 19.04.2013 №01-010035-Ч-Д-МС-00200 был заключен с нарушением требований, предъявляемым к использованию земель в охранных зонах инженерных коммуникаций, а также с нарушением санитарно-эпидемиологических норм.

Ответчик исковые требования не признал, полагает поскольку формирование земельного участка не признано незаконным, земельный участок с кадастрового учета не снят, право муниципальной собственности не оспорено, вывод о недействительности договора аренды преждевременен.

В судебном заседании 09.11.2015 судом в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11.11.2015 до 14:30. Информация о перерыве размещена на официальном сайте арбитражного суда и в kad.arbitr.ru.

Представитель ответчика по заявленным требованиям возразил, приобщил к материалам дела письменный отзыв, ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Приморскому краю.

Суд, руководствуясь положениями ст. 51, ч. 5 ст. 159 АПК РФ, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", определил в удовлетворении ходатайства отказать ввиду его необоснованности.

Как установил суд из материалов дела и пояснений сторон, 19.04.2013 между Управлением муниципальной собственности г. Владивостока (арендодателем) и ИП Широких Н.А. (арендатором) по результатам аукциона от 16.04.2013 по продаже права на заключение договора аренды на срок с 19.04.2013 по 18.04.2018 был заключен договор № 01-010035-Ч-Д-МС-00200 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:010035:99 площадью 1528 кв.м., расположенного по адресу:                         г. Владивосток, в районе ул. Ладыгина, д. 4, с разрешенным видом использования: стоянки автомобильного транспорта.

Земельный участок с кадастровым номером 25:28:010035:99 передан арендатору по акту приема-передачи от 19.04.2013.

26.06.2015 Прокуратурой города Владивостока совместно со специалистами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, Управления градостроительства и архитектуры администрации   города   Владивостока   проведена   выездная проверка земельного участка с кадастровым номером 25:28:010035:99, используемого ИП Широких Н.А. для размещения стоянки автомобильного транспорта.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований, указанных в таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, расстояние от границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:010035:99 до фасада с окнами жилого многоквартирного дома № 49 по ул. Адмирала Кузнецова составляет 12,2 метров, до фасада с окнами жилого многоквартирного жилого дома № 4 по ул.Ладыгина - 16,4 метров, а до детской площадки, расположенной с торца многоквартирного дома № 4 по ул. Ладыгина - 11,5 метров.

В адрес Администрации г. Владивостока Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю 03.06.2015 было направлено предложение № 7956/1 о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, из которого следует, что в отношении ИП Широких Н.А. за выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований составлен протокол об административном правонарушении по статье 6.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ.

30.06.2015 на имя главы города Владивостока поступило представление Прокуратуры города Владивостока об устранении указанных   нарушений   санитарно-эпидемиологическом   благополучии населения, допущенных при заключении договора аренды земельного участка от 19.04.2013 №01-010035-Ч-Д-МС-00200.

Истец, ссылаясь на изложенные и обстоятельства и полагая, что договор  от 19.04.2013 № 01-010035-Ч-Д-МС-00200 является ничтожной сделкой на основании статей 166, 168 ГК РФ, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.  

Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 168 ГК РФ, в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды земельного участка от 19.04.2013 № 01-01003 5-Ч-Д-МС-00200,сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Пунктами 1, 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 № 569), установлено, что основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания; государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе и к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установлено, что требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Согласно разделу 7.1.12 «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1.

Соответствующий разрыв, в том числе от открытых автомобильных стоянок, гаражей-стоянок устанавливается в зависимости от их вместимости (машино-мест) и объектов, до которых исчисляется разрыв.

Вместимость автостоянки определяется в соответствии с пунктом 6.39 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждённых приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820, пунктом 8.6.7 Региональных нормативов градостроительного Проектирования в Приморском крае, утверждённых постановлением Администрации Приморского края от 21.05.2010 № 185- па, пунктом 12.42 Нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденных постановлением главы г. Владивостока от 10.02.2011 № 111, согласно которым размеры земельныхучастков для наземных автостоянок следует принимать из расчета 25 кв.м на одно машино-место.

Установлено, что расчётная вместимость автостоянки на предоставленном ответчику земельном участке составляет 61 машино-мест (1528 кв. м : 25 кв. м).

Согласно таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, разрыв от автостоянок вместимостью от 51 до 100 машино-мест до фасадов жилых домов и торцов с окнами должен быть не менее 25 метров, а до территории детских площадок – не менее 50 метров.

Схемой расположения спорного земельного участка подтверждаются доводы истца о том, что спорный участок расположен в непосредственной близости от двух многоквартирных домов по адресу: г. Владивосток,                   ул. Ладыгина, 4 , ул. Адмирала Кузнецова, 49 и от детской площадки.

Как установлено проверкой 26.06.2015, проведенной Прокуратурой города Владивостока совместно со специалистами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, Управления градостроительства и архитектуры   администрации   города   Владивостока, в нарушение требований, указанных в таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, расстояние от границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:010035:99 до фасада с окнами жилого многоквартирного дома № 49 по ул. Адмирала Кузнецова составляет 12,2 метров, до фасада с окнами жилого многоквартирного жилого дома № 4 по ул. Ладыгина - 16,4 метров, а до детской площадки, расположенной с торца многоквартирного дома № 4 по ул. Ладыгина - 11,5 метров.

Учитывая приведенные факты, суд делает вывод, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:010035:99 предоставлен                          ИП Широких Н.А. по договору аренды от 19.04.2013 №01-010035-Ч-Д-МС-00200 для использования в целях размещения стоянки автомобильного транспорта с нарушением предельных санитарных разрывов, установленных законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Кроме того, как следует из указанного акта проверки от 26.06.2015, предоставленный ответчику земельный участок с кадастровым номером 25:28:010035:99 находится в охранной зоне трансформаторной подстанции, расположенной вплотную к указанному земельному участку, а также в охранной зоне кабельных линий электроснабжения напряжением 6кВ и 0,4 кВ, теплосети, телефонной канализации и водопровода.

Использование земель в охранных зонах инженерных коммуникаций регулируется рядом нормативных актов, в том числе нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в том числе Правилами охраны линий и сооружений связи РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 № 578 (далее Правила № 578) , Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее Правила № 160), Типовыми правилами охраны коммунальных сетей, утв. приказом Минстроя России от 17.08.1992 № 197.

В соответствии с ч. 2 ст. 89 ЗК РФ, для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

В силу п. 8 указанных Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

Пунктом 9 Правил установлен запрет на размещение на складирование или размещение хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов, размещение гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов, проведение любых мероприятий, связанных с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт.

Охранная зона объекта электросетевого хозяйства устанавливается вне зависимости от желания владельца этого объекта оформить такую зону и необходима для обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения таких объектов, а также исключения причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц. Минимальные размеры охранной зоны прямо указаны в приложении к Правилам № 160.

Согласно пункту 5 Правил в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые  площадки,    неорганизованные   рынки,    остановочные    пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.

Аналогичное положение содержит Постановление губернатора Приморского края от 28.04.2000 № 375 «Об утверждении Правил охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае», устанавливающее, что охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть.

В пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему участком.

При решении вопроса о предоставлении земельного участка должны быть учтены не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но также обеспечить баланс частных и общественных (публичных) интересов, предусмотрев возможность реализации перспектив использования и развития территории.

Пунктами 4, 15 статьи 16 Ф3-№131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Размещение на указанном земельном участке автостоянки может воспрепятствовать безопасной работе сетей, а также воспрепятствует реализации органом местного самоуправления и держателям сетей вопросов местного значения в интересах всего населения городского округа и сделает невозможным осуществление неотложных аварийно-восстановительных работ и плановых ремонтных работ. Режим использования таких земельных участков должен обеспечивать доступ к инженерным коммуникациям.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:010035:99 предоставлен ИП Широких Н.А. по договору аренды от 19.04.2013 №01-010035-Ч-Д-МС-00200 для использования в целях размещения стоянки автомобильного транспорта с нарушением требований, предъявляемым к использованию земель в охранных зонах инженерных коммуникаций, а также с нарушением санитарно-эпидемиологических норм.

Следовательно, договор аренды от 19.04.2013 №01-010035-Ч-Д-МС-00200 является ничтожной сделкой в силу положений статей 166, 167, 168 ГК РФ, как не соответствующий приведенным нормам закона и правилам.

В этой связи доводы ответчика судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.

В силу п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо (ч. 3 ст. 166 ГК РФ).

При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать недействительным договор №01-010035-Ч-Д-МС-00200 аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, от 19.04.2013 с кадастровым номером 25:28:010035:99 площадью 1528 кв.м., из земель населенных пунктов, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 16м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Ладыгина, д. 4, разрешенное использование: стоянки автомобильного транспорта, заключенный между Управлением муниципальной собственности г. Владивостока и                          ИП Широких Николаем Анатольевичем.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав индивидуального предпринимателя Широких Николая Анатольевича возвратить Управлению муниципальной собственности г.Владивостока по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 25:28:010035:99 площадью 1528 кв.м., из земель населенных пунктов, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 16м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, ул. Ладыгина, дом 4, разрешенное использование: стоянки автомобильного транспорта.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Широких Николая Анатольевича в доход федерального бюджета 6000 (шесть тысяч) рублей государственной пошлины по иску.

Выдать исполнительные листы после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

          Судья                                                                            Клёмина Е.Г.