ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-17684/14 от 20.08.2014 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                        Дело № А51-17684/2014

20 августа 2014 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.А. Тимофеевой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью "Дальнереченский лесозаготовительный комплекс" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.08.2010)

к Департаменту лесного хозяйства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.09.2007)

о признании незаконными и отмене постановлений от 03.06.2014 №№ 26-02/2014п, 27-02/2014п, 28-02/2014п

без вызова сторон

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Дальнереченский лесозаготовительный комплекс» (далее по тексту – заявитель, общество, ООО «Дальнереченский ЛЗК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее по тексту – административный орган, Департамент) от 03.06.2014 №№ 26-02/2014п, 27-02/2014п, 28-02/2014п о назначении административного наказания.

Заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленного требования общество указало, что во время проведения проверки на погрузочных пунктах производилась работа по отгрузке лесовозов, поэтому другие работы в зоне погрузки не производились, на погрузочных пунктах производилась переработка дровяной древесины и лесосечных отходов на дрова швырок, то есть происходил процесс очистки территории, в связи с чем общество полагает, что им не нарушены Правила пожарной безопасности.

Кроме того, заявитель указал, что в нарушение статьи 28.5 КоАП РФ постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях составлены по истечении месяца со дня обнаружения правонарушений.

Общество также полагает, что привлечено к административной ответственности трижды за одно и то же правонарушение, что является нарушением части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.

По мнению заявителя, протоколы осмотров лесосек от 12.02.2014 не могут являться надлежащими доказательствами, поскольку в протоколах отсутствует запись об измерительных приборах, которыми производились данные измерения. При этом общество полагает, что ведомости перерасчета, содержащие информацию об измерительной рулетке, приложенные к материалам проверки, также не могут служить надлежащим доказательством, поскольку не подписаны проверяющим прокурором.

Административный орган представил отзыв на заявление, согласно которому требование заявителя не признаёт, считает, что материалами проверки подтверждается факт совершения обществом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ. При этом каких-либо нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ООО «Дальнереченсклес» заключен договор от 01.12.2008 № 195/29 аренды лесного участка для заготовки древесины, в который входит в том числе квартал № 51, выдел 18, 26 и 31 Зимниковского участкового лесничества Дальнереченского филиала КГКУ «Приморское лесничество».

ООО «Дальнереченсклес» в целях производства работ по заготовке древесины был заключен договор подряда от 01.10.2011 № Ю-712/10 с ЗАО «РФП лесозаготовка», правопреемник ООО «Дальлеспром менеджмент».

Во исполнение указанного договора между ЗАО «Дальлеспром менеджмент» (генеральный подрядчик) и ООО «Дальнереченский ЛЗК» (подрядчик) был заключен договор подряда от 01.10.2011 № Ю-652/10, согласно пункту 1.1 подрядчик обязуется по заданию генерального подрядчика на арендуемых ООО «Дальнереченсклес» лесных участках на территории Рощинского, Верхнее-Перевальненского и Дальнереченского лесничеств выполнить комплекс работ по заготовке круглых лесоматериалов.

12.02.2014 Дальнереченской межрайонной прокуратурой совместно с государственным лесным инспектором проведена проверка соблюдения ООО «Дальнереченский ЛЗК» требований лесного законодательства Российской Федерации, в ходе которой были проведены осмотры лесосеки в квартале № 51, выделы 18, 26 и 31 Зимниковского участкового лесничества Дальнереченского филиала КГКУ «Приморское лесничество», о чем в присутствии понятых составлены три протокола осмотров от 12.02.2014.

В ходе осмотров было установлено нарушение обществом пунктов 16 и 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, а именно:

- в выделе 31 на лесосеке № 2 - на погрузочной площадке, расположенной на территории лесосеки, произведено складирование заготовленной древесины (порубочных остатков) объемом: длина - 25м, высота - 1,5м, ширина -2 м, вплотную к стене леса. Место рубок ненадлежащим образом очищено от порубочных остатков на общей площади 0,0048 га;

- в выделе 26 на лесосеке № 4 - на погрузочной площадке, расположенной на территории лесосеки, произведено складирование заготовленной древесины (порубочных остатков)объемом: длина - 70м, высота - 1,5м., ширина -2 м, вплотную к стене леса. Место рубок ненадлежащим образом очищено от порубочных остатков на общей площади 0,0018 га;

- в выделе 18 на лесосеке № 5 - на погрузочной площадке, расположенной на территории лесосеки, произведено складирование заготовленной древесины (порубочных остатков) объемом: длина - 30м, высота - 2м., ширина -2 м, вплотную к стене леса.

По факту выявленных нарушений Правил пожарной безопасности в лесах прокуратура возбудила дела об административных правонарушениях, о чем вынесла три постановления от 12.03.2014. Материалы дел были направлены в Департамент для рассмотрения по существу.

По результатам рассмотрения материалов административных дел административным органом вынесены постановления от 03.06.2014 №№ 26-02/2014п, 27-02/2014п, 28-02/2014п о привлечении заявителя к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и назначения ему наказаний в виде штрафов в сумме 30000 рублей за каждое правонарушение, в общей сумме 90000 рублей.

Общество, полагая, что постановления от 03.06.2014 №№ 26-02/2014п, 27-02/2014п, 28-02/2014п не отвечают требованиям закона и нарушают его права, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд, исследовав материалы административного дела в отношении заявителя, считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Частью 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

Настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил пожарной безопасности в лесах).

Согласно пункту 16Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Подпунктом "б" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах определены минимальные расстояния между валами порубочных насаждений и прилегающих лесных насаждений и установлено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

В соответствии с пунктом 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.

Очистка мест рубок осуществляется следующими способами:

укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке;

сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период;

сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период;

разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий;

укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.

Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.

На основании пункта 53 Правил заготовки древесины способы очистки от порубочных остатков наряду с другими мероприятиями и характеристиками указываются в технологической карте, разрабатываемой лесопользователями на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

Невыполнение указанных норм образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, согласно которой нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Судом установлено, что при заготовке древесины в соответствии с договором подряда от 01.10.2011 № Ю-652/10 обществом в нарушение Правил пожарной безопасности в лесах очистка мест рубок от порубочных остатков произведена ненадлежащим образом, укладка порубочных остатков осуществлена на расстоянии менее 10 метров, вплотную  к стене леса, а также не произведена очистка места рубок от порубочных остатков.

Факт совершения вмененных заявителю административных правонарушений установлен судом и подтверждается материалами административных дел, в том числе: протоколами осмотров от 12.02.2014, фотографиями, постановлениями о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.03.2014, ведомостьями перечета.

Довод заявителя о том, что в ходе проверки осуществлялся процесс очистки территории погрузочного пункта, суд отклоняет как противоречащий материалам дела.

Судом установлено, что лесосеки в квартале № 51 выделе 31, 18 и 26 Зимниковского участкового лесничества начали разрабатывать в соответствии с лесной декларацией, то есть с 03.01.2014. Проверка была проведена 12.02.2014, то есть более чем через месяц после начала заготовительных работ.

Таким образом, с учетом положений пункта 61 Правил заготовки древесины и пункта 16Правил пожарной безопасности в лесах, которые предусматривают проведение очистки мест рубок одновременно с заготовкой древесины, а также с учетом положений технологических карт, в которых определен способ очистки путем уплотнения трактором обрезанных вершин и сучьев на волоках, приземления порубочных остатков в пасеках  с оставлением на перегнивание, при этом измельчение порубочных остатков производится длиной 2-3м, то есть также  предусматривают проведение очистки мест рубок одновременно с заготовкой, суд считает, что административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества события вмененных заявителю административных правонарушений.

Доводы заявителя о том, что им на погрузочных площадках производилась переработка дровяной древесины и лесосечных отходов на дрова  швырок, что является свидетельством ведения работ по очистке территории погрузочного пункта, судом отклонены, поскольку из представленных в материалы дела  протоколов осмотра и фототаблиц к ним следует, что  порубочные остатки сдвинуты валом  к стене леса, накрыты нетронутым снежным покровом, валы состоят не только из порубочных остатков, но и дровяной древесины по категории технической годности, из чего следует, что дровяная древесина при рубках не перерабатывалась и не вывозилась, была оставлена на месте рубок без проведения очистки места рубок.    

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что заявителем предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах либо имелись объективные обстоятельства, препятствующие их исполнению, суду не представлено.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания считать, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ заявитель признается виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Таким образом, оценив в порядке статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные по делу фактические обстоятельства, представленные по делу доказательства, суд находит правильным вывод административного органа о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.32 КоАП РФ.

Судом проверен порядок привлечения к административной ответственности, нарушений не установлено.

Довод заявителя о том, что протоколы осмотров от 12.02.2014 не могут быть надлежащими доказательствами по делу, суд отклоняет, поскольку данные протоколы осмотров соответствуют требованиям статей 28.1.1, 26.2 КоАП РФ.

Неуказание в протоколах осмотров сведений об измерительном приборе, с помощью которого осуществлялись замеры, не является существенным нарушением и не лишает их доказательственной силы, так как факт ее применения отражен в Ведомостях перечета, в которых указано, что замеры осуществлялись при помощи измерительной рулетки (свидетельство о поверке № 0966/2013 от 03.12.2013).

Кроме этого, протоколы осмотра и фототаблицы к ним подтверждаю факт расположения  порубочных остатков навалом вплотную к стене леса.

Ссылка заявителя на то, что данные Ведомости не подписаны прокурором, проводившим проверку, также несостоятельна, поскольку проверка Дальнереченской межрайонной прокуратурой проводилась совместно с государственным лесным инспектором и участковым лесничим Зимниковского участкового лесничества, которыми и проводились замеры и подписи которых имеются в Ведомостях перечета.

Довод общества о нарушении срока составления протокола суд отклоняет в силу следующего.

Из разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что несоблюдение срока составления протокола об административном правонарушении, если он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является существенным нарушением процедуры производства по делу об административном правонарушении и достаточным основанием для признания недействительным вынесенного на его основании постановления, поскольку предусмотренный статьёй 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок пресекательным не является.

Из материалов дела судом установлено, что нарушение Правил пожарной безопасности в лесах обнаружено 12.02.2014, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении вынесены 12.03.2014, а постановления о привлечении общества к административной ответственности от 03.06.2014 вынесены административным органом в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ за совершение правонарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что общество трижды привлечено к административной ответственности, поскольку выделы 18, 26 и 31, на которых были выявлены нарушения находятся в пределах одного лесного квартала, расположенного на территории Зимниковского участкового лесничества Дальнереченского лесничества, использовались обществом на основании одного договора аренды и в рамках одной лесной декларации, нарушения были выявлены в ходе одной проверки, суд отклоняет в силу следующего.

Согласно пункту 18 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.

В соответствии с пунктом 21 Правил заготовки древесины, работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают:

а) прорубку визиров шириной не более 1 м, за исключением сторон, отграниченных видимыми квартальными просеками, граничными линиями, таксационными визирами, непокрытыми лесной растительностью землями и лесными культурами или обозначение границы лесосеки иным способом без рубки деревьев;

б) постановку столбов на углах лесосек;

в) отграничение неэксплуатационных участков в пределах лесосек;

г) промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также инструментальную привязку к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам.

Согласно пункту 53 Правил заготовки древесины, организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.

Исходя из пунктов 7, 28, 33, 35 Правил заготовки древесины лесосеки делятся:

1) по способу заготовленной древесины

2) по способу рубок (выборочные, сплошные)

3) по интенсивности рубок

4) по рубкам спелых (перестойных) насаждений и ухода за лесами (рубки ухода) и т.д.

В соответствии с п. 18 Правил заготовки древесины лесосека – это часть площади лесного участка, переназначенного в рубку.

Исходя из вышеизложенного, следует, что лесосеки в рассматриваемом квартале № 51 Зимниковского участкового лесничества Дальнереченского лесничества являются самостоятельными объектами, на которых производится лесозаготовительные работы, которые могут производиться разными способами, разной интенсивности и отличаться по другим вышеуказанным параметрам. В пределах одного лесного квартала может вырубаться несколько лесосек, данный фактор зависит от площади квартала и других показателей.

Ссылка заявителя на постановление Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.11.2010 № Ф03-7589/2010 по делу А51-7644/2009 в обоснование довода о нарушении административным органом положений ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ неправомерна, поскольку в рамках указанного дела рассмотрена ситуация применительно к лесорубочным билетам, выдача которых была предусмотрена раннее действовавшим Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных Правительством РФ от 01.06.1998 № 551, которые утратили силу после 31.03.2008. В настоящее время действуют Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч.3 ст. 211 АПК РФ оспариваемое постановление является законным, требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 229 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленного требования о признании незаконными и отмене постановлений Департамента лесного хозяйства Приморского края от 03.06.2014 №№ 26-02/2014п, 27-02/2014п, 28-02/2014п о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дальнереченский лесозаготовительный комплекс" к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 90000 рублей отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                   Ю.А.Тимофеева