АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-17686/2017
27 сентября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2017 года .
Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовым В.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 29.12.2012, место нахождения: <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЧХОЛСАН" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 20.05.2003, место нахождения: <...>)
о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ
при участии: от ответчика – ФИО1, главный консультант по доверенности от 28.12.2016 №52/01 сроком до 31.12.2017;
установил: Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Инспекция) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЧХОЛСАН" (далее – общество, ООО "ЧХОЛСАН") к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ по протоколу №286 от 21.06.2017 об административном правонарушении.
Ответчик в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В связи с этим, дело рассмотрено в его отсутствие по имеющимся материалам в порядке статьи 136 АПК РФ.
Суд в отсутствие возражений сторон перешел в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ к судебному разбирательству и рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель инспекции в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, считает, что собранным административным материалом подтвержден факт (событие) совершения со стороны ответчика административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, а также доказана вина в его совершении.
Ответчик, мотивированный отзыв не представило, заявленные требования не оспорил.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
На основании поступившего извещения №1 от 22.02.2017 о сроках завершения работ на объекте капитального строительства «Реконструкция объекта индивидуального жилого строительства (жилого дома лит.А, А1, А2) по ул.Леонова, 70 в г.Владивостоке в многоквартирный жилой дом», Инспекцией издано распоряжение от 01.03.2017 №144и о проведении выездной проверки указанного объекта.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что подрядчиком на указанном объекте является ООО «Чхолсан» на основании договора от 01.09.2016 №лео7001-09/16-ГП-79.
По результатам проверки, инспекцией составлен акт проверки от 31.03.2017 №01-144-и и выдано предписание №01/124/17 от 31.03.2017 в срок 10.06.2017 устранить следующие нарушения:
1. Выполнить установку башенного крана в соответствии с проектной документацией (шифр ПИ-16043П/П-ПОС), получившей положительное заключение негосударственной экспертизы от 10.08.2016 №25-2-1-2-0014-16.
2. Производственную территорию во избежание доступа посторонних лиц оградить ограждением высотою не менее 1.6 (м), что является требованием п. 6.2.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1, Общие требования», п. 6.2.8 СП 48.13330.2011 «Организация строительства», проектной документации «Проект организации строительства», получившей положительное заключение негосударственной экспертизы от 17.07.2015 №2-1-1-008-15 (выдано ООО «ВладИнжиниринг»), от 10.08.2016 №25-2-1-2-0014-16 (выдано ООО «ДВ Экспертиза Проект»), ст. 52 Градостроительного кодекса РФ;
3. Котлован в местах, где проходит движение людей и транспорта оградить ограждением в соответствии с требованиями п. 6.2.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», проектной документации «Проект организации строительства», получившей положительное заключение негосударственной экспертизы от 17.07.2015 №2-1-1-008-15 (выдано ООО «ВладИнжиниринг»), от 10.08.2016 №25-2-1-2-0014-16 (выдано ООО «ДВ Экспертиза Проект»), ст. 52 Градостроительного кодекса РФ;
4. Установить пункт мойки колёс в соответствии с требованиями проектной документации «Проект организации строительства», получившей положительное заключение негосударственной экспертизы от 17.07.2015 №2-1-1-008-15 (выдано ООО «ВладИнжиниринг»), от 10.08.2016 №25-2-1-2-0014-16 (выдано ООО «ДВ Экспертиза Проект»), ст. 52 Градостроительного кодекса РФ;
Также на въезде / выезде со строительной площадки установить грязеприемный лоток перекрытый металлической решеткой и емкость отстойник (шлакоприемник) для сбора воды от мойки колес автотранспорта.
5. Представить заполненный общий журнал работ объекта «Реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома лит. A, Al, А2) по ул. Леонова, 70 в г. Владивостоке в многоквартирный жилой дом».
6. У въезда на производственную территорию установить схему внутриплощадочных дорог проездов с указанием мест складирования материалов и строительных конструкций, мест разворота транспортных средств.
7. Освободить помещения объекта капитального строительства «Реконструкция объекта индивидуального жилого строительства (жилого дома лит. A, Al, А2) по ул. Леонова, 70 в г. Владивостоке в многоквартирный жилой дом» на отм.-11.600 от бытовок для рабочих. Организовать, места отдыха и пребывания рабочих в соответствии с требованиями проектной документации «Проект организации строительства (шифр ПИ-16043П/П-ПОС»», получившей положительное заключение негосударственной экспертизы от 17.07.2015 №2-1-1-008-15, ст.52 Градостроительного кодекса РФ.
8. Предъявить в полном объеме Проект Производства Работ включающий в себя: календарный план производства работ по объекту; строительный генеральный план; график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования; график движения рабочих кадров по объекту; график движения основных строительных машин по объекту; технологические карты на выполнение видов работ; схемы размещения геодезических знаков; пояснительную записку, содержащую решения по производству геодезических работ, решения по прокладке временных сетей водо-, тепло-, энергоснабжения и освещения строительной площадки и рабочих мест; обоснования и мероприятия по применению мобильных форм организации работ, режимы труда и отдыха; решения по производству работ, включая зимнее время; потребность в энергоресурсах; потребность и привязка городков строителей и мобильных (инвентарных) зданий; мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке; природоохранные мероприятия; мероприятия по охране труда и безопасности в строительстве; технико-экономические показатели.
9. Выполнить водослив из котлована с помощью центробежного насоса и зумпфа, устроенного в пониженной части котлована.
6.10). На установку крана представить следующие документы:
-проект на разработку фундамента под башенный кран;
-паспорт крана;
-документы на установку башенного крана. -ППРК.
10. Устранить отклонения от проектной документации, получившей положительное заключение негосударственной экспертизы от 10.08.2016 №25-2-1-2-0014-16, выявленные в рамках проведенной проверки (п.7 акта проверки от 31.03.2017 №01-144-и), в части армирования и бетонирования ж/б каркаса в осях Г-К/1-11 с отм. -12.090 до отм.+27.000.
На основании распоряжения №297-п от 25.05.2017 Инспекцией проведена проверка исполнения предписания, в результате которой установлено, что пункты 1,-7, 9 предписания исполнены, пункт 8,10 - неисполнен.
По факту неисполнения обществом указанного предписания, 21.06.2017 Инспекцией в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя общества, составлен протокол №286 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Материалы административного дела в порядке пункта 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется, в том числе, при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Согласно пункту 1 части 2 указанной статьи предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (часть 4 статьи 54 ГрК РФ).
Компетенция инспекции в качестве органа исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, установлена статьей 23.56 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Невыполнение в установленный срок законного предписания от 31.03.2017 №01/124/17 уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Из Положения об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 356-па, следует, что инспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственный строительный надзор на территории Приморского края.
В соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Следовательно, инспекция уполномочена осуществлять проверку соблюдения организационно-правового порядка строительства, выносить предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе такой проверки, требовать исполнения этого предписания, а в случае его невыполнения составить протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судом установлено, что инспекция осуществила проверку на предмет выполнения в установленный срок законного предписания от 31.03.2017 №01/124/17 ответчиком в рамках своих полномочий, предусмотренных действующим градостроительным законодательством Российской Федерации.
Факт неисполнения со стороны ответчика предписания инспекции в установленный срок установлен в ходе проверки с участием законных представителей ООО «Чхолсан», проведенной с соблюдением требований Федерального закона Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также подтверждается материалами дела и не опровергается обществом.
Судом не установлено нарушений административным органом процессуальных норм, гарантий лица, привлекаемого к ответственности лица, предусмотренных ст. ст. 25.1 и 28.2 КоАП РФ, которые могли бы повлечь отказ в привлечении ответчика к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
О наличии каких-либо обстоятельств, которые в действительности препятствовали бы фактической реализации установленных в предписании требований в установленные сроки, ответчик не представил. Поскольку при рассмотрении дела не установлено каких-либо обстоятельств, препятствовавших правонарушителю соблюсти требования предписания инспекции, то суд приходит к выводу о наличии его вины (статья 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, действия ответчика по неисполнению законного предписания органа государственного строительного надзора образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению.
Оснований для признания совершенного ответчиком правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности не имеется.
Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъясняется, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного имеет место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы при рассмотрении вопроса о привлечении лица к административной ответственности обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении ООО «Чхолсан» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возлагаемых на него законом в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере исполнения обязательных требований по строительству объекта капитального строительства «Реконструкция объекта индивидуального жилого строительства (жилого дома лит.А, А1, А2) по ул.Леонова, 70 в г.Владивостоке в многоквартирный жилой дом» с отклонениями установленных градостроительным законодательством норм и правил, а также проектной документации.
Исследовав в совокупности все обстоятельства совершенного правонарушения, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного правонарушения как малозначительного судом не установлено.
На основании части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом определение характера совершенного правонарушения предполагает установление следующих обстоятельств: содержит ли правонарушение какую-либо угрозу для личности, общества и государства.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Обществом не представлены суду доказательства, свидетельствующие о наличии смягчающих или отягчающих вину ответчика обстоятельств.
Суд, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, находит возможным наложить на правонарушителя взыскание в виде административного штрафа в минимальных пределах санкции, предусмотренной частью 6 статьей 19.5 КоАП РФ, в размере 50 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "ЧХОЛСАН" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 20.05.2003, место нахождения: <...>)
и к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ по протоколу №286 от 21.06.2017 об административном правонарушении в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию на расчётный счет № <***> в Дальневосточное ГУ Банка России, БИК 040507001, получателю - УФК по Приморскому краю (Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края), ИНН <***>, КПП 254001001, код ОКТМО 05701000, код бюджетной классификации - 77211690040040000140, назначение платежа - оплата административного штрафа по делу № А51-17686/2017.
Платежный документ об уплате штрафа в 10-дневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение.
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок и непредставления суду доказательств уплаты направить судебный акт для принудительного исполнения.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Чугаева И.С.