ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-1773/11 от 29.03.2011 АС Приморского края

*!9I7F1I-jcaaac!

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-1773/2011

30 марта 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 30 марта 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голуб Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Карпачевым М.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО «Имидж Контакт»

к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,

о признании незаконным решения

при участии в судебном заседании: от заявителя – Хегатуров А.В. по доверенности от 10.06.2010; от ответчика - Подольский А.С. по доверенности от 23.12.2010

установил: ООО «Имидж Контакт» обратилось с заявлением о признании незаконным решения от 02.02.2011 № 29/02/02-13/59 об отказе ООО «Имидж Контакт» в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 1200 кв м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Воровского,26, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта – центр бытового обслуживания населения, просит обязать Департамент произвести предусмотренные законом действия – обратиться в орган местного самоуправления для обеспечения выбора земельного участка (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ). Ходатайствует о взыскании расходов на представителя.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на несоответствие оспариваемого решения статье 31 Земельного кодекса РФ. Полагает, что отказ Департамента является преждевременным, поскольку Департамент не обращался в орган местного самоуправления за организацией выбора земельного участка на основании представленных заявителем документов. Указывает на ошибочность утверждения Департамента о том, что решение вопроса о размещении объекта возможно только после выполнения проекта планировки в пределах квартала.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края возражает против заявленных требований со ссылкой на то, что в соответствии с утвержденным Генеральным планом ВГО испрашиваемый земельный участок по схеме функционального зонирования находится в жилой зоне. Решение вопроса о размещении объектов капитального строительства на данном земельном участке возможно только после выполнения проекта планировки в пределах всего квартала и утверждения его в порядке статьи 46 Градостроительного кодекса РФ.

Из материалов дела судом установлено, что 27.11.2010 общество «Имидж Контакт» обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв м с предварительным согласованием места размещения центра бытового обслуживания населения, расположенного в районе ул.Воровского,26 в г.Владивостоке (заявление получено 27.12.2010)

Департамент письмом от 02.02.2011 №29/02-02-13/959 отказал обществу в предварительном согласовании места размещения объекта строительства на том основании, что по испрашиваемый земельный участок по схеме функционального зонирования территории обносится к жилой зоне. Вопрос о размещении объекта капитального строительства возможно рассматривать после выполнения проекта планировки территории в пределах всего квартала и его утверждения в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ.

ООО «Имидж Контакт», не согласившись с отказом Департамента, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, просит признать его незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Частью 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (часть 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ).

В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Заявление общества от 27.11.2010 соответствует изложенным требованиям Земельного кодекса РФ.

Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).

Законом Приморского края от 18.12.2006 № 21-КЗ в Закон Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (городе Владивостоке) переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, которым с 01.02.2007 является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.

Вместе с тем, согласно положений статьи 15 Федерального закона № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования (в том числе регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований), предусмотренных уставом муниципального образования, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Функции по регулированию градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа осуществляет управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, созданное на основании решения Думы г.Владивостока от 03.04.2009 № 259.

В то время как Департамент принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что полномочиями по обеспечению выбора земельного участка под строительство наделены органы местного самоуправления, которые на основании заявления гражданина или юридического лица либо на основании обращения исполнительного органа государственной власти, производят оценку возможности размещения на испрашиваемом земельном участке объекта строительства, осуществляют выдачу заинтересованному лицу проекта акта о выборе земельного участка под строительство для получением данным лицом всех необходимых согласований, изготавливает и утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, то есть орган местного самоуправления осуществляет все необходимые действия для последующего принятия органом исполнительной власти субъекта федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства и решения о предоставлении земельного участка.

  В оспариваемом отказе Департамент ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок по схеме функционального зонирования территории находится в жилой зоне и отсутствует проект планировки территории в пределах всего квартала, что препятствует удовлетворению заявления общества.

Факт нахождения испрашиваемого земельного участка в жилой зоне подтверждается Сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 27.01.2011 № 1521СП. Однако, данное обстоятельство не препятствует размещению центра бытового обслуживания по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч. 5 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

Указанное согласуется с положениями СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в п.5.1 которого указано, что учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы.

Факт отсутствия планировки квартала не свидетельствует о невозможности выбора места размещения объекта. Так, из смысла положений статей 9,18,26,30,32,34-36 Градостроительного кодекса РФ, статьи 85 Земельного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий. В результате территориального планирования устанавливаются функциональные зоны, зоны планируемого размещения объектов капитального строительства. Правовой режим земельного участка, в том числе виды и ограничения его использования, зависит от территориальной зоны, в границах которой он расположен. Определение границ территориальных зон и установление правового режима земельных участков, входящих в их состав, осуществляется в процессе градостроительного зонирования территории муниципального образования.

Размещение на испрашиваемом земельном участке центра бытового обслуживания населения не противоречит Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным Решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462.

Утверждение Департамента о том, что для решения вопроса о размещении объекта на спорном земельном участке возможно только после выполнения планировки в пределах квартала, не основано на нормах права. В результате территориального планирования устанавливаются функциональные зоны, зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зоны с особыми условиями использования территорий. При этом нахождение земельного участка в границах функциональной зоны не определяет его правовой режим. Территориальные зоны устанавливаются в процессе градостроительного зонирования с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом муниципального образования путем утверждения Правил землепользования и застройки. Данные Правила включают в себя градостроительные регламенты, которые определяют правовой режим земельных участков, находящихся в границах соответствующих территориальных зон. Таким образом, Правила землепользования и застройки не меняют сути территориального планирования, но влияют на правовой режим земельных участков, находящихся в границах территориальных зон, в том числе определяя ограничения в их использовании.

Таким образом, у Департамента отсутствовали законные основания для принятия решение от 02.02.2010, оспариваемое решение является незаконным, как не соответствующее статье 31 Земельного кодекса РФ и нарушающее права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создающее препятствия в ведении такой деятельности.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленный судом срок. В рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления прав заявителя будет обязание Департамента произвести предусмотренные законом действия – обратиться в орган местного самоуправления для обеспечения выбора земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса РФ.

Рассмотрев ходатайство общества о взыскании судебных расходов, суд пришел к выводу о том, что оно подлежит удовлетворению в части в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом оговорено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются с другого лица в разумных пределах.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Судебные расходы можно определить как денежную сумму, выплачиваемую определенными лицами, участвующими в деле, в связи с производством по делу в арбитражном суде.

Согласно статье 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Следуя правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 N 454-О, реализация права по уменьшению суммы расходов судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации и, соответственно, на соблюдение баланса интересов лиц, участвующих в деле.

При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами, стоимость экономных транспортных услуг, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела (пункт 20 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.04 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, суд, учитывая правовой характер настоящего спора, изучив представленные заявителем документы, оценив объем трудозатрат и количество времени, затраченного на оказание юридической помощи, полагает обоснованной и разумной сумму расходов на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК подлежат взысканию с ответчика в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 02.02.2011 № 29/02-13/959 об отказе в предоставлении ООО «Имидж Контакт» в аренду земельного участка примерной площадью 1200 кв м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Воровского,26, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта – центр бытового обслуживания населения, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в недельный срок со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган местного самоуправления для обеспечения выбора земельного участка примерной площадью 1200 кв м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Воровского,26, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта – центр бытового обслуживания населения.

Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу ООО «Имидж Контакт» расходы по уплате государственной пошлины в сумме рублей 2000 (две тысячи) рублей, расходы на представителя в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Е.И.Голуб