ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-17817/15 от 30.09.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-17817/2015

05 октября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2015 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2015 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Турсуновой Ю.C.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Зоновой Е.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело позаявлению общества с ограниченной ответственностью «Восточные рубежи» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 15.10.2012)

к  Владивостокской таможне  (ИНН 0015767 , ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 15.04.2005)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 23.04.2015 № 28, от ответчика – не явился, извещен,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Восточные рубежи» (далее – «заявитель», «общество», «ООО «Восточные рубежи») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее – таможенный орган, таможня) от 10.08.2015 по делу об административном правонарушении №10702000-1038/2015 по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований общество указало, что 10.08.2015 постановлением Владивостокской таможни по делу об АП №10702000-1038/2015 ООО «Восточные рубежи» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Общество также указало, что доводами, изложенными в постановлении по делу об административном правонарушении № 10702000-1038/2015, таможенный орган не доказал представление заявителем таможенному органу недействительной декларации о соответствии, не распространявшей свое действие на трехслойное нетканое полотно из химических нитей, а также то, что данная декларация соответствия послужила основанием для несоблюдения запретов и ограничений. Заявитель полагает, что таможенный орган не подтвердил свой вывод о том, что ЗАО «ФИО2 — строительные материалы» является производителем товара.

          Представитель общества указал, что после таможенного контроля, выпуска товара и в рамках административного расследования, общество  повторно представило письмо от производителя товара ISOPLUSINTERNATIONALLIMITED, сертификат соответствия ISO 9001:2000 № SQ31080462A от 09.06.2012 г., техническую документацию компании – изготовителя, которым не была дана оценка таможенным органоми которые не были исследованы в ходе административного расследования.

Данные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о необоснованности вынесения оспариваемого постановления, в связи с чем оно подлежит отмене.

Таможенный орган согласно представленному в материалы дела отзыву требования  заявителя не признал,  считает, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления  не имеется.  Полагает,  что собранным по делу административным материалом доказаны событие и состав вменяемого обществу правонарушения. Указав при этом, что противоправные действия ООО «Восточные рубежи», выразившееся в представлении таможенному органу недействительной декларации о соответствии, послужили основанием для несоблюдения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Данные обстоятельства, по мнению ответчика, свидетельствуют об обоснованности вынесения оспариваемого постановления, в связи  с чем оснований для признания его незаконным и отмене не имеется.

Изучив материалы дела, судом установил следующее.

09.06.2015 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста «Морской порт Владивосток» Владивостокской таможни (далее - т/п «МПВ»), расположенный по адресу: <...>, таможенным представителем ООО «Восточные Рубежи» от имени ООО «ФИО2» на основании договора об оказании услуг таможенного представителя № 0542/01-Д-ОТО-15-22 от 08.04.2015 подана декларация на товары № 10702030/090615/0034284 на трехслойное нетканое полотно из химических нитей, предназначенное для отделочных работ, код в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС 5603139000, прибывшее в адрес ООО «ФИО2» в контейнерах №SKHU9523496, №SKHU9523520, №SKHU9525014, №SKHU9525061, с целью помещения его под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».

07.07.2009 между компанией ISOPLUSINTERNATIONALLIMITEDи ЗАО «ФИО2 – строительные материалы» заключен контракт №1CNBM, согласно п. 1.1 которого продавец продает, а  покупатель покупает на условиях FOBрулонные материалы: ткань из полипропилена и полиэтилена с покрытием, в ассортименте и по ценам, указанным в инвойсе. При этом участники внешнеэкономического контракта в пункте 4.7 оговорили, что на товарах должны быть этикетки на английском языке с указанием изготовителя и его адреса, наименования товара, количества и другой информации, необходимой при поставке товара.

В соответствии с п.1 Приложения №16К контракту №1/CNBM от 07.07.2009 стороны договорились изложить пункт 4.7 Контракта в следующей редакции «вместе с товарами могут поставляться этикетки со следующим содержание «ЗАО «ФИО2-строительный материал».

ЗАО «ФИО2-строительный материал» реорганизовано путем его преобразования в ООО «ФИО2», что подтверждается листом записи ЕГРЮЛ от 10.02.2015.

В ходе таможенного контроля установлено, что ООО «Восточные Рубежи» с целью подтверждения соответствия заявленного в ДТ №10702030/090615/0034284 товара требованиям Регламента в таможенный орган представлена декларация о соответствии № Д-СN.ПБ37.В.01399 от 24.03.2015, распространяющая свое действие на полотно нетканое трехслойное в рулонах, изготовитель - «ISOPLUSINTERNATIONALLIMITED».

В ходе проведения таможенного контроля проведен таможенный досмотр указанного трехслойного нетканого полотна из химических нитей, предназначенного для отделочных работ (акт таможенного досмотра № 10702030/190615/004130).

По результатам проведения таможенного контроля инспектором ОТОиТК т/п «МПВ» установлено, что фактически в контейнерах №SKHU9523496, №SKHU9523520, №SKHU9525014, №SKHU9525061, находится трехслойное нетканое полотно из химических нитей, изготовитель, согласно маркировки - «ЗАО ФИО2 - строительные материалы», о чем составлен акт таможенного досмотра №10702030/170615/004130 от 17.06.2015.

28.06.2015 таможенный орган, усмотрев достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в представлении ООО «Восточные Рубежи» декларации о соответствии № Д-СN.ПБ37.В.01399, не распространяющую свое действие на трехслойное нетканое полотно из химических нитей, изготовитель, согласно маркировки – ЗАО «ФИО2 – строительные материалы», что явилось основанием не соблюдения в отношении товаров запретов и ограничений, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10702000-1038/2015 в отношении ООО «Восточные Рубежи»  и проведении по нему административного расследования.

28.07.2015 таможенным органом по факту нарушения требований таможенного законодательства, выразившихся в представлении ООО «Восточные Рубежи» декларации о соответствии № Д-СN.ПБ37.В.01399, не распространяющей свое действие на трехслойное нетканое полотно из химических нитей, что могло послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, Решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, запретов и ограничений, составлен протокол № 10702000-1038/2015 по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

10.08.2015 при рассмотрении дела в действиях заявителя были выявлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 16.2 КоАП РФ, на основании чего административным органом было вынесено постановление № 10702000-1038/2015 о привлечении ООО «Восточные Рубежи» к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с постановлением Владивостокской таможни №10702000-1038/2015 от 10.08.2015, и полагая, что оно нарушает права и законные интересы общества, декларант обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

По правилампункта 1 статьи 152ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативно-правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Под запретами и ограничениями согласно пункту 8 статьи 4 ТК ТС понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии со статьей 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении запретов и ограничений. При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров Таможенного союза.

В силустатьи 179ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящимКодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (пункт 1 статьи 181 ТК ТС).

В таможенной декларации указываются основные сведения, закрепленные в пункте 2 статьи 181 ТК ТС, в том числе сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), сведения о соблюдении ограничений, сведения о производителе товаров.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза (статья 180 ТК ТС).

На основании статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее по тексту - Закон №184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного Закона.

Положениями пункта 1 статьи 183 ТК ТС установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС. К таким документам, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС, в том числе, относятся документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений.

Требования о представлении при таможенном декларировании документов, подтверждающих соблюдение, установленных ограничений (документы о соответствии) также установлены подпунктами «а», «б» пункта 9 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 25.12.2012 №294, исходя из которых подача таможенной декларации на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (документы о соответствии), к которым относятся: сертификат соответствия, декларация о соответствии, сертификат соответствия Таможенного союза.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона №184-ФЗ декларация о соответствии и сертификат соответствия (документы о подтверждении соответствия) имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядокввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второгопункта 1статьи 29 Закона №184-ФЗ и с учетом положенийпункта 2статьи 29 того же Закона, устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с Приложением к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии № 39 от 26 апреля 2012 года «Инструкция о порядке заполнения декларации на товары», реквизиты документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, указываются в гр. 44 ДТ, где под кодом 01191 проставляется номер, дата и срок их действия (в случае, если срок действия ограничен).

Как следует из материалов дела, в ходе таможенного контроля установлено, что ООО «Восточные Рубежи» с целью подтверждения соответствия заявленных в ДТ № 10702030/090615/0034284 товары – нетканое полотно из химических нитей, предназначенное для отделочных работ, код в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС – 5603139000, представлена декларация соответствия № Д-СN.ПБ37.В.01399 от 24.03.2015.

Трехслойное нетканое полотно из химических нитей, предназначенное для отделочных работ, классифицируемое в соответствии с кодом ЕТН ВЭД ЕАЭС 5603139000, включено в список продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Регламент), утвержденного Постановлением Правительств Российской Федерации № 140 от 17 марта 2010 года.

Заявителем в материалы дела предоставлена декларация о соответствии № Д-СN.ПБ37.В.01399 на материалы отделочные - полотно нетканое трехслойное, нетканое полотно из химических нитей, предназначенное для отделочных материалов.

Как следует из материалов дела по результатам проведения таможенного контроля инспектором ОТОиТК таможенного поста «МПВ» установлено, что фактически в контейнерах №№ SKHU9523496, SKHU9523520, SKHU9525014, SKHU9525061, находится трехслойное нетканое полотно из химических нитей, на котором нанесена маркировка, содержащая информацию: «Производитель - «ЗАО «ФИО2-строительные материалы», РФ, 117393, <...>».

Между тем, согласно письму производителя товара - компании ISOPLUSINTERNATIONALLIMITED в соответствии с Приложением № 16 от 19.06.2015 г. к контракту № 1/CNBM от 07.07.2009 г. вместе с товарами могут поставляться (в том числе, быть наклеены) этикеткисо следующим содержанием «Производитель: ЗАО «ФИО2 — строительные материалы», Российская Федерация, 117393, <...>».

В соответствии с п.1 Приложения №16К контракту №1/CNBM от 07.07.2009 стороны договорились изложить пункт 4.7 контракта в следующей редакции «вместе с товарами могут поставляться этикетки со следующим содержание «ЗАО «ФИО2-строительный материалы».

Согласно представленному в материалы дела письму ООО «ФИО2», ни ЗАО   «ФИО2-строительный материалы», ни его правопреемник на территории Китайской народной республики заводов и производств не имеет.

Таким образом, из содержания вышеназванных документов следует, что фактически, несмотря на нанесенную маркировку, производителем товара является компании ISOPLUSINTERNATIONALLIMITED, имеющая в отношении производства и обслуживания тканей и пакетов из полипропилена/полиэтилена сертификат №SQ31080462А, подтверждающий, что система управления качеством соответствует требованиям ISO 9001:2000.  Доказательств обратного таможенным органом в материалы дела не предоставлено.

В соответствии состатьей 26.1КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящимКодексомили законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии спунктом 3 статьи 16.2КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Из содержания примечания 2 кстатье 16.1КоАП РФ следует, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров при их помещении под таможенную процедуру.

Объективная сторона состава правонарушения включает в себя заявление декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представление недостоверных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Для установления в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, события правонарушения необходимо установить взаимосвязь между заявлением в декларации недостоверных сведений (представление недействительных документов) и наличием оснований для неприменения к товарам запретов и ограничений.

В соответствии счастью 1 статьи 2.1КоАП РФ административным правонарушением признаетсяпротивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названнымКодексомили законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из даннойнормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласночасти 1 статьи 1.5КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное вчасти 2 статьи 2.1Кодекса.

Согласно названнойнорме, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указаннымКодексомили законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая изложенное, суд считает, что таможенный орган не доказал нарушение ООО «Восточные рубежи» требований ст.ст. 152, 183 ТК ТС, а именно: общество выполнило возложенные на нее обязанности по представлению в таможенный орган необходимых документов при декларировании товаров и приняло для этого все зависящие от него меры, поскольку заявителем представлены доказательства о том, что декларация о соответствии № Д-СN.ПБ37.В.01399 распространяет свое действие на материалы отделочные трехслойное нетканое полотно из химических нитей, предназначенное для отделочных материалов, кроме того, проставление надписи «ЗАО «ФИО2 — строительные материалы» на вышеуказанном товаре является в соответствии с п.1 Приложения №16К контракту №1/CNBM от 07.07.2009 этикеткой, носящей рекламно — маркетинговый характер.

Исследовав материалы дела, суд установил отсутствие в деле доказательств того, что представленная обществом декларация о соответствии №Д-CN.ПБ37.В.01399 от 24.03.2015 является недействительной в смысле, придаваемом примечанием 2 к статье 16.1 КоАП РФ, то есть являются поддельным документом, полученным незаконным путем, содержащим недостоверные сведения, относящимся к другим товарам, либо не имеющим юридической силы.

Таможенный орган не доказал, что декларация о соответствии являлась недействительным документом, и названный в ней товар невозможно было идентифицировать с тем, который предъявлен заявителем к таможенному оформлению по спорной ДТ №10702030/090615/0034284. Доказательства несоответствия сведений о существенных признаках товара, заявленных обществом в декларации о соответствии №Д-CN.ПБ37.В.01399 от 24.03.2015  и спорной ДТ№10702030/090615/0034284, со сведениями отраженными в акте таможенного досмотра №10702030/170615/004130 с учетом требований, установленных законом для процедуры подтверждения соответствия, таможня не представила.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи с совокупности, суд приходит к выводу о том, что таможенный орган не доказал состав вменяемого административного правонарушения по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Следовательно, требование общества о признании незаконным и отмене постановления таможни подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконным и отменить постановление Владивостокской таможни по делу №10702000-1038/2015 об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                            Турсунова Ю.C.