ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-17917/15 от 18.12.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-17917/2015

18 декабря 2015 года

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Е.М.Попова,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.П.Маковецкой,

рассмотрев в судебном заседании 15 декабря 2015 года дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Лодия Марин» (ИНН 2537081054, ОГРН 1102537001225, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.03.2010)

к инспекции федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока (ИНН 2537019306, ОГРН 2503462385 , дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004)

о признании недействительными решений от 05.06.2015 №11-22/39385 и №11-22/580

при участии в заседании:

от заявителя – Козинец Т.В.

от инспекции – Степин С.В., Снежко А.Н.

установил:

         Общество с ограниченной ответственностью «Лодия Марин» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к инспекции федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока (далее по тексту – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.06.2015 №11-22/39385 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и решения от 05.06.2015 №11-22/580 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению».

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в заявлении и дополнениях к заявлению, полагает неправомерным применять пропорциональный метод распределения в отношении всех налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Полагает, что ООО «Лодия Марин» вело раздельный учет налоговых вычетов по НДС, относящихся к разным видам деятельности на основании порядка, установленного п.4 ст. 170 НК РФ, так как действующим законодательством не регламентирован другой порядок ведения раздельного учета. При этом если расходы относятся только к облагаемым налогом операциям, то НДС полностью относится на вычеты в соответствии с п.2 ст. 172 НК РФ и абз.3 п.4 ст. 170 НК РФ, для этого законодательством не установлен какой-то особый порядок, который должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика; если расходы относятся только к необлагаемым налогом операциям, то НДС в вычеты не включается и учитывается в стоимости товаров (работ, услуг) в соответствии с абз.2 п.4 ст. 170 НК РФ; если расходы относятся одновременно и к облагаемым и необлагаемым налогом операциям, то НДС принимается к вычету либо учитывается в стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг) в порядке установленной принятой налогоплательщиком учетной политикой, в соответствии с абз.4 п.4 ст. 170 НК РФ. Считает, что все первичные документы, в т.ч. договоры, счета-фактуры, накладные и акты по приобретенным и реализованным товарам (работам, услугам)), а также бухгалтерские регистры, позволяющие соотнести обороты с видом деятельности, были предоставлены в налоговый орган во время проведения проверки.

         Налоговый орган, возражая против заявленных требований, в письменном отзыве и дополнительных пояснениях указал, что поскольку налогоплательщиком учетной политикой не определен порядок ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, в ходе камеральной налоговой проверки на основании пункта 4.1 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации произведен перерасчет сумм входного налога на добавленную стоимость, подлежащего включению в состав налоговых вычетов, что повлекло за собой уменьшение суммы налога, заявленного к возмещению по итогам  проверяемого налогового периода, а также доначисление сумм налога, пени и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, чтоООО «Лодия Марин» во втором квартале 2014 года осуществляло деятельность, как облагаемую НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ  по ставкам «18» и «10» процентов (реализация топлива, рыбопродукции) и в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ по ставке «0» процентов (оказание услуг по международной перевозке товаров), так и деятельность по оказанию услуг по перевозке грузов морским транспортом, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.

         В ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (корректировка №1) по налогу на добавленную стоимость за 2-й квартал 2014 года, представленной обществом с ограниченной ответственностью «Лодия Марин» 04 декабря 2014 года,  установлено необоснованное применение ООО «Лодия Марин» ставки «0» процентов по операциям реализации услуг по перевозке рыбопродукции на сумму 1 956 094 руб. между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации, а также неправомерное завышение налоговых вычетов на общую сумму 1 601 411 руб. (в том числе приходящихся на реализацию по ставке «0» процентов - 1 567 719 руб., на реализацию на внутреннем рынке - 33 692 руб.).

         Выявленные нарушения отражены в акте камеральной проверки от 27.02.2015 №11-22/31615, который 11.03.2015 направлен налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу государственной регистрации (690012, г. Владивосток, ул. Березовая, 30).

         ООО «Лодия Марин», обнаружив ошибки в уточненной декларации по НДС (корректировка №1) за 2-й квартал 2014 года, представило в налоговый орган 23.03.2015 уточненную налоговую декларацию (корректировка №2) по НДС за указанный период. Кроме того, не согласившись с фактами, изложенными в акте от 27.02.2015 №11-22/31615, а также с выводами и предложениями проверяющих, общество в порядке п.6 ст. 100 НК РФ представило письменные возражения (вх. от 24.03.2015 № 05123).

Рассмотрение акта, материалов камеральной налоговой проверки с учетом возражений и уточненной налоговой декларации (корректировка № 2) по НДС за 2-й квартал 2014 года состоялось 24.04.2015. Налоговым органом в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств подтверждения факта совершения ООО «Лодия Марин» нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, приняты решения от 06.05.2015 №87 «о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля» и №94 «о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки».

Указанные решения, извещение от 13.05.2015 № 11-34/3066 о времени и месте рассмотрения акта и материалов камеральной налоговой проверки и об ознакомлении с результатом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля направлены налогоплательщику 15.05.2015 по почте заказным письмом с уведомлением по адресу государственной регистрации и получены обществом 18.05.2015, что подтверждается карточкой почтового уведомления.

Рассмотрение акта и материалов камеральной налоговой проверки с учетом возражений, уточненной налоговой декларации (корректировка №2) по НДС за 2-й квартал 2014 года, дополнительных мероприятий налогового контроля состоялось 02.06.2015 в отсутствие налогоплательщика (его представителя), извещенного должным образом (протокол от 02.06.2015 б/н).

По итогам рассмотрения материалов камеральной проверки, возражений налогоплательщика с учетом уточненной налоговой декларации (корректировка №2) по НДС за 2-й квартал 2014 года и дополнительных мероприятий налогового контроля, инспекцией приняты решения от 05.06.2015 №11-22/39385 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и №11-22/580 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», согласно которым обществу дополнительно начислено 1 540 933 руб., в том числе НДС - 1 205 646 руб., пени - 94 158 руб., предъявлены штрафные санкции, предусмотренные п.1 ст. 122 НК РФ - 241 129 руб., а также отказано в возмещении НДС в сумме 395 765 руб.

         Воспользовавшись правом апелляционного обжалования, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган.

         Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 14.08.2015 №13-09/20920 апелляционная жалоба ООО «Лодия Марин» от 14.06.2015 №33/Н удовлетворена в части признания обоснованности применения обществом ставки «0» процентов по операциям реализации услуг по перевозке рыбопродукции на сумму 1 956 094 руб. в связи с чем решение от 05.06.2015 №11-22/39385 отменено в части доначисления НДС в сумме 260 707 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафных санкций, предусмотренных п.1 ст. 122 НК РФ, решение от 05.06.2015 №11-22/580 оставлено без изменения и ИФНС России по Первомайскому району г. Владивостока поручено произвести соответствующий перерасчет и направить его в Управление и налогоплательщику в шестидневный срок с момента получения настоящего решения.

       Уточненный расчет по решению от 05.06.2015 №11-22/39385 был направлен инспекцией в адрес налогоплательщика 21 августа 2015 года, согласно которому за 2-й квартал 2014 года доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 944 939 руб., пени в сумме 93 029 руб., ООО «Лодия Марин» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 188 988 руб. и уменьшена сумма, заявленная к возмещению в размере 395 765 руб.

Полагая, что решения инспекции от 05.06.2015 №11-22/39385 «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и №11-22/580 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» не соответствуют закону и нарушают права и интересы в сфере экономической деятельности, ООО «Лодия «Марин» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд, оценив доводы заявителя, возражения налогового органа, исследовав материалы дела по существу, пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3,6-8 статьи 171 НК РФ.

Таким образом, применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий.

В силу пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Согласно пункту 4.1 статьи 170 НК РФ пропорция, указанная в абзаце четвертом пункта 4 настоящей статьи, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.

Из правового смысла названных положений НК РФ следует, что законодательством установлен критерий, в соответствии с которым суммы НДС, включенные в цену приобретенных товаров (работ, услуг), налогоплательщик либо предъявляет к налоговому вычету, либо включает в состав расходов при исчислении налога на прибыль. Таким критерием является характер использования приобретенных товаров (работ, услуг), а именно: используются они для совершения операций, подлежащих обложению НДС, или для операций, не подлежащих обложению названным налогом (освобождаемых от налогообложения).

В тоже время, в отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, используемых для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, законодатель определил особый порядок учета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), позволив налогоплательщику включить их в состав налоговых вычетов при наличии раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, закрепленного в учетной политике налогоплательщика.

         Следовательно, обязанность вести раздельный учет сумм налога возникает у налогоплательщика в случае  приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, используемых для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

         В отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, используемых только для осуществления облагаемых налогом операций либо только для не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, такой обязанности не предусмотрено.

Судом установлено, что в проверяемом периоде ООО «Лодия Марин»  осуществляло операции, как облагаемые налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ  по ставкам «18» и «10» процентов (реализация топлива, рыбопродукции) и в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ по ставке «0» процентов (оказание услуг по международной перевозке товаров), так и не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения) операциипо оказанию услуг по перевозке грузов морским транспортом, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.

         Исходя из представленной обществом книги покупок за 2-й квартал 2014 года, общая сумма НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) составила 12 230 738,52 руб.

        Согласно уточненной (корректировка №2) налоговой декларации по НДС за 2-й квартал 2014 года общая сумма налоговых вычетов распределена налогоплательщиком следующим:

- в Разделе 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ, в строке 130 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ, а также сумма налога подлежащего вычету в соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК РФ» – в размере 7 886 550 рублей;

- в Разделе 4 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки «0» процентов по которым документально подтверждена», графе 3 «Налоговые вычеты по операциям, обоснованность применения налоговой ставки «0» процентов по которым документально подтверждена» - в размере 3 344 944 рубля;

- в Разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев» в графе 3 «Сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) не подлежащая вычету» – в размере 999 244 рубля.

         Оценивая правомерность включения в состав налоговых вычетов в Разделе 3 налоговой декларации суммы НДС в размере  7 886 550 рублей, судом установлено, что   налогоплательщиком соблюдены условия, предусмотренные  абзацем три пункта 4 статьи 170, подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 171 НК РФ, в отношении предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения или товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи налога в размере 7 667 342,67 рублей, поскольку:

- НДС в размере 6 464 187,14 руб., предъявлен по приобретенным товарам, операции по реализации которого, облагаются НДС по ставке  «18» и «10» процентов, в период проведения камеральной проверки в налоговый орган были предоставлены документы, идентифицирующие оптовую торговлю и место реализации: это договоры, счета-фактуры и товарные накладные по приобретению и реализации товаров, а также бухгалтерские регистры по счетам 41 «Товары» и 19 «НДС по приобретении товаров и издержек обращения», составление данных документов предусмотрено учетной политикой предприятия, следовательно, имелась объективная возможность определить к какому конкретному виду деятельности относятся расходы на приобретение товаров;

         - НДС в размере 305 987,3 руб. по счету-фактуре ООО «Остшипинг» от 21.05.2014 №40 оплата фрахта т/р «СИЕРРА», используемого в целях перевозки рыбопродукции, облагаемой по ставке «18» процентов, что подтверждается представленными счетами-фактурами;

         - НДС в размере 897 168,23 руб. по счету – фактуре ЗАО» Южморрыбфлот» от 04.05.2014 №322 оплата фрахта на т/р «Рустика», используемого в целях перевозки рыбопродукции, облагаемой по ставке «18» процентов, что подтверждается представленными счетами-фактурами.

         Вычеты сумм налога, заявленные в Разделе 4 налоговой декларации в размере 3 344 944,26 рубля относятся непосредственно к операциям, облагаемым НДС по ставке «0» процентов, в т.ч.:

         - НДС в сумме 898 720,7 руб., предъявленный при бункеровке и снабжении т/р «Карагинский», осуществляющего в рассматриваемом периоде только деятельность облагаемую НДС по налоговой ставке «0» процентов, о чем свидетельствуют результаты камеральной налоговой проверки подтвердившие обоснованность применения налоговой ставки «0» процентов в отношении операций по реализации услуг т/р «Карагинский»,.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что суммы НДС в размере 8 566 063,37 руб. по товарам (работам, услугам), используемым исключительно для осуществления операций, облагаемых этим налогом, на основании абзаца третьего пункта 4 статьи 170 НК РФ правомерно заявленные к вычету в соответствии со статьей 172 Кодекса и в отношении данных операций не требуется ведение раздельного учета.

В отношение НДС в сумме 655 134,95 руб. предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) необходимых для эксплуатации  т/р «Кронштадский», 42 163,1 руб. - предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) необходимых для эксплуатации т/р «Лиманский», 2 940 354,25 руб. – предъявленного при бункеровке и снабжении т/р «Надежда» и в сумме 27 022,79 руб. - по общехозяйственным расходам суд приходит к выводу, что представленные в материалы дела доказательства не позволяют с достоверностью соотнести произведенные расходы с определенным видом деятельности налогоплательщика, поскольку указанные транспортные суда в рассматриваемый период использовались как для оказания услуг по международной перевозке товаров, так и по перевозке грузов морским транспортом, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Порядок расчета пропорции на момент возникновения спорных правоотношений определялся пунктом 4.1 статьи 170 НК РФ установившим, что  пропорция, указанная в абзаце четвертом пункта 4 настоящей статьи, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.

Из сведений, содержащихся в книге покупок за 2-й квартал 2014 года, сумма НДС, предъявленная обществу и подлежащая включению в состав налоговых вычетов, составила 12 230 738,58 руб.

Согласно данным уточненной (корректировка №2) налоговой декларации по НДС за 2-й квартал 2014 года сумма реализации за 2-й квартал 2014 года в размере 17 556 675 руб. в общем объеме реализации за указанный налоговый  период в размере 91 767 464 руб. составила 19.1317 процентов.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пропорциональному распределению подлежит «входной» НДС в сумме 701 114,64 руб., в т.ч.:

         - в сумме 655 134,95 руб. - предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг) необходимых для эксплуатации  т/р «Кронштадский»;

         - 42 163,1 руб. - предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг) необходимых для эксплуатации т/р «Лиманский»;

         - 2 940 354,25 руб. – предъявленный при бункеровке и снабжении т/р «Надежда»;

- 27 022,79 руб. - по общехозяйственным расходам, в связи  с тем, что раздельным учетом не возможно с достоверностью соотнести произведенные расходы с определенным видом деятельности налогоплательщика.

В связи с чем сумма налоговых вычетов, приходящаяся на реализацию, не подлежащую налогообложению (освобожденную от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, исчисленная пропорционально в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 4.1 статьи 170 НК РФ составляет 701 114,64 руб. (3 664 675,09 руб. х 19.1317%), поскольку пропорционально принимаются к вычету суммы налога по товарам (работам, услугам) используемым для осуществления как облагаемым налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций и такой порядок распределения налога применяется только в том случае, когда отсутствует объективная возможность определить к какому конкретному виду деятельности относятся те или иные расходы.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.01.2013 №Ф03-6326/2012.

Согласно сведениям, отраженным в уточненной (корректировка №2) налоговой декларации за 2-й квартал 2014 года налогоплательщик заявил в составе налоговых вычетов сумму 12 230 738 руб. и распределил ее следующим образом:

- 7 886 550 руб. – приходящиеся на операции облагаемые налоговыми ставками 18% и 10%;

- 3 344 944 руб. – приходящиеся на операции облагаемые налоговой ставкой 0%;

- 999 244 руб. – приходящиеся на операции не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Из материалов дела следует, что налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки произвел расчет налоговых вычетов по НДС в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ, то есть в пропорции оказанных услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от налогообложения, к общей стоимости реализованных товаров (работ, услуг). В результате чего сумма НДС, приходящаяся на операции не облагаемые налогом на добавленную стоимость определена налоговым органом в размере 2 339 948 руб.

При этом проверяющие применили пропорциональное распределение в отношении всей суммы налоговых вычетов, тогда как в силу положений абзаца 4 пункта 4 статьи 170 НК РФ указанный порядок применяется только в отношении сумм налога, предъявленного продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Обязанность применять пропорциональное распределение сумм налоговых вычетов по НДС, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг), используемых исключительно для осуществления операций облагаемых НДС по налоговым ставкам «0», «10» или «18» процентов  законодательно не предусмотрена.

Довод инспекции в оспариваемом решении на то, что порядок ведения раздельного учета сумм входного НДС по облагаемым и освобожденным от налогообложения операциям учетной политикой общества не закреплен, судом отклоняется в связи с тем, что отсутствие в учетной политике порядка определения пропорционального распределения НДС, не может лишить налогоплательщика права на установленный налоговый вычет, при соблюдении иных условий, предусмотренных статьями 169,171,172 НК РФ.

       Налогоплательщик в уточненной (корректировка №2) налоговой декларации за 2-й квартал 2014 года заявил налоговые вычеты, приходящиеся на операции, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость в сумме 999 244 руб., что превышает сумму налоговых вычетов в размере 701 114,64 руб., рассчитанную судом, следовательно, ООО «Лодия Марин» в представленной налоговой декларации занизило сумму налоговых вычетов, приходящуюся на операции, облагаемые НДС, что привело к занижению суммы налога, подлежащего возмещению по итогам налогового периода.

Учитывая изложенное, решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району г. Владивостока от 05.06.2015 №11-22/3985 «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» противоречит действующему налоговому законодательству.

Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ решение об отказе в возмещении (об отказе в возмещении частично) принимается по результатам камеральной проверки одновременно с решением о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности).

Поскольку основания отказа в возмещении налогоплательщику НДС, изложенные в оспариваемых в рамках настоящего дела решениях, идентичны, принимая во внимание, что решение инспекции от 12.11.2014 №11-14/5302 признается судом не соответствующим положениям налогового законодательства, суд приходит к выводу о том, что решение налогового органа от 05.06.2015  №11-22/580 «об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению»также признается судом недействительным.

       На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит судебные расходы по уплате государственной пошлины на налоговый орган.

        Руководствуясь статьями 110,167-170,201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

        Признать недействительным решение инспекции федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока от 05.06.2015 №11-22/39385 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и решение от 05.06.2015 №11-22/580 «об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению».

         Взыскать с инспекции федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лодия Марин» судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.

        Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                            Попов Е.М.